+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
сщмч. Серафим (Чичагов)

сщмч. Серафим (Чичагов)

 

    Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артилерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны. Семья святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых родов Костромской губернии, из которой вышли знаменитый мореплаватель, исследователь Северного ледовитого океана, адмирал В. Я. Чичагов и российский морской министр адмирал П. В. Чичагов. 

    После окончания Императорского Пажеского корпуса Леонид Михайлович участвовал в Балканской войне 1876-77 годов. Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 года к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви святым праведным Иоанном Кронштадтским. С этого времени свои важнейшие жизненые решения святитель принимал лишь сего благословения.

    8 апреля 1879 года состоялся брак Л. М. Чичагова с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой.

    Военная карьера Л. М. Чичагова продолжала складываться успешно и в мирное время. 

    Итогом его многолетних медицинских опытов стала разработанная им и испытанная на практике система лечения организма лекарствами растительного происхождения, изложенная в двух томах "Медицинских бесед".

    Промысл Божий неуклонно подводил Л. М. Чичагова к подготовленному всем его предшествующим развитием решению о принятии священного сана. После выхода в отставку семья Л. М. Чичагова в 1891 году переехала в Москву. Здесь, под сенью московских святынь, он стал благоговейно готовиться к принятию священнического сана. Полуторогодовому периоду вдохновленных молитвенных размышлений и томительных житейских ожиданий суждено было завершиться 26 февраля 1893 года, когда в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов Л. М. Чичагов был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через два дня 28 февраля в той же церкви при значительном стечении молящихся, среди которых быстро распространилась молва о необычной судьбе этого ставленника.

    Испытания первого года священнического служения отца Леонида оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги. В 1895 году она безвременно скончалась. Отец Леонид похоронил ее в Дивеево на монастырском кладбище.

    Одним из важнейших послушаний в своей жизни отец Леонид считал составлении "Летописи Серафимо - Дивеевского монастыря", открывшей ему не только историю одной из замечательнейших монашеских обителей Русской Православной Церкви,  но и монашеские подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Серафима Саровского. 

    Весна 1898 стала временем принятия отцом Леонидом окончательного решения о своей будущей судьбе. Оставив своих четырех дочерей на попечение нескольких доверенных лиц, отец Леонид 30 апреля 1898 года получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в числе братии Троице-Сергиевой Лавры. Особое значение для новопостриженного иеромонаха имело наречение ему при пострижении в мантию  14 августа 1898 года имени "Серафим".

    Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева  монастыря с возведением в сан архимандрита.

    В этот период жизни было ему чудное видение, о котором он рассказывал: "По окочании "Летописи" я сидел в своей комнате в одном дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию  вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение - так все было просто и реально. Но какого же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее". С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас". Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца".

    Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного, архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся некоторым его собратьям по духовному сословию дерзостью шаг с целью поставить, наконец, вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Святейшем Синоде.

    По настоянию Государя в августе 1902 года комиссией во главе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), в которую входил и архимандрит Серафим, было осуществлено предварительное освидетельствование мощей преподобного Серафима. 29 ноября 1902 года Высочайшем повелением "заведование всеми подготовительными мерами по возведению помещений для приюта той массы богомольцев, которая, по всем вероятиям нахлынет к мнсту  прославления" было возложено на отца Серафима"; ему пришлось взять на себя большую часть организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с канонизацией преподобного. 

    29 января 1903 года состоялось торжественное открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Святейший Синод принял деяние, на основании которого Саровской старец Серафим причислялся к лику святых Русской Православной Церкви. 17 - 19 июля 1903 года состоялись торжества в Сарове, связанные с канонизацией преподобного Серафима Саровского. 

    28 апреля 1905 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его хиротония в епископа Сухумского.

    6 февраля 1906 года святитель Серафим был направлен на Орловскую кафедру. 16 сентября 1908 года был принят указ о его назначении на Кишиневскую кафедру.

    В 1912 году служение архиепископа Серафима на Кишиневской кафедре подходило к концу, он получил новое назначение - на Тверскую кафедру.

    Когда в мартовские дни 1917 году отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование монархии, святитель Серафим, продолжая подчиняться высшим церковной и государственной властям, не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России переменам.

    28 декабря 1917 года Вероисповедный отдел Тверского губисполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов выдал предписание о высылке архиепископа Серафима из Тверской губернии. Желая уберечь святителя от бесчинной расправы большевиков, Святейший Патриарх Тихон назначил владыку Серафима на Варшавскую и Привисленскую кафедру, находившуюся на территории свободной от власти большевиков Польши. Но разраставшаяся гражданская война сделали физически неаозможным отьезд владыки Серафима во вверенную ему епархию, и до конца 1920 года святитель оставался за ее пределами. В есной 1921 года органы ВЧК обвинили владыку Серафима в том, что оказавшись в Польше "как эмиссар российского патриархата" он будет "координировать - против русских трудящихся масс - за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом "дружины друзей Иисуса". 21 сентября 1921 года он был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. Через несколько месяцев