+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь

     В I веке нашей эры апостол Андрей Первозванный путешествовал вокруг Европы. Он проплыл вверх по Днепру, посетил Новгород и страну варягов. На Киевских горах ученик Иисуса Христа предрек строительство большого города со множеством храмов. Об этом свидетельствует древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Отзвуком этой легенды стала версия, распространенная на русском северо-западе, согласно которой после Новгорода апостол Андрей Первозванный побывал на Валааме, где "благословил горы каменным крестом". Монастырская традиция того региона утверждала, что посещение апостолом Валаама предопределило основание православной обители на острове спустя много столетий. Согласно той же традиции, Валаам считается древнейшим монастырем региона, а его иноки принимали самое активное участие в создании ряда крупных монастырей от Ладоги до Белого моря.

    Точная дата основания Валаамского монастыря до сих порнеизвестна. Существуют две гипотезы на этот счет - обитель возникла либо в первой половине XII века, либо в первые десятилетия XIV века. Причина этой неясности кроется в сложной, порой трагической судьбе монастыря - он множество раз разорялся, иноки не раз бежали из него, в результате чего монастырский архив был утерян.

    Основателями Валаамского монастыря считаются монахи Сергий и Герман, пришедшие на остров как утверждает легенда, "от стран восточных" (Византия). Наиболее подробные сведения о Сергие и Германе содержатся в "Валаамской беседе" - публицистическом произведении середины XVI века. Она написана в жанре беседы-поучения, вложенные в уста этих преподобных. Правда, неизвестный автор этого произвеления о монахах сообщает и немного попутно сюжету. Во введении записано: "Месяца сентября 11 день принесение мощей преподобных отец наших Сергия и Германа, Валаамского монастыря начальников, из великаго Новаграда в Корельский уезд, в обитель всемиластиваго Спаса, на острове Валаам, на езере Неве. И написан бысть образ их, Сергия и Германа, по благословению иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа великаго Новаграда, Новага чюдотворца".

    Житие преподобных Сергия и Германа не сохранилось до наших дней (либо вообще не существовало). Немного больше об их жизни стало известно после обнаружения рукописного Сказания о Валаамском монастыре, датированного XVI веком. Согласно этому источнику, в конце XIV века из Новгорода на Ладожское озеро (озеро "Нево") пришли двое иноков - Ефрем и Сергий. Вместе с несколькими спутниками он приплыли на Валаам. Поскольку этот самый большой остров архипелага был уже занят карелами, монахи поселились на небольшом островке, впоследствии названном Святым. Пришельцы поставили на нем церковь во имя Преображения Господня и стали жить монастырской общиной. Когда число насельников стало значительным, они с благословения Новгородского архиепископа Иоанна II завладели Валаамом, изгнав оттуда язычников - карел, причем в ходе этой "операции" с обеих сторон имелись жертвы.

    Первой была построена церковь во имя Спаса Преображения с приделами во имя Иоанна Богослова и Николая Чудотворца, затем  - церковь во имя Рождества Господня. Монастырь был обнесен стенами так, что Спасо-Преображенская церковь располагалась точно в центре, на равном растоянии от всех стен, " отовсюду видимая, испускающа, как солнце, лучи красоты".)

    Приблизительно в 1393 году на остров прибыл ехавший с Афона преподобный Арсений. Он принес на Валаам дух Святой Горы и связал "Северный Афон" - Валаам - с греческим Афоном. Проведя какое-то время на острове и завязав дружеские отношения с преподобным Сергием. Арсений удалился на остров Коневец, где основал мужской монастырь Рождества Богородицы.

    Преподобный Сергий закончил свои дни на Валааме. Из-за серьезного конфликта с братией он вынужден был удалиться в Новгород, в монастырь Иоанна Богослова. Там он занимался переписыванием церковных книг и там же был похоронен. Его преемником на Валааме стал инок Герман, до того во всех трудах бывший вместе с преподобным Сергием. О его жизнедеятельности вообще ничего не известно. Сказание сообщает, что Герман "отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах при своей пастве в созданном им монастыре, тут же и был погребен".

    Мощи преподобного Сергия в 40-х годах XVI векабыли перенесены из Новгорода в валаамский Спасо-Преображенский собор и положены за алтарь.туда же положили и мощи второго игумена Валаамского монастыря Германа. С тех пор мощи неоднократно являли чудеса: помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от физических и душевных недугов, защищали монастырских иноков от клеветы. Тогда же и началось местное почитание преподобных, а с 1819 года преподобные были канонизированы к общецерковному прославлению.

    С Валаамским монастырем связаны имена еще нескольких русских святых. Об Арсении Коневском уже упоминалось. До 1429 года там молился и трудился будущий основатель знаменитого Соловецкого монастыря преподобный Савватий. Вместе с Савватием на Валааме подвизался инок Генадий, в будущем архиепископ Новгородский. В 1474 году сюда пришел Александр Свирский, позже основавший свой монастырь, а здесь принявший иночество. 

    В 1578 году на Валаамский монастырь напали шведы и зарубили восемнадцать старцев и 16 послушников. При следующем разорении монастырь был сожжен, иноки перебрались в другие монастыри или стали отшельниками. В 1611 году шведы окончательно уничтожили обитель. К началу Северной войны на Валааме было четыре крестьянских двора и часовня. В 1715 году Петр I велел восстановить Валаамский монастырь. Четыре года спустя над мощами преподобных Сергия и Германа был освящен деревянный Спасо-Преображенский собор. В 1729 году построена Успенская трапезная церковь. Но все постройки петровской эпохи не сохранились - разрушились от стихий и пожаров. Ныне стоящие сооружения относятся к XIX-XX векам. Замысел главного собора монастыря - Спасо-Преображенского - принадлежал настоятелю Дамаскину (Кононову). При нем обитель достигла необычайного расцвета. Человек редкого сочетания разнообразных талантов, он находился в дружественных отношениях со многими известными людьми своего времени - учеными, архитекторами, художниками, деятелями искусств. При игумене Дамаскине Валаам посещали Д. И. Менделеев, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, филослоф В. С. Соловьев, И. И. Шишкин, Ф. И. Тютчев, Н. С. Лесков и немало других российских знаменитостей. В тот же период в вечную собственность монастыря были приобретены несколько островов на которых появились скиты. В 1881 году отец Дамаскин скончался, и строительство Спасо-Преображенского собора осуществлял его ученик и преемник игумен Ионафан.

    Закладка собора состоялась в 1887 году. Собор двухэтажный: нижняя церковь во имя преподобных Сергия и Германа освящена в 1892 году, там хранятся их мощи; верхняя - в честь Преображения Господня, освящена в 1896 году. Резные золоченные иконостасы, вызолоченные медные кресты и подсвечники, 12 и 13 колоколов (кроме 1000 пудового Андреевского из Петербурга) изготовлены силамивалаамских монахов. Пятиглавый собор высотой 43 м с 72-метровой колокольней сочетает черты византийского и древнерусского зодчества. Находящийся в соборе чтимый Валаамский образ Божией Матери написан монахом Алипием, который руководил писанием икон для собора.

    К 1940 году Валаамский монастырь пришел в полное запустение. Оставшиеся в живых иноки перебрались в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь. Старый же монастырь погибал. Большую роль в его возрождении сыграл нынешний Патриарх Московский и всея Руси, а тогда митрополит Ленинградский и Новгородский, Алексий II. В сентябре 1989 года Ленинградской епархии был передан собор и близ расположенные скиты. В конце того же года на Валаам прибыли первые шесть иноков. Вскоре возобновились службы в соборе в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа. В монастыре начались реставрационные работы. Ныне братия обители насчитывает более ста человек.

 

   Адрес

Россия, 186756, республика Карелия, г. Сортовала, о. Валаам

Паломников в обители принимают только по благословению и только через собственную паломническую службу.