Через неделю после Рождества Богородицы в церковном календаре следует праздник Воздвижения Креста Господня, первые торжества по случаю которого совпали с самим историческим событием, лёгшим в основу праздника. Предыстория его такова. Император Константин (285-337), ещё до того как сделать христианство "дозволенной религией", одержал очень важную победу, которой предшествовало знамение - огненный крест в небе с надписью "сим победиши" (или по свидетельству другого историка, знаком победы была увиденная Константином во сне монограмма с именем Иисуса Христа, которую император приказал поместить на личное знамя и воинские щиты. Воодушевленный победой , Константин решил найти Крест Иисуса Христа. К тому времени сделать это было довольно трудно - в 70 г., подавляя иудейское восстание император Тит (39-81), штурмовавший Иерусалим, приказал сравнять этот богатейший и красивейший город с землей, а император Адриан (117-138), проявивший себя как активный строитель, не только срыл Голгофский холм и засыпал пещеру с Гробом Христа, но построил на их месте языческий храм в честь Венеры и Зевса. Искать Крест Господень отправилась мать Константина Елена и иерусалимский патриарх Макарий обнаружили три креста и, по всеобщей молитве, Крест Господень был указан свыше - только после прикосновения к Его Животворящему Древу произошло исцеление больной (по другой версии, воскрешение мертвеца).
Народ пораженный чудом, хотел видеть Крест Христов и поклониться ему. Тогда патриарх Макарий встал на высокое место и поднимал (т.е. водвигал) для всеобщего обозрения Крест, благословля им окружающих. Именно этот момент изображают на иконах Воздвижения Креста Господня.
Воздвижение Креста Господня
Палех. Начало XIX в.
Каким ярким и радостным предстаёт он в образе палехских мастеров начала XIX в.! Общее ликование передают различные оттенки красного (от рыже-оранжевого до вишнево-коричневого), преобладающие в колорите образа наряду с яркой охрой. Композиционное ядро иконы образуют фигуры патриарха Макария, вознесшего над головой Крест, и двух диаконов по сторонам, поддерживаюих крестчатую фелонь патриарха (обычно в композиции этого праздника диаконы поддерживают патриарха под локти). Их белоснежные одежды и белый с черными крестами омофор Макария контрастно выступают на черно-синем фоне, декорированном условными белильными завитками и розетками. Это фон показывает нам как бы внутреннюю часть храма. Такой приём (когда здание дано будто в разрезе, без передней стены) обозначает на языке иконописи, что действие происходит внутри здания. Макарий стоит на высоком, сильно выдвинутом вперёд церковном амвоне, слева, на возвышении поменьше, показаны в царских коронах Константин и Елена, справа - народ. Все молитвено протягивают руки к Кресту и поднимают головы вверх, этим жестам вторят удлиненные пропорции человеческих фигур. В стройное движение, направленное к Кресту, а через него к Небу (куда Христос крестной смертью возвёл из пропасти Ада и смерти весь человеческий род), вовлечены и неодушевленные предметы - две остроконечные крыши находящейся справа башни, шатровая кровля колокольни слева, луковки церковных глав. В мерном ритме колоколов, куполов, повторяющихся элементов на кровлях храма и царской ложи словно звучит торжественный гимн, прославляющий Крест Господень - орудие победы Христа над властью смерти.
Л
Поделиться с друзьями: