Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария не переставала стремиться к небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего. Как сеятельница Христова учения во всей вселенной, Она видела, что созревала святая жатва душ человеческих: основание и устроение Церкви совершалось, и христианство распространялось по всему миру, а вместе с тем и слава о величии Богоматери, - теперь Она еще усерднее начала умолять Сына Своего о скорейшем переселении на небо.
Пречистая Мария пребывала в доме Иоанна Богослова на горе Сионской и часто посещала места, которые были освящены стопами пречистых ног Спасителя мира; но чащевсего Она приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору, у подножия которой находился сад, доставшийся Иоанну Богослову по наследству от отца его Зеведея. Однажды, когда Она, по обыкновению, возносила Свои чистые молитве на горе Елеонской, пред Нею предстал архангел Гавриил с благодатною вестию о приближающемся часе Ее переселения на небю, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, он дал Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эта ветвь, сияющая светом небесной благодат, была несена пред гробом Пресвятой Девы в день погребения Ее пречистого тела. С благоговейною радостию приняла Богоматерь райскую ветвь и, повергшись пред Господом, благодарила Его и со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Еще просила Она, чтобы при кончине дано было Ей видеть святых апостолов, рассеянных по вселенной для проповеди Евангелия.
По принятии благовестия о Своем успении Пресвятая Дева возвратилась домой; лицо Ее сияло такою небесною радостью, что все присутствовавшие были потрясены при ввиде Божественной силы и славы, осиявших Ее, и все восколебалось от невидимой Божественной силы, окружавшей Ее.
Пречистая Мария готовилась к исходу Своему и прежде всего известила о том св. Иоанна Богослова и, показав ему райскую ветвь, завещала нести ее пред Своим гробом. Она спокойно сделала все распоряжения и приказала приготовить свечи, фимиам и все необходимое для погребения. Иоанн немедленно известил о том апостола Иакова, сына обручника Иосифа, первого иерусалимского епископа, который, со своей стороны, распространил эту весть не только по всему Иерусалиму, но и по окрестностям его. Множество народа стекалось со всех сторон в дом Иоанна Богослова, и все, услышав от Самой Богоматери о дне Ее кончины и о Ее переселении на небо и увидев райскую ветвь, начали горько плакать и громкими рыданиями наполнять дом, все умоляли общую Утешительницу не покидать их сирыми и беспомощными. Пресвятая Богородица утешала всех обещанием не оставить людей в сиротстве, быть скорою помощницею и заступницею для всех, кто будет призывать Ее на помощь в бедах и печалях; в Ее обещаниях сохраняется утешение для всего человечества.
Все с благоговением взирали на Ее Божественное лицо и внимали Ее словам. Успокоив всех, Богоматерь не оставила сделать завещание относительно Своего скудного имущества и погребения; две одежды, оставшиеся после Нее, Она приказала отдать двум бедным вдовам, которые получали от Нее пропитание и служили Ей, с любовью и усердием. Она всех любила, но особенно тех, кто в Ней наиболее нуждался, кому Она могла больше оказывать помощи. Тело Свое Она завещала положить в Гефсиманской пещере, где были погребены Ее праведные родители и обрученник Иосиф, при долине Иосафатовой, между Иерусалимом и горой Елеонской.
Когда Она передавала Свои предсмертные желания апостолам Иоанну и Иакову, внезапно поднялся шум, как бы во время бури, и все увидели светлые облака, окружившие дом. Господь исполнил желание Своей Пречистой Матери : святые апостолы были восхищены Божественною силою с разных концов мира и на этих облаках принесены к дому, где Она пребывала. Самовидцам и ученикам Господа дано было видеть успение Матери Его и послужить Ей при погребении. Апостолы, встретившись у дверей дома, обрадовалист и недоумевали: что за причина совершившегося с ними чуда? Иоанн Богослов встретил их и обьяснил, что настало время для Пресвятой Богородицы отойти ко Господу.
Глубокая скорбь овладела апостолами. Увидев Пресвятую Владычицу, исполненную светлого веселия, они не могли уже скрыть своих слез, и страшно, и скорбно было им лишиться Матери, всех наставлявшей и утешавшей, заменявшей им Владыку и Учителя. Как перенести такое сиротство и беспомощность, как оставаться на земле без Матери и Руководительницы?
Благодатная Мария просила их не возмущать Ее радости своими слезами, но радоваться вместе с Нею. "Отхожу к Богу и Сыну Моему, - вы же отнесите тело Мое в Гефсиманию, передайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь. А Меня если Господу угодно, вы увидите и по успении Моем".
В это время предстал и апостол Павел и с ним и ученики его: Дионисий Ареопагит, Иерофей, Тимофей и другие из числа 70 апостолов. Господь всех их собрал, да сподобятся видеть Богоматерь и получить Ее благословение и присутствовать при Ее погребении.
Пресвятая Дева всех призывала к Себе, называя каждого по имени, всех ублажала за веру и труды в благовестии о Христе и всех утешала обещанием не оставить мира в сиротстве и всегда внимать молитвам прибегающим к ней.
Настал третий день после архангельского благовестия. Приближался третий час дня, когда архангелом предвозвещено было успение Богоматери. В доме горело множество свечей; апостолы славословили Господа, окружая одр, на котором возлежала Пречистая Матерь Его; Она молилась в ожидании кончины Своей. Внезапно отверзся покров дома, и свет Божественной славы осенил всех присутствовавших. Все ужаснулись: в лучах небесного света все земное померкло. Сам Царь славы, Христос, окруженный сонмами небесных сил и праведных душ, явился Своей Пресвятой Матери. Обрадованная лицезрением Сына и Бога Своего, Она возгласила слова боговдохновенной песни: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея" - и, приподнявшись с одра, поклонилась Своему Господу и услышала Божественный призыв: "Прииди, ближняя Моя, прииди, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни". Пречистая Богородица повторила молитву Свою: "Приими дух Мой с миром и огради Меня от области темной". Господь успокоил Ее: темные силы змия уже попраны ногами Ее, и Она призывалась с дерзновением перейти с земли на небо. Радостно воскликнула Приснодева: "Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему". Она опять возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего. Без болезни Она родила Его, и Он разрешил Ее душу от тела без всякого страдания и дал святому телу Ее видеть нетления. Тогда раздалось ангельское пение и услышались слова: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!". И торжественно несена была в небесные обители душа Приснодевы руками Господа в сопровождении небесных сил.
Апостолы, сподобившиесявидеть славное восхождение на небо Пресвятой Богородицы, в трепете стояли, смотря на небо, как некогда смотрели за возносившимся на небо Господом, забыв все земное и самих себя. Пришед в себя от восторга, они с благоговением смотрели на пречистое Ее тело и видели, что лицо Ее сияло небесным светом, и ощутили, что от пречистого Ее тела исходило дивное благоухание. Лик апостольский возопиял к Ней с умилением: "Удаляясь в небесные чертоги к Сыну Твоему, Ты всегда готова спасать, Богородице, наследие Твое!" И с небесной высоты раздался голос Богоматери, с дерзновением обращенный к Ее Богу и Сыну: "Данных Мне Тобою в удел сохраняй вовеки".
Все окружавшие со страхом и благоговением лобызали Ее пречистое тело, все страждущие получали исцеление при одном прикосновении к священному одру, и все прославляли Богородицу архангельским приветом: "Радуйся, Благодатным, Господь с Тобою". Святые апостолы приступили к погребению Ее Пречистой тела. Они, оплакивать свою на земле, утешались верою, что приобрели на небе заступницу и молитвенницу к Богу. Петр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли тело на своих раменах; Иоанн Богослов с райскою светозарною ветви шел впереди; прочие же святые и верующие ученики и множество народа сопровождали одр со свечами и ка дилема, направляясь от Сионской через Иерусалим к Гефсиманской весит, оглашения воздух пением священных песней. Все время их шествия, до самого места погребения, над телом Богородицы и над всеми провожали ми неслось светом р-не облако, наподобие венца, и в то же время в воздухе различал ось дивное пение небесных сил.
Многие из неверующих жителей Иерусалима скоро услышали небесное пение и, увидев торжественное шествие, поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. Начальники иудейский немедленно выслали войско и научили народ напасть на христиан с оружием и дрекольем, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеною. Преследовали слышали шаги и пение, но, пораженные слепотою, ничего не видели, и некоторые из них тут же, стенсившись у городской стены, разбили себе головы, а другие, не зная, куда идти, искали провожать. Особенно дерзость отличался один из иудейскиХ священников, по имени Афоний: он изгнал Богом ультра над одром Богородицы и поносил Ее Сына, Господа Иисуса Христа. Прежняя зависть и злоба закипела в его сердце, и с яростью он бросился к одру, чтобы сбросить на землю пречистое тело; но едва руки его коснулись одра, как ангел Господь отсек ему обе руки невещественным мечом гнева Божия; отсеченные руки повисли на одре, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам: "Помилуйте меня, рабы Христовым!" Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: "Исцелить тебя мы не можем; все может только Тот, Кого вы распяли: Господь наш Иисус Христос. Но и Он не подаст тебе исцеления, пока ты не уверуешь в Него всем сердцем и не исповедуешь устами, что Иисус есть воистину Мессия, Сын Божий". Тогда Афоний громко возопиял: "Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!" Апостолы и все верующие возрадовались о спасении погибавщей души, и апостол Петр велел Афонию, с верою призывая имя Пресвятой Богородицы, приложить остатки рук к отсеченным частям, рассеченные руки тотчас срослись и стали совершенно здоровы, осталась только красная черта, как нить, около локтей в знак отсечения. Афоний пал пред одром, поклонился Господу Иисусу и Его Преблагословенной Матери и, ублажив их мнрёогими похвалами, последовал за апостолами в Гефсиманию. Многие из иудеев, познав такое чудо, тоже раскаялись и, прикасаясь к одру Владычицы, получали исцеление и возвращение зрения. Милостивейшая Матерь человеческого рода, как в рождестве Своем дала радость всему миру, так и в успении Своем никого не хотела опечалить, всех миловала и обрадовала даже врагов Своих. Когда погребальное шествие достигло Гефсимании, там снова со слезами и рыданиями началось последнее целование пречистого тела, и только к вечеру святые апостолы могли положить его в гроб и заградить вход в пещеру большим камнем. По окончании погребения они не спешили удалиться, но пробыли в той веси три дня, совершая днем и ночью молитвенные песнопения при гробе Богоматери. Все это время слышалось в воздухе пение ангелов, славящих Бога и ублажающих Благодатную Марию.
Апостолу Фоме суждено было послужить открытию воскресению Богородицы, как некогда он же своим сомнением содействовал к большему удостоверению воскресения Христова. По смотрению Божию он прибыл в Гефсиманию только на третий день по погребению Ее тела. С воплями глубокой печали он повергся пред гробовою пещерою и с рыданиями выражал скорбь свою, что не удостоился видеть Матери Господа своего и получить Ее последнее благословение; но удостоился видеть славу Божественную и дивные чудеса при Ее успении и погребении. Святые апостолы, из сердечной жалости к нему, решились отвалить камень от гроба, чтобы, увидев тело Богоматери и облобызав его, апостол Фома получил утешение в своей великой печали. Но когда , отвалив камень, они увидели, что во гробе лежали только погребальные пелены, от которых разливалось неизреченное благоухание, пречистого же тела не было во гробу, они удивились и недоумевали. С благоговением целовали они оставшуюся во гробе плащаницу, умоляя Господа открыть им тайну этого преславного чуда. В тот же день вечером Сама Царица Небесная успокоила их, открыв им тайну.
По древнейшим сказаниям, за трапезою апостолов, со дня воскресения Христова, всегда оставлялось первое место незанятым. На этом месте всегда полагалась часть хлеба как "часть Господа", в честь и в память Иисуса Христа. По окончании трапезы все вставали, с благоговением брали эту часть и, поднимая ее, славили великое имя Пресвятой Троицы, оканчивая молитвою: "Господи Иисусе Христе, помогай нам". После этого они разделяли "часть Христову" и все вкушали ее как благословение Божие. Так всегда поступали апостолы, были ли во множестве или в одиночестве. (В монастырях доныне соблюдается благочестивый обычай возвышать в конце трапезы часть хлеба во имя Пресвятой Богородицы).
Так было устроено и в Гефсимании на вечерней их трапезе, по возвращении их от гроба. Все время апостолы только и говорили, только и думали о Пречистой Матери, недоумевая что сделалось с Ее телом. По окончании трапезы, когда они поняли, по обыкновению, часть хлеба Господня и стали славословить Пресвятую Троицу, вдруг послышалось ангельское пение; они подняли глаза и увидели в воздушном пространстве Пречистую Деву, Матерь Божию, окруженную небесными силами и сияющую неизреченную славою. Она сказала им: "Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни". Обрадованные апостолы и все присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: "