За осенним мясоедом начинается Рождественский пост, и через неделю, 21 ноября (4 декабря по новому стилю), Церковь вспоминает следующее по хронологии событие из жизни Божией Матери - Введение во храм. Сведения о нем сохранились в Предании на основе апокрифического источника II века "Протоевангелие Иакова". Исполняя обет о посвящении своей дочери Богу, Иоаким и Анна по исполнении Марии трех лет повели Ее в Иерусалимский храм - место, где, по представлении древних израильтян, присутствует на земле Бог. Чтобы ребенок не испугался непривычной обстановки, Иоаким попросил иудейских дев, с младенчества окружавших Марию, встать вдоль дороги со светильниками. В храме эту процессию встретил первосвященник Захария, который благословил маленькую Марию, сказав: "Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление".
Иконография праздника, по сути, содержит изображение этого торжественного семейного шествия и встречи Марии с Захарией. Но даже столь простой сюжет композиционно допускает несколько вариантов. Интересное решение нашел, например, в 1560-е годы неизвестный мастер из Ярославля. Он представил сцену на фоне высокого трехглавого белокаменного храма, тогда как традиционно на иконах Введения Иерусалимский храм изображают в виде кивория - навеса на тонких колонках. Любовно выписанные архитектурные детали (лопатки, фриз с рельефным узором, кокошники, покрытие куполов и кровля, имитирующие лемех) придают образу местный колорит и подсказывают, что икона создана в Русской провинции. Может, работая, иконописец невольно передал впечатления от только что построенной в те годы в Ярославле церкви Илии Пророка либо решил, что обобщенный образ русского храма на иконе будет молящимся ближе и понятнее, чем постройка в восточном стиле.
На иконах Введения XV века шествие показано достаточно динамично. Ярославский мастер пошел по иному пути: он словно разложил событие на эпизоды и расположил их в одной плоскости - в нижнем регистре иконы, будто кадры на ленте кинопленки (применив в качестве рамок арочные проемы храма), и мы следуем взглядом слева направо по этой "ленте". Вот удивленные лица людей за плечами у Иоакима и Анны: по Преданию, трехлетняя Мария, входя в храм, легко поднялась по крутой лестниЦеркви, преодолев пятнадцать высоких ступеней. Вот родители склонились над дочкой, словно только что отпустили её от себя; сколько отеческой заботы, нежности и даже затаенной грусти в позе и жестах Иоакима! Вот приоткрытые высокие церковные двери, чёрная щель проема приглашает войти, и на пороге маленькая фигурка Девы с протянутыми ручками и большая фигура склонившегося Захарии, который благословляет Марию, касаясь Её головы. Православная икона учит нас видеть мир так, как его видели Адам и Ева до грехопадения, - созерцая одновременно и внешнюю форму предметов, и их истинную сущность. Трехлетняя Дева Мария пока ребёнок, поэтому по-детски мягки черты Её лица, беспомощна поза и крохотна фигурка, но Ей суждено быть Божьей Матерью, поэтому на Марии хорошо узнаваемые нами по другим "взрослым" Богородичным образам одежды - вишневый мафорий и синий хитон.
Вот позади первосвященника Захарии, в следующей арке, группа иудейских дев со свечами в руках. На иконах Введения их обычно размещают либо позади Иоакима и Анны, либо непосредственно за Девой Марией, что имеет свои смысловые оттенки. Почему ярославский иконописец изменил привычную композицию? Может, хотел напомнить, что, к удивлению Иоакима и Анны, маленькая Мария не испугалась и не повернула назад и присутствие дев было необязательным? Или просто изменил угол зрения? Интересно, что девы стоят не вне храма, а внутри; приподнятая красная завеса с изображением херувима и чёрной фон позади создают мистическую атмосферу таинственного присутствия Божества. Девы с горящими свечами, будто священнослужители, встречают Ту, Которая будет носительницей священной тайны Боговоплощения, Ту, для Которой самое священное место в Иерусалиме на двенадцать лет станет близким, как родной дом. Мария будет расти здесь как голубица, получая пищу из рук ангела. И этот эпизод из будущего (а в иконописи, как уже говорилось, нет временных границ) мы видим в узком пролёте последней арки: Дева Мария сидит на верхней ступени алтаря и с высоты к Ней слетает ангел с хлебом в руке. Питание небесным хлебом - символ благодатной жизни, которую Мария начинает с момента введения в Иерусалимский храм, где Она постепенно будет постигать полноту смирения, мудрости и преданности Богу и достигнет состояния, о котором архангел Гавриил скажет Ей: "Благословенна Ты в женах..."
Поделиться с друзьями: