+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Оптина пустынь

Оптина пустынь

Оптина пустынь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Схимонахиня Сепфора

 

 

 

 

 

 

 

    Старица Сепфора , перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: "Благодать! Сколько здесь благодати!"

    Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.

 

 

    Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. 

 

 

    Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных Оптинских старцев

 

 

    Зайдите с благоговением в главный храм обители - чудесный, самый старинный Введенский.

 

 

    с его жемчужиной - ракой с мощами великого преподобного Амвросия Оптинского чудотворца.

 

 

    Замрите на короткий миг под перезвон Оптинских колокола. Пусть душа ваша отдохнёт от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения Братского хора.

 

 

 

    Казанский храм. Здесь хранятся мощи старцев.

 

    Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути... Они едут к Оптинским старцам! Помните пословицу: "К пустому колодцу за водой не ходят?"

 

 

    Сень и под ней рака со св. мощами Оптинских Старцев про. Льва и при. Макария (на переднем плане).

 

    Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они все о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.

    Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы... Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы обратившись к преподобным Оптинским старцам с Верой,- теперь тоже под их молитвенным покровом.

    Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Все, что можно было осквернить, разрушить, - было осквернённой, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла ещё прекрасней! А знаете - почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!

    Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днём, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.

 

 

                                                                                                   Мощи преподобных Антония и Моисея.

 

    А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищались многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.

 

                                                                                                  Скит Иоанна Предтечи

 

                       

 

    Преподобгный Моисей будучи в течении 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10-15 рублей. По нашим мирским меркам - затея несбыточная, невыполнимая.

    О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: "А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть".

    И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.

    Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: "Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!"              

    И вот: остался после смерти человека один гривенник - и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келий, два завода, мельница и знаменитая белая ограда.                                        

 

                                                                                                   Церковь Марии Египетской и Анны Праведной.

 

 

 

    Тайны Оптиной... Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: "Батюшка Амбросим! Побей меня, у меня голова болит". Мы очень ценим своё здоровье, заботимся и желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: "Если бы он не был старцем, умер бы в течении получаса!" На нем сбывались слова: "Сила Божия в немощи совершается." Сие есть тайна духовная.

 

                                                                                                  Церковь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"

 

 

    Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром - покаяние - метанойя.

 

 

                                                                                                Преподобный Варсонофий Оптинский

     Нам хочется сделать карьеру, быть успешными в жизни, а блестящий полковник Павел Иванович Плиханков генеральскому чину предпочёл скромную монашескую келью и стал преподобным Варсонофием

.

    Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий своё духовное величие скрывал юродством - шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в неё дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

 

                                                                                                  Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери

 

 

    Мы все стараемся выбрать себе жильё поудобнее, работу полегче, отдых покомфортнее, а преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, понимая, что это послушание - смертельная угроза. Будучи тяжело больным в ссылке, не стал проситься о переводе в местность с более здоровым климатом, сказав врачу: "Воля Божия да совершается..."

 

    И это все тайны Оптиной Пустыни.

 

 

    Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пересекалась более 100 лет: с 1829 года - приезда в Оптину старца Льва - до закрытия монастыря в 1923 году и мученического оикончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.

    Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Как передавалась эстафета старчества?

 

 

                                                                                                  Мощи старцев обретённые в 1998 году перед ракой преподобного Амвросия.

 

    Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почуствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике - преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.

    И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, - все это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.

    Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придаёт им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.

 

           Церковь Спаса Преображения

 

 

    Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И преподобный Макарий между ними с чистой, - любвеобильной и смирённой душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому."

    Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто- то прмшел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.

    Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион ...

 

                                                                                                Церковь преподобного Иллариона Великого

 

    

 

    Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.

    Иногда говорят, что мирянам достаточно жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь. 

    Духовная жизнь означает не только пребывание в облаках... Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

    Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окропление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.

 

                                                                                               Церковь Всех Святых

 

    

 

    Оптинский старец Иосиф писал: "Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдёт удовлетворение Милостью Божией... за молитвы великих наших отцов."

 

    Преподобные отцы 

 

            Часовня Воскресения Христова

 

 

 

 

                                Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь

 

 

 

 

    Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь находится в селе Клыково неподалёку от города Козельска Калужской области. Здешние места славятся своей необыкновенно живописной природой березовые рощи, обширные поля, луга, реки Жиздра и Серена. Наверное, не случайно именно здесь у

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Собор Казанской иконы Божией Матери

 

    

 

 

                                                                                                 История обители

 

 

    На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалёко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии её первой настоятельницей.

    По промыслу Божию преподобным Амвросием для устроения этой обители было избрано небольшое имение близ деревни Шамордино, принадлежавшее помещикам  Василию Полиевктовичу и Евдокии Ивановне Калыгиным. Один богатый господин, живший в Москве и часто приезжавший к батюшке Амвросию, попросил его купить недалёко от Оптиной пустыни дачу, в которой намеревался поселиться со своей семьей. Батюшка, ко всем относившийся с любовью, старался помочь в устройстве этого дела и при свидании с помещиком В. П. Калыгиным предложил ему продать своё имение. Калыгин согласился, при условии, если ему с женой будет дано место в монастырской гостинице, чтобы дожить последние дни своей жизни при Оптиной пустыни. За год до продажи имения Калыгину было видение: над его домом в облаках дивный храм и неземное ангельское пение. Когда стало известно, что московский господин по изменившимся семейным обстоятельствам не сможет проживать в этом имении, батюшка благословил приобрести его монахине Амвросии: "Вот мать Амвросия, жребий тебе выпадает взять это имение для себя. Будешь жить там, как на даче, со своими внучками, а мы, - прибавил старец, может быть, в утешение ей, - будем ездить к тебе в гости". Осенью 1875 года монахиня Амвросия купила у жены коллежского асессора Евдокии Ивановны Калыгиной 51 десятину 2300 сажен земли при сельце Шамордине и Васильевском.

 

                        Церковь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

 

 

    Монахиня Амвросия, в миру Александра Николаевна Ключарева происходила из дворян Тульской губернии, была близкой духовной дочерью преподобного Амвросия. Ее муж, Феодор Захарович Ключарева, бывший надворный советник, желая послужить Богу в монашеском чине поселился в Оптинском скиту, где выстроил себе дом. Александра Николаевнабыла глубоко верующей, но долго не решалась оставить мир. По молитвам старца Амвросия она приняла постриг и поселилась в Белевском Крестовоздвиженском монастыре Тульской епархии, откуда часто приезжала к нему в Оптину. Супруги Ключаревы обладали добрым отзывчивым сердцем и были милосердны и сострадательны. Много жертвовали на устройство храмов и монастырей, помогали бедным.

    В окрестностях Оптиной и Шамордина вспоминали о матушке Амвросии: "Что хромы, что слепы - все к ней. Большая часть прислуги при поступлении е в монастырь, будучи предана своей госпоже, не оставила её, говоря, что она для них как мать родная. Мать Амвросия воспитывала двух внучек - дочерей сына, взяв которых всего трёх недель от рождения после смерти их мамы, поселилась при Оптиной Пустыни в специально выстроенном доме вблизи монастырских гостиниц. Крестным отцом девочек, Веры и Любови, по её просьбе стал батюшка Амвросий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: