+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Аа

Аа

 

 

     ААРОН - Еврейское Ахарон, возможно, соответствует египетскому "великое имя", - старший брат Моисея. Когда Господь призвал Мотсея быть вождем народа Израиля, то Аарон был поставлен при нем проповедником. Последнее было связано с тем, что Моисей сознавал себя "человеком

 

 

                                                                                                      Моисей, вождь народа Израиля

 

не речистым" (Исх 4:10). На это Господь сказал про Аарона: "Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его: а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога" (Исх 4:15 - 16).

 

                                                                                                   Юлиус Каросфельд. Жезл Аарона

 

Во время исхода из Египта первым по повелению Господа Бога был поставлен в качестве священника (первосвященника) при скинии (Исх 28:1-29:9). Только его сыновья и последующие потомки могли быть священниками при скинии, а впоследствии при храме в Иерусалиме, имея своей главной обязанностью  принесение жертв Господу. Это обстоятельство во время Исхода вызвало ропот среди народа, недовольного тем, что только потомки Левия (евр. Левъ) (см. Двенадцать колен Израиля) были поставлены Господом прислуживать при скинии (см. Левиты), тогда как священниками могли быть только потомки Аарона (Чис 16:1-50). В связи с этим Господь явил знамение, указывающее на Аарона как на Божьего избранника для священнического служения. Он повелел Моисею, чтобы тот собрал жезлы (дорожные посохи) у всех двенадцати начальников колен, написав на них имя каждого. Они были положены "перед лицом Господа" в скинии откровения (см. Скиния). На следующий день Моисей обнаружил, что жезл Аарона, будучи накануне сухой палкой, каковыми остались остальные жезлы, расцвёл, а затем принёс плоды миндаля. Все это было явлено народу. А расцветший жезл Аарона  по повелению Господа был положен Моисеем перед ковчегом откровения (Чис 17:1-13). В свою очередь уже в НЗ, в послании к Евреям, когда речь идёт о богослужении в скинии и в храме, то говорится о священстве "по чину Аарона" (7:11), которое превзошел Сын Божий, Господь Иисус Христос - священник вовек по чину Мелхиседека", как говорится о Мессии в Пс 110 (109):4 (см. Евр 5:6; 6:20; 7:21), поскольку Он "не через кровь козлов и тельцов, но через собственную кровь, - вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление" Евр.9:12). Этим даётся понять, что именно жертва Христа, "вошедшего в самое небо" (Евр.9:24), избавляет верящего в Него от греха и подаёт надежду на вечную жизнь. 

 

 

                                                                                                   АВЕЛЬ, см. Каин и Авель

 

 

 

                       Юлиус Карольсфельд. Обетование Аврааму о рождении сына

 

 

    АВРААМ - Одно из центральных действующих лиц Библии. История Авраама содержится в Быт 11:10-25:11. Он происходил из города Ур на юге Месопотамии и был потомком Сима, одного из сыновей Ноя. Первоначально его звали Аврам (мой отец высок) (Быт 11:26-27). Когда ему исполнилось 70 лет, он со своими ближайшими родственниками переселился в Харран на севере Месопотамии. Здесь спустя пять лет он от Господа получил откровение покинуть свою страну и свой народ и поселиться в земле, которую Господь ему укажет. Господь обещал сделать его родоначальником великого народа. Тогда, взяв свою жену Сару (возможно сварливая), племяника Лота, а также своих рабов и стада, Авраам пришёл в землю Ханнан, которую Господь обещал его потомству. На новом месте Авраму пришлось пережить разные невзгоды, но он верил Божьему обещанию (Быт 12:1-14:24). Тогда Господь ему явился в ночном видении и заключил с ним Завет, сказав, что Аврам станет отцом множества народов, почему и изменил ему имя на Авраам (отец множества).

 

 

 

            Рембрандт. Жертвоприношение Авраама

 

 

    Авраам поверил Господу, и эту веру Господь "вменил ему в праведность" (Быт 15:6). А так как у Авраама и его жены, которой Бог дал имя Сарра (госпожа), не было своих детей, а им было уже под 100 и 90 лет соотвественно, то это вызвало у них смех. Поэтому их будущему сыну Бог велел дать имя Исаак (он смеётся). И он действительно родился через год. Так Бог исполнил Своё обещание (Быт 15:1-17; 18:1-15; 21:1-8). А когда Исаак вырос, Бог испытал верность Авраама, велев ему принести в жертву своего единственного сына. Но как только Авраам поднял руку с ножом над Исааком, Бог послал своего ангела и тот его остановил. Так Авраам явил свою полную преданность Богу (Быт 22:1-19). В НЗ жертвоприношение Авраама рассматривается как прообраз жертвы, в которую был принесён Иисус Христос, единственный сын Божий. Евреи чтут Авраама как своего патриарха (родоначальника), с которым Бог заключил Завет. 

 

 

 

 

 

           Петр Петровский. Явление ангела пастухам

 

 

    А христиане чтут его также и как отца вообще всех верящих в Бога и хранящих Завет с Ним, заключённый уже через Иисуса Христа. 

 

                                                                                                        АГНЕЦ, см. Ягнёнок 

 

    АД - Греческим словом адис (гадэс), означающим преисподнюю, или подземный мир (в переводах древнегреческой мифологии оно передается как аид), в LXX передаётся еврейское шеол (букв. прикрытая пропасть), которым обозначается место, где находятся мертвые, почему в библейской традиции понятия ад (шеол) и смерть выступают как синонимы. Согласно ВЗ, ад - это пространство в глубоких недрах земли (Пс 63(62):10; Ис 14:15), отходящий туда не имеет надежды вернуться (Иов 7:9), там тьма (Иов 3:5; Пс 143(142):3) и "нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл9:10), поэтому мертвые не помнят и не славят Господа (Пс 6:6;115(113):17(25): Ис38:18). С другой стороны, оттуда может быть вызван (выведен) дух умершего (1 Цар 28:3-19).

 

 

 

               Иероним Босх. Страшный суд

 

 

     Шеол открыт для Господа (Иов 26:6; Притч 15:11), который присутствует и там (Пс 139 (138:8). Особую важность приобретает мысль, что Господь способен вернуть оттуда к жизни (1Цар2:6), так что слова Давида: "Ты [, Господи,] не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (т.е. истлеть)" (Пс16(15):10) в НЗ стали пониматься в их абсолютном (безусловном) значении как пророчество о воскресении Иисуса Христа (Деян2:22-32). Согласно Лк 16:19-31, загробная судьба людей различна: праведники попадают на лоно (в объятья) Авраама, а ослушники Божьей заповеди о любви к ближнему (Лев19:18) на место мучений в аду, так что между ними пролегает "великая пропасть". Тем не менее по смерти на кресте Христос, "был умерщвлён по плоти, но ожил духом", возвещает мертвым о Своей победе над смертью (1 Пётр 3:18-20; 4:6). Поскольку именно у Него данные Ему Богом "ключи от смерти и ада" (Откр 1:18), поэтому в последний день Он воскресит всех мертвых, чтобы сделавшие добрые дела обрели вечную жизнь, а сделавшие зло предстали для суда (Ин5:19-30).

 

 

                                                             

 

 

    АДАМ и ЕВА - Два рассказа о них как о первых людях на земле содержатся в Быт 1:26-4:2 (см. Человек). При этом в первом рассказе о творении Богом неба и земли, т.е мироздания (Быт 1:1-2:4), говорится, что "сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил их" (Быт 1:27). Еврейское слово адам (от адама - почва, глина) означает вообще человека, указывая при этом на материю, из которой он состоит , в которую Бог "вдунул дыхание жизни", так что человек стал "душою живой" (Быт 2:7, ср Быт 1:20,24).

 

 

 

 

 

    Второй рассказ (Быт 2:5-4:2) посвящён уже собственно творению человека и его дальнейшей судьбе. Человек был поселён Господом Богом в Эдем (сад), называемый также раем, с тем, чтобы он его возделывал и хранил. В этом саду среди других деревьев росли дерево жизни и дерево познания добра и зла. Господь Бог, дав человеку в пищу плоды деревье, при этом заповедовал, чтобы он не ел плодов с дерева познания добра и зла, потому что это приведёт его к смерти (Быт 2:8-17). Сотворив человека и поселив его в саду, Господь Бог, наведя на него сон  и взяв от него ребро, творит ему помощницу-женщину (Быт 2:18-24). Но дьявол. явившийся женщине в виде змея, сказал ей, что если попробуют плодов с этого дерева, то будут как боги (более точный перевод - как Бог), знающими добро и зло. Когда же она попробовала этих плодов и дала попробовать мужчине, то они вдруг обнаружили, что оба голы, и, устыдившись, прикрылись листьями (Быт 3:1-7).

 

 

 

                                                   

 

 

    Когда это все открылось, Господь Бог проклял змея, а людей изгнал из рая, закрыв им доступ к дереву жизни (Быт 3:8-24). Так они были оставлены смертными наряду с прочим животным миром. Теперь мужчина был оставлен добывать пропитание в поте лица впоследствии проклятия Господом Богом земли за грех человека (Адама) (Быт 3:17-19), а женщина - рожать детей в страданиях (Быт 3:16). Тогда Адам дал своей жене имя Ева (жизнь), "потому что она стала матерью всех живущих" (Быт 3:20). И родились у них Каин и Авель (Быт 4:1-2). А потом, после убийства Канном Авеля, у них родился Сиф (замена) потомком которого стал Ной. 

 

 

 

                                                                         Гюстав Доре. Явление ангелов Аврааму

 

 

    АЛЛИЛУЙЯ - Это радостное восклицание, означающее по-еврейски "Хвалите Господа!" и служащее выражением благодарности Ему за благодеяния к народу Израиля, в МТ встречается только в 1 Пар 16:36 и в некоторых псалмах (начиная с 104 (103)). В LXX оно вошло без перевода в качестве благодарственных названий псалмов. В НЗ оно, опять же без перевода, встречается только Откр 19:1,3,4,6 в хвалебной песне Богу в связи с падением Вавилона, олицетворяющего собой основанную на зле цивилизацию. В христианское богослужение  на многих языках, включая славянский и Русский , это восклицание также вошло без перевода. 

 

 

    АМИНЬ - Еврейское слово амэн (истинно так) в религиозном обиходе служило формулой для утверждкния истинности сказанного другим, прежде всего, в молитве или клятве, и потому завершало их. господь Иисус Христос, напротив, собственную речь начинает этой формулой, тем самым показывая, что Он говорит как имеющий власть от Бога (Мф 7:29) и, таким образом, сказанное им есть истинное Божье слово (Мф 11:27; Лк 10:22-25; ср. Ин 14:10-11; Евр 1:1-4; Откр 3:14).

 

 

 

 

    АНГЕЛЫ - (от греческого ангелос - вестник; в МТ ему соответствует маль'ах) - В Библии этим названием преимущественно обозначаются сотворённые Богом духовные существа, служащие исполнителями Его воли и Её провозвестниками людям (Евр1:14), представая перед ними порой в человеческом облике (Быт 18:1-16; 19:1-23;  Мк 16:5-7; Лк 24:4-7; Ин 20:12-13; Деян 1:10-11), среди них выделяют архангелов (начальников ангелов), таких как Михаил (Дан 10:13,21; 12:1; Иуды 9; Откр 12:7), и Гаврил (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26), и ангелов, принадлежащим к другим степеням (чинам), таким как престолы, господства, начала, власти, силы (1Кор 15:24; Кол 1:16).

 

 

 

 

    Особое место в библейской традиции занимает ангел Господень, являющийся олицетворением Господа, когда возвещает Его волю или приходит на помощь Его народу в решающие моменты библейской истории (например, Быт 16:7 и дал; Исх 3:2; Чис 22:22; и дал; Мф 1:20,24). В свою очередь христианские толкователи, уже начиная со II в.н.э. стали интерпретировать рассказ о явлении Господа (Яхве) Аврааму в Быт 18:1-6, когда перед ним предстало трое мужей (двое из них в Быт 19:1 будут названы ангелами) как символическое значение Бога Отца, Сына (см. Сын Божий) и Святого Духа (ср. Мф 28:19).

 

 

 

 

    Среди ангелов особое место занимают херувимы (от евр. керув, в библеской традиции он обозначает Божье присутствие) и серафимы (от евр. сераф - горящий). Последние упомянуты только в Ис 6:1-7. В отличие от ангелов, посылаемых людям, они непосредственно предстоят пред Господом. В их троекратном прославлении Его как Святого (Ис 6:3) древние христианские толкователи также усмотрели указание на имя Бога Отца, Сына и Святого Духа. Наряду с ангелами Божьими библейская традиция знает также падших ангелов, уклонившихся от исполнения воли Божьей, будучи увлечёнными их предводителем Сатаной (2 Пётр 2:4; Иуды 6), и ставших нечистыми духами (бессами). Кроме того, в качестве Своих ангелов (вестников) Бог может использовать людей (пророков) (Мал 3:1; Мк 1:2) и даже природные стихии (Пс 104 (103):4). Тогда как встречающийся в Откр 2:1 и дал. термин ангел церкви относится уже к её предстоятелю (предводителю).