+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Град Господень - храмы Москвы

Град Господень - храмы Москвы

 

 

 

                                                                                        ГРАД ГОСПОДЕНЬ

    Ни одно другое явление Русской жизни не связано так тесно с судьбой Москвы, а порой и всей России, как храмы и монастыри Первопрестольной. Искони они не только определяли архитектурный облик города, но и были причастны к быту и культуре, искусству и политике, духовным исканиям и государственным делам. Наконец, храмы как места концентрации сакральной силы образовывали особый энергетический рельеф города.

    Москва всегда была "обильна церквами". В златоглавой, сверкавшей куполами "сорока сороков", соборам и храмам как местам Божественного присутствия горожане всегда отдавали самое лучшее. О наделение церквей "всякою красотою" заботилась и светская, и духовная власть. Московские храмоздатели собирали реликвии, вписывая тем самым Русские церкви в общую церковную историю. Наряду с важными государственными или политическими событиями сведения о строительстве храмов, о писании икон, создании драгоценных церковных книг или сосудов вносили в летописи. Возможно, за особую ревность к Вере Москву с XIV века, стали именовать Градом Господня.

 

 

 

 

 

    В основе русского благочестия лежала воспринятая от Византии идея воплощения веры в красоте храма, церковного обряда и утвари. Вот почему церкви возводили в самых красивых местах, и они становились самыми красивыми зданиями в округе. 

    В церковном сооружении с самого начала все было символично. "Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий ангелов и человеков и всякое дыхание земное, - такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре и живописи", - писал князь Евгений Трубецкой. Крест, лежащий в основе храма, указывал на стороны света и символически объединял их. Центр храма покоился на пересечении линий креста в подкупольный пространстве. Купол и своды знаменовали Божественные небеса, купол как Глава Господня венчал все здание, а завершавший его крест символизировал единство земного и небесного. Столпы-пилоны, опора сооружения, напоминали о святых подвижниках, на благих деяниях которых зиждется величие Церкви. Три нефа, на которых делится внутреннее пространство храма, являли три ипостаси Господа...

    Гармонию храмовой архитектуры дополняли одухотворенные мозаики, фрески и иконопись, мерцавшие в сияние свечей и лампад, дивное хоровое пение и таинство литургии. Колокольный малиновый звон с церковных звонниц плыл над городом, призывая горожан на молитву, а также оповещал о торжественных или скорбных событиях. 

 

 

    

 

    Густав Шварц. Иллюминация Воскресенских ворот и Кремля в 1856 году. В августе 1856 года в Москве торжественно проходила коронация императора Александра II. 

 

 

    История московских храмов тесно переплетена с историей города, который стоит около девяти веков. "Эти века "стояния" - сплошные бури: нашествия и пожары, глад и губительство, огонь и меч. Восток и запад, Север и Юг ломились в открытую Москву и через Москву, испепеляя, сравнивая с землей. А она снова возникала", - писал И. Шмелев. Он полагал, что Москве помогли выстоять вера и сила: "Эта сила являет себя в водительстве русских святых угодников: толкуется мудрецами, Русской мыслью и русским чувством; вскрывается вдохновением поэтов. Это стихийное, "Русский дух", никем ещё не осознанный. Это хранило и сохранило Москву... Так вещают духовные водители России, истолкователи российского удела".

 

 

 

                                                       А. М. Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века.  

 

 

    До октябрьского переворота 1917 года в Москве действовало 848 храмов, 78 часовен, 15 мужских и 10 женских монастырей. В годвы советского атеистического лихолетья Московские церкви и монастыри постигла страшная судьба. Их закрывали, сносили с лица земли, превращали в склады, магазины, детские колонии. В лучшем случае они попадали в ведения музеев. Церковные ценности расхищали и конфисковывали, а служителей церкви отправляли в лагеря и расстреливали.

 

 

 

 

                                                                  Церковь Успения на Покровке. Фотография. Конец XIX века. 

 

 

   В посткомунистические перестроечные 1980 - 1990 гг., символом которых стало сооружение храма Христа Спасителя, многие осквернённые церкви Москвы стали возвращать верующим и восстанавливать. Строили и новые церкви, например храм Троицв Живоначальной в Орехово-Борисове, посвящённый 1000-летию Крещения Русси; он стал одним из самых красивых храмов Москвы. В 1990 г. в Москве уже насчитывали 171 действующий храм. 

    Ныне в столице действуют более 700 более 700 православных храмов и 10 монастырей. Как и прежде возносятся к небу купола, похожие на пламя свечей, знаменуя молитвенное горение. Все больше людей приходят в церковь, в тот мир, который князь Е. Н. Трубецкой назвал "миром, собранным воедино благодатью , таинственно преображенным в соборное тело Христово. Снаружи он... весь стремление ввысь, молитва, подьемлющая, к крестам каменные громады и увенчанна сходящимися с неба огненными языками. А внутри он - место совершения величайшего из всех таинств - того самого, которым полагается начало собору всей твари".