Преподобному Иринарху особо молятся об исцелении бесноватых и защите от злых духов.
Имя и многолетний подвиг Иринарха Затворника долгое время были преданы забвению. Да и сейчас они неизвестны большинству россиян. А ведь четыре вера назад этот старец из Борисоглебского монастыря на Ярославщине вместе с Мининым и Пожарским спас наше Отечество от гибели.
Воскрешению летописи о преподобном Иринархе наша историческая наука обязана Д. С. Лихачеву, которому удалось обнаружить в архивах обрывки документов из разореннойй большевиками обители и вернуть имя и деяния Иринарха потомкам. Что же сделал для отечества этот "неизвестный герой великой войны", как назвал подвижника учёный?
Согласно свидетельству монастырской летописи Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондаково. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково.
Будучи еще только шести лет он однажды сказал своей матери:
- Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям.
Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности.
С малых лет его посещали странные видения о будущих бедствиях Руси. По праздникам мальчик, вознамерившийся стать монахом и служить Богу, часто бывал у приходского священика, который рассказывал ему о Сергии Радонежского, о походе Дмитрия Донского против Мамая, о подвиге Пересвета. Эти рассказы заметно повлияли на мировозрении Илье. В 1566 году после смерти отца юноша вместе с матерью перебрался в Ростов.
Однако жизнь складывалась трудно, и чтобы не быть обузой в семье, Илья ушел послушником в монастырь Бориса и Глеба. Он чувствовал призвание к иночеству. Однажды во время молитвы ему явился святой Сергий Радонежский, который предсказал юноше грядущее спасение Отечества, "когда два Козьмы освободят Москву от иноземца", а до того приказал жить в затворе и нести особое послушание. Следуя указанию небожителя, Илья сковал "ужище", то есть цепь длиной в три аршина, обвился ею и прикрепил себя к большому "стулу", роль которого исполнял толстый обрубок дерева. Этот предмет стал для юноши и мебелью, и добровольной ношей. Двадцать лет Илья, принявший имя Иринарх, носил на себе тяжелое ужище, ни на мгновение не сомневаясь в том, что пророчество Сергия Радонежского сбудется.
В 1586 году в обитель пришел ростовский юродивый Иван Блаженный, который принес Иринарху новое поручение: сделать себе сто крестов медных, чтобы каждый был в "полугривенку весом", то есть в четверть фунта. Затворник обрадовался еще одному испытанию, но он был беден и не знал, где ему достать столько меди. Однако рука святого Сергия вела его к свершению. Как-то в сильное ненастье в двери кельи Иринарха постучали,
Келья преподобного Иринарха
и незнакомый посадский человек молча передал монаху большой старинный медный крест. Из этого креста отлили сто крестов меньших размеров, их затворник надел на себя. Другой гость, придя несколькими днями позже, принес иноку палицу,
Шапочка, плеть и вериги преподобного Иринарха
в результате число крестов дошла до ста сорока двух. Вместе с узищем общий вес груза, который старец носил на себе, в обычные дни составлял 16 килограммов, а в праздники 8 килограмов. Многие свидетели его подвига, в том числе и иноки обители, не понимали, зачем нужно так изнурять себя. А Иринарх лишь повторял переданное ему юродивым приказание Сергия Радонежского: "Сколь тяжелы дни наступают для Отечества, столь большую тяжесть должен ты носить на себя, деля с ним труды и беды его".
А дни Отечества и вправду становились все горячее. Поляки и собственные изменники разоряли русскую землю, обильно поливая ее кровью православных христиан. И чем сильнее становилась Смута, тем больше железа надевал на себя ростовский затворник. К прежнему ужищу он приковал еще три сажени (шесть метров) железа, и всё "одеяние"старца превратило его тело в сплошную незаживающую рану. Эти страшные вериги он носил на себе до 1613 года, пока Смута не успокоилась.
Почти сорок лет Иринарх молился за Россию, непрестанно работал, обвитый железом, отгонял сон, не знал отдыха. Для борисоглебской братии он вязал из волоса свитки (монашеские одежды) и клобуки, шил одежду нищим, всячески помогал им.
Долготерпение затворника было вознаграждено. Однажды ночью святой Сергий вновь явился ему. Он показал Иринарху разграбленную, сожженную поляками Москву и повелел немедленно отправляться к царю, чтобы сказать ему о грядущем нашествии врагов. Старец дошел до столицы, где его принял Василий Шуйский, занимавший тогда русский престол. Государь серьёно отнёся к предупреждению троицкого игумена, но не смог предотвратить катастрофу.
Иринарх вернулся в свою обитель. Как никто на Руси он предчуствовал надвигающиеся несчастья. И вот пришел день, когда на пороге его кельи появился один из польских военачальников - Сапега. Ростовский затворник, "опоясанный железами", произвел на воеводу большое впечатление. Он спросил Иринарха за како-го царя тот молиться. "За русского", - ответил старец. Мужество тщедушного, согбенного монаха вызвала у Сапеги уважение. Он приказал своим воинам не грабить обитель и даже оставил затворнику русское знамя, захваченное поляками в Москве. "А что ждет меня?" - спросил воевода у старца. "Скорее возвращайся домой с войском своим, - посоветовал ему Иринарх, - иначе не выйдешь отсюда живым". Сапега только усмехнулся, он знал, сколь сильно его войско и как слаба Русь. Однако пророчество ростовского затворника сбылось. Воевода погиб на русской земле и больше никогда не увидел свой родной Краков. Князь Скопин-Шуйский отбросил Сапегу от Ростова, а потом, получив в благословение от старца один из его чудодейственных крестов, двинулся на Москву. Это была первая попытка свернуть иноземное владычество, за ней последовала череда других. Наконец, до Ростова донеслась весть - князь Пожарский и земский староста Минин собирают в Нижнем Новгороде новое ополчение.
В походе на Москву ополченцы должны были пройти в стороне от Борисоглебского монастыря. Однако перед самым выступлением, когда князб Пожарский по русскому обычаю пришел на могилу своих родителей, чтобы взять благословение знакомый с детства голос, шепнул ему материнский наказ - навестить на реке Устье старца в веригах. Князь не посмел ослушаться. Приказав войску двигаться намеченным путем к Москве, он вместе с Мининым направился в Борисо-Глебскую обитель.
Имя и фамилия на Руси догое время мало, что значили, употребление имели прозвища. Князь Пожарский крещен был Козьмой позднее за удаль и храбрость его стали называть Дмитрием в честь Дмитрия Донского. Поэтому Иринарх увидев на пороге своей кельи Пожарского и Минина, сразу понял: предсказанию Сергия Радонежского о том "что два Козьмы спасут Москву", пришло время исполниться. Он снял с себя самый большой медный крест и с благословением надел его на князя. Это был особый крест, предназначенный для ношения поверх доспехов. С оборотной стороны, вверху и внизу, у него имелись отверстия для продевания тесьмы - так удобнее было носить крест на груди. На Руси их называли "пораменными". Старец знал что трудами и молитвами до конца выполнил служение, предписанное небесами, а теперь пришло время князю исполнить свой долг огнем и мечом. Вскоре на русский престол взошел царь Михаил Романов, и по всей России установилась тишина.
Еще восемь лет после окончания Великой Смуты Иринарх прожил в Борисо-глебской обители. Он достиг такой степени святости, что одним взглядом мог усмирить разьяренного зверя или успокоить душевнобольного. Приготовленными в монастыре снадобьями он лечил многих страждущих, другим помогал добрым советом. Когда старец умер, его похоронили на территории обители - там, где затворник совершил свой подвиг, а кресты, которые он носил на себе более двадцати лет, водрузили на надгробье. Все они бесследно исчезли в революционное лихолетье.
Душа народа хранит память о чудесах старца, рассказы о них передают из поколения в поколение в ростовских деревнях. И сегодня можно отыскать семьи, где сохранились иконы, к которым прикладывал свои знаменитые медные кресты затворник. Эти реликвии, поистине чудом пережив все репресии массового атеизма, дошли до нашего времени. Возобновлена и давняя традиция ежегодного крестного хода от стен обители до источника Иринарха близ села Кондаково родины преподобного.
23 октября 2010 года в предместье Парижа, десять человек проводившие спиритический сеанс неожиданно начали выбрасываться из окна третьего этажа. Многие из выпрыгнувших держали в руках детей. Через несколько часов, уже в больнице от полученных травм скончается четырехмесячная девочка. Полиции все участники скажут что, причиной трагедии стало явление дьявола. Никто из них в тот момент не понимал, чем может быть черевста игра с потусторонней реальностью и попытка общения с иным миром.
Есть вещи на которые нельзя даже смотреть. Одна искра и человека охватывает адский огонь, он становится податливым как раскалённое железо. Этой болезни уже много веков, но до сих пор остается самой страшной загадкой. Как и сотни лет назад, только цепь и молитва могут спасти от неминуемой гибели.
В 1973 году компания Warner brazers выпустила на мировые экраны картину Экзорцист или как звучало название в русском переводе "Изгоняющий дьявола". До сих пор многие критики считают его самым страшным фильмом за всю историю кино. На сеансах люди теряли сознание, кто-то впадал в истерику, кто-то после фильма объявлял, что, в его родных и близких вселились бесы. Но все это, только разжигало зрительский интерес. Сотни тысяч человек стремились увидеть запретное.
Человека всегда притягивало неизвестное, им могли двигать тайные желания, научный интерес, обычное лобопытство. Но каждая попытка вторжения в запретное пространство оказывалось крайне рискованной.
Как человеку опасно вкушать смертоносное, ходить по тонкому льду, прыгать с пятнадцатого этажа. Точно так же человеку опасно соприкасаться с духовным миром, где существуют совершенно разные силы.
1943 год. На Кольский полуостров отправлен специальный отряд нацисткой организации Annarbo или наследие предков. Цель экспедиции совершенно засекречена, а её участники предупреждены, что им прийдется иметь дело с очень странными явлениями. Практически сразу после десантирования члены отряда начинают пропадать один за другим. И необъяснимый ужас постепенно охватывает тех кто остаётся в живых. Но вернуться из этой экспедиции не сможет никто.
Что же могло заинтересовать Ananerbo в этих местах? Ответ на этот вопрос долгое время не раскрывался, сама информация о таинственном десанте нацистов оставалось засекреченной. Возможно, причина была в том, что, и советские власти в своё время предпринимали подобные попытки иследовать феномен Кольского полуострова. В 1922 году сюда прибыла экспедиция ОГПУ под руководством Александра Барченко. Учёные хотели выяснить причину странного заболевания охватившего местное население. Тогда его называли полярным психозом, но и этой экспедиции не суждено было завершиться удачно. Сохранились только слухи, что в поселениях Кольского полуострова живут странные люди зомби, готовые подчиняться любой тёмной силе. Они-то и интересовали вождей тоталитарных государств.
В 2010 году очередную поездку на север предпринял известный врач-офтальмолог Эрнст Мулдашев. Застать его в Уфе где он живёт оказалось очень непросто. Но нам нужно выяснить что за загадочная болезнь была замечена в Мурманской области. "Как выглядит одержимый человек?". Выглядит немножко с бешенными глазами и он послушен. Он послушен, к различным громким командам. Вот эти жесткие громкие команды он выполняет беспрекословно не думая не о жизни, не о смерти не о чем". - "А что он может сделать в таком состояние?" - Он может выполнить сложные команды, например, бери ружьё иди охоться не на оленя, а на людей. И он охотится, но он в зомбированном состоянии. Есть послушание у них, особо жесткое, когда не надо думать, ты хочешь или не хочешь. Тебя зазомбировали и ты идёшь делаешь то что тебе покажут. Это зомби. Это натуральный зомби". - "Какие-то способы лечения предлагаются?" "Способы лечения мирятинья, как таковых, по большому счёту этих способов нет. Но я думаю, знаете, это даже не болезнь, её нельзя лечить".
Это больше напоминает рассказы из серии очевидное невероятное, чем реальные истории о реальных людях. Однако, как выясняется специалисты к подобным вещам относятся очень серьёзно. Возникает такое состояние, как, способность говорить на разных языках. Издавать всевозможные звуки, лаяние, рычание, жуткие нечленораздельные крики, говорить с разными тембрами голоса. Кроме этого возникают конвульсивные подергивания, двигательные растройства, припадки, судороги. Ну что это? Болезнь, психическое расстройство или все таки нечто не совсем иное, не подвластное обычным методам лечения. Бесовсина... Вероятно раньше, её именно так и называли. Потому что меняется поведение, меняются ощущения. Он может рассказывать о странных объектах, которых он видит, которых он слышит. То что происходит на Кольском полуострове имеет определение меритинья. Есть и другие названия. В небольшом посёлке в Архангельской области, например частый случай некой болезни котве. В других северных областях подобные приступы называют кликушеством. Но что это на самом деле? Говорят это все проявление одержимости. Формы и обличия которые она может принимать, самые разнообразные. Многие склонны считать что даже психоз охватывающий людей у компьютеров, тоже один из вариантов вселения бесов.
Как оказалось, за долгую историю лишь немногим монахам и священникам был дан дар исцелять одержимость и изгонять бесов. Одно из имён преподобный Иринарх Затворник Русский святой живший в XVII веке. Но вот что странно. Информации о нем довольно скудная и к тому, имя святого мало кому известно. Такое ощущение, что она как будто нарошно скрыта.
Почему святой Иринарх подвергся забвению? За что преподобный заковывал себя в кандалы? И где искать разгадку таинственного затворника?
Каждое утро с молитвой он приходил в кузницу. Надевал фартук, брал в руки молот. Удар. Ещё удар. Раскалённый метал превращался в длинную и тяжелую цепь, звено за звеном. И только он один понимал смысл и предназначение этих железных вериг.
Имя святого Иринарха известно немногим. Ещё меньше людей знают житие преподобного. А в чем смысл его подвига, сказать могут и вовсе единицы. Но почему так получилось? В чем тайна забвения этого русского святого?
Преподобный Иринарх, особый святой. Подвиг его очень многогранен, очень велик. Его почитание можно сказать не получило такого широкого распространения на всю Россию как об этом нам говорит и отсутствие храмов.
Даже с иконами святого оказывается, все очень непросто. А ведь Иринарх Затворник сыграл очень значимую роль в судьбе России. И судя по всемужской был очень известным монахом своего времени. В 1608 году преподобный Иринарх вышел из своего затвора и посетил царя Василия Шуйского в Москве. Потому что Иринарху было откровение видения о разорении Москвы, иноземцами, поляками и литовцами.
Четыре сотни лет назад, возможно именно этой дорогой, простой монах, направлялся к Московскому кремлю. Он шел к царю, многострадальному Василию Шуйскому. Прошло всего два года, как Василий Иоанович занял русский престол. И вот теперь, монах, по имени Иринарх несёт ему неутешительную весть. Он предрекал, что, Москва совсем скоро будет разорена, а Василия четвёртого ждёт плен и смерть на чужбине. Так и произошло.
Но как, у простого монаха, который почти всю жизнь провёл в заперти, появился этот пророческий дар? Какие ещё события предрекал таинственный русский святой? И кем он был на самом деле Иринарх Затворник? Чтобы ответить на эти вопросы нужно попасть в монастырь где жил святой. Известно, что находился он где-то недалеко от Москвы и носил название Борисоглебского.
Таких монастырей в окрестностях Москвы оказалось три. В Дмитрове, в Торжке и в посёлке Борисоглебске Ярославской области. Ярославская область - 250 километров от Москвы, и мы попадаем в монастырь святого затворника. Крепость XIV века, когда-то она была одна из самых мощных и значимых монастырей на Руси. Да и сегодня имеет вид довольно внушительный. При входе, нас встречают парни в военой форме под командованием недюжинного монаха. Почему военная форма? Потому что эти парни занимаются в воено-патриотическом клубе, руководителем которого является дьякон Генадий служащий этого Монастыря.
Как удалось выяснить в этом монастыре жил один из самых загадочных русских святых 38 лет он провёл в этих стенах, здесь он принял постриг в монахи, здесь назначал встречи царям и воеводам и здесь же должна хранится его самая главная тайна. Сейчас в монастыре всего шесть монахов, а было время когда обитель считалось царской, и туда обязательно приезжал каждый из росийсских правителей начиная с Иоанна Грозного. Возможно поэтому к насельникам монастыря у царской семьи было уважительное отношение. И к словам простого монаха Иринарха прислушивались.
К нему приезжали вожди русского воинства: Михаил Скопин-Шуйский, князь Димитрий Пожарский. Эти посещения происходили накануне походов войск под командованием этих военоначальников на Москву.
Один из самых известных исторических фактов. В 1612 году в монастырь приехал князь Димитрий Пожарский, тот самый которому было предназначено освободить Москву от польско-литовских захватчиков. Благословение на освободительный поход князь получил от монаха Борисоглебского Монастыря Иринарха Затворника.
Поделиться с друзьями: