+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Икона Божией Матери "Киевско-Братская"

Икона Божией Матери "Киевско-Братская"

Икона Божией Матери "Киевско-Братская"

 

 

 

 

Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород — древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», — так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского «Істория України-Руси». Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения.

А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.

Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы».

Событие происходило во время Русско-Польской войны (1654—1667 г.г.). Городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи... В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь второго класса. Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братством при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырского, свой двор, находившийся на месте нынешнего монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите Петре Могиле (1596—1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разоренного татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери...».

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней... Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители — чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма...».

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у среднего правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17—18 вв. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородского храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ее, сделанном известным киевским гравером 17—18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена оттуда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старые гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны» (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни: икона Божией Матери „Киево-Братская“ в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХVІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород — древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», — так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского «Істория України-Руси». Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения.

А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.

Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы».

Событие происходило во время Русско-Польской войны (1654—1667 г.г.). Городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи... В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь второго класса. Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братством при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырского, свой двор, находившийся на месте нынешнего монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите Петре Могиле (1596—1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разоренного татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери...».

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней... Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители — чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма...».

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у среднего правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17—18 вв. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородского храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ее, сделанном известным киевским гравером 17—18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена оттуда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старые гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны» (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни: икона Божией Матери „Киево-Братская“ в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХVІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: