Ярославской земли
Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.
Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.
Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.
Вопреки всемповоротам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.
Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу...»
Святыни Толгского монастыря
Обитель прославлена чудотворной Толгской иконой Божией Матери, явленной в 1314 году. Чудеса от святой иконы, начавшиеся с первого дня ее необыкновенного явления на Толге, продолжались во все время существования обители и прославили святую икону и обитель Толгскую в различных углах земли Русской. В настоящее время икона хранится в одностолпной палате Крестовоздвиженского храма, которая открыта для желающих помолиться Матери Божией ежедневно c 6.00 до 20.00. Вход свободный.
Частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа
В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин. 19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения.
26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В осенне-зимнее время они находятся в Крестовоздвиженском храме, в летнее время переносятся в Введенский собор.
Также в Толгской обители хранятся частицы:
Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос;
Ризы Пресвятой Богородицы;
Туринской плащаницы;
Хитона Крестителя Господня Иоанна;
и частицы мощей:
12-ти Апостолов
Свт. Николая Чудотворца;
Свт. Спиридона Тримифунтского (и его башмачок);
Свт. Григория Богослова;
Вмч. Варвары;
Мучеников младенцев Вифлеемских;
Прп. Сергия Радонежского;
Св. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана;
Благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев;
и иконы с частицами мощей:
Свт. Феодосия Черниговского;
Свт. Питирима Тамбовского;
Свт. Луки Войно-Ясенецкого;
Мч. Иоанна Воина и вмч. Никиты;
Мч. Наталии;
Свщм. Илариона (Троицкого);
Прп. Лаврентия Черниговского;
Прп. Варнавы Гефсиманского;
Блаж. Матроны Московской;
Блгв. царевича Димитрия Угличского.
Успенский собор
Успе́нский собо́р — бывший (до конца XVIII века) кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Расположен в непосредственной близости с Ростовским кремлём. Имеет отдельно стоящую звонницу. Вместе с Кремлём, построенным позднее (в конце XVII века), образует единый центральный архитектурный ансамбль Ростова Великого, вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро.
Святыни:
мощи свт. Леонтия Ростовского
Краткая историческая справка:
Ростов Великий - один из древнейших русских городов. Ростов впервые упомянут в летописи в 862 год как отдаленный форпост Киевской Руси. В домонгольское время Ростов был крупнейшим городом Северо-Восточной Руси, её духовным центром. В 1147 году на землях Великого Ростова появилось небольшое поселение под названием Москва... Ростов мог бы называться Великим даже только потому, что это родина Преподобного Сергия Радонежского. Ростов стал местом духовного подвига целого сонма великих святых: от апостола Ростовской земли святителя Леонтия - до "Российского Златоуста" св. Димитрия.
Успенский кафедральный собор в Ростове Великом - первый христианский храм на Северо-Востоке Руси, древнейшая и величайшая святыня Ярославской епархии. История собора берет свое начало в 991 году, во времена Крещения Руси. Храм заново перестраивался четыре раза. Его порог многократно истирался ногами святых - так можно сказать о соборе словами святителя Филарета. Нынешнему зданию собора скоро исполнится 500 лет. В этих стенах покоятся почти все правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век. Именно под этими сводами звучали боговдохновенные слова святителя Димитрия Ростовского. В 1913 году здесь молились вместе Государь Николай II и Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон: будущие Царственные мученики с будущим Патриархом.
Успенский собор знаменит своими тысячепудовыми колоколами, которые смотрением Божиим неприкосновенно сохраняются здесь вот уже более 300 лет. Большинство колоколов были отлиты в XVII веке при митрополите Ионе Сысоевиче. Ростовские звоны по праву считаются классическими. Даже во времена гонения на Церковь они звучали на грампластинках и во многих кинофильмах. Звоны были возобновлены в виде "концертов колокольной музыки" в 1987 году, а с1991 г. стали сопровождать церковные службы.
В тридцатых годах собор был закрыт и превращен в склад кофе-цикорной фабрики. К 1991 году, когда храм возвратили верующим, его интерьер был похож на руины. Хотя регулярные богослужения в соборе как в летнем храме (с мая по октябрь) уже возобновлены, до полного окончания реставрационных работ ещё очень далеко...
Посещение музея икон
Росто́вский кре́мль (Митрополи́чий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.
Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.
Путешествие Всемилостивого Спаса
Город Тутаев теперь живет небогато даже несмотря на то, что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал “Санта-Барбарой”. Дело в том, что здешний Моторный завод, обанкротился, и как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, - социальный пессимизм, уличная преступность и... грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живешь.
Ну, а что касается особняков - то здесь все ясно без всяких экономических теорий: “обанкротились” ведь простые рабочие, а хозяева наверняка на этой махинации стали еще богаче. Все вышесказанное относится к так называемым “тутаевцам”, людям, переселившимися сюда на очередную великую стройку пятилетки. По сути, эти люди - без роду и племени, ведь до того они оставили свои маленькие родины ради грядущего “социалистического рая”. И не они виноваты, что вышел не рай а нечто иное. До конца 60-х годов прошлого века Тутаев был тихим провинциальным городком с многовековой историей. Назывался он Романовым-Борисоглебском, ибо однажды оба берега Волги объединили единой властью, после чего город Романов, известный с 1283 года, и Борисоглебская Слобода, про которую известно, что в год основания Романова она уже существовала, слились в единый организм. Тем не менее, остались коренные “борисоглебцы” и “романовцы”, которых в общем-то беззастенчиво оттерли в дальний угол. Для тех, кто думает, что город Романов произошел от династии царей Романовых, поясню: город основал Угличский князь Роман, принадлежавший к роду Рюриковичей. Романовых тогда даже не было видно на горизонте истории. Город в свое время прославили романовские породы овец, лука, льна, романовские полушубки и валенки. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева, отличившимся тем, что при попытке разгрома белогвардейского мятежа сей доблестный муж первым вылез из-за бугра, получив за это смертельную пулю.
На Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и Санта-Барбара в придачу), Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком, со множеством присущих подобным местам мотивов - начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.
Но кое-что досталось и Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры - Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.
Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это - намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.
“Оглавный” лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем, каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напортив иконы - древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением “неверных царств”, всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью... Согласно преданию, автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской Православной Церковью. Св. Дионисий прославился не только тем, что писал иконы: он был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.
Естественен вопрос: для чего писалась такая большая икона? До нас дошли смутные сведения о том, что всемилостивый Спас должен был украшать потолок деревянного храма, который стоял на месте нынешнего Воскресенского собора и являлся частью монастыря. Из горизонтального в вертикальное и весьма почетное положения она переместилась из-за того, что старая церковь была за ветхостью разобрана. Впоследствии, когда икона уже находилась в каменном соборе, она приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению и он распорядился отвести ее в свой архиерейский дом. Власть предстоятеля была большой и случилось так, что долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, они решили омыть образ от дорожной пыли в ручье, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. В память этого события для спасителя был сделан драгоценный венец весом в 2 пуда и 10 фунтов.
Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и службы в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистических властях подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?
А случилось вот, что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.
Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, татарчата во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов, в общем наглели как могли. Но Спасителя трогать и хулить не решались - они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились и из “романовских” татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.
По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он “идет” в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).
Нести Спаса в течение 7 часов - труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа - радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым спасом - большой праздник (на Борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается - большинство обывателей наблюдают за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом.
Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.
Всемилостивый Спас, кстати, - не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви находится икона с удивительным названием “Прибавление ума”. Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился и после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает “Прибавление ума” и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.
Чудо? Но ведь сколько чудес - значительных и маленьких - происходит в других русских городах и весях!..
Геннадий Михеев.
Фото автора.