Даже недолгая беседа с настоящим старцем возвращает верующего к жизни, даёт надежду, а мудрые наставления действительно помогают разобраться в своей душе и преодолеть напасти. В этой странице собрано то, что можно было бы назвать золотым наследием православных старцев: духовные рекомендации, молитвы и притчи, предельно актуальные и полезные и сегодня.
КТО ТАКОЙ СТАРЕЦ?
Когда мы слышим слово "старец", воображение в ту же секунду рисует нам образ согбенного седого старичка в монашеском одеянии... И на этом умолкает, считая, что дело сделано. Но неужели этот облик - единственный? Да и кроме того - разве он единственно верный? Не следует ли нам, прежде чем обращаться к старцам и их мудрости и опыту, чуть лучше представить себе, - кто же они на самом деле?
И если мы решимся на это, то сразу же увидим, что в первую очередь старец - это учитель, наставник, духовный отец. Возможность стать старцем не зависит ни от церковного сана, ни от прожитых лет. Нельзя достичь определенного возраста - скажем, пятьдесят или восемьдесят, - и превратиться в старца. "Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички", - говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Более того, равно так же бесполезно избирать "старцев" или насильно назначать кого-нибудь на эту роль. Люди остро чувствуют фальшь, и если они действительно признают кого-либо старцем - а признать можно только по доброй воле, - то лишь тогда, когда сами почувствуют благодать, исходящую от человека. "Старец становится для учеников умом, совестью и сердцем, через которое кровь естественным образом распределяется, движется и обращается. Старец - это твёрдый дуб, около которого возрастают обвивающиеся круг него слабые растения, в одиночку погибающие от бурь и ветра", - говорил протоиерей Александр Соловьев.
Чаще всего старцами становились монахи, но нередко так называли и священников, к которым с любовью притекало великое множество людей, - такими, к примеру, были святые праведные Иоанн Кронштадтский и Алексий Московский (Мечев).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) выразил это так: "Привести к Богу может только тот, кто сам к нему пришел, а не тот, кто прочитал много книжек о том, как это делается".
"Каждый, - писал преподобный Паисий Величковский, - должен иметь кого-то опытного в духовном руководстве, кому бы ты полностью предавал свою волю и повиновался, как Самому Господу". То есть послушание - это то главное, что должны вынести из общения со старцем его духовные дети, ибо, по словам того же Паисия Величковского, "послушание - это самая короткая лестница к Небу".
Что же мы видим на деле? Почему толпы людей стремятся попасть к старцам? На некоторых форумах выкладываются списки "популярных" старцев, которых обязательно нужно посетить, люди передают друг другу их адреса... " Вы думаете, старцам задают вопросы о духовной жизни, о борьбе со страстями? Ничего подобного. Чаще спрашивают, продавать квартиру или не продавать, жениться или нет, а если жениться, то на ком, делать хирургическую операцию или не делать", сетует священник Михаил Прокопенко. "К старцам, к глубокому сожалению, идут с вопросами бытовыми, а не с духовными, как следует, - говорит професор Московской духовной академии Московского Патриархата Алексей Осипов. - Крайне редко к старцам, настоящим, к таким, как отец Иоанн (Крестьянкин), приходили с вопросом: как мне победить зависть, злость..."
А ведь в дореволюционные годы "десятки тысяч русских людей всех сословий приходили в монастыри не только для того, чтобы поклониться святыням или очистить душу исповедью и причащением Святый Тайн, но и для того, чтобы открыть душу старцу, чтобы открыть душу старцу, получить от него совет и наставление, услышать ласковое слово ободрения, найти выход из жизненных затруднений, подойти через старца ко Христу" - писала Т. В. Руденская в статье "Русское старчество как духовный феномен православия". Особенно важным стало обращение к старцам в тот сложный период, когда стали закрываться церкви, когда посещать храм считалось не просто неприличным - за это могли и наказать, когда запрет властей накладывал свой отпечаток на всю духовную жизнь общества.
Сейчас же в старце зачастую видят оракула, гадалку, экстрасенса, который взглянет на тебя и тут же расскажет всю твою дальнейшую жизнь. Действительно, очень многие старцы имеют дар прозорливости, дар исцеления. Но настоящие старцы отличаются смирением, боятся тщеславия и стараются не показывать эти дары. Старец может дать совет, наставление, но человек сам должен менять свою жизнь в соотвествии с услышанным, а не перекладывать на наставника отвественность за свою жизнь. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Давать советы - это камни с колокольни бросать. А выполнять камни на колокольню носить". Люди же зачастую не желают прикладывать усилия к изменению своей жизни, надеясь, что сейчас старец скажет волшебное слово - и дальше жизнь пойдет как по маслу... Но нет.
"Духовный отех, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдёт, а так и сгниет около этого столпа", - говорил преподобный Никон Оптинский. Наверное, в этом и есть один главных "секретов" старцев.
Но, к счастью, не все идут к старцам, чтобы потешить своё самолюбие или утолить нездоровое любопытство. Ведь многим из нас - а может быть, и абсолютно в всем, - так не хватает простого человеческого тепла, доброты и любви. А сколько было случаев, когда недолгая беседа со старцем в прямом смысле воскрешала пришедшего к жизни - и залечивала душевные раны, исцелить от которых не могли ни деньги, ни успех, ни власть! "Служение русских старцев движимо было великой любовью", - пишет Т. В. Руденская. Действительно, даже письма великих полвижников пронизаны этой любовью - искренней, сердечной, нелицемерной. И мы надеемся, что их наследие, представленное в этой книге лишь малой частью, поможет вам почувствовать эту великую любовь - и обрести путь, ведущий к Богу.
Добро, любовь, милосердие...
Добро начинает путь медленно, но всегда приходит к цели. Зло быстро
выходит вперёд, но всегда терпит крах.
Монах Симеон Афонский
Доброе всегда силнеe зла
Тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобою, - не плати тем же, но будь тих, короток и ласков, почтителен и - любящ к тем самым, которые недостойно ведут себя перед тобою. Если ты сам смутишься и будешь говорить с волнением, грубо, презрительно и, значит, без всякой любви, тогда ты сам побеждён и тебе вправе сказать обидевшие: "Врачу, исцелися сам". (Лк. 4,23), или "Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7.3 - 5). Не дивись тогда, если и часто будут повторяться тебе грубости от оскорбляющих тебя, ибо они заметят твою слабость и будут намеренно раздражать тебя.
Не побеждён бывай от зла, но побеждай благим злое. Покажи оскорбившему тебя, что он не тебя обидел, а сам себя, пожалей его сердечно, что он так удобно побеждается от своих страстей, что он болен душевно, покажи к нему тем большую кротость и любовь, чем он грубее и раздражительнее, чем он больше питает к тебе ненависти, - и ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно.
Чаще приводи себе на память, что в тебе зло, а не в людях. Таким убеждением совершенно истинным, предохранишь себя от многих грехов и страстей. Беда наша часто в том, что мы своё зло приписываем другому.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Что может быть сильнее милосердия?
Милосердие наше производит великую благодарность Богу в людях, далёких от Него. Что может быть сильнее милосердия? Очевидно, ничего.
Эту добродетель ставил Господь Иисус Христос превыше всех добродетелей; к этой добродетели призывал апостол коринфян.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Бог знает, что добро
Некий брат спросил старца:
- Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним?
Старец отвечал:
- Бог знает, что - добро. Я слышал, что некто из старцев спрашивал
Поделиться с друзьями: