+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Толкование на Апокалипсис

Толкование на Апокалипсис

Толкование на Апокалипсис

 

     Христиане первых веков ожидали исполнения всего предначертанного свыше вот-вот, не сегодня - завтра. Но с тех пор заканчивается вторая тысяча лет, а мы все не можем сказать, в какой стадии, в каком периоде находится борьба Христа с диаволом, борьба светлых ангелов с темными силами.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

    В Апокалипсисе Иоанна столько же тайн, сколько слов. Но и этого было бы слишком мало сказать о достоинстве книги. Всякая похвала будет ниже.

                                                                                                                                                                                                              Блаженной Иероним

 

 

    На ярко - синих водах древнего моря, под лазерным куполом южного неба, среди множества разной величины островов выделяются две горы, соединенные узким перешейком. Замкнутые легким фиолетовым покровом, издали они кажутся как бы всплывающими из недр моря. Что-то воздушное, сказочное чувствуется в видении этих Скалистых гор на прозрачном фоне неба и воды. 

    Море это зовётся Эгейским, а остров - Патмосом.

 

 

    

    Знаменитое место на земном шаре! Именно здесь пред глазами Иоанна, писателя Апокалипсиса, пронеслись картины мировой жизни грядущих времён. На этом острове, лежащем между тремя частями Старого Света - Европой, Азией и Африкой, была написана Богооткровенная история христианской Церкви. 

    В тихие безоблачные ночи пред Иоанном не раз открывался здесь волшебный вид южного неба, с чарующей кротким светом луной, со сверкающими, как драгоценные камни, звёздами. В эти минуты возвышенного созерцания он уносился духом в небесную высь, и вот там в сонме ангелов, среди воинства небесного, ему открывались тайны Царствия Божиего. 

    Но среди такой дополнительной обстановки каким контрастом были пророческие  видения о непрерывном ряде страшных наказаний!

    Однако апостол - пророк не все записал и поведал миру: он скрыл от нас, что поговорили ему семь Громов полосами своими (Апокалипсис. 10,11). А то…что он занес в книгу, составляет важное пророчество о народах и племенах и о царях многих.

    Вот книга, которая одновременно может исторгнуть из глаз реки слез, наполнить сердце мистическим ужасом и может вознести мысль человека до престола Божия, восхитить его до третьего неба. Страшная книга, но в то же время привлекательная! По мере того как начинают углубляться в Божественные слова Апокалипсиса, таинственная завеса мира приоткрывается, что-то покажется вдали, манит к себе, - и вдруг раскроется такая картина, что люди падают от страха лицом на землю и лежат в оцепенении (Дан 10, 7-19).

    Откуда явилась такая книга?

    От Самого Бога.

    Он дал её Иисусу Христу, а Христос послал через Своего ангела Иоанну, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре.

    Когда же Иоанна избрал Господь для написания Апокалипсиса? Кто он такой?

 

 

                                       

 

 

    Все древнее церковное предание свидетельствует, что это был возлюбленнейший ученик Иисуса Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Например, в Диалоге святого Иустина Философа с Трифоном встречается такое положительное свидетельство: "Некто именем Иоанн, один из апостолов Иисуса Христа, в Откровении, бывшем ему, предсказал, что верующие в нашего Иисуса Христа будут жить в Иерусалиме 1000 лет, а после этого будет всеобщее воскресение и Суд". Святой Ириней Смирнский тоже называет писателя Апокалипсиса учеником Иисуса Христа. Об этом же свидетельствует Феофил Антиохийский, Поликрат Ефесский, Климент Александрийский, Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский и многие другие. Святой Андрей Кесарийский в предисловии к своему толкованию Апокалипсиса ссылается еще на Папия Иерусалимского (около 160 г.) Мефодия и Иполита (+ 235) Римского.

    В истории церкви Евсевия указываются некоторые лица (например, пресвитер Кай и Дионисий Александрийский), которые позволили себе усомниться в тождестве писателя Апокалипсиса и Иоанна Богослова, но их сомнение тонет в целом ряде положительных свидетельств древних отцов Церкви.

    В наше время скептицизма и переоценки всех ценностей среди западных богословов раздались голоса, отрицающие предание Церкви, но достаточно сопоставить те стихи Апокалипсиса и четвёртого Евангелия, где Иисус Христос называется Агнцем и Словом Божиим, чтобы убедиться, что автор этих книг - одно и то же лицо, святой апостол Иоанн Богослов. 

    Апокалипсис, замечают некоторые знатоки еврейского языка, изобилует гебраизмами и имеет сходство с ветхозаветными пророческими книгами. Так оно и должно быть! Потому что Апокалипсис, как и другие канонические книги, есть творение одного и того же Святого Духа. Писатель Откровения может сказать всем сомневающимся: Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас... Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам (1 Ин. 4, 6, 1 Кор. 14, 37).

    Святой Иоанн, указывает, что Откровение он получил на острове Патмосе в воскресный день. Но в котором году? - Это опять спорный вопрос для современных богословов. Собственно, разногласие их главным образом в том, что одни (Фаррар, Оберлен, Герике, Эвальд и другие) написание Апокалипсиса относят ко времени до разрушения Иерусалима, а другие (Гофман, Эбрард, Гестенберг, Клифот и другие) доказывают, что Апокалипсис был написан после разрушения Иерусалима. Решающим голосом в этом вопросе должно быть опять - таки древнейшее свидетельство святого Иринея (+202), который пишет: "Откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана". Если так, то написание Апокалипсиса можно отнести к концу I века. Некоторые исследователи устанавливают дату: 95 год по Рождестве Христове.

 

 

 

                                                                                          II

 

 

                                                   В этой книге, которая называется Апокалипсис, многое говорится прикровенно, чтобы дать упражнение уму                             

                                            читателя, и немного в ней есть такого, что своею ясностью дает возможность привести к уразумению остальное.

                                                                                                                                                                                                           Блаженный Августин 

 

    Пророчество можно объяснить лишь тогда, когда оно уже исполнилось. 

    В настоящее время немало есть толкователей Апокалипсиса, которые полагают, что большинство пророческих картин ещё не исполнилось, так как они относятся к самому последнему времени (Дан. 8, 17, 26, 12, 9). Тем более в первые века христианства трудно было сказать что-нибудь определённое относительно таинственных указаний Откровения. Впрочем, эпоха гонений и заключительное торжество христианства при Константине Великом в малом виде рисуют нам всю дальнейшую судьбу христианства до окончательной победы Христа, до открытия Его великого Царства. Поэтому некоторые исследователи Апокалипсиса приурочивают его картины к историческим событиям первых четырёх веков христианства. Но уже и древние толкователи (Ипполит, Ириней, святой Андрей Кесарийский) понимали, что нельзя ограничивать вечную всемирную книгу тремя - четырьмя столетиями. 

    Пожалуй, нет двух толкователей, которые совершенно одинаково понимали бы апокалиптическое предвозвещения грядущих событий мира и Церкви, тем не менее толкователи могут быть относительно правы. Закон кристаллизации, положим, воды один и тот же всегда и везде, но как разнообразно проявляется на земле! Взгляните на красивую звездочку снежинки, на бесформенный кусок льда или на удивительные узоры на оконных стёклах от мороза. Казалось бы, с внешней стороны какое разнообразие предметов! На самом же деле мы видим проявление одного и того же закона, одной и той же "мысли Бога". Точно так же и пророческие писания суть предначертания Самого Бога, которым жизнь отвечает рядом одинакового характера событий, только в разных масштабах. При двух или трёх свидетелях удостоверяется всякое слово (Мф. 18, 16). Два или три раза повторяются исторические события, восходя от силы в силу (Пс. 83, 8).

    Однако замечено и обратное явление: одно и то же событие описывается в священных книгах также два или три раза. Поэтому не будем пренебрегать важным толкованием, как бы оно ни казалось на первый взгляд странным и неприменимым. "Не отрицая труда предшественников, - пишет Клифот, - каждый исследователь Апокалипсиса должен стремится внести свою лепту понимания". На русском языке имеется превосходный опыт толкования на Апокалипсис священника Н. Орлова. В нем собрано все существенное, что дала нам западная богословская наука, указаны и вдохновлённые толкования древних отцов Церкви. Важное значение имеет при чтении Апокалипсиса также собрание статей по истолкованию Откровения М. Барсова. Но самою большою популярностью в русском народе пользуется Толкование на Апокалипсис святого Андрея, епископа Кесарийского. Несмотря на свою древность (V - VI века), толкование святого Андрея местами имеет неувядаемую свежесть. Но в те времена, когда он написал его, мир не пережил ещё ни крестовых походов, ни развития светской власти римских пап, ни эпохи Возрождения, ни времени великих открытий и изобретений, ни Реформации, ни религиозных войн, ни современного атеизма, а потому святому Андрею волей-неволей пришлось во многих местах картинного текста Апкалипсиса ограничиться назидательными и поучительными комментариямиили истолкованиями реальных символов в духовном смысле. 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

    Обычно делят книгу Откровения святого Иоанна Богослова на введение (1, 1-8), первую часть (1-9 - 3,22), вторую часть (4-22,5) и заключение (22,6-2).

    Что касается второй части (с четвёртой до двадцать второ главы), то её делят различно в соотвествии с методом толкования. 

    Святой Андрей Кесарийский все своё толкование Апокалипсиса делит на 24 отдела, а каждый на 3 статьи. 

 

 

                                                                                                                      III

 

 

                                                                                                                         Апокалипсис - чудная книга; это сокровище, данное Богом. 

                                                                                                                                                                                            Лютгард

 

    Замечают, что Апокалипсис не входит в круг богослужебных книг. Иные из этого делают вывод, что церковнослужители усиленно устраняют эту книгу.

    - Примите, - говорит один из современных "богоискателей", - Апокалипсис, и я тотчас же перейду в Православную Цкрковь. Но вы этого никогда не сделаете, потому что он обличает вас...

    И надо сознаться, что Откровение Иоанна Богослова находится у некоторых священнослужителей под покровом. Одни повторяют древнее изречение, что мы едва разбираем буквы апокалиптической азбуки, другие боятся превратного толкования непонятных картин и образов священной книги, иные не допускают делать из Апокалипсиса определения времен. Есть и такие, которые вообще не допускают в христианской религии ничего таинственного, мистического. Все эти осторожные воззрения, может быть, уместные в древние времена, теперь понемногу рассеиваются. Сам простой народ, читая Библию, невольно дольше останавливается на страницах Апокалипсиса. Некоторые священники свидетельствуют, что народ довольно часто обращается к ним за разьяснением непонятных  мест Откровения Иоанна Богослова. 

     Гонимое старообрядчество, ещё в первые годы раскола Русской Церкви, старалось найти указания на свою судьбу в таинственной книге святого Иоанна. Оно усмотрела  нашей жизни и "чувственного" Антихриста, и "умственного", нашло и символическую блудницу с золотою чашею в руках. 

    Большой интерес к Апокалипсису проявили и Русские сектанты. Большинство их так истолковывают откровения Божии, что почти все уже исполнилось. Остается очень-очень немного, чтобы открылось новое Царство Христа. Но что замечательно: почти каждый сектант применяет шестую Филаделфийскую церковь к своей секте. Ещё бы! Филаделфийскую церковь Господь ни в чем не упрекает. Напротив, обещает, что называющие себя иудеями придут и поклонятся пред ногами шестой церкви, и познают, что Господь возлюбил её. 

    Чем обьяснить такое особенное внимание христиан к заключительной книге всей Библии - Апокалипсису? Переживаем ли мы в самом деле последние времена, назначенные Всевышним? Или замечаем, что многое, указанное в Откровении иносказательно, аллегорически, уже исполнилось или исполняется? 

    Впрочем, причины, побуждающие читать Апокалипсис, указаны и в самой книге: Блажен читающий и слушающие слово пророчество сего... ибо время близко (Апок. 1, 3).

 

 

                                                                                                                   Отдел I

                                                                                                              Статья первая

 

                                                                                                                       1. 1.  Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам 

                                                                                                                 Своим, чему надлежит быть вскоре.

    Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния. Если апостол говорит, что это Откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражение применительно к природе человеческой, ибо в своём Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях Божественных. Также и здесь через служащего ангела и именем учащихся рабов указывает нам на величие Божества Христова, ибо Ему работа всяческая (Пс. 118, 91).

    Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящнеся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяща лет яко день всерашний, Иже мимо иде (Пс. 89,5, 2 Пет. 3, 8).

               

                                                                                                              1 - 2            И Он показал, послав оное через ангела Своего рабу Своему Иоанну,      

                                                                                                                          который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, 

                                                                                                                          и что он видел.

 

    Христос, как Владыка, явил мне это через ангела, мне, Своему рабу, свидетельствовавшему в него исповедание, чтобы через виденное я засвидетельствовал и проповедал для обращения слушающих как о том, что хотя и существует, но сокрыто от людей, так и о том, что имеет быть. Ибо тайновидец пророчески видел то и другое; это же ясно и из слов яже суть и имже подобает быти, указывающих на настоящее и будущее время. 

 

 

                                     

 

 

                                                                                                                           3   Блажен читающий и слушающие слова  пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем: ибо время близко. 

 

    Прославляете тех, которые читают и слушают, чтобы исполнять, потому что назначенное людям времядля делания и получения блаженства кратко. "Делайте дондеже день есть, приидет нощь, егда никтоже может делати", - говорит Господь (Ин. 9, 4). Иначе по сравнению этой кратковременной жизни с будущею, вечною, близко время воздаяния коемуджо по делам его (Мф. 17, 27).

 

 

                                                                                                                     4 - 5          Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть, и был, и грядет, и от семи духов, находящихся под престолом Его, и от Иисуса Христа.              

 

    Хотя много было местных церквей, но он послал седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят семеричный круг дней. По той же причине он упоминает только о семи ангелах и семи церквах, которым шлет своё приветствие: "благодать вам и мир от Триипостасного Божества". Словом Сый означается Отец, сказавший Моисею: Аз есмь Сый (Исх. 3, 14); выражением иже ве - Слово, которое вначале бе к Богу (Ин. 1, 1); словом грядый - Утешитель, всегда во святом крещении нисходящий на верующих чад Церкви и имеющий излиться на них во всей полноте в будущем веке (Деян. 2). Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов её, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранным Его ангелы (1 Тим. 5, 21). Но можно понимать это и в другом смысле: под выражением Сый, и иже бе, и иже есть грядый - разуметь Отца, Который содержит в Себе Самом начало, средину и конец бытия всего существующего; под семью духами - дары Животворящего Духа; под имеющим следовать затем - Иисуса Христа, Бога, нас ради соделавшевося Человеком. Ибо и у апостола Божественные Ипостаси поставляются прежде и после без всякого различия, поэтому и здесь говорит и от Иисуса Христа и т. д.          

  

 

                                                                                                                      5            Который есть свидетель верный, Первенец из мертвых и Владыка 

                                                                                                                       царей земных.

 

 

    Итак, Апокалипсис есть откровение Иисуса Христа и пророческое писание, обращающееся к семи церквам, находящимся в Азии. - Так повествует о нем избранный благовестник Божий, Св. Апостол Иоанн: "Благодать вам и мир от Того, который есть и был и грядет , и от седмичник духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се грядёт с облаками, и узрит Его всякое око, и те которые пронзили Его; возрыдают пред Ним все племена земные. Аминь.

    Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядёт, Вседержитель.

 

 

   

 

 

    Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе  в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: "Яесмь Альфа и Омега, первый и последний; то, что видишь, напиши в книгу, и пошли Церквам, находящимся в Асии: в Эфес, и в Смрну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. 

    Я обратился, чтобы увидеть чей голос, говорящий со мною, и, обратившись, увидел семь золотых светильников. И, посреди светильников, подобного Сыну человеческому, облеченного в подир (длинная одежда иудейских первосвященников и царей), и по персям опоясанного золотым поясом. Глаза Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану (есть предположение, что так называлась медь из Ливана, отличавшаяся в расплавленном состоянии ослепительным блеском и яркостью), как расскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд; и тут из уст Его выходил острый с обоих сторон меч, и лицо Его, как солнце, сияющее в силе своей. 

    И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний, и Живый, я был мертв, и се жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти.

    Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд  суть Ангелы семи Церкыей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь Церквей" (Апокал. 1,4 - 20).

    Распространение Евангелия к концу Апостольского века не только что не ослабевало, но принимало оно все большие и большие размеры. Семь Церквей, названных по именам важнейших городов, в которых Апостол Павел первый положил им основание, находились, однако же, в опасном состоянии среди соблазнов, искушений и великих испытаний, которым они подвергались со стороны гонителей и лжеучителей. Вслед за первыми порывами рвения верующих последовало охлаждение, вследствие которого оказались и небрежность, и некоторые уклонения, между тем как именно в такое время следовало напрягать все силы для развития и утверждения того, что было посеяно апостолами. Преждевременно было предаваться покою, 

 

 

                                                                                                    Статья третья

 

                                                                                    Открытое ангелу Ефесской церкви

 

                                                                                                    II - 1.    Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звёзд в Своей        

                                                                                                           Деснице , Ходящий посреди семи золотых светильников.

 

    Говорит с церковью через ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками через учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает га себя все, касающееся ученика, - ошибки и успехи его. Под семью звёздами, или ангелами, которые упоминаются блаженным Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых ангелов управляет миром. 

 

                                                                                                 2 - 5.    Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твоё, и то, что ты не можешь сносить

                                                                                                 развратных и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и  

                                                                                                  нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего 

                                                                                                 трудился и не изнемогал. Но имею против то, что ты оставил первую любовь твою.  

                                                                                                  Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.

 

    Хваля церковь в двух или трёх отношениях, порицает и зазирает (упрекает.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах - в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит, одобряет и то, что, не вера великому духу, они испытывали выдававших себя за апостолов и, и признав их лживыми, не принимали, хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами. 

 

                                                                                                   5 - 6.     А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если 

                                                                                                   покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые 

                                                                                                   и Я ненавижу.  

 

 

 

 

 

    Ибо Он, свидетельствовавший пред Понтием Пилатом, верен во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), как жизнь и воскресение; Он перворожден из мертвых (Кол. 1, 18, 1 Кор. 15, 20), и над кем начальствует Он, те не увидят смерти, подобно прежде умиравшим и воскресавшим, но будут жить вечно. Он - Владыка царей, как Царь царствующих и Господь господствующих (Пс. 2, 6; Кол. 2, 10; 1 Тим. 5, 16), равномощный Отцу и Единосущный Ему (Ин. 10, 30; 14, 20). Иначе: Он Царь царей земных, царей над земными страстями. И если блаженный Григорий Богослов относит ко Христу

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Введите код с картинки
      Необходимо согласие на обработку персональных данных