Иногда приходится слышать что-то вроде упрёка в адрес православных: как вы можете праздновать день преставления Богородицы? И праздновать очень торжественно, как великий праздник. К тому же, у вас столько икон, на которых изображается это событие. И огромное количество храмов Успения Богородицы и даже кафедральных соборов. Как можно праздновать смерть?
Существует множество разных взглядов на кончину человека. Однако все их можно свести к двум основным. Первый считает смерть абсолютным концом. Далее - только тьма и небытие. К этому примитовному утверждению можно свести все материалистические взгляды. Другая точка зрения говорит о том, что смерть - это не конец, а начало. Мы празднуем свой день рождения, но почему? По какой причине? Потому что стали на год ближе к смерти? Истинный день рождения человека - учит христианство, - не дата рождения, а день кончины, поскольку в смерти человек рождается для новой вечной жизни. И он уже никогда не умрет. Если мы заглянем в церковный календарь, то увидим, что день памяти святого - это, как правило, день его блаженной кончины или обретения мощей. Успение - это переход (а переход - это Пасха) из этой временной жизни в жизнь вечную. Поэтому мы называем смерть успением. Успение происходит от глагола "спать". Итак, Успение - это засыпание. Человек засыпает в этой жизни и просыпается в жизни вечной и для жизни вечной.
Икона Успения Пресвятой Богородицы рассказывает о важном событии в жизни Приснодивы и в жизни христианской Церкви. Её композицию можно разделить на три уровня. На первом, нижнем, мы видим Богородицу на смертном ложе, вокруг Неё - апостолы и епископы. Поднимаем глаза и видим второй уровень. Здесь, главное место занимает Сын Божий, Который называл Себя Сыном Человеческим. Господь Иисус Христос сошёл на землю, чтобы принять в объятия душу Своей Матери. Мы смотрим выше и видим и видим опять апостолов. На этот раз они изображены летящими на облаках. В самом центре между ними Богородица. Она сидит на престоле в разноцветном сиянии в виде круга - мандорле. Ангелы поднимают Богородицу в Царство Небесное, которое уже открыло перед Ней свои врата. Так православная иконография изображает событие Успения Богородицы.
Успение Богородицы Около 1479 г. Из Успенского собора Московского Кремля. Музеи Московского Кремля
Но кроме буквального в иконе всегда есть и скрытый символический смысл. В данном случае икона нам рассказывает также о том, что есть смерть с православной точки зрения. Итак, первый уровень говорит о том, что все люди смертны; тело их остаётся на земле и в земле. Второй, повествует о том, что при сотворении Бог вложил в человека бессмертную душу. Тело остаётся в земле, а душа идёт к Богу. А третий свидетельствует о том, что все мы воскреснем для вечной жизни в Царстве Небесном. Икона рассказывает нам не только о единичном событии Успения Богородицы, но и о том, что такое смерть христианина. И, конечно, если смерть - лишь встреча с Богом и начало вечной жизни, то это праздник! Вот об этом празднике и об иконах этого праздника и расскажет данная страница.
Сюжет и почитание
После Вознесения Спасителя Матерь Божия осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Во время его отсутствия Она жила в доме родителей Иоанна близ Елеонской горы. Согласно преданию, Она стала утешением и назиданием для апостолов и всех верующих. Матерь Божия беседовала с ними, рассказывала о чудесных событиях Благовещения, Рождества, бегства в Египет, младенчества и всей земной жизни Сына. Она утверждала молодую христианскую Церковь Своим присутствием, Своими словами и молитвами. Многие из обратившихся ко Христову учению приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Её. Любовь же апостолов к Богородице была беспредельна.
В 43 году во время гонений Ирода на Церковь Христову (Деян. 12: 1-3) Пресвятая Дева и святой Иоанн Богослов удалились в Эфес, поскольку апостолу выпал жребий проповедовать Евангелие именно там. Богородица была также у святого Лазаря Четверодневного, который в ту пору был епископом Кипра. Она посетила Святую Гору, сказав при этом пророческие слова: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступницей месту сему и Богу о нем Ходатаицей".
Почитание Матери Божией среди первохристиан было так велико, что они сохранили много известий о Её святой жизни, о Её словах и деяниях. В I в. об этом событии писал священномученик Дионисий Аеропагит (+96), но подлинных текстов святого до нас не дошло, сохранилось только предание Церкви. Во II в. сказание о телесном переселении Богородицы в Царство Небесное записал святить Мелитон Сардийский. В IV в. об Успении Матери Божией говорит святитель Епифаний Кипрский (+403). В V в. святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (+458), сообщал царице Византии святой благоверной Пульхерии (+453): "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах Её (Пресвятой Богородицы) кончины, мы знаем о них из древнейшего и вернейшнего предания". Иконография Успения и Успенского цикла сформировалась на основе апокрифических сказаний, возникших предположительно в III - IV вв. Основной источник - Transitus Mariae - появился не позднее - IV в. Считается что текст составлен в Египте. Он сохранился во множестве переводов (греческий, латинский, эфиопский, Грузинский), каждый из которых отличается в деталях. Все предание подробно изложено довольно поздно - в церковной истории Никифора Каллиста в - XIV в.
Существуют две редакции Сказания об Успении Богородицы: авторство одной из них приписывается участнику событий, апостолу Иоанну Богослову, вторую связывают с епископом Мелитоном Сардийским (II в.). В Русской словесности особенно популярно было "Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы