+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Поездка к Тихону Задонскому

Поездка к Тихону Задонскому

Поездка к Тихону Задонскому

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Чудеса исцеления при обращении к святителю Тихону Задонскому

 

    Много исцелений произошло в день обретения мощей старца. Рака с нетленными мощами святого собрало много народу, и каждый мог своими глазами видеть, как, прикладываясь к мощам, исцелялись самые тяжелые больные, слепые обретали зрение, неслышащие начинали слышать, а косноязычныне мгновенно избавлялись от дефектов речи, у людей проходила хромота, беснование и психические болезни.

 

 

  •     

    Святой образ Тихона Задонского помогал избавиться от болезней затяжных, запущенных, сложных. Монахиня 6 лет страдавшая водянкой, циррозом печени асцитом, приехала в Задонск помолиться  святому, и в течение суток её заболевание, так плотно укоренившиеся в организме прошло. 

    Просящим о выздоровлении Тихон часто являлся во сне. Женщина после рождения мертвого ребёнка с тяжёлыми кровотечениями именно так и выздоровела. Она долгое время молилась Тихону и дома и в церкви. После явления ей во сне монаха она, к своему удивлению проснулась абсолютно здоровой. 

    Употребив освещённое масло над гробом Тихона Задонского, от трёхлетнего паралича исцелился Тульский крестьянин. Родители 5-летнего мальчика дали обещание святому Тихону поклонится его гробу, если он поможет их ребёнку избавиться от проблем с речью. Уже после родительского обета мальчик стал говорить отдельные слова, а когда посетил Задонских с родителями, все речевые трудности прекратились. 

 

 

 

    Есть в Липецком крае место, сравнимое с духовным магнитом который не одно уже столетие притягивает православный народ. Это Задонск. С его монастырями и святынями. Это знаменитый Рождество-Богородицкий мужской монастырь, драгоценное сердце России. Так называют его верующие. Многие сегодняшние паломники буквально физически ощущают святость Богоизбранного места сразу, как только входят в монастырские врата. 

    Обитель была основана в 1610 году, она возникла в смутное время, как оплот православия на дальних рубежах руси. На её границе с диким полем. Многие события прошли за века, но свою главную миссию Богородицкая обитель выполнила. Сохранив и укрепив в народе Веру православную. Сегодня монастырский комплекс восстанавливается в строгом соотвествии с тем, каким его оставили потомкам строители. Вот как он выглядел он ещё в начале прошлого века. 

 

 

 

 

    Сюда едут за духовной поддержкой. Едут к Тихону. К святым ключам и намоленым иконам. А древние монастырские стены замурованным прахом предков возвращают нам память о минувшем. В дальних уголках монастырского комплекса ещё можно увидеть осколки древних стен. Трещины прежних веков, похожие на подземные ходы и пещеры легенды о которых всегда жили в народе. 

 

 

 

                                                                                         Владимирский собор

 

    Владимирский собор, малая копия храма Христа Спасителя в Москве. Тот и другой построены по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона. Собор являет собой великолепный образец храмовой архитектуры XIX века. Пятикупольный, трехэтажный, он имел восень престолов и был богато изукрашен разными оформительскими деталями. Эти древние стены помнят многое и многих. 

 

 

                               

                                                                                       Храм Рождества Богородицы

 

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - это зимний храм, или как его ещё называли - тёплый. Сюда в 1846 году был перенесён гроб с нетленными мощами святителя Тихона. Трудно представить что ещё недавно здесь был заводской цех с ободранными стенами. Не было ни куполов, ни золотых крестов. Сегодня в храме идёт реставрация и скоро он наполнится молитвенным подвигом. 

 

 

                                                                                                        Колокольня

 

    В конце прошлого века в Богородицуом монастыре по старым чертежам была вновт отстроенна самая высокая на среднем Дону колокольня высотой 82 метра. Работала самая современная строительна техника, применялись новейшие технологии. Как возводили подобные, как теперь говорят объекты в прежние века обьяснить трудно. До революции на звоннице было полтора десятка колоколов. Главный, большой весил одиннадцать с лишним тонн и был отлит в Москве на заводе самгина на средства местных купцов. Голос этого колокола в тихие дни был слышен даже в Ельце за тридцать верст. Общий вес подбора колоколов монастырская звонница составлял двадцать две тоны четыресто четырнадцать килограммов и четыреста граммов. Летом 2005 года уже имевшимся подбору колоколов, на звонницу подняли самый большой епархиальный благовестник весом в 5 тонн. Для этого даже пришлось немного разобрать проем колокольни. 

 

 

      Храм Святителя Тихона

 

 

      

 

 

    В 1865 году здесь была возведена в его честь небольшая каменная однопрестольная церковь. Стены храма и сегодня хранят память об угоднике Божьем на них изображения из Жития Святителя. 

 

 

                                                                      Памятник святителю Тихону

 

     Летом 2005 года в центре монастырского двора был установлен памятник святителю Тихону работы скульптора Дику Новых. Памятник установлен с южной стороны главного храма обители, рядом с тем местом где когда-то покоилось тело Святителя до обретения его нетленных мощей в 1846 году. Каждый год 26 августа на день памяти святителя Тихона здесь у памятника останавливается крестный ход и продолжается праздничная служба. 

 

 

   

 

 

                                                                                             Могила генерала Муравьева

 8

    В северной части монастырского двора за алтарем Владимирского собора покоится прах знаменитого полководца, одного из самых образованных военначальников русской армии генерала от инфантерии Муравьева Карского. Генерал дважды взял считавшуюся неприступной турецкую крепость Карс, которую Россия обменяла на Севастополь. Могила является памятником федерального значения. 

 

А теперь поднимемся по паперти и войдём в храм. Только не забудем трижды перекреститься и сотворить молитву, "Боже милостивый буди мне грешному." Если вы пришли в церковь до начала Богослужения 

 

    Святитель Тихон Задонский родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского района Новгородской епархии, в семье дьячка Савели Кирилова и его жены Домники. Здесь же в Никольском храме младенец был крещён и назван Тимофеем. Ещё в младенчестве он лишился отца. Детство будущего Святителя прошло в нужде и недостатке. Последствии он вспоминал. "как я начал себя помнить в доме при матери нашей, отца я не помню. Было нас четыре брата и две сестры. Больший брат дьячкову должность исполнял, средний же брат взят был в военную службу, а мы все ещё малы были и в великой жили бедности. Так что скудную дневную имели пищу. И потому мать наша в великом прискорбии была о воспитании нашем. А нашего прихода ямщик богатый, бездетный был и часто приходил к нам в дом. Я полюбился ему. Он неоднократно просил меня у матушки и так говорил: " Отдайте мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю и все имущество моё его будет". Мать моя, хотя и отказывала ему . Жаль ей отдать меня. Но крайний недостаток в пищи понудил матушку отдать меня ямщику тому. И она взявши меня за руку повела к нему. Это я хорошо помню. Большего брата в сие время небыло в доме. Но как пришёл он, то вопросил у сестры: "Где Матушка?" - Она сказала, "Повела Тиму к ямщику." 

 

                         Т Т.                                               ЛЮБИТЬ, СМИРЯТЬСЯ И ПРОЩАТЬ

 

    Стараниями старших братьев Тимофея в возрасте четырнадцати лет удалось устроить в Новгородскую духовную славянскую школу. Мать которая сама привела сына в Новгород, здесь же от болезни и скончалась. Мальчику было не легко учиться без серьезной родительской поддержки. Были моменты когда в семинарии было нечего есть. Когда из трапезы из еды, там была как бы закрытая столовая- трапеза ученикам выдавали только хлеб. Они там были на полном обеспечении, ну как интернат. Им выдавали и свечи чтоб они могли читать. Электричества ведь не было. Ну как читать. Чуть, чуть стемнело зимой

 

 

 

      Во второй  половине XIX века жили два друга, Николай Матвеив и Сергей Александрович. Оба купеческого звания одного возраста, оба довольные жизнью. Друзья очень любили путешествовать и если ездили по одиночке то по возвращении домой обязательно делились впечатлениями. Много разных городов они посетили, за границей не раз побывали, но все не могли для себя решить какой город им больше по душе. По их мнению везде было одно и тоже. Улицы грязные, дети чумазые, мужчины подвыпившие, а женщины легкомысленные. 

 

 

    - Ну что Париж? Как там? 

    -  Да что Париж. Все как и везде. Наверное всюду так.

    - Ну нет, не всюду. Не всюду, есть город который изменяет и преображает человека. Елец. Обязательно туда сьезди. Я пообещал себе что буду каждый год там бывать. 

    - И чего же в нем такого необычного? 

    - Когда сьездишь поймёшь.

    - Хорошо. Обязательно, съезжю.

    Через несколько месяцев Николай Матвеевич отправился в Елец. Город встретил его пасмурным утром. 

    - А в чем причина слез всех этих людей?

    - А это лестница плача. Подниматься в наш монастырь вспоминая на каждой ступеньке один из своих грехов и искренно в нем раскаяться. 

 

 

    - Что-то ступенек у Вас здесь многовато! Боюсь что орехов у меня и в половину не наберется. 

    - А, Вы, барин, идите. Может что и вспомните!

    - Ну чтож. Чего тут вспоминать - подумал барин поднявшись вверх на несколько ступенек. - В церковь я хожу регулярно, на храм постоянно жертую. 

    - Жертвуешь но мало.

    - Со своими домашними бываешь несправедлив, - поднявшись еще на несколько ступенек словно чей-то голос услышал барин. 

    - Жену и детей до слез доводишь, - через одну ступеньку вновь услышал барин.

    - И к рабочим груб бываешь. 

    - Родителям приказнуешь. 

    - А та старая вдова, помнишь? Просила за единственного сына кормильца - а ты вместо помощи приказал ей отправиться восвояси. 

    В душе Николай Матвеевича воцарилось с детства забытое ощущение радости и покоя. Вскинув голову к небу он подумал - какое же счастье что есть на земле такая обитель, где человек может духовно возродиться и как должны быть счастливы люди живущие в городе где есть такая святыня. 

                                                                                                      ЖИВАЯ ВОДА ВЕРЫ

    

 

     Что не город то норов - говорили наши предки. И это действительно так. До сего времени облик любого старинного городка несёт следы исторических судеб, черты традиций и обычаев. Первые упоминания о Ельце датируются годом 1146. С этого самого времени и служил он счётом для сердца России, Москвы. За десять веков Елец множество раз, даже ценой собственной жизни преграждал путь завоевателям. Более двадцати раз город был полностью уничтожен, но снова воскресал и отстраивался заного. Стучали топоры и поднимался дым мирных очагов, город мужал начинал жить. Но набатный колокол на дозорной башне в очередной раз прорезал окрестности предупреждающим звоном и сигнальные костры вспыхивали красными всполохами тревоги и грядущей беды. Сначала азиатские кочевники, потом татары. Огнём и мечем прошлись они по русской земле. Кровью и болью было пропитано все вокруг. Живые тогда завидовали спокойствию мертвых, все что пришлось перенести Ельцу от самого своего основания до 1395 года ни может сравниться ни с чем как по ужасу так и по степени исторического момента, поставившего Елец на странице истории наравне со всеми древними городами. 

 

 

                                         

                                                                                                   НАШЕСТВИЕ ТАМЕРЛАНА

 

    

 

    Он родился 9 апреля 1336 года. И как говорят восточные сказания родился с куском запекшейся крови в руке и седыми волосами. С самого детства он проявлял не одолимую силу воли и стремление к власти. Слух о нем прошёл по всей земле. Одно имя Тамерлан наводило ужас и заставляло трепетать даже самых храбрых Воинов. Народная молва приписывало ему сверхестественную силу. Ему повиновались стрелы, об него ломались мечи, а его щит закрывал цвет солнца. 

 

 

 

 

 

 

    Что делал Тамерлан с местами в которые он вступал. Город Испаган, представлял собой огромную сложённую из 70000 человеческих черепов пирамиду. Багдад. 120 башен из голов жителей павшими под ударами тамерлановских мечей. Не угодившие ему пленные были преданы немедленной смерти. Их было 150000 человек. Вся жизнь Тамерлана необъятное море крови, слез и страдания. Вот тот кто в 1395 году был на берегах сосны и уничтожил почти до основания город Елец. Это одна из самых скорбных, и славных страниц истории города. Елец был границей тамерлановой нашествия. Он один за всю великую Русь выстрадал и вынес весь ужас этого бедствия. Зарево Ельца служило спасением другим городам. Тамерлан был одержим неодолимой жаждой войны. Он заставил застонать землю от берегов каспийского моря до берегов Нила. Он прошёл по Индии, Сирии, Египту и вступил на Русскую землю. Перешёл Волгу, саратовские степи и взял Елец. Пройдя вперед по верховью реки вдруг остановилсяи простояв около трёх недель на одном месте повернул свои знамёна и ушел из земель русских. Это неожиданное отступление есть мировой, исторический, необясненный до сего времени факт. На страницах летописей хранится такое сказание, - предав Елец огн и мечу, с захваченной добычей Тамерлан отошёл от догоравшего города и остановился со своим многоголовным станом на отдых. В это время жители Москвы благоговейно встрекало из Владимира чудотворный образ Владимирской Божией Матери и усердно молилисмь перед ней о спасении своей Отчизны. 

 

 

 

 

 

    И превиделся Тамерлану сон. Будто бы разверзлось небо и сильные раскаты грома потрясли воздух и два молниеносных столба опустились на землю, звезды образовали пороги и получилась лестница горящая ярким ослепительным блеском. И вдруг, где-то наверху показалась необыкновенной красоты Дева с мечом в руках. Она спустилась на землю по лестнице окружённая крылатыми в белоснежных одеждах людьми вооруженными с ног до головы. И почувствовал Тамерлан как расстилается по земле удушливый дым исходящий от горящего Ельца. А в это время лучезарная Дева подняла меч и Ее небесные воины стали умерщвлять лежвщих татар. Её глаза сверкали особенным блеском, она направилась к палатке Тамерлана. Он в ужасе проснулся, такой странный сон поразил его. Тамерлан позвал мудрецов и попросил обьяснить видение. И отвечали ему мудрецы.

 

 

 

 

 

    - У русских есть такая дева. Матерью Бога Она зовется, по сильной их вере Она защищает русских. И страшно наказывает тех, кто идет против Неё. Крылатые люди это ангелы небесное войско. И сказал Тамерлан

    - Тех кому и небо идёт на помощь не одолеть никогда.

    И тотчас отдал приказ отступить. 

    Предки наши молясь пред икону Богоматери молили так: "не своею силою победили мы полчища татарские, но защищены были незримо Тобою, Царица небо и земли Матерь Бога Вышняго". 

    После отступления Тамерлана от Московских приделов, в честь и в память этого чудесного события на месте встречи была создана святая иноческая обитель под именем Сретенской, а при донских степях православнон отечество наше устраивало монастыри в которых и по сей день возносится благодарственная молитва заступнице рода христианского о спасении земли руской. 

    В память же минувших кровавых столкновений Ельчан с татарами, не зря елецкие ещё на исходе XIV века основали Свято-Троицкий мужской монастырь и в городе Ельце. Икона написанная в честь этого события, название Иконы Елецкой Божией Матери. Она было и есть одна из почитаемых святынь города Ельца

 

 

 

 

    В XVII столетии с первых его дней при Донских степях и Воронежских лесах, так стали появляться монастыри из которых впоследствии стали замечательными Воронежский Митрофанов Задонская Богородицкая иноческая мужская обитель. В Воронежском монастыре находятся святые мощи святителя Митрофана, а в Задонской обители нетленные святые мощи святителя и чудотворца Тихона. Воздвигнуто было более пятнадцати монастырей. В числе этих пятнадцати появляется и Саватиевский скит что на каменной горе. Почему именно здесь? В Ельце, в непроходимом лесу. Подобно источнику живительной влаги в пустыне появляется обитель., которая объединяет людей имеющих необяснимую потребность в уединении и безмолвии. Почему именно в этом месте что-то происходит с душой человека и он в трудах своих устремляется на поиски духовного равновесия и совершенствования которые можно достигнуть лишь непрестанную молитвою, усиленной борьбой со своими страстями, ведь именно в состоянии отрешенности от мира происходит постижение неприложенных истин и главной из них божественной любви. Кто был этот благочестивый старец Саватий? Устроивший своими силами, а значит на каменной горе, который просуществовал около шестидесяти лет. Быть может это один из тех кто предался здесь пламенной молитве с целомудрием ума со смирённым сердцем свободных от страстей. А благодать Божия одухотворяла его служение Господу. Его иждивением была устроена первая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Знамение. На пожертвования был выстроен и второй храм во имя Святителя Христово Николая Чудотворца. И откуда взялись тут черницы без обители женской. Черные старицы. Всегда приличнче в своей чёрной одежде, всегда кроткие, смирённые, готовые услужить приветливым словом, добрым советом и делом. 

 

 

    Год 1682 на очередном Духовном соборе была утверждена Воронежская епархия. Во главе её патриарх поставил Святителя Митрофана. По дороге из Москвы в Воронеж новый епископ остановился в Ельце. В городе было очень много церквей, и очень много ходило черниц по улицам, в черные одеждах. И он заинтересовался как эти матушки живут, на что они живут, каким колом обладают? И они объяснили ему что у них храма нету, по разным церквям ходят молятся, читают псалтырь и живут на то кто что им даст. 

 

 

 

 

    И владыка увидел их труды ихнее рвенте и любовь к Богу, своим указом он сказал что в обители на Каменной горе - была до этого скит мужского Троицкого монастыря, будет женский монастырь. И с того времени всех черниц матушек поселили и назвали девичий монастырь на Каменной горе. 

    Утвержденный благословением Святителя Митрофана и одаренный царскими милостями великих государей Иоана и Петра Алексеевичей этот первый женский монастырь на Каменной горе продолжал существовать около ста лет в благоустроенном порядке и изобилии. 

    Что такое земная наша жизнь? Она есть по справедливому сравнению апостола Иакова не более как пар на малое время являющийся потом исчезающий. Или как сон который пройдет и мы рано или поздно но мы непременно должны будем оставить все земное. 

 

 

 

 

    Человек который приходит жить в монастре, принимает тем более монашество, он должен уйти от мира. Не только своим телом, своим существом но своим душевным миром чтоб ближе был с Господом. Душа серьезно смотрящая на внешний мир с его непостоянством постепенно приходит к пониманию что она принадлежит к миру иному, более совершенному, идеальному который находится вне времени, вне пространства, вне границ и от счастья вне человеческого понимания. Но только ищущий Господа - находит путь к Нему. И главное в этом поиске молитва. Как говорит митрополит Филарет Московский: "Молитва есть дыхание духовного человека, как дыханием человек привлекает окружающиз воздух и вбирает из него жизненность и силу, так молитвенная душа отверзает себя и приемлет от него жизнь и силу духовную".

 

 

 

 

    12 апреля 1769 года стала чёрной датой в истории Ельца. В этот день в городе вспыхнул сильный пожар уничтоживший почти все строения. Не минула сия горькая чаша и монастырь. Испуганные силой разярившегося всепожирающего пламени монахини сумели спасти только некоторую церковную утварь и стали свидетелями чуда. В обгорелом святом храме целой и невпредимой осталось три иконы: "Спаса Вседержителя"; Божией Матери "Троеручицы" и "Знамение" Пресвятой Богородицы которое и прежде признавалась чудотворною, а икона Святителя Николая раскололась пополам но не сгорела и не изменила своих красок. 

    Вскоре после случившегося пожара обитель была закрыта. Всех монахинь и послушниц перевели в Воронежский монастырь. Остались две сестры старенькие Ксения и Агафья. Они не захотели покидать место своего подвига и решили что они будут спасаться на этом месте. Они сделали из обгоревших досок кельи двери, замазали их глиной и подвизались там. И был такой знаменательный случай когда Ксения молилась и ей явился белый всадник на коне и он сказал: "Будет имя Господне благословенна на месте сем отныне и до века!" Прибавив к тому что он мученик Христов Иоан воин всадник стал невидим. Старицы поклонились Господу Богу и прославили святое великое имя Его, веруя что все Ему угодное будет исполнено по человеколюбию и по всемогуществу Его. Святому мученику Иоану воину воздали они честь и благодарение за обещанной им милости Божией, и радуясь о пресславном видении они ожидали помощи свыше для возобновления святой обители. Этим же благочестивым трудницам по примеру прежних лет как пчелы начали собираться искавшие спасения сестры. 

 

 

 

 

    На исходе XVIII века на Каменной горе снова образовалась женская община. 1779 год святитель Тихон любил Елецк особой отеческой любовью. В один из своих приездов сюда он выбрал и освятил место закладки нового двухэтажного каменного храма в честь иконы "Знамение" Пресвятой Богородицы. Он передал начальные правила монашеской жизни и правила благоустроеннИя церковного почина монашествующим. Самое главное Неусыпаемое чтение Псалтыри во весь год. С великими препятствиями продолжалось стройка храма и 4 октября 1813 года было совершено его полное освящение. Прекрасный белоснежный храм напоминающий корабль радовал насельниц, но к этому чувству добавлялось и легкая горечь монашеская община официально нигде не значилось. В Священный Синод обратились разносословные жители Ельца. В их письме говорилось: "В озваченном городе Ельце имелся Знаменский девичий монастырь который при воспоследование иных уничтожен и обращён в приходскую церковь. С продолжением времени около сей церкви из разных званий города Ельца собирались вдовы и сироты для безмолвной жизни устроились кельями. Они все руководствуются правилами общих монастырей снискивая пропитание своими рукоделиями и другими полезными занятиями. Обстоятельства сие подвигли их к учреждению такого общества вдов и сирот паки монастыре с именованием его Знаменским." Ходательство Ельчан 28 октября 1822 года в Вероне император Александр I собственоручно начертал на прошение "Быть по сему". С открытием монастыря на Каменной горе началась совершенно другая жизнь. Увеличилось число монашествующих и начали воздвигаться новые постройки. Широкой лентой опоясала территорию обители новая кирпичная стена, во время строительства ограды на её западной стороне была заложена новая колокольня с десятью колоколами. Одновременно с оградой была начата постройка парадной лестницы. Предречение Святителя Тихона вполне сбылось. Устроилась обитель для спасения душ. Совершились первые постриги, много лиц единовременно были облачены во святой ангельский образ и радовались совокупно ангелы на небесах и люди на земле. Благодать Божия украсила Каменную гору. Как вспоминают старожилы Знаменский монастырь со стороны города был похож на Кремль или какой- то средневековый замок. Все здания внутри содержались в образцовом порядке, в полисадниках росли самые красивые в городе цветы и стройные деревья что придавало необычайную живописность каменистой местности. Тишина, покой, благоухающий ароматами цветов воздкх, сочная зелень травы и листвы производили незабываемое впечатление на всех тех, кому посчастливилось там побывать. Перед входом в монастырь путников встречали живописные фрески на верху большая икона "Знамение" Божией Матери, на воротах изображение Господа Иисуса Христа окружённого народом с надписью внизу "Придите ко мне все труждающиеся и обременённые и аж упокою вы", рядом был написан старец монах несущий в сосуде на гору воду - живая вода веры.

    Наверное как бы не складывалась судьба Знаменской обители, она по милости Божией незыблемо стоит на твердыне своей, верность Иисусу Христу. Ежедневно воскуряя фимиам молитвы к Нему, молясь Господу в смирении своем и о себе и обо всем мире. Есть Господь на месте сём. Иначе едва ли бы могла после тяжких испытаний, трудом физическим и духовным могла воссосдаться эта святая обитель. Украситься не только внешним благоустроенностью но и монашеским укладом, делами во славу Божию. И чудное было в то время жительство подВинницы на Каменной горе. Тут были и такие старицы которые старались подражать в благочестии древним святым отцам и преподобным матерям. Так известна и уважаема здесь затворница Меланья. Блаженная Меланья незримо но живо присутствует на Каменной горе. Многим является в сновидениях , помогает в скорби, решает недоумения, призывает на молитву, исцеляет неизлечимые болезни. Иногда обличает со всею кротостью и покаялись утешает, особенно в скорбях наших мы как будто слышим голос её ободряющий нас. Матушка Меланья переселившись в царствие небесное напоминает нам о себе давая нам чувствовать что она молится за нас там, и мы утешаемся когда мы вспоминаем её здесь. А избранница Божия, пламенеющая истиной любовью к Богу и ближним как не пожелает нам добра, как не будет молить Бога и печься о нашем спасении. Проходят столетия а она все живёт в памяти у потомства и благодатная помощь от неё не оскудевает. 

    Девица Меланья, она пришла в 1878 году в монастырь и ей не было еще и восемнадцати лет. Сюда она ходила ещё девочкой, монахини ей помогали научиться читать и писать и не имея никаких навыков не зная письменности она уже читала псалтырь. Она так полюбила монашескую жизнь, хотела быть здесь, но когда родители умерли она осталась с братом и младший сестренкой. Брат её конечно в монастырь не пускал, хотел отдать её замуж, но она этого не хотела и убежала у соседей и три дня ночевала. Потом брат понял что она не для мирской жизни и отпустил её. В последнее время она не хотела общаться с сёстрами, она предпочитала такую более уединенную молитву к Господу. Она начала юродствовать. Тогда Тихон Задонский, священник Иоанн Преображенский, Каменев Иоан - все они указывали ей прекратить юродствовать а пошла в затвор. Но она отказала так как не считала себя готовой ещё к такому подвигу. В одно время она решила уйти из монастыря, направилась в сторону Ельца, но по пути встретила юродивого Каменева, который потребовал от неё немедленного возвращения в монастырь и начать готовится к затвору. И она решила что это Божий промысел и во время её последнего причастия она закрыла лицо платочком, попросила чтобы сестра отвела её в калию и с тех пор она уже не выходила. В затворе она была семнадцать лет, молилась лент и ночь, привязывала волосы к потолку чтобя не заснуть, и в результате такой усердной молитве она заслужила у Господа дар прозорливости и исцелений. Господь даровал такую угодницу в XVIII - XIX веках чтобы люди спасались этим. Когда пришли в последний раз её причащать - послушник шёл впереди священника и нес свечу. Свеча погасла. Но не доходя до келии, послушник захотел вернуться в алтарь то священник сказал нет не возвращайся, подойдём к келии и зажжем там. У келии свеча зажглась сама. Это было последнее причастие Меланьи Затворрницы, после чего она отошла ко Господу. После её похорон явилась мужчине во сне, из-за того что по могиле ходят козы, коровы она потребовала чтоб её перехоронили. Он ни с первого раза не послушался, ни со второго раза и лишь в третий раз она ему пригрозила что если и в третий раз не послушаешься то с тобой будет плохо. И после этого он рассказал игуменьи, а та в свою очередь игуменья походатайствовала и получила разрешение на открытие могилы. И когда начали открывать то вдруг появился огненный столб и белого голубя над могилой. Гроб с мощами захотели перехоронить, но те которые опустились в могилу упали в обморок без 

 

 

                                                ГЛАВНЫЙ ХРАМ ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИК КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

 

 

 

 

    Когда видишь этот храм впервые, то у тебя невольно захватывает дух от его великолепия. Архитектурные узоры, мозаика, белоснежные стены устремленные ввысь достигающие высоту 85 метров. Этот храм занимает седьмое место в списке самых высоких православных храмов мира и является третьим по величине в России. Твёрдо и основательно стоящим на Воронежской земле, этот собор построенный всего шесть лет назад вобрал в себя всю историю  православия этих мест. Но, обо всем по порядку. 

 

 

         

 

                                                       Икона святителя Митрофана Воронежского, чудотворца с частицей его гроба.

 

    Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю.

    Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память». Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем говорится: «Судьбами Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание… Когда душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда воскресения мертвых». Далее, обращаясь к пастырям и пасомым, святитель говорит: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)… Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши». Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.

 

    Ещё в XVII веке когда в эти края приехал первый епископ воронежский Митрофан существовал в городе храм посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы. Как и многие церкви того времени он был деревянным. В 1682 году храм получает статус кафедрального и тогда же святитель Митрофан поручает возведение нового Благовещенского собора. Несколько раз переделываемый этот храм простоял вплоть до 1950-го года. Здание было разобрано, а учережденный при соборе Митрофанов монастырь закрыт. 

     Сравнивая дореволюционный и нынешний Благовещенские соборы не находишь точного сходства, но дело в том, что этот храм соединяет в себе целых три. 

    В 1888 в Воронеже было решено построить храм посвящённого святому равноапостольному князю Владимиру. Эту церковь планировали возвести к 900-летию крещения Руси. К 1909 храм был готов. Его часто называли собором, но не из-за его значения, а скорее из-за величия. Владимирский собор последняя крупная стройка Российской Империи. 

 

 

 

                                                                                               

 

 

    Этой церкви было отпущено всего двадцать два года. Когда её взрывали динамитом в соседних домах вылетали стекла. И далеко не с первой попытки Владимирский храм был уничтожен. Черты облика этого храма теперь можно увидеть в Благовещенском соборе. Также главный храм епархии несет в себе память и о соборе Троице-Живоначальной. С 1836-го ставшим кафедральным собором Свято-Троицкий храм был снесён уже в шестидесятые годы XX-го века. 

 

 

 

                                                                                   

 

 

     Постройка Благовещенского собора заняла около десяти лет. Первый камень был заложен в праздник Успения Пресвятой Богородицы в 1998-ом году, а через шесть лет в праздник Благовещения прошла первая божественная литургия. Вот так на рубеже нового тысячелетия на Воронежской земле появился храм ставшим центром духовной жизни этих мест. 

 

 

  

 

 В Благовещенский собор с самого раннего утра спешат люди для того чтобы поклониться святыням пребывающим в храме. 

 

 

             

 

 

    Одной из таких святынь являются мощи святителя Митрофана первого епископа Воронежского. По кончине своей святитель Митрофан Воронежский был похоронен в Благовещенском кафедральном соборе и затем спустя некоторое время были обретены его честные мощи. При святителе Антонии Смирницком вокруг Благовещенского собора был образован мужской монастырь который просуществовал до самого революционного времени в России. Поток людей даже после революции не оскудевал к мощам Святителя Митрофана поэтому безбожные власти вынуждены были неоднократно проводить атаки на святыню, главную святыню Воронежского края. В 1919 году было осуществлено вскрытие мощей, а затем несмотря на то что была проведена очень мощная пропаганда по дискредитации святыни поток богомольцев не уменьшался. И в 1929 году было принято окончательное решение собор закрыть, мощи святителя Митрофана поместить в антирелигиозный музей. И вот поток людей в антирелигиозный музей резко увеличился. Власти связывали это с удачной пропагандой, но люди шли не с целью путь просвета, а для того чтобы поклониться святыне. В 1964 состоялось тайное перенесение мощей из музея в архиерейский покой Владыки Владимира епископа Воронежского и Липецкого, а через четверть века эта святыня была перенесена в храм. 

 

 

 

     Был установлен праздник Перенесения мощей святителя Митрофана и торжественно перенесены в Покровский собор, который на ту пору был кафедральным. В 2009 году состоялось торжественное перенесение мощей в Благовещенский Кафедральный собор. Тогда в Крестном ходе участвовало более 30000 человек. И теперь ежедневно множество людей из разных уголков земного шара приезжают в Воронеж для того чтобы поклониться святителю Митрофану испросить у него помощь и заступничество. 

    Также на солее Благовещенского собора расспологается рака с частицей мощей святителя Воронежского епископа Тихона Соколова. Подвижник очень почитаемый русским народом и также наравне с святителем Митрофаном является небесным покровителем Воронежского края. Он жил в XVIII веке и недолго правил Воронежской кафедрой но оставил очень заметный след, особенно в деле книжного просвещения. Главной своей задачей видел направленность богословия в духе святоотеческой мысли и исконно православной традиции. И это ему удалось. Это с благодарной памятью хранится в истории местной семинарии, память святителя Тихона, там же святитель по состоянию здоровья удалился на покой. Сначала в Тушинский монастырь, здесь неподалёку от Воронежа, но по тамошному климату местность была болотистой, воздух сырой, состояние здоровья Святителя Тихона ещё более ухудшилось и тогда он попросился с благословения священноначалия в Задонский Рождества Богородицы мужской монастырь. Где он и окончил свою жизнь, где теперь пребывают его честные мощи. В Благовещенском соборе Воронежа находится значительная часть честных мощей святителя Тихона и находится она на солее собора у Иконы Святителя Тихона. 

 

 

                 

 

        Ковчег с десницей святителя Тихона Задонского

 

 

 

    С северной стороны от царских врат находится рака с честными мощами епископа Воронежского Петра Зверева. Мощи священномученика Петра были привезены из Соловецкого монастыря где он претерпел свою мученическую кончину по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирила. На Соловках осталась честная глава священномученика, основная же часть мощей пребывает теперь на месте его исторической кафедры ибо он был арестован в Воронеже как правящий архиерей за своё стойкое исповедание веры. Он был назначен в 1925 году в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру Шеховичу и спустя полгода после кончины митрополита Владимира был назначен в должности правящего архиерея Воронежской епархии. Он правил около года Воронежской кафедрой, но за это время успел оставить очень яркий след в сердцах своей паствы. Владыка Пётр завёл общенародное пение, которое черезвычайно нравилась богомольцам. Весь храм пел полилейнее псалмы, другие песнопения, всенощного бдения, божественной литургии. Это привлекало большое число богомольцев ибо богослужения становилось и наполнялось душой, молитвой всего народа. Преодолевая обновленческий раскол и живя в атмосфере арестов, ссылок и расстрелов, владыка Пётр и сам вызывал недовольство власти, он был отправлен на Соловки где он пользовался черезвычайным уважением со стороны находившихся там в заключении архипастырей и был даже старейшим, авторитетнейшим на соборе Соловецкого духовенства. 

    В январе 1929 года священномученик Пётр архиепископ Воронежский скончался от Тифа. Перед смертью он написал на стене карандашом, "жить я больше не хочу, меня Господь к Себе призывает".

    Соединяющий в себе период становления и развития Воронежской кафедры этот храм стал местом пребывания и других уникальных святынь. Так уже четыре года в храме находится башмачок Святителя Спиридона Тримифунтского, так любимого и почитаемого в России. Есть здесь святые реликвии и мощи подвижников веры и первых веков христианства. В центре ковчега размещена частица от шипа тернового венуа Господа нашего Иисуса Христа, а вокруг размещены частицы мощей святых апостолов. Этот великий дар привезен из Рима Итальянской маркизой Имоколаты Даль Борку, которая на протяжении многих лет помогала владыке Сергию в работе социального отдела по благотворительности в Москве. И свою любовь к Русской православной церкви выражает в том, что живя в Италии имеет возможность приобретения из частных коллекций или другими путями святынь древней церкви и поскольку в русском народе любовь к святыням очень жива и действенна и по сей день, то с большой любовью и радостью владыка Сергий и все молящиеся и все прихожане храма не только Благовещенского собора но и всей Воронежской епархии с огромной благодарностью принимают эти свытяни и поклоняются им. 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 Сорокоуст о здравии - 

это поминовение православного христианина на Божественной Литургии в течении 40 дней подряд. При сорокаустном поминовенииза каждое имя вынимается частица из просфоры и в конце Литургии все эти частицы опускаются священником в Кровь Христову со словами "Омый, Господи, грехи всех здесь поминавшийся Кровиею Твоею Честною". Такое поминовение является самым значительным из всех церковных молитв о человеке. "Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и Он (умерший), восстав из гроба, вознёсся в сретении (навстречу) Судии, был восхищен на облачках, и так был всегда с Господом". 

                                                                                                                                                                           Святой Симеон Солунский

Треба заказывается от 40 до 360 дней

Количество имён для требы: до 100 имен

Пожертвование на требу 200 руб. за 1 имя

 

 

   

    Врачу душ и телес наших - 

(выемка частиц и поминовении на ектении) - во время сугубой ектении с выемкой частиц, священник поминает всех болящих с амвона велегласно, если они указаны в этом прошении. Треба "Врачу душ и телес" может совершаться и без присутствия болящего.

 Треба заказывается от 1 до 40 дней. Количество имен для требы: до 100 имён.

Пожертвование на требу 10 руб. за 1 имя.

 

   

    Молебен о здравии простой

Это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам. 

 Треба заказывается на 1 день. Количество имён для требы: до 100 имён.

 Пожертвование на требу 20 руб. за 10 имён.

 

 

    Молебен с акафистом о здравии благодарственный Спасителю - 

это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам. Молебен совершается с чтением благодарственного акафиста Господу Богу нашему Иисусу Христу. Благодарственный молебен - благодарение Богу за получение благ. 

Треба заказывается на 1 день. Количество имён для требы: до 100 имён. 

Пожертвование на требу 40 руб. за 10 имён. 

 

 

 

   

    Молебен о здравии с водосвятием - 

это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Господу Богу, или Божией Матери, или святым Угодникам, после ранней Литургии совершается молебен с водосвятием, то есть происходит малое освящение воды. Такие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, в безбожие и т.д.

 Треба заказывается на 1 день. Количество имён для требы: до 100 имён.

Пожертвование на требу 30 руб. за 10 имён.

 

 

 

    Молебен с акафистом у мощей свет. Тихона Задонского - 

это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к святителю Тихону Задонскому. Молебен совершается с чтением акафиста свт. Тихону Задонскому у его Святых мощей. Священники, завершая богослужение, помажут молящихся освящённым елеем.

Треба заказывается от 30 до 360 дней. Количество имён для требы: до 100 имён.

Пожертвование на требу 100 руб. за 1 имя.

 

 

 

 

 

 

   

    Молебен у иконы Пресвятой Богородицы "Всецарица" -

это краткое Богослужение, в котором священник вместе с молящимися обращаются с молитвой к Божией Матери. Молебен совершается перед иконой Пресвятой Богородицы "Всецарица".

Треба заказывается от 30 до 360 дней. Количество имён для требы: до 100 имён. 

Пожертвование за требу 100 руб. за 1 имя.

 

 

 

 

 

Царская литургия о здравии

      Царская литургия (выемка частиц и поминовение на ектения) - Чин заказной литургии с усиленным поминовением (так называемая "Царская литургия") о здравии. Эту Литургию следует заказать тем, которые оказались в безвыходном положении и чья судьба висит на волоске.

 

 

      Город Задонск Липецкой области - крупный центр православной культуры. Паломники называют Задонский район "русским Иерусалимом". Святыми - четыре монастыря и десятки храмов - на протяжении двух с лишним вевков привлекают сюда ежегодно тысячи туристов и паломников со всей страны и зарубежья.

    История городка началась в 1610 году с основания Богородицкого монастыря. 

 

 

    Он стоял у большой дороги на границе леса и степи на переправе через Дон. Отправляясь на юг, в опасный путь постелями, путники могли здесь отдохнуть и помолиться на дорогу. Слава этих мест связана с именем чудотворца Тихона Задонского. Святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий провёл на покое последние годы жизни в Задонском Богородицком монастыре

 

 

                                                           Чудеса исцеления при обращении к святителю Тихону Задонскому

 

    Посмертные исцеления Тихона Задонского

    Много исцелений произошло в день обретения мощей старца. Рака с нетленными мощами святого собрала много народу, и каждый мог своими глазами видеть, как, прикладываясь к мощам, исцелялись самые тяжёлые больные: слепые обретали зрение, неслышащие начинали слышать, а косноязычие мгновенно избавлялись от дефектов речи, у людей проходила хромота, беснование и психические болезни. 

    Святой образ Тихона Задонского помогал избавиться от болезней затяжных, запущенных, сложных. Монахиня, 6 лет страдавшая водянкой, циррозом печени, асцитом, приехала в Задонск помолиться святому, и в течении суток её заболевание, так плотно укоренившееся в организме прошло.

 

 

               

 

                                                          Десница Тихона Задонского

 

    Просящим о выздоровлении Тихон часто являлся во сне. Женщина после рождения мертвого ребенка с тяжелыми кровотечениями именно так и выздоровела. Она долгое время молилась Тихону и дома, и в церкви. После явления ей во сне монаха она, к своему удивлению, проснулась абсолютно здоровой.

    Употребив освященное масло над гробом Тихона Задонского, от трехлетнего тяжелого паралича исцелился Тульский крестьянин. Родители 5-летнего мальчика дали обещание святому Тихону поклониться его гробу, если он поможет их ребёнку избавиться от проблем с речью. Уже после родительского обета мальчик стал говорить отдельные слова, а когда посетил Задонск с родителями, все речевые трудности прекратились. 

 

 

 

    По сей день источник Тихона Задонского собирает возле себя многих, страдающих от глазных заболеваний. Проблемы со зрением после молитв к святому уходят практически мгновенно. Известен случай, когда Тихон явился маленькому мальчику, терявшему зрение вследствие недиагностированного расстройства. Во сне ребёнок заплакал, а проснувшись, открыл глаза и понял, что теперь может видеть и что болезнь его миновала.

    Женщина с наростом в правом веке слушала неутешительные прогнозы врачей: нарост увеличивался, и глаз вот-вот должен был потерять свои функции. Приехав в Задонск, женщина потерла покрывалом с надгробия святителя - и чудесным образом образование из века исчезло.

    С последней надеждой обращались к Тихону Задонскому для исцеления панических атак, устрашающих видений и расстройств психики. Одна молодая девушка переживала эти состояния весьма остро, и с каждым днем ее страдания увеличивались троекратно. Припадки больной продолжались по несколько часов, а их источник для врачей оставался неизвестен. В перерывах между приступами девушке, а также ее матери, во снах являлся святой Тихон Задонский. Именно его образ женщины попросили принести знакомую монахиню.

 

 

 

    Прикосновение к образу святого лишь немного сокращало силу приступов девушки, но успокоение ее было очевидно. Впоследствии больную отвезли в монастырь к гробу святителя. Пробыв в обители несколько недель, девушка стала чувствовать себя лучше, но ее болезнь не покидала ее, периодически возвращаясь в форме ужаснейших приступов. Лишь спустя год усердных молений матери страдающей девушке явился во сне старец, сказавший, что лекарь у нее только один, и у него стоит просить выздоровления. Вторая поездка ко гробу Тихона и искрение молитвы над мощами наконец-то освободили девушку от припадков, уже более никогда не возвращавшихся. После исцеления от припадков беснования обесилевшая женщина, пробыв двое суток у мощей Тихона Задонского,  обрела настолько много сил, что смогла пешком дойти до дома более 24 верст.

 

 

                         Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский епархиальный женский монастырь

 

 

 

 

                                                           Чудеса исцелений по молитве Илариона 

 

    Благодать, данная Господом своим апостолам - исцелять различные недуги и изгонять бесов, подавалась и подаётся верным рабам Христовым как дар и награда за их верность Царю Небесному. И угодник Божий Иларион имел живую Веру в Бога и всю жизнь положил неустанному и непрестанному служению страждущему человечеству. За это сокровищница благодатных даров Божиих для него была открыта, и по молитвам старца Илариона совершались множественные чудеса исцелений . И даже сами бесы, по выражению апостолов, повиновались ему о Имени Иисусове. Вот несколько примеров.

    Будучи уже наместником Задонского монастыря о. Зосима приехал к Илариону зимою и дорогою сильно простудился. С ним был ужасный жар, вроде горячки. По его просьбе принесли из старцевой кельи масла из неугасимой лампады пред иконой Владимирской Божией Матери, и он вытер этим маслом все тело. Утром Иларион прислал ему кусочек антидора, и, как только он съел его, болезнь прошла.     

 

 

 

    Одна ефремовская мещанка не владела рукой и ногой. Много и долго лечилась, но облегчения не получила. Доктора присудили отнять у неё больную ногу, но она не согласилась и попросила свою мать ходить посоветоваться к старцу Илариону. "Даром ногу пилить, - сказал ей Иларион, - Царица Небесная исцелит твою дочь. Иди отслужи ей молебен с акафистом и воду освяти и моему Ангелу молебен отслужи. Молись только усерднее. Святую воду возьми с собою и давай больной пить. Вот тебе ещё и маслица, помазывай им больную ногу и руку твоей дочери. Приедешь в Ефремов, освяти ещё воду перед перед иконой Царицы Небесной Живоносный Источник. Только веруй. Господь силён излечитьбольную". По приезде домой, заставши дочь в безнадежном положении, почти при смерти, она поспешила исполнить все, что было приказано старцем, и сверх всякого ожидания больной полегчало. Через два месяца она сама приезжала в Троекурово и, хотя была ещё слаба, но во время молебна, стоя на ногах, поддерживала икону Владимирской Божией Матери и совершенно исцелилась. 

 

 

 

    Купчиха Прасковья Яковлевна Коленкина два года страдала кровотечением и приехала к Затворнику Илариону в такой слабости, что не могла стоять на ногах. Он приказал ей употреблять каждый день по чайной ложке кипячённого церковного вина с пятью кусочками хлеба. После трёх приемов она исцелилась. Муж её тем же, по приказанию старца, исцелился от воспаления легких. А когда у него две недели шла постоянно слюна, Иларион приказал ему принимать в день по чайной ложке постного масла. После трёх приемов слюна у него остановилась. Однажды он упал на льду; лицо его так распухло, что долгое время не видно было глаз. Он обратился к Илариону за помощью. Тот дал масла из лампады от своих святых икон, чтобы мазать лицо больного. На другой же день все прошло. 

    Иван Фёдорович Летошнев сильно заболел и приготовился к смерти. Вспомнив о старце, он послал к нему, своего родственика просить его св. молитв и совета, чем подлечиться. Старец отвечал 

 

 

                         Благовещенский кафедральный собор Воронежа

    Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки - 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы. Возведение храма благословил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в ходе своего визита в Воронеж.

 

 

 

 

                                                            Самые почитаемые святыни Благовещенского собора города Воронеж

    Святые мощи святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

 Кто такой святитель Тихон? Святитель Тихон Задонский в 1763 году возглавил Воронежскую епархию, а через четыре года из-за слабого здоровья удалился в Богородицкий монастырь Задонская. Святитель обладал даром прозрения. 

    Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, был причислен к лику святых в 1861 году.

    Как святыня попала в Воронеж? Святитель Тихон скончался в 1783 году в возрасте 59 лет. Его мощи находятся в Задонском Рождество-Богородицком 

 

             

 

      

                        Покровский кафедральный собор Воронежа

 

 

 

                         Успенский Адмиралтейская церковь Воронежа

 

 

 

 

 

 

 

 

А 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Введите код с картинки
      Необходимо согласие на обработку персональных данных