+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

 

    На Руси с 1343 по 1700 г. Новый год отсчитывали с 1 сентября, и хотя гражданский год уже давно начинается у нас с 1 января, дата церковного новолетие (т. е. нового года) осталась прежней. Самый первый двунадесятый праздник в церковном году приходится на 8(21 по новому стилю) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. Почему именно он? Потому что среди всех людей Дева Мария достигла такого нравственного совершенства, которое позволило воплотиться Божьему Сыну Иисусу Христу; не будь на земле Пречистой Девы, не родился бы и Спаситель мира. Согласно словам праздничного богослужения, день рождения Богородицы - это "день, который всех веселит". Посмотрим, как звонко и ярко звучат краски на иконе из собрания Фонда Андрея Первозванного, созданной северными мастерами во второй половине XVII в., как торжественен её строй, сколько радости и утешения несёт он в себе!

    У каждой православной иконы есть особая внутренняя архитектура, есть она и у образа "Рождество Пресвятой Богородицы" северных мастеров: это на первый взгляд кажется, что он собран из отдельных картинок, помещенных, будто в рамки, и богато орнаментированные архитектурные декорации (палаты, храмы). На самом деле перед нами цельный образ и одно событие, которое икона являет в ином измерении - в вечности, где границ между прошлым, настоящим и будущим нет. Символом вечности обычно выступает круг. И круг, а точнее спираль, организует пространство на иконе второй половины XVII века. Проследим за витком этой спирали.

    Вот в верхнем регистре иконы слева и справа от полусферы с изображением Господа одинокие фигуры родителей Богородицы - Иоакима и Анны. Горе и скорбь разделили праведных супругов, проживших в любви и согласии 50 лет: на один из еврейских праздников первосвященник в Иерусалиском храме отказался принять священный дар от Иоакима, попрекнув его бездетностью. Окружающие также выказали своё презрение к 

 

 

                                             Рождество Пресвятой Богородицы.

                              Русский север. Середина - вторая половина XVII века.

 

 

благочестивому старцу: бездетность считалось в Израиле тяжким наказанием за явные или тайные грехи, к тому же не имеющий детей лишался Надежды что от него или его потомства произойдёт Мессия. Скромные смиренные супруги терзались горем бесплодия 50 лет, но теперь обида была нестерпима. После прилюдного оскорбления Иоаким не мог вернуться домой и ушёл в пустыню, где сорок дней постился и солился Богу об избавлении от поношений и позора. Анна, узнав об этом, удалилась в сад, где стала оплакивать свое бездетность и вдовство. На иконе виден тот момент, когда Бог услышал молитвы Иоакима и Анны, каждому из супругов явился ангел и возвестил, что у них родиться дочь Мария и от Неё всему миру будет даровано счастье. 

    Обрадованная Анна, благодаря Бога, тут же обещает посвятить Ему дочь. Как известно, до 15 лет Дева Мария будет жить при Иерусалимском храме, куда родители отведут ее в возрасте 3 лет. Эти события пока не произошли, но обет мысленно дан. А поскольку православная икона погружает нас  в вечность (где внутреннее также зримо, как внешнее, и даже мысль материальная), на иконе Рождества Богородицы ниже и правее фигуры молящейся в саду Анны под шатровой сенью видны Иоаким, Анна и маленькая фигурка Марии во взрослом облачении Богородиц. Божия Матерь - вот главное приношение праведных супругов Богу (о приношении говорят жесты их раскрытых рук) и самый благодатный плод на земле. 

    Спеша рассказать друг другу о благой вести, услышанной от ангела, Иоаким и Анна бросились бежать к Золотым воротам Иерусалимского храма. Ниже на иконе видна их встреча, которая обычно изображается как целование супругов. Оно же означает момент зачатия. Словно желая подчеркнуть это, иконописец поместил справа позади четы брачное ложе. 

    Такое же высокое ложе изображено на иконе внизу слева, на нем сидит задумчивая, родившая без страданий Анна (в её одежде всегда присутствует красное покрывало). Позади ложа стол для угощений, который несут три девы: По существовавшей в Византии традиции, каждой роженице юные девы (на иконе об их юности и непорочности говорит то, что у них непокрыта голова) приносили дары. Анна пригласила чистых дев иудейских нянчить родившуюся Марию. Вот одна из дев и повивальная бабка перед ложем (внизу справа на иконе) совершают омовение новорожденной в купели. Столь бытовые, житейские подробности в иконописном образе не случайны,  они призваны подтвердить достоверность случившегося чуда. О его величии говорит отрешенная поза Анны, её самоуглубленный лик, более крупные по сравнению с другими персонажами размеры фигуры. Кажется, праведная старица сама ещё не до конца осознала, что стала главной участницей необычного явления, когда сами законы природы были побеждены милостью и всемогуществом Бога. Ведь произошло не рядовое рождение ребёнка - родила женщина, не способная родить. 

    Виток, объединивший все элементы пространства иконы (и все стороны Священного события), приводит нас к смысловому и буквальному центру иконописного образа Рождества Богородицы: здесь на фоне пятикупольного храма на светлом престоле сидят рядом Иоаким и Анна, придерживая новорожденную (Мария изображена в виде младенца в белоснежных пеленках). Эта сцена называется "Ласкание Девы Марии". Лики супругов сосредоточены и благоговейны, взгляды устремлённы на новорожденную, радость родителей не похоже на житейское веселье, они скорее, молятся, созерцая происшедшее рождение и пытаясь постичь его тайну. Знают ли они, что хрупкое создание в их руках - Мать Жизни, Та, 

 

 

которая Божественным промыслом предызбрана стать матерью по плоти Сыну Божьему, догадываются ли, что именно на них сейчас сбылось древнее пророчество (Иоаким происходил из царского рода царя Давида, а Анна из архиерейского рода Аарона, а по ветхозаветным предсказаниям Мессия должен был быть потомком царя Давида)? Наконец, смеют ли Иоаким и Анна помыслить, что отныне на века будут известны всему миру как Богоотцы? Ведь и по сей день в Православной церкви по окончании каждой церковной службы священник на прощание всем, кто выходит из храма, просит для них у Бога помилования и спасения "молитвами Богородицы и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны".