+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Монастыри Тверской области

Монастыри Тверской области

Монастыри Тверской области
Монастыри Тверской области

 

 

      На Афон, женщин не пускают. На тверской земле есть Афонский уголок. Николо Малицкий мужской монастырь.

 

 

                      Появление христианства в Тверской земле    

 

    Свет Христовой истины и новой жизни во Христе воссиял для русского человека более тысячи лет назад. Тогда, здесь в Тверской земле был лишь сплошной ковёр лесов разрезанный лишь узкими полосками неторопливых рек, по берегам которых в небольших селениях жили землепашцы, рыболовы и охотники. Городов на Руси тогда было мало. Смоленск, Новгород, Суздаль и конечно же столица - Киев. А на территории нынешней Тверской области был всего лишь один маленький городок, Новый Торг - сегодняшний Торжок. 

    Когда в 1515 году в Торжок приходит преподобный Ефрем, именно с его мисионерской деятельностью историки связывают начало христианизации верхневолжья, такие города, как Тверь, Кашин, Калязин ещё не существовали. Тогда ещё не было и самого понятия - Тверская земля. 

 

 

 

 

    Это великая русская река Волга. Которое берет своё начало здесь, в Тверской земле. А вообще верхневолжье это край великого водораздела Днепровской и Волжской водных систем. До середины первого тысячелетия здешние места населяли фины и балты, предки современных эстонцев и латышей. Но в середине пятого века сюда приходят славяне и начинается их расселение. На севере и северо-востоке Русской равнины. 

 

 

    С течением времени славянские племена довольно плотно заселили верховье западной Двины и Волги, территорию современной Тверской области. Здесь жили и другие народности, меря и вейсы. И хотя внешне они схожи со славянами, но говорили на разных языках. 

    Основные источники по которым историки и археологи восстанавливают картину тех дней, это курганные могильники и остатки поселений. Тверскую землю осваивали два больших славянских племени. На севере жили новгородские словене, а на юге кривичи. Они занимали громадную территорию от восточной Белоруссии, верховье Днепра до современной Костромы. 

Усыпальницы кривичей это длинные курганы. 

 

 

    

 

 

    Человека хоронили вот в таком вот кургане. Новые захоронения, его делали присыпая новую могилу к старой. В результате получалось длинная валообразная насыпь. На территории современной Тверской области славянские курганы сохранились границах в Вышневолоцкого, Бологовского и Удомильского районов. 

    Новгородские Словене хоронили своих усопших иначе. Они насыпали над прахом умерших курган или холм. Но в начале был погребальный костер. На него несли воинов погибших в сечях и простых селян. Рядом с телами усопших полагали оружие, домашнюю утварь, то, чем пользовались покойный в своей жизни. Все это вместе с телами усопших предавалось огню. 

   Не сохранилось письменных свидетельств о том, как славяне рассеялись на территории верхневолжья. Но об укладе их жизни, мы можем кое-что узнать из византийских источников. 

    - От славян вернулся мой человек.

    - Что же нового он сообщает?

    - Он утверждает что их развелось очень много. И эти племена славяне-анты управляются не одним человеком, а живут в народноправстве. 

    - А, демократия. Анты, анты, анты - здесь звучит корень латинского слова - раньше. Или это греческое - против, анти. 

    - Против. Так они пытаются жить в демократии. 

    - Судьба, они не знают. И вообще они не знают, что судьба по отношению к людям имеет определенную силу. 

    - Это любопытно.

    Императорский вельможа был не совсем прав говоря о народоправстве в жизни славян. Родовые славянские общины они все же подчинялись подчинялись местным князьям, которые раз в год по осени, когда уже был собран урожай привозили дань на погосты. Там жили княжьи люди. Мёд и пушнину, мясо хлеб и рыбу все это везли на погосты. А оттуда собранную дань под надежной охраной отправляли князю в город. 

    Погосты были не просто местом для сбора княжеской дани, сюда приезжали и купцы которых в древней руси именовались словом-гость. Отсюда и произошло название погост. На погосте можно было не только купитьили продать товар, но и узнать последние новости. Заезжали сюда и миссионеры из Византии. 

 

 

    

   

   

 

 

    - Значит, ты говоришь если я приму твою веру, меня возьмут в рай. 

    - Да. Крестись, и ты будешь спасен. 

    Однажды приехав на погост с ежегодной данью люди с удивлением узнали, что в далёком от Тверской земли Киеве, князь Владимир Святославович, установил новую веру, став христианином и приглашает всех своих поданных принять святое крещение. 

    - Спешите обратиться к истиной Вере. Никто не ведает своего часа. Сам Бог говорит с вами через моё посредство. 

    Отныне не требовалось убивать людей и животных дабы принести жертву языческим богам. Не нужно было вырубать из дерева идолов и слушать заклинания кудесников. Капризные, своенравные, жестокие языческие боги, канули в прошлое. О христианском Боге, напротив, говорили, что Он, есть любовь и слышит истинную молитву человекаво всякое время и в любом месте. Он, Христос Спаситель взял на Себя грехи всех людей. Приняв за всех нас мученическую смерть на кресте. Потом придёт в мир ещё раз, и каждый из нас от сделанных дел и поступков или прославится или постыдится. 

    - Я, говорил о Господнем гневе. В любовной заботе о ваших душах. Позволь мне, остаться среди вас, говорить с вами. 

    С приходом в верхнемволжье преподобного Ефрема, в окрестностях Торжка изменяется погребальный обряд. 

    Да это ещё курган, но это уже не трупосожение, а трупоположение. Для историков и археологов, впрочем как и для нас с вами, это явление является убедительным свидетельством того, что началась христианизация всего верхневолжья. 

    Преподобный Ефрем приходит в верхневолжье с юга. Венгр по национальности, он имел двух братьев. Один погиб прикрывая собой благоверного князя Бориса, другой преподобный Моисей принял постриг в Киево Печерской Лавре и был прославлен в лике святых как преподобный Моисей Угрин. В домонгольскую эпоху только Торжок был наиболее крупным поселением на территории современной Тверской области. 

    В древности город назывался Новый Торг. И был южным форпостом господина Великого Новгорода. Новый Торг стоял на пересечении торговых путей и потому город динамично развивался. Со временем новгородцы даже стали считать Новый Торг своим соперником и как бы желая унизить стали унизительно называть его Торжком. 

    Преподобный Ефрем основывает в Торжке обитель в честь благоверных Давида и Романа, ибо благоверные князья Борис и Глеб в крещении носили имена этих святых. Монастырь сохранился до наших дней, но был переименован в Борисоглебский. 

 

 

    

     

 

    Примером своей праведной жизни преподобный Ефрем начинает проповедническую деятельность, которая уже вскоре приносит ощутимые плоды. 

    В иных местах современной Тверской области христианство приживалось с трудом, так например в Торопце язычество прочно удерживало свои позиции, что понудило одного Торопецкого купца по имени Черн уйти на юг. Позднее он стал известным как преподобный Исаакий Киевопечепрский. Любите врагов ваших, молитесь за проклинающих вас. Это одна из пожалуй самых трудноисполнимых христианских заповедей. Вскоре на руси появились люди которые своей жизнью даже до смерти доказали приверженность Христу и его церкви. В следующий раз, поговорим о страстотерпческом подвига князя Глеба, сына Владимира Святославовича, крестителя Руси. 

 

 

                                                                        Предание о Глебе

 

 

    Со скорбью повествует русские летописи о мученической кончине двух братьев, князей Бориса и Глеба. Эти первые русские святые были названы страстотерпцами. Они первыми на Руси повторили подвиг Спасителя, добровольно и с кротостью приняли мученический венец. В год 988-ой, просветился Владимир сам и сыновья его и земля его. Было у него 12 сыновей и посадил Вышеслава в Новгороде, Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме. 

    Двенадцать сыновей Киевского князя Владимира крестителя Руси. Двенадцать разных привычек и характеров. Но отец при жизни, силой и авторитетом своей власти гостил возникавшие в семье соры и разногласия. 

    - Боже! Научи не только карать, но и прощать. Прощал я. Но Ярослава вразумил. И все одно я, люблю вас. А, вы? Дал вам, княжество. А Вы, отошли от меня. Думалось мне, возвеличить и далее, Русь. Но, кто? 

    Судьба Бориса и Глеба бяла предопределена тем, что из всех сыновей Владимира, те двое были детьми его последнего третьего христианского брака, с греческой царевной Анной. И любил их и назначил братьям соседний удел. 

 

 

    

 

 

 

    - Глеб, почти отрок еще. Мстислав, так... Нелюб, ему Киев. А, Святополк. Породнился с польским королём Болиславом, взял его дочь в жены. Родную землю, готов продать латининам. Только ты, Борис, единственная моя, надежда. Тебя признают императоры Византийские. Жаль, только добр, ты без меры. 

    Будучи глубоковерующими людьми, братья исполняя заветы отца, правили в свои города справедливо и честно. Борис и Глеб твердо верили если совершать злые дела здесь, в земной жизни, это непременно отдалит человека от Бога и Он не сможет быть с ним в вечности. 

    Эту основополагающую евангельскую истину хорошо знал и брат Святополк. Но, желание стать Великим Киевским князем, оно, было все-таки сильнее. Но при жизни отца, он не смел и помыслить о захвате великокняжеского престола. Впрочем, Святополк считал себя приемным сыном князя Владимира. 

    - Нет. Нет. Не ты мне отец, а князь Ярополк, которого ты убил. Вот кто, мой отец. 

    - Как шелудивый пёс, лаешь за другими. Повторяюсь, что ключницы да бабы не то ещё брешут. Когда княгиня Юлия, похоронила мужа своего. От греха нашего с ней, ты и родился. 

    Однако, обстоятельства политической жизни Киевского государства, резко меняются. Летом, 1015-го года. 

    - Позови князя Ростовского. Бориса, сына моего. 

    Владимир Святославович решает назначить своим наследником князя Бориса. Пока он отправляется в поход, к печенегам.

    - Собирайся Борис. Я, дружину свою дам. Воевода, по городам, рать наберёт. Пойдёшь, ты, на печенегов. Покажешь себя в сечи. 

    Князь Борис, так и не встретил печенегов и возвращаясь обратно остановился на реке Альти. Здесь он узнает о смерти отца и о том, что великокняжеский престол, занял его брат Святополк. 

    - Слава князю Киевскому Святополку!

    - Слава! Слава! Слава!

    - Слава князю!

    Дружина предлагает идти на Киев и отбить великокняжеский престол у Святополка. Но тогда, в междоусобной брани неизбежны жертвы среди воинов и мирного населения. Не желая нарушать святость семейных уз, князь Борис, с негодованием отвергает предложение ратников и вместе с самыми верными слугами отправляется в Киев, дабы там, обо всем договориться с братом. 

    - Князь Святополк. Дознался от верных людей, Ярослав в Новгороде с князем Муромским Глебом, тайный совет держат. Думаю против тебя зло замышляют.

    - Надо ли учить? Много у меня братьев. Меньше станет. Казны прибудет. 

    - Вели мне, князю Борису, твою волю переказать. 

    Это было вечером в субботу 24 июня 1015 года. Борису сообщают о подосланных к нему убийцах. Но он как будто не обращает внимания на страшное известие, он смиренно молится перед входом в свой шатёр.

    - Князь Киевский Святополк, велит возвращаться в Киев. 

    - Грамота где? - и острый нож пронзил грудь Бориса.

    Его брат, князь Глеб, вызванный обманом, якобы ещё к живому отцу, князю Владимиру, спешит в Киев. Вот здесь, на Тверской земле, где река Тьма впадает в реку Волгу, оступился княжеский конь. И князь Глеб, вылетает из седла больно ударившись о землю. Путники князя предлагают ему немного передохнуть и ждать вестей из Киева. Но Глеб торопит и ему подводят свежего коня. В этот момент все видят скачавших всадников, это посланцы от старшего брата князя Ярослава, спешат со страшными вестями. О смерти отца, о захвате Киевского престола Святополком и о гибели князя Бориса.

    Глеб горько плачет по брату и отцу, но от поездки в Киев не отказывается. И княжеский поезд движется дальше. 

    Недалеко от Смоленска была найдена его ладья, с перебитой княжеской свитой. А тело князя, убийцы вынесли на берег и бросили в глухом лесу. Лишь через пять лет, оно было случайно обнаружена совершенно нетленным. 

    Здесь на Тверской земле где стоит вот этот крест, упал с коня князь Глеб. Позже был основан Отмицкий монастырь и рядом с ним был насыпан огромный курган и построен храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. 

 

 

 

 

                                                                                         Обитель Преподобного Ефрема

 

    На правом берегу реки Тверцы, в городе Торжке, в Тверской губернии стоит Святая Борисо-Глебская обитель. Прекрасная сама по себе возвышенная местность, на которой расположена обитель, получает ещё более красоты и величия от Святых храмов Божиих. Ново-Торжский Борисо-Глебский монастырь, один из древнейших православных Российских монастырей. Основан он, Преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение Великого князя Киевского, Ярослава Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской Лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей, Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. 

 

 

 

 

 

    Князья Борис и Глеб, любимые дети Великого князя Владимира, посвятившего светом веры Христовой всю Русь, отличались благочестием и крепкой Верой. Преподобный Ефрем служил им в боярском чине, в звании конюшего, а родом он был из Угорской земли и имел двух родных братьев; Георгия и Моисея, служивших при тех же князьях. Преподобный, от юности своей наученный Вере Христианской, при служении таким благочестивым князьям, каковы были Борис и Глеб, ещё более укреплялся в твердости веры и молитвенном возвышении духа Христова. Он всецело был предан господам. Любовь, приверженность и всесовершенная преданность князьям, до того были сильны в трёх братьях, что все они готовы были положить душу за них.

 

 

 

 

    Летом 1015 года умер князь Владимир. Никто из его окружения не ожидал такой скорой кончины князя. В Киеве воцарилось смятение, но ещё более поразило Русский народ, гибель его младших сыновей, Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Их смерть последовало почти сразу после смерти отца. Это было злодейское убийство. Борис и Глеб пали жертвами преступления совершенного по приказу их старшего брата Святополка. 

 

 

 

 

 

    Сколько злодейских убийств совершалось и совершается в мире? Борьба за власть унесла жизнь многих людей, как до, так и после Бориса и Глеба, однако, именно их гибель, произвела огромное впечатление на древнерусское общество. Их посмертное почитание в короткие сроки распространилось по всей Руси, опережая церковное прославление. 

 

 

 

 

    О жизни братьев до их гибели нам известно не много. Они были самыми младшими из сыновей Владимира и помимо славянских имён Борис и Глеб имели и христианские имена Роман и Давид. Но об их последних днях жизни сохранилось более 200 литературных памятников; житий, сказаний, летописей. Все это свидетельствует о том, что ни мирское благочестие, а именно смерть, стало причиной их прославления. В чем же народ Русский, увидел святость двух князей и смысл их христианского подвига. 

 

 

 

 

 

    Известие о смерти отца, застало Бориса в походе на печенегов. Одолев врага он возвращался к Киеву и дорогой узнал о намерении Святополка убить его как конкурента на Киевский престол. Борис решает не противиться брату, не смотря на уговоры дружины, которая после этого оставила его. 

    Борис проводит ночь в своём шатре в молитве ожидая убийц. Древний автор подробно останавливается на событиях этой ночи. Борис размышляет о суетности мира и бессмысленности власти. Он напоминает себе об основных христианских добродетелях; смирении и любви. Но всего сильнее переживается Борисом мысль о мученичестве. Он вспоминает страдания Святых мучеников Никиты и Вячеслава и Варвары, погибших от руки отца или брата. Утверждаясь в мысли, что вольное мучение есть подражание Христу, Борис дважды повторяет: "Если кровь мою прольёт, мученик буду Господу моему. Если кровь мою прольёт мученик буду Господу моему." Однако, древний автор показывает не только желание Бориса принять мученический венец, но и ярко рисует всю трудность, прощания брата.

 

 

 

    

 

                                  Усадьба ВАСИЛЬЕВО, Тверская область, Торжокский район

 

    В усадьбе Васильево Н. А. Львов спроектировал уникальную парковую водную систему, состоящую из террасных прудов. Особый интерес представляет стометровый пятиарочный валунный мост, камни моста удерживаются в сооружении только под действием собственного веса, без применения цемента, бетона или других связывающих компонентов, являющийся настоящим шедевром архитектурной мысли - "великолепная каменная симфония", как его называют поклонники творчества архитектора. На территории парка лежит загадочный камень с надписью "7 июля 71 года".

 

 

 

 

    В настоящее время мост получил широкую известность под именем "Чертов мост", которое он получил с легкой руки краеведа, который в 60-х годах XX века описывал имение в путеводителе и упомянул название острова на реке - "Чертов остров".

 

 


                                       

 

 

                                                   Погост Прутня. Церковь Воскресения Христова. Могила А. П. Керн 

 

    В современном русском языке под словом погост подразумевается кладбище, но так было не всегда. До XVIII столетия погостом называли административно-территориальную единицу, состоящую либо из одного населенного пункта, либо из нескольких.

 

 

 

    Слово "погост" ассоциируется со словами гостить и погостить, потому что именно в этих местах останавливались древнерусские князья для сбора дани. Именно таким населенным пунктом и была Прутня.

    В настоящее время Прутня имеет статус деревни, которая расположена на левом берегу реки Тверца в пяти километрах севернее города Торжок. Первое упоминание о Прутне относится к 1318 году.

    До 1818 года через Прутню проходил тракт Москва-Новгород-Петербург.

    В центральной России в XVIII-XIX веках погостом называли небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. 

 

 

 

    Рядом со старинным русским городком Торжок, в сельце Прутня похоронена Анна Керн, та обычная русская женщина, которая вошла в историю благодаря мимолетному увлечению великого русского поэта.

           "Я помню чудное мгновенье,

           Передо мной явилась ты,

           Как мимолетное виденье,

           Как гений чистой красоты..."

 

   У красавицы Анны Керн была на редкость скандальная репутация. В 16 лет Анну выдали замуж за 52-х летнего генерала Ермолая Керна. Своего мужа юная девушка совершенно не любила, и вскоре начала встречаться с молодыми, красивыми и талантливыми мужчинами. Одним из поклонников Анны Керн был Александр Сергеевич Пушкин, который увековечил её красоту в стихах. Но не Пушкин был истинной любовью Анны, а 16 летний кадет Марков-Виноградский.

    Анна Петровна Полторацкая появилась на свет 22 февраля 1800 годах в городе Орёл. Девочка росла романтичной, мечтала о большой взаимной любви. Но у её отца, надворного советника Петра Марковича, были другие планы. Он подыскал для дочери прекрасного жениха, настоящего генерала, хоть и на 35 лет старше Анны. Девушка была вынуждена подчиниться воле родителей. 

    Но полюбить мужа, Анна так и не смогла. Ей он был неприятен, к тому же выяснилось, что генерал предпочитал проводить время с давней возлюбленной. В 1818 году у супругов родилась дочка Катя, но Анну ребёнок мало интересовал, и девочку отдали на воспитание в институт благородных девиц. У супругов родились ещё две дочери, но они не пережили детского возраста.

 

 

 

 

    Чтобы развлечь себя, Анна становится постоянной участницей балов, часто навещает друзей и родственников. Миловидная девушка нравилась многим, в 1819 году на неё обратил внимание Александр Сергеевич Пушкин, но тогда это знакомство ничем не закончилось. Керн Пушкиным не заинтересовалась, у неё были романтические отношения с другим мужчиной. 

    Они снова встретились через шесть лет. На этот раз Анна по-настоящему увлеклась Александром, большое впечатление на неё произвело посвящённое ей стихотворение "Я помню чудное мгновенье...". Они договорились писать друг другу письма, и вновь расстались. У Анны сохранилось немало писем знаменитого поэта. 

    В 1827 году Анна Керн решается оставить нелюбимого мужа, что сильно ударяет по её репутации. В это время она вновь встретилась с Пушкиным, у них случился небольшой роман, после которого они прекратили свои отношения. В письмах друзьям Александр Сергеевич порой нелестно отзывался о бывшей возлюбленной, называл её "вавилонской блудницей" и отмечал, что ноги Керн недостаточно красивы. 

 

 

 

 

    Аннапродолжила искать свою настоящую любовь. У неё были отношения со многими известными мужчинами того времени, в том числе с её собственным двоюродным братом Алексеем Вульфом. Успокоилась Анна лишь в 36 лет, влюбившись в своего 16-летнего троюродного брата Александра Маркова-Виноградского. Наивный 16-летний мальчик и опытная 36-летняя женщина стали жить вместе, вопреки запрету родных и порицанию окружающих.

    В 1839 году у влюблённых родился сын, а ещё через пару лет Анна овдовела. Теперь они наконец-то смогли узаконить свои отношения, для этого женщине пришлось отказаться от солидной генеральской пенсии. Последующие годы супруги жили очень бедно. Александр зарабатывал мало, Анна подрабатывала переводами, большинство родственников и друзей отвернулись от них. Анне даже пришлось продать те самые письма, которые писал ей Пушкин. Несмотря на все трудности супруги любили друг друга и были счастливы вместе. В начале 1879 года ушёл из жиззни 59-летний Александр Мврков-Виноградский, жена его пережила на несколько месяцев.

 

 

 

 

 

    Анна умерла в Москве, в меблированных комнатах, расположенных на углу Тверской и Грузинской (в Москву Анну Петровну перевёз её сын). Говорят, что траурная процессия двигалась по Тверскому бульвару тогда, когда на нем устанавливали памятник А. С. Пушкину. Так великий поэт в последний раз встретился с "гением чистой красоты".

    Нашу героиню на погосте близ старой каменной церквушки, находящейся в деревне Прутня (6 км от Торжка). Дорогу размыли дожди, которые не позволили доставить гроб "к мужу", на кладбище. Спустя 100 лет в Риге, возле бывшей церкви, установили скромный памятник этой женщине. 

 

 

 

                                                                                        Монастырь Нилова Пустынь

 

  •  

    Монастырь Нило-Столобенская пустынь получил своё название от подвижника XVI века, преподобного Нила. Нил родился по предположению в 1485 году в Валдайском уезде в погосте Жабенском. Кто были его родители и как именовался он в миру неизвестно. Родители его были жизнь благочестивую и воспитали его в страхе Божием. Отрок с ранних лет воспламенился любовию к Богу и по смерти родителей, оставив дом отеческий, удалился ко Пскову, в монастырь Иоанна Богослова, называемый Крыпцы, где принял пострижение в монашество и назван Нилом во имя подвижника горы Синайской Нила. 

 

 

 

 

 

    Высокая подвижническая жизнь юноши в монастыре, соединенная с кротоскостью, смирением и послушанием, скоро была замечена настоятелем и братиею и возбудила в них к нему удивлению. Узнал об этом Преподобный и не желая похвалы от людей, стал просить у настоятеля благословения отойти в пустыню, чтобы подвизаться пред очами Единого Всевидящего Бога. Долго настоятель не соглашался отпустить его, провидя в нем человека Божия и избранный сосуд Святого Духа и считая удаление его в пустыню великою потерею для монастыря. Впрочем, видя непременное его намерение, дал ему благословение. 

 

 

    

 

 

    Получив благословение, Преподобный полетел в пустыню духом, как птица на гнездо своё, и проходя различные пустынные места, остановился в дремучем лесу на берегу реки Серемхи. Там с молитвой поставил он себе келейку и начал жить. Это был в 1515 году. Живя здесь, питался он первоначально полевым былием и дубовыми желудями. Потом, с течением времени, для пропитания своего стал возделывать землю, сеять на ней семена и садить огородные овощи, а душу укреплял непрестанным Богомыслием, бдением и молитвами. 

 

 

 

 

    Видя высокую его жизнь, исконный враг нашего спасения, диавол, восстал на него со всею злобою. Первоначально диавол старался устрашить его и вытеснить из пустыни разными привидениями и для того демоны, принимая на себя виды страшных зверей, змей и гадов, устремились на Преподобного с диким свистом и воплем. Но Святой отразил демонские привидения крестным знамением и молитвами. Не видя успеха в этих кознях, диавол напустил потом разбойников убить его. Но Преподобный, принёсши молитву Богу о помощи, вышел к ним с келейною своею иконою Пресвятой Девы, и сила Небесной Заступницы сделала из них вместо злодеев боязливых и кротких агнцев. Им представилось, что Святого сопровождает целый полк вооружённых людей. В ужасе они пали к ногам его, открыли ему своё преступное намерение и просили у него прощения. Преподобный сделал им наставление, чтобы впредь удерживались от дурных дел, и отпустил их с миром. 

 

 

 

 

    Протекло несколько лет со времени его водворения в пустыни Серемской. По окрестным селениям прошёл слух о его Богоугодной жизни и многие из Боголюбивых жителей этих селений стали приходить к нему за молитвами и наставлениями. Тяжко стало Преподобному от молвы людской. Он начал молить Бога, чтобы наставить его на путь, которым бы он мог спастись и глас Божий, слышанный им в тонком сне, указал ему на остров Столобное. Это было в 1528 году, спустя 13 лет после пришествия его на реку Серемху. 

 

 

 

 

 

     Узнав от приходивших к нему, что этот остров находится на озере Селигере в 7 верстах от Осташково, он после молитв отправился туда.

    Пришедши на остров Столобное, сперва он выкопал себе в горе пещеру и прожил в ней зиму; потом, с наступлением весны, из лесу, росшего на острове, построил себе для жилья келейку, а для совершения молитв - часовню. И здесь так же, как в пустыне Серемской, первоначально он питался былием и ягодами, росшими на острове; потом приобретал пищу, возделывая своими руками землю; а иногда принимал подаяние от Боголюбивых окрестных жителей, которые по временам приносили ему хлеб и рыбу. Но подвиги молитвенные, бдительность над помыслами и борьбу с плотию Преподобный со дня на день усиливал. Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, он не позволял себе и на малое время ложиться на ребрах, но в случае крайнего изнеможения, стоя облегчался пазухами на деревянные крюки, вбитые в стене келии его, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом.

 

 

 

 

 

 

 

    Всегда содержа в живой памяти смерть, он, чтобы еще более усилить памятование о ней, за несколько лет до кончины выкопал себе в часовню могилу и поставив вне истёсанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать. К подвигам произвольных скорбей умерщвления плоти присоединились скорби и напасти, наносимые от вне-то от духов злобы, то от злых людей. Кроме смущений в помыслах, дух злобы, однажды явившись Святому в человеческом образе, представил ему опасность пребывания на пустом острове между грубыми окрестными жителями и советовал оставить оный. В другой раз он же, с целым полчищем бесов окружил келию, когда Преподобный совершал в ней молитву свою, и оцепив её верёвками, с неистовым криком грозил стащить в озеро. Но дух злобы при всех ухищрениях не мог отвлечь Преподобного от любви Христовой и побеждённый крепким его дерзновением к Богу, удалился от него.

 

 

 

 

 

    Бессильно же осталась против него и ненависть людей; напротив, неприязненные покушения их были остановлены силою Божею, послужив впоследствии к прославлению Преподобного. Так, в одно время жившие против Столобного острова поселяне, завидуя ему, что он, дальний и чуждый пришелец, один владеет и пользуется островом, а они, ближайшие к острову жители, не извлекают из него никаких выгод для хозяйства своего, пришли на остров рубить лес, чтобы завести здесь пашню. 

    Преподобный умолял их оставить одну гору, покрытую деревьями. Они не послушали его и возбуждаемые ненавистию дивольскую вырубили весь лес, оставив только одну сосну, которая была близ келии Преподобного, и зажгли срубленные деревья, не только не жалея того, но даже и желая, чтобы она сгорала. Пламя быстро разливалось по острову, угрожая истребить все. Но Преподобный излил слезную молитву Богу об избавлении от напасти - и пламя, дошедши до места, где стояла келия его, вдруг остановилось и погасло. Злодеи, видя такое чудо, со стыдом и страхом бежали с острова. 

 

 

 

 

    В другое время разбойники, прозванные Коченеками, пришли на остров, надеясь найти у Преподобного тленное сокровище. Преподобный в то время бял вне келии своей и копал землю мотыгою. Как дикие звери, устремились на него злодеи и требовали от него, чтобы он указал им где положено у него сокровище. Он, ничего не имея, кроме ветхого рубища и одной келейной Иконы Пресвятой Богородицы, которое составляла единственное его сокровище, сказал им: "Сокровище моё в углу моей келии". Дерзновенно вбежали они в келию и как скоро посмотрели в передний угол, где стояла икона, то, внезапно поражённые чудным светом её, ослепли. Объятые страхом, и не могли двинутся с места. Преподобный, вошедши в келию и увидев их лежащих, сжалился над ними; и когда они показали искреннее раскаяние в своих злодеяниях и стали просить прощения в грехе своём, помолился за них, и они прозрели.

 

 

 

 

    Пустынными подвигами и терпением, напастей очистившись и соделавшись угодным Богу, Преподобный самое место своих подвигов оградил  покровом Божиим от невежественного нарушения неразумными людьми священной тишины оного (имеется в виду случай, бывший при жизни Преподобного с крестьянином Стефаном Шамом приехавшим рубить мелкий, вновь выросший после истребления огнём лес Столобного острова, и два случая, бывшие по смерти Преподобного с крестьянами Нечаем Язгининным и Феодором Теляшиным, хотевшими срубить сосну, бывшую близ келии его. Первый, то есть Стефан, поражён был громом и гласом, воспрещавшим причинять беспокойство рабу Божию; второй отброшен был от дерева силою Божиею; третий, Феодор, напрасно изломал три топора); принял дар прозревать тайные дела людей (здесь разумеется случай с одним рыболовом, который, будучи в нечистоте телесной, приносил Преподобному рыбу, но был им не принят); и заблуждающихся от пути истины вразумлял и направлял к пристанищу вечной жизни; замечая на озере обуреваемых волнами пловцов, молитвами укрощал ветры и избавлял плавающих от опасности потопления, и во всяких напастях призывавшим имя его в подкрепление своих молитв был скорым помощником и утешителем.

 

 

 

 

    Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитв Преподобный приблизился к исходу из сей временной жизни и получив извещение свыше о приближающемся часе смертном, исповедовал грехи свои пред духовным своим отцом, которым был вблизи находившегося Николаевского Рожковского монастыря игумен Сергий. Преподобный причастился Святых Тайн и долго беседуя с ним, исполнился пророческого духа и открыл ему, что, по его преставлении, на месте его подвигов воздвигнет Бог храм, и это будет жилищем иноков. При отшествии игумена убедительно просил его Преподобный опять посетить в скором времени и неоднократно повторял ему свою просьбу, а сам, оставшись один, всю наступившую ночь провёл в молитве в своей келии. По окончании молитвы, почувствовав крайнее изнеможение, оперся руками своими на крюки и продолжал в таком положении молитву, предал чистую свою душу в руце Божии 1555 года месяца декабря в 7 день. Было ему 70 лет.

 

 

 

 

    Пришедшие на другой день для посещения Преподобного игумен с братиею нашли его уже почившим с лицем светлым и келию его, исполненною благоухания. Опрятны честное тело его и совершив надгробное пение, они положили его в приготовленных им же могиле и гробе. 

 

 

                                                                                ОСНОВАНИЕ НИЛОВОЙ ПУСТЫНИ

 

    Основателем монастыря на месте подвигов Преподобного и первым оного настоятелем был иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря - того самого, игумен которого был духовным отцом Преподобного. Родившись, как сам говорит, невдалеке от Столобного острова и был иноком самого близкого к острову монастыря, Герман много слышал и от родителей своих, и от братии Рожковского монастыря, и от других благочестивых христиан о жизни и подвигах Преподобного Нила и потому великое питал в душе благоговение и любовь к нему и имел крепкое желание наслаждаться мысленным общением с Преподобным. На острове он всегда находил поклонников и из монахов, и мирян, и некоторые из них даже проживали на острове по нескольку времени. В одно из таких посещений он нашёл живущего на острове одного из игуменов новгородских монастырей, по имени Антоний, и прожив с ним в этот раз на острове три года, возобновил над могилою Преподобного часовню, устроив поверх могилы гробницу, и накрыл её покровом.

 

 

 

 

    Пришедши в другой раз на остров, в 1590 году, он нашел живущего здесь, кроме многих других, странника Холмогорца, по имени Борис Козьмин, и так как чудеса, истекавшие от гроба Преподобного, повсюду прославляли его, и явно было, что Бог не хочет далее таить светильника благочестия под спудом, в 1591-1594 годах, по благословению новгородского митрополита Александра, при помощи Боголюбивых христиан, построил на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня , с приделом Василия Блаженного, Московского чудотворца, в отдельном месте от часовни, стоявшей над могилой Преподобного. Построение церкви имело следствие то, что некоторые как из проживавших уже на острове, так и из вновь приходивших изъявляли желание остаться здесь на постоянное жительство, чтобы жить по чину монашескому, и начали строить себе деревянные кельи. 

 

 

 

 

    И потому иеромонах Герман в 1594 году испросил у Московского и Всея Руси Патриарха Иова разрешения открыть на острове ионическую обитель с уставом общежительным. Обитель открылась и по грамоте Патриарха, получила название Ниловой Пустыни. Настоятелем её был определен иеромонах Герман.

    Вскоре по устроении церкви и монастыря, именно в 1595 году, пришли сюда из Тверского Оршина монастыря два инока: Иов и Нифант, занимавшиеся иконописанием. Со слов старцев, знавших Угодника Божия и помнивших черты лица его, они написали на доске первый образ Преподобного Нила. Когда написанный образ покрыли олифою и поставили на открытом месте против солнца, в то время жители деревни Богданова или Пачкова видели над островом необыкновенно яркое сияние. Об этом знамении стало известным в пустыни, и все приняли его за удостоверение в надлежащей верности образа. После сего стали писать и другие образа Преподобного, а помянутый образ был положен на гробнице для поклонения приходивших с верою и лежал на ней до открытия святых мощей Преподобного, а по открытии их поставлен был в церкви.

 

 

 

 

    Обретение же мощей Преподобного Нила произошло 27 мая 1667 года, при строительстве церкви у места погребения Угодника. Перед тем же на острове произошли следующие знамения. За 10 дней до обретения мощей виден был некоторыми рыболовами ночью огненный столб, несколько времени сиявший над монастырём и потом ниспустившийся на землю. За два дня до обретения видима была другими рыболовами в воздухе над гробницею Преподобного свеча горящая. Были и другие знамения. С того времени ежегодно 27 мая (9 мая по новому стилю) празднуется Обретение мощей Преподобного, с крестным ходом из Осташкова в Нилову Пустынь.

    Впоследствии Нилова Пустынь была одним из крупнейших монастырей России. Первые деревянные постройки монастыря, к сожалению, не сохранились. Уцелела лишь некоторая часть зданий конца XVII века. Современный комплекс монастыря монастыря составляют постройки главным образом XVIII-XIX веков. 

 

 

 

 

 

 

 

     Если отклониться от дороги Москва-Петербург в Тверской области, то можно попасть в настоящий Афонский уголок - Николаевский Малицкий мужской монастырь. Жизнь здесь течёт по уставу принятом на Святой Горе, 

 

 

    

      

 

 

 

 

    Этот монастырь имеет одну особенность: в нем все по афонскому обычаю и в афонском стиле (здания, порядок ведения службы, византийское пение).

    Такого торжества, когда во время Божественной литургии возникают на хорошее свечи, а потом раскачивают, Вы не увидите больше нигде (конечно, кроме Афона), но ведь женщинам невозможно туда попасть. И вот Господь так устроил, что мы можем здесь, в России, побывать на афонской службе.

 

                                                                        Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь 

 

 

 

    Среди лесов и полей Тверской земли, в самом сердце верхневолжья, стоит древний град Старицы. Ход времени в этом краю не спешен, как и воды Волги, омывающие берег, где когда-то стоял деревянный внушительный Кремль. 

    Началась история города, там на другом берегу, где согласно синодику, в 1110 году Киево-печерскик монахи, Трифон и Никандр основали монастырь во имя Успения Божией Матери. 

    Черным, для монастыря стал 1293 год. Тогда сын Александра Невског, Андрей, привёл татар. Для того чтобы отобрать у своего брата Дмитрия, великокняжеский престол. Как сообщает летописец, поганные жгли, грабили монастыри и храмы. Пострадала и Успенская обитель. Священный игумен Серапион, со 124-мя братиями своими были убиты, а тела их сброшены в Волгу. 

    В тревожные времена удельных княжеств, Старица, тревожно беспокоило набиравшую силу, Москву. Это был один из форпостов Твери. Войска москвичей не однократно пытались овладеть городом. И в 1375 году, это удалось сделать Дмитрию Донскому. Затем город не один раз, переходил из рук в руки, и потом в 1485 году, когда Тверское княжество было присоединено к Москве, Старица превратилась в уезд Московского государства. 

 В 1503 году, царь Иван III, по завещанию, передаёт Старицкий уезд своему сыну Андрею. Но, лишь спустя шестнадцать лет, Василий III отправляет его на удел в Старицу. Заботясь о своей вотчине, Андрей Старицкий решает возродить Успенский монастырь.

    Перенос монастыря сюда, на это место в начале XVI века, наверно был обусловлен отчасти, может быть амбициями Старицкого князя. - Андрея Старицкого. Его место на верхнем Городище. Он имеет через Волгу, свою домовую обитель, которую он поднимает, он восстанавливает и потом, этот монастырь можно рассматривать, в качестве боевого форпоста, который находясь ближе к Волге, позволяет контролировать. Здесь было не мало построек XVI века, до наших дней дошел собор, Веденский храм с монастырской трапезной, от части Святые ворота с храмом Иоанна Богослова и в нижней части фиксируются остатки постройки конца XVI века. Сегодня археологи выявили фундаментные конструкции, которые могут быть связаны с концом XVI века. По всей видимости Андрей Старицкий создавал здесь в общем-то выдающуюся обитель. Находящуюся достаточно далеко от Москвы, тем не менее наделенную большим количеством каменных зданий. Чтоб выстроить каменное здание в то время, это нужно было иметь немалые средства, громадные средства. 

    На старинных планах ясно видно, что монастырь, издревле был сердцем города и его архитектурным стержнем вокруг которого возник и разрастался посад. 

    А центром самого монастыря стал белокаменный Свято-Успенский собор, уникальное творение зодчих XVI века. Облик собора полон величавой торжественностью. 

 

 

 

 

    Монастырь стал возрождаться только в 1996 году. Важной духовной вехой для его жизни стало, 18 апреля 1997 года, когда Священный Синод подписал под предводительством патриарха Алексия II 

 

      

      

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: