+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Свято-Благовещенский монастырь города Муром

Свято-Благовещенский монастырь города Муром

 

Свято-Благовещенский мужской монастырь


Благовещенский монастырь

Благовещенский монастырь - православный мужской монастырь в городе Муроме.
Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 16.
тел. (49234) 2-05-02, 2-09-78
Настоятель - игумен Кронид (Козлов)

Возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096—1123 гг.).
С именем этого князя связано крещение Муромской земли.
В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома.
В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.



Поклонный крест на месте убиения князя Михаила

В Благовещенском соборе находилась Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Византии. Известно, что в этом храме молился в св. епископ Василий († 1295).

Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.

В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом.
В 1552 г. во время похода на Казань, царь посетил Муром, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы.
Благовещенский монастырь основан в 1553 г.


Рака с мощами Благоверных князей Константина, Михаила и Феодора

При строительстве каменного храма на месте деревянного были обретены гробницы с мощами князей, которые потом с молебным пением были торжественно поставлены в новом храме. С 1555 г. в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.
С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г. монастырь получил "жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов".
Царь прислал всю необходимую утварь, дал братии "неоскудную милостыню" из царской казны, земельные владения, которые расширились в XVII в.

В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско - литовской отряда пана А. Лисовского: "церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи". Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным.
Новые "государевы милостыни" помогли восстановить обитель.
По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий.
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова.
Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви.

Церковь Благовещения Пречистой Богородицы

Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
«Да на посаде же въ осыпи, где бывалъ острогъ, монастырь Благовещенский, а на монастыре церковь Благовещение Пречистой Богородицы каменная; въ приделе Муромские чудотворцы Благоверный Князь Константинъ и чадъ ево Благоверныхъ Князей Михаила и Федора, а въ церкве Божия милосердия образовъ по росписи того монастыря игумена Иоакима збратьею, какова взята за ихъ руками: образъ местной Благовещенье Пречистые Богородицы въ киоте обложенъ серебромъ чеканнымъ венецъ съ камнемъ да две цаты одна чеканная, въ ней три камени, другая басма, позолочены, двои серьги серебряны съ каменьи, серьги лапки съ жемчуги, крестъ деревянной обложенъ серебромъ, ожерелье жемчужное, да икона, да два креста серебряны, да крестъ камень аспидъ съ жемчуги. Две копейки позолочены, да две простыхъ, у Архангела Гавриила венецъ чеканой въ венце три камени, цата чеканная, да другая цата басма позолочены, въ облацехъ образъ Господь Саваофъ венецъ и цата чеканные, а въ нихъ три камени, ожерельецо жемчужное, на образъ покровъ дороги червчеты по концомъ низано жемчугомъ съ плащми серебряны пелена бархотъ чернъ, крестъ вышитъ золотомъ. Образъ Архистратига Михаила писанъ на празелени венецъ басма серебряна позолочена; образъ пречистые Богородицы въ киоте на празелени передъ нею моление муромскихъ чудотворцевъ, образъ Живоначальныя Троицы на празелени, образъ пречистые Богородицы Неопалимые Купины на празелени на налое, образъ Благовещения Пресвятыя Богородицы обложенъ серебромъ позолоченъ, да въ тябле Деисусы, съ праздники съ пророками и съ праотцы на золоте, да передъ местными образы пять свечь поставныхъ съ красками, да шестая свеча проста. Да въ церкве жъ рака деревянная, а въ ней лежатъ мощи Муромскихъ чудотворцовъ Благовернаго Князя Константина и чадъ ево Михаила и Феодора, на раке два покрова бархатныхъ, бархотъ черный кресты шиты золотомъ, да покровъ же большой ветхъ; да надъ ракою образъ Муромскихъ чудотворцевъ Благовернаго Князя Константина и чадъ его Михаила и Феодора обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ венцы серебряны позолочены басменные жъ. Да передъ Деисусы паникадило медное, два блюда белыхъ оловянныхъ, лампада, да чашка, да два подсвечника медныхъ. За престоломъ образъ Пречистые Богородицы на празелени, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ. Двери царские и сень и столбцы на золоте; да Евангелие напрестольное печатное позолочено камкою червчетою, Евангелисты серебряны басменны позолочены. Да на жертвеннике сосуды церковные блюда и потиръ и лжица серебряны позолочены, кадило серебряное жъ, а на сосудехъ покровъ и воздухъ камчатые. Да въ приделе Божия милосердия: образъ местный Благовернаго Князя Константина и чадъ ево Михаила и Фнодора обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ, девять цатъ и венцы сканные, да восьмъ копеекъ позолочены, а передъ образомъ свеча поставная не велика, да образъ местный же Пречистые Богородицы на празелени. Двери царские и сень и столбцы и деисусы на празелени жъ. Да за престолом образъ пречистые Богородицы на празелени, да въ алтаре на престоле Евангелие писменное, Евангелисты медные, да на жертвеннике сосуды церковные, блюда и потиръ оловянные, кадило медное. Да въ церкве жъ книг: уставъ большой, служебникъ, псалтирь, часовникъ, апостолъ, потребникъ, Евангелие толковое, семь миней месячныхъ, Евангелиевъ тетратехъ, шестодневецъ въ тетратехъ, книга Новый Заветъ, два Охтоя, треодь постная, треодь цветная, минея общая, канунъ Ризе Господней; да книгъ же новой Государевы, Царевы и Великого Князя Михаила Феодоровича всея русии дачи 143 года псалтирь въ десть съ следованьемъ другая въ полдесть, все печатные; да книгъ же письманныхъ: Уставъ, Евангелие толковое двенадцеть миней месячныхъ, псалтирь, два пролога, соборникъ, патерикъ скитцкий. Да въ ризнице ризъ: ризы камка лазоревая куфтерь, оплечье бархотъ зеленъ шитъ золотомъ другие ризы камка лазоревая жъ куфтерь, ризы атласъ чернъ, оплечье бархатъ чернъ, ветхи ризы камка лазорева оплечье камка мелкотравая цветная, ризы лазоревы тафтяны оплечье бархотъ на золоте по червчатой земле, ризы миткалинные оплечье бархотъ рытой чернъ по красной земле, ризы полубархотъ вишневъ, двои ризы полотняные оплечье выбойка крашенинная, да стихарь дороги алые, оплечье по зеленой земле шито золотомъ камка голуба двоеличная, стихарь дороги белы оплечье бархатъ цветной, два стихаря полотняные оплечье выбойчатое да патрахель бархотъ зеленый шито золотомъ съ кистми мелки розные на ней пятнадцать пуговицъ серебряныхъ, патрахель бархатная ветха, патрахель тафта лазорева, две патрахели выбойчатые ветхи, шесть ширинокъ шитыхъ, две миткалинные, а четыре полотняны, два аршина бархату червчатова, мелкотравнова, два полотна дороги белы, два полотенца бархатъ зеленъ золотая копеечка вышито на нихъ оплечье, оплечь бархотъ червчатъ; да новые Государевы дачи ризы камчаты белые, стихарь оплечье отласъ желтъ на золоте, стихарь дороги зелены, да патрахель, двои поручи, да товожъ атласу уларь».

Церковь Ивана Богослова

«Да въ томъ же монастыре церковь Ивана Богослова съ трапезою древянная, а въ церкве Божия милосердия: образъ местный Ивана Богослова на золоте, образъ Покрова пречистые Богородицы на золоте, образъ великие мученицы Парасковеи нарицаемые пятницы, образъ пречистые Богородицы Неопалимые купины оба на празелени; двери царские и сень и столбцы на золоте и въ тябле деисусы съ прздники и съ пророками на празелени жъ, образъ пречистые Богородицы запрестольной на празелени, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ, да на жертвеннике сосуды церквоные оловянные».
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова.

Церковь Григория Богослова

«Да церковь Григория Богослова древянная жъ; въ церкве Божия милосердия: образъ местный Григория Богослова да образъ пречистой Богородицы оба на празелени, двери царские и сень и въ тябле деисусъ на празелени жъ, да къ той же церкве прирублена колокольница, а на колокольнице два колокола середнихъ, да четыре колокола зазвонныхъ да къ той же колокольнице зделаны (в 1664 г.) часы боевые съ перечасьемъ въ тежъ колокола, а делалъ те часы Московской гостиной сотни торговый человекъ Богданъ Цветной да Благовещенский прежний игумен Сергий».

Надвратная церковь Архидиакона Стефана

«Да на святыхъ воротехъ церковь древяна жъ Архидиакона Стефана, а въ церкве Божия милосердия образъ местной Архидиакона Стефана да образъ пречистой Богородицы оба на празелени, да образъ пречистой Богородицы запрестольный на празелени жъ; двери царские и сень и столбцы и деисусъ на празелени жъ».
«А около монастыря ограда тынъ дубовый стоячий ветхъ; да на монастыре жъ келья игуменская, да 14 келей братскихъ, а въ монастыре игуменъ Акимъ, да 14 человекъ братии. А земли подъ темъ монастыремъ и подъ церквами и подъ кельями и подъ огородами въ длину 60 саженъ поперегъ 50 саженъ съ полусаженью. Да къ тому жъ монастырю дано для пространства блаженные памяти при Государе, Царе и Великомъ Князе Федоре Ивановиче всея русии, по ево Государеве грамоте за приписью дьяка Семенки Сумарокова 105 году три места дворовые посадскихъ людей, а ныне на той земле дворъ белаго попа да дворишки бобыльские, а всего Благовещенскаго монастыря на монастырской земле дворъ белаго попа, да 22 двора бобыльскихъ непашенныхъ людей, а людей въ нихъ 25 человекъ, да два места дворовые пусты. А по Государевой жалованной тарханной грамоте те монастырские бобыли съ Муромцы съ посадскими людьми тягла никакого не тянутъ и городовые и острожные поделки и никакого изделья не делаютъ. Да въ тотъ же Благовещенский монастырь дано прежнихъ Государей по жалованнымъ грамотамъ и по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Феодоровича всея русии и отца ево Государева блаженные памяти Великого Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московского и всея русии грамоте 131 году за приписью дьяка Прокофья Пахирева вотчина въ Муромскомъ уезде пустошъ Погарцы, а въ ней по Государеве блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея русии 103 года за приписью дьяка Добрыни Семенова пашни пахатные и перелогу и лесомъ поросло 30 четей въ поле, а въ дву по тому жъ».

В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита.

В 1791 г. на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Просуществовало оно недолго: в 1800 г. было упразднено. В 1816 г. согласно реформе духовного образования состоялось повтороное открытие Муромского духовного училища, для которого городом был приобретен земельный участок с двумя домами на Сретенской улице (ул. К. Маркса). В 1883 г. состоялось третье рождение училища – перевод его в новое каменное трехэтажное здание, построенное по специальному проекту под училище в глубине квартала. На верхних этажах размещались классы, библиотека, квартиры смотрителя и его помощника. Позднее к зданию были пристроены общежитие и домовая церквоь. Был также нимнастический зал. В подвальном этаже располагались духовые печи (по специальным каналам в стенах теплый воздух поступал на верхние этажи), столовая, квартиры служителей. В настоящее время в здании училища располагается школа № 12.

В 1792 г. обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели. В связи с пожаром Муромское духовное училище было переведено в дом смотрителя, а в 1800 г. закрыто.
В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас.

В 1811 - 1812 гг. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями. Война 1812 г. соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус.
В 1866 г. монастырю был усвоен второй класс.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.
К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.
В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.

Монастырь был закрыт в 1919 г., но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе.

22 мая 1923 г. произошло вскрытие мощей свв. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 г.

В 1940 г. собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм.
В 1945- 1946 гг. здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси.

В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.


Деисус тябло – «Коруна» царских врат. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера; оклад – серебро, чеканка, золочение.
Происходит из собора Благовещенского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей в 1933 г.
Изображение Деисуса (в пер. с гр. – «моление», «прошение») получают широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве с X-XI вв. Главное содержание композиции – тема Второго пришествия, Страшного Суда и грядущего спасения человеческого рода. В центре изображается Господь Вседержитель, восставший на суд, а по обе стороны от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель, возносящие заступническую молитву за род человеческий. В центральном клейме данного Деисуса вместо Господа Вседержителя – Святая Троица (Новозаветная). По сторонам – Богоматерь в царских одеждах и Иоанн Предтеча, оба крылатые и в коронах. Здесь использованы иконографические мотивы, восходящие к сюжетам «Предста царица» (Пс. ХLIV, 10) и «София Премудрость Божия», сочетание которых в таком варианте не встречается в других древнерусских памятниках. Два крыла за спиной Богоматери указывают на связь изображения с апокалиптической «женой, облеченной в солнце» («даны были жене два крыла большого орла» - Откр. XII, 14). Крылья у Крестителя – символ его ангельского достоинства, предсказанного пророками и засвидетельствованного самим Христом (Мал. III, 1; Мф. XI, 9-10).

Благовещенский собор

Строительство Благовещенского собора, так же как и строительство Богородицкого, Спасо-Преображенского соборов и Козьмодемьянской церкви в Муроме, связано с пребыванием здесь Ивана Грозного в июле 1552 г. перед походом на Казань.
Как сообщает летопись, при посещении деревянной церкви Благовещения «государь царь у чудотворных гробниц поклонился и молился им со слезами, помощи прося на супостаты и нача глаголати: аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и Муромские чудотворцы подадут мне победу на безбожного Казанского царя: повелю зде устроить храм Благовещения и придел Муромских чудотворцев - каменные».
В 1552 г. победа под Казанью была одержана, и на следующий год Иван Грозный направил в Муром для строительства Благовещенской церкви каменщиков с мастером.
Участие в строительстве собора Ивана Грозного подтверждает и опись Бартенева, в которой отмечается, что «Благовещенская Божьей матери церковь, каменная, построена царем Иваном IV в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом».
Несмотря на позднейшие переделки, особенно после разорения собора Лисовским в 1616 г., когда каменные стены «разседалися», в своей основе Благовещенский собор сохранил облик XVI века.
По всей видимости, надо отвергнуть дату освящения собора в 1664 г., как дату окончания строительства, следует признать это датой восстановления собора после разгрома поляками, так как нельзя допустить, чтобы одно из лучших культовых сооружений города в течение нескольких десятилетий (с 1616 по 1664 г.) не было восстановлено. Одновременно с этим велось строительство других храмов: ансамбля Троицкого монастыря (1642—1652), Воскресенской и Введенской церквей на Штабу (1658), Георгиевской церкви (1652) и других.
Одновременно с этим нельзя считать прообразом Благовещенского собора Троицкую церковь, так как при общих для обоих памятников деталях имеется слишком много принципиальных различий как в размерах, так и в общем композиционном решении. В отличие от Троицкой церкви Благовещенский собор на высоком подклете, план основного объема - прямоугольник, вытянутый с севера на юг, со сторонами 5X3,5 сажени. Такой план больше характерен для второй пол. XVI в., чем для второй пол. XVII в., к которой относят построение собора. И если основным элементом Троицкой церкви является аркатура с висячими полуколонками, характерная для владимирской архитектуры, то детали Благовещенского собора более близки к деталям памятников московского зодчества.
К прямоугольнику, узкая сторона которого выходит на юг в сторону главного входа, примыкает алтарь трехабсидной формы, соединенный тремя арочными проемами с основным объемом.
Если в XVII в. трапезная - это неотъемлемая часть церковного здания, особенно во второй половине столетия, то в памятниках XVI в. трапезные встречаются довольно редко. В отличие от Троицкой церкви формы собора строже, пропорции монументальнее. Широкие лопатки-пилястры разделяют здание по вертикали на 3 разные части. Высокий карниз - с сухариками, зубчиками, ширинками; кокощники, опирающиеся на лопатки-пилястры с рельефными валиками, служат основаниями для барабанов. Но так же, как и в Троицкой церкви, стена Благовещенского собора фактически является сложной скульптурной композицией, состоящей из различно обработанных наличников окон, завершающихся то килевидным кокошником, то разорванным фронтоном, то сложной зубчатой короной. Колонки наличников представляют собой сочетание многообразных форм разных цветов, бусин, кубышек.
Архитектура Благовещенского собора имеет много общего как с муромскими памятниками, так и с известными памятниками XVII века московского зодчества - церковью Троицы в Никитниках и церковью Николы на Пыжах. Однако, как не без основания отмечает И. Грабарь, «муромские храмы по характеру своей «узорочности» могут составить особую группу в истории русской архитектуры. Муромские зодчие, воспитанные на «государевом деле», славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора».
Исключительным по своей архитектуре является южный фасад, являющийся главным фасадом. Декоративные пятна фасада несколько напоминают приемы церкви Благовещения в Каргополе (сер. XVII в.), но благодаря четким пропорциям, сохранившимся от здания XVI в., здесь создана совершенная архитектурная композиция.
Подклет, являющийся мощным цоколем широкими лопатками разделен на три части. В центре - вход в цокольную часть, обрамленный пилястрами, на которые опирается фронтон со сложным профилем. Фронтон и пилястры находят на лопатки и пересекают карниз цоколя. В боковых частях небольшие арочные окна утопленные в нишах, обрамленные простыми прямоугольными тягами, переходящими в небольшие кокошники килевидной формы, которые вершинами врезаются в карниз. Основной объем в свою очередь лопатками разделен на 3 части, при этом расстояние между лопатками центральной части несколько меньше размеров боковых простенков.
Пилястры несут широкий пояс карниза, фриз которого состоит из ширинок с углублениями в виде туза пик и карниза с сухариками Под поясками капителей средних пилястр устроены прямоугольные ниши с обрамлениями в виде валиков. Верхняя часть валиков несколько приподнята. Пояски без пилястр продолжаются и по простенкам.
Несмотря на то, что собор одноэтажный, два ряда окон создают впечатление двухэтажного здания. Этот прием встречается как в подобных сооружениях XVI в., так и в церковных зданиях XVII в., так как в связи со значительными размерами зданий одного ряда окон не хватало для освещения внутреннего пространства.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


Благовещенский собор

Рака с мощами святой праведной Иулиании Лазаревской в храме Благовещения Пресвятой Богородицы

Часовня



Часовня на месте захоронения старца иеромонаха Аполлония Муромского

Часовня построена в 2007 г.
Место захоронения Угодника Божьего старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.).
Иеромонах Аполлоний (в миру Алексий Рунов) еще в отрочестве решил свою жизнь посвятить служению Господу. Получив начальное духовное образование в Переславском духовном училище, он три года нес послушание в Лукьяновой пустыни и Махрищском монастыре, а затем до 60-летнего возраста трудился псаломщиком в сельских храмах Владимирской епархии. На склоне лет поступил в братию Муромского Благовещенского монастыря, где в монашеском постриге получил имя Аполлоний. В 1893 г. он рукоположен в иеромонаха и в 1902 г. стал духовником обители. Иеромонах Аполлоний скончался 17/30 ноября 1914 г. и погребен на сем месте. Как при жизни старца, так и после его смерти Господь прославляет Своего Угодника чудотворениями, чему есть много свидетельств.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеромонаха Аполлония и его молитвами помилуй нас, грешных.
Аминь.

Крыльцо Благовещенского собора


Крыльцо и колокольня Благовещенского собора

Крыльцо собора - это сложная архитектурно-скульптурная композиция, находящаяся в органической связи с основным зданием и колокольней.
Как известно, в русской архитектуре крыльцо всегда имело немаловажное значение не только с практической стороны, но и как чисто декоративный элемент здания. Крыльцо - это парадный вход в сени или на галерею.
Однако только в XVII в. появилось отдельно стоящее крыльцо, которое соединялось с галереей через лестницу на «ползучих» арках. Крыльцо подчеркивало парадность входа, особенно в тех случаях, когда церковь размещалась на подклете, а «ползучая» арка подчеркивала движение вверх.
По всей вероятности, крыльца в более ранний период были деревянными о чем можно сделать заключение по некоторым памятникам раннего московского зодчества.
Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах.
Среди значительного количества крылец XVII в. крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности.
На четырех классических постаментах установлены опоры сложной по рисунку конфигурации с капителями в виде профилированных плит, при этом передние имеют форму восьмигранных балясин утолщенных пропорций, а задние - в виде шаров, опирающихся на упрощенные подушки-базы. Опоры, соединенные полуциркульными арками, несут основной кубический объем крыльца. Одновременно с этим они являются основанием для двойных арок с висящей опорой в виде гирьки. Фасадные углы кубического объема декорированы балясинами сложного рисунка, несущими карниз с полочками и выкружками. Над карнизом вкомпонована широкая лента парапета с довольно глубокими нишами в виде кокошников по три с каждой стороны.
Верх крыльца завершен тремя шатрами. Центральный шатер - с гуртами по углам граней, переходящими в вершине шатра в балясины, на которых покоится четыре кокошничка. Шатер завершается белокаменной резной вазой со сложным орнаментом, на которой укреплена стилизованная металлическая корона с изящным флажком из кровельной стали.
Над передними опорами укреплено два меньших по размерам восьмигранных шатра с гуртами по углам, на вершинах которых установлены белокаменные резные вазы. Ползучей, стремительно поднимающейся вверх аркой крыльцо увязывается с папертью, расположенной на подклете.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Колокольня Благовещенского собора

Позднее основного храма построена каменная колокольня. В описи Бартенева упоминается «колокольница деревянная прирубленная». Колокольня смещена с главной оси храма и отделена от него папертью.
Точная дата построения колокольни неизвестна, но по своим формам она близка к шатровым колокольням XVII века и напоминает колокольню церкви Николы на Пыжах в Москве, хотя имеет свои специфические черты.
Три яруса четвериков, опирающихся на мощный белокаменный цоколь и отделенных друг от друга поясками, на углах имеют широкие лопатки, разделенные на три яруса тесанными из кирпича деталями баз и капителей. На ярусах для освещения помещений сделаны окна, обрамленные наличниками из профилированного кирпича. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с богатым наличником. Восьмигранный шатер опирается на 8 столбов, соединенных арками с довольно сложным профилем. Вершины арок расщеплены. На гранях шатра по осям арок устроены слухи в виде арочных проемов обрамленных треугольными фронтончиками, опирающимися на миниатюрные пилястры. На верху шатра укреплена кирпичная восьмигранная шейка, а на ней луковицеобразная главка. Столбы опор вертикальными прорезями разделены на три части, что зрительно усиливает несущую способность опор.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Надвратная Стефаниевская церковь




Надвратная Стефаниевская церковь

Надвратная церковь Стефания, построенная «монастырским иждивением» в 1716 г. взамен деревянной церкви 1655 г., как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещенского и Троицкого монастырей.
Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, церковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 г. выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благовещенской церкви.
Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам.
Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836—1839 гг. когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка.
Первый этаж - прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем.
Основной объем внутри перекрыт сомкнутым сводом, алтарь одноабсидный, перекрыт куполом Фасад очень прост, стены разделены на две части тремя пилястрами, опирающимися на карниз, состоящий из нескольких тяг. Венчающий карниз состоит из кирпичных зубчиков и простого профиля, над которым с каждой стороны поставлены по три кокошника, наружные тяги которых чуть вспарушены.
Над четырехскатной кровлей укреплен цилиндрический глухой барабан, декорированный висячими колонками, соединенными арочками, очень близкий по размерам и деталям к угловым барабанам Благовещенского собора.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Стены и башни Благовещенского монастыря


Ограда монастыря

В 1558 г. Иваном Грозным монастырю была назначена денежная хлебная руга из муромских таможенных доходов.
По грамоте царя Михаила Федоровича 1623 г. было предписано давать монастырю «на фимьям и на ладан и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль из муромских доходов таможенных и кабацких по половине по 32 р. по 6 алт. и по 2 деньги на год».
По грамотам царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича монастырь получил в вотчинное владение ноля, озера для рыбной ловли, луга и прочее.
В годы польской интервенции монастырь был разгромлен шайкой Лисовского. В 1619 г. игумен монастыря сообщал царю Михаилу Федоровичу: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили. Церковь Благовещения Преев. Богородицы и чудотворцев благ. кн. Константина и чад его Михаила и Федора каменная каплет и стены разеедалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря ныне нечем».
Царь Михаил пожаловал монастырю несколько озер, с которых монастырь получал оброку 7 рублей 3 алтына и 6 денег в год.
Территория монастыря приобрела существующие очертания после утверждения плана города в 1788 г. и после пожаров 1792 и 1805 гг., когда были уничтожены не только деревянные стены, но и многие монастырские здания.
В 1811 г. была сооружена монастырская ограда с башенками.
В настоящее время территория монастыря имеет форму, близкую к трапеции, основания которой составляют 110 и 115 м и высота около 94 м.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


Башни монастырской ограды

Северные ворота




Настоятельский корпус

Келейный корпус (XIX в.)







Апостолы (часть скульптурной композиции). Первая пол. XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение. В Муромский музей поступила из Благовещенского монастыря г. Мурома в 1941 г. Реставрирована в 1990-е гг. во Всероссийской художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) В.Ю. Бараненковым.

Водосвятная чаша, вложенная князем Дмитрием Пожарским в Благовещенский мужской монастырь города Мурома в 1639 г. «по родителех своих». Возможно, вклад был сделан и в память об участии горожан в его ополчении.

Некрополь


В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.

Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» - о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

Современная жизнь обители

В сентябре 1991 г. определением Священного Синода в Благовещенском монастыре возобновилась иноческая жизнь.
В крипте собора покоятся мощи святителя Василия Муромского - «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) - подвижника XVII в.




Вид Свято-Благовещенского монастыря с территории Свято-Троицкого новодевичего монастыря


Памятник Петру и Февронии.

Рядом со стенами монастыря на княжеской поляне в 2012-м г. установлен памятник князю Петру и его жене княгини Февронии.

К Благовещенскому монастырю Мурома приписан бывший Борисоглебский монастырь в селе Борисоглеб.

Родник Константина, Ирины, Михаила и Феодора - на северной стороне мытовского оврага под Фруктовой горой, напротив северо-восточной башни Благовещенского монастыря. По исследованиям муромского краеведа Александра Епанчина, это первый по времени появления родник. По преданию, из-под Благовещенского монастыря к нему ведет подземный ход. Но самого хода никто никогда не видел.