+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.


 

 

     Духовное небо России имеет множество звёзд, отражающих вечный цвет Царствия Божия. Из них ярчайшим созвездием славится Русская Палестина - пространственный образ Святой Земли, созданный под Москвой по замыслу Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России (1605 - 1681). Ныне значительную часть этой территории занимает город Истра (до 1930 года - Воскресенск).

 

 

    

 

 

 

    Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни христианской Палестины и представляли собой местность, простиравшаяся на десять километров от юга к северу и на пять - от востока к западу.

 

 

    

    В смысловом и композиционном центре этой "живоподобной" иконы находился холм, названный Стоном. В 1656 году здесь был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого сооружён по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. К востоку от подмосковного Сиона расположен холм Елеон, соответствующий Елеонской горе к востоку от древнего Иерусалима, где, как повествует Евангелие, жили в селении Вифании жены-мироносицы Марфа и Мария и брат их Лазарь, воскрешенный Спасителем.

    В Гефсиманском саду на Елеоне Господь наш Иисус Христос молился перед взятием под стражу, с Елеона шел в Иерусалим на Крестные страдания, с вершины этой горы вознёсся на Небо. Согласно пророчеству , на горе Елеонской станут ноги Господа и в день Его Второго Пришествия (Зах. 14:4). В Новом Иерусалиме на холме Елеон находилось при Патриархе Никоне село Вознесенское с одноименной деревянной церковью и каменный Поклонный Крест, над которым в последней четверти XVII века была сооружена Елеонская часовня. В восточной части холма Святейшим Никоном был устроен женский монастырь "нарицаемый Вифания", с храмом Входа Господня в Иерусалим.

 

 

    

      Воскресенский монастырь Нового Иерусалима. Гравюра начала XVIII века

 

 

    Север Русской Палестины создаёт образ Галилеи. Здесь находятся холмы Фавор, Ермон и село Никулино (Микулино), переименованное после постройки в нем церкви Преображения Господня в село Преображенское. Здесь же были селения Назарет и Капернаум, напоминавшие о святых местах евангельской Галилеи, где жил и проповедовал Христос.

    К югу от Воскресенского монастыря стояла на погосте деревянная церковь святого пророка Илии. Далее к юго-востоку находилось село Петровское с деревянной церковью Рождества Христова начала XVII века. Эта местность знаменовала Вифлеем - селение, где родился Спаситель. Оно расположено к югу от древнего Иерусалима, и путь к нему идет мимо известного c IV столетия монастыря святого пророка Илии. 

    По земле Русской Палестины течет река Истра, очень похожая на Иордан, чьи воды освящены Крещением Господня. История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь. Но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя. 

    По словам святителя Афанасия Великого, "честныя та места" Христос вверил Своей Соборной Церкви", подобно тому как царь, уезжая, оставляет свой дом и сокровища на попечение слуг. Создание близ Москвы Русской Палестины свидетельствовало, что Святая Русь является верной хранительницей "закона и слова Господня" - земного наследия Царя Небесного. 

    

 

                                  Замысел и воплощение

 

    Святейший Патриарх Никон хорошо знал северо-запад Подмосковья. По пути из Москвы в основанный им Иверский монастырь на Валдае он остановился в селе Воскресенском-Сафатове, принадлежавшем боярину Роману Фёдоровичу Борыкину, где находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова. 

    В десяти километрах к северу от Воскресенского распологалось село Бужарово с церковью Преображения Господня. Это были древние  - с 1512 года - владения Иосифо-Волоцкого монастыря. 

    В восьми километрах к востоку от Воскресенского-Саратово находилось село Алексинов, ппринадлежавшее Вознесенскому девичьему монастырю, что в Московском Кремле. Церковь Вознесения Христова в Алексине упоминается с 1580-х годов. 

 

 

    

 

 

 

    На расстоянии четырёх километров от Воскресенского - Сафатово стояла на погосте приходская церковь святого пророка Илии, известная по документам с XVI века. 

    В восьми километрах к юго-востоку Воскресенского - Сафатова, находилось уже упоминавшееся село Петровское -Рождествено - вотчина князя Юрия Петровича Буйносова - Ростовского с храмом Рождества Христова. 

 

 

 

 

 

    Таким образом, на пересечении Звенигородской, Московской и Волоколамской дорог находилась обширная территория, ограждения престолами Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня, расположенными по отношениж к церкви Воскресения Христова в полном соотвествии с евангельской топографией. Это была богозданная Русская Палестина - духовное основание Нового Иерусалима, созданном в её центре Патриархом Никоном и подобного средневековым картам Иерусалима, где обычно изображался в увеличенном масштабе Святой град, а вокруг его стен храмы, обители и достопамятные места Святой Земли. 

    3 июня 1656 года Патриарх купил вотчину Романа Бобрыкина. В 1657 году в Воскресенском монастыре был освящен в присутствии царя Алексея Михайловича первый деревянный храм, после чего государь в сопровождении Патриарха дошёл до Елеонского холма, осмотрел с него окрестности, признал их подобными Иерусалиму и предуготованными Богом для устроения монастыря. Это событие стало символическим актом обретения под Москвой нерукотворного образа Святой Земли, созданного Промыслом Божиим, и напоминало обретение христианских святынь в Палестине во времена императора Константина Великого (+337).

    Царь Алексей Михайлович, как "второй Константин", назвал новую обитель Воскресенским монастырём Нового Иерусалима, что нашло отражение в нескольких документах. 

    Это наименование имеет несколько значений. Оно относится к святому городу Иерусалиму новому, который сойдет от Бога с неба, когда минует "прежнее небо и прежняя земля" (Открыт. 21:1-2), и соответствует имени древнего Иерусалима, нареченному Новым в 335 году, после сооружения в нем храма Гроба Господня. 

 

 

    

 

 

 

    27 апреля 1658 года в Воскресенском монастыре началось строительство храма Воскресения Христова "по образу храма Воскресения, еже есть во Иерусалиме, величеством, и мерою и добротой". Автором богословской программы и зодчим "великой церкви" Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал кипарисовую модель храма Гроба Господня, гравюры по рисункам Бернардино Амико, выполненным в 1596 году и рукописный "Проскинитарий" (Поклонник святых мест иеромонаха Арсения (Суханова), содержащей описание и обмеры великой святыни.

 

 

    

 

 

 

                              Монастырская ограда

 

    Монастырская ограда, построенная в 1690-1694 годах по проекту выдающегося русского зодчего Якова Бухвостова, представляет в плане неправильный шестиугольник. Общая протяженность стены - около одного километра, высота - 9 метров, толщина - 3 метра. Пять башен из восьми - Давидов дом, Дамасская, Гефсиманская, Сионская и Ефремова - повторяют названия врат городской стены Иерусалима. Елизаветинская башня над западными воротами получила свое название в честь императрицы Елизаветы Петровны, в правление которой был сооружён деревянный шатер над ротондой Гроба Господня взамен каменного, рухнувшего в 1723 году.

    Архитектурные формы башен во многом обусловлены восьмигранным и цилиндрическими барабанами глав Воскресенского собора. Особый интерес представляет полукруглый выступ с лестницей внутри, примыкающий к основному тату каждой башни и увенчанный маленьким шатриком. Таким же выступом на южном фасаде "великой церкви" оформлена лестница, соединяющая первый и второй ярусы храма.

 

 

 

 

    Монастырская ограда сооружена в традициях древнерусского крепостного зодчества. Снаружи она делится на цоколь, нижнюю часть с бойницами подошвенного пушечного боя и верхнюю часть с бойницами для стрельбы из ружей. На уступе расположены бойницы навесного боя - машикулы, откуда наступающих поливали кипящей смолой, водой и маслом. С внутренней стороны нижнему бою соответствует аркада, верхнему - боевой ход, огражденный парапетом.

 

 

    

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: