+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Покров Божией Матери

Покров Божией Матери

 

    Перед нами ещё одна икона, вышедшая из Палеха, знаменитого с конца XVII по начало XX века центра иконописная в России, известного наряду с другими иконописными сёлами Владимирской области (Мстера, Холуй). На нижнем поле, скрытая басманным окладом, сохранилась подпись: "Писана икона сия 15 мая 1909 года И. Бакановым". В её сдержанном колорите глухие, несколько холодноватые зелено-оливковые тона уравновешены разнообразными оттенками красного, придающего образу благородство и торжественность. Композиция, компактно обьединившая фигуры ангелов, святителей, апостолов, мучеников в одно целое вокруг стоящей на облаке Богородицы, являет чудо единения Церкви под благодатным покровом Пречистой. С каким тонким чувством гармонии и симметрии распределены краски в одеждах святых! Они переливаются всеми цветами радуги, будто исходящий от Богородицы свет, как заметил знаток иконописи философ Е. Н. Трубецкой (1863-1920), " проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений".

 А 

    

 

 

    В основу иконографии Покрова Божией Матери легло событие из византийской истории - эпизод из жизни Андрея, Христа ради юродивого, жившего в Константинополе в V веке (по другой версии, на рубеже IX - X веков). Образ этого святого в раннем Средневековье был настолько популярен в Византии, что сохранилось множество греческих рукописей, содержащих разные эпизоды жития Блаженного Андрея. Тем парадоксальнее факт, что сам эпизод о покрове Божией Матери, который Андрей однажды увидел в руках Богородицы, молясь на службе во Влахернском храме, греки оставили без внимания, а русский князь Андрей Боголюбский, напротив, увековечил в памяти православных верующих, учредив в честь него праздник 1(14) октября. Виденное Андреем Юродивым чудо о покрове - молитвенной защите - Андрей Боголюбский истолковал сообразно духовным потребностям Руси, главной бедой которой в то время было разьединение русских сил. Поэтому в церковных пояснениях на праздник Покрова говорилось, что покров Богородицы спасает от стрел разделения, от одного прикосновения Покрова "всяк союз злых рушится и низлагаются советы помышляющих злая на души наша и телеса". Единение всех в уповании на милость Богоматери, радость ощущения над собой Её реального небесного покровительства составили содержание нового праздника, и иконы Покрова также стали чисто русским явлением -в византийской живописи икон на этот сюжет нет. 

   Вглядимся в образ, созданный Иваном Бакановым в 1909 г. На фоне храма в облаке предстаёт Богородица, вокруг Неё в три яруса представлены свидетели чуда - ангелы, святители, апостолы, пророки мученики. В первом ряду справа привлекают внимание два собеседника: тот что помоложе, в красно-синем одеянии, слушает, тот, что босой, с бородой и всклокоченными волосами, указывая обнаженной правой рукой на Богородицу, что-то объясняет. Согласно житию, Андрей Юродивый по ночам подолгу молился во Влахернском храме. И вот однажды, по обычаю молясь, он увидел воочию за час до полуночи, как Богородица, очень высокая, в окружении святых вошла со стороны Царских врат и проследовала к амвону. Андрей подошёл к своему ученику Епифанию и спросил: "Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?" Отрок отвечал: "Да, отец мой духовный". После многочасовой молитвы Богоматерь вошла в алтарь, сняла с головы мафорий и, взяв его в руки, блистающий подобно янтарю, распростерла над стоящими в храме людьми. Долгое время продолжалось это видение, а потом Пречистая удалилась. 

    На иконе Богоматерь, согласно описанию чуда, держит в руках Святой благодатный покров. Этот вариант в Русской иконографии называют среднерусским изводом (так писали ростово-суздальские и московские мастера). Новгородские иконописцы создали свой вариант: в их иконографии Покрова Божия Матерь стоит с воздетыми руками (поза Оранты), а распростёртый покров держат над Ней ангелы, которые расположены справа и слева. 

    Рядом с Андреем на иконе 1909 года изображён царь. Это правивший в то время Византией император Лев Мудрый (866-912). В центре на амвоне показан юноша со свитком. Это преподобный Роман Сладкопевец, он не был свидетелем чуда и современником Андрея, однако его фигура обязательно присутствует в среднерусском изводе Покрова. Почему же? Не только потому, что Православная церковь вспоминает этого удивительного святого - автора более тысячи молитв и гимнов - в тот же день 1 (14) октября. Известно, что поэтический, музыкальный и вокальный дар открылся у Романа, не имевшего ни слуха, ни голоса, после его горячего обращения к Божией Матери. В благодарность своей Покровительнице Роман Сладкопевец посвятил Богородице много песнопений, самое известное - кондак на Рождество Христово ("Дева днесь Пресущественного рождает..."), текст которого и приведён на свитке в руке Романа. Так что образ этого святого на иконе Покрова - словно главный аккорд в общем хоре, своего рода олицетворение темы прославления Богородицы. 

    С древних времён на Руси повелось, что того, кто хотел писать иконы, с детства отдавали на обучение в артель, и к 18-20 годам он становился самостоятельным мастером.