+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Святитель Тихон Задонский - молятся об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизмаи наркомании, душевного помешательства и беснования. Помогает вернуть зрение и возможность ходить, обращают

Святитель Тихон Задонский - молятся об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизмаи наркомании, душевного помешательства и беснования. Помогает вернуть зрение и возможность ходить, обращают

 

 

 

 

                         Дни памяти: 19 июля (1 августа), 13 (26 ) августа

 

                         Голодное детство

 

    Святитель Тихон Задонский родился на территории Новгородской губернии, в селе Кроцке, в 1724 году. По рождении родители дали ему имя Тимофей.

    Отец будущего святителя, Савелий Кирилов, служил в селе дьячком и имел скромный достаток. Умер он рано, и бремя по содержанию детей, четырех братьев и двух сестер, легло на плечи вдовы, Доминики.

    Нужда, с которой столкнулась по смерти кормильца семья, порой виделась

    Рано лишившись отца, Тимофей с младых лет испытал горечь нужды. Старший брат Евфимий, занявший место покойного родителя, не в силах был более чем скромное жалованье причетника содержать сразу две семьи. Видя тяготы старшего сына, вдова Савелия решила отдать младшего, Тимофея, в ученики к богатому бездетному ямщику. Вот как спустя десятилетия сам святитель вспоминал об этом эпизоде, в котором, по общему мнению многих авторов житий святого, нельзя не увидеть руководящую руку Промысла Господнего: "Как я начал себя помнить, в доме, при матери нашей (отца своего я не помню) было нас четыре брата и две сестры: большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат взят был в военную службу, а мы все ещё малы были и в великой жили бедности, так что нужную дневную не всегда имели пищу, и потому мать наша в великом прискорбии была о воспитании нашем. Но нашего же прихода ямщик богатый, а бездетный был; он часто приходил к нам в дом; я полюбился ему. Он неоднократно просил меня у матушки, и так говорил: отдайте мне Тиму своего, я его вместо сына воспитаю и все имущество моё - его будет. Мать моя, хотя и отказывала ему, - жаль ей отдать меня, - но крайний недостаток в пище понудил матушку отдать меня ямщику оному, и она, взявши за руку, повела меня к нему, - я сие хорошо помню. Большего же брата в сие время не было в доме; но как пришёл он, то вопросил у сестры: где матушка? Она сказала ему: повела Тиму к ямщику. Но брат, догнав на дороге матушку, стал перед нею на колени и сказал: куда вы ведёте брата? Ведь ямщику отдадите, то ямщиком он и будет; я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте, он может к какой церкви в дьячки или пономари определится. И потому Матушка воротилась домой".

    Бывший келейник святителя Тихона В. И. Чеботарёв, из записок которого мы и процитировали вышеприведенный монолог, сообщает, что это "точно и истинно его святительские слова". Знаменательный, поистине поворотный моментв жизни дьячкова сына Тимофея стал основой сюжета одной из оригинальных постенных росписей Владимирского собора Задонского Богородицкого монастыря, сохранившейся и до наших дней.

 

  

 

    Оставшись дома, юный Тимофей, несмотря на малолетство, делал все возможное, чтобы облегчить бремя старших. "А как в доме было есть нечего, - вспоминал позднее сам святитель, - то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил". Это раннее знакомство с тяготами жизни и тяжелым крестьянским трудом навсегда запечатлелось в восприимчивой, сострадательной душе. И в зрелые годы, и на склоне лет своих не раз увещевал святитель Тихон сильных мира сего не забывать о малых; призывал помещиков относиться к крестьянам как к братьям, не утруждая их непосильным трудом; а богатым и сытым настоятельно советовал делиться достатком своим с алчущими. 

    Через некоторое время у семьи Кирилловых, действительно, появилась возможность отправить Тиму "в учение". Но радость оказалась недолгой - в виду неимущества отрок из Короцка отчислен был из детей духовного звания, принятых в славянскую школу, и записан в школу арифметическую, с тем чтобы по её окончанию пойти в военную службу. Но вновь, как и в случае с отдачей в воспитание ямщику, исправлены были пути человеческие, уводившие мальчика от будущего служения Господу. Попечением другого брата, Петра, к тому времени получившего место причетника в Новгороде и взявшего на себя заботы о содержании Тимофея, тот все-таки возвращен был в славянскую школу при Новгородском архиерейском доме.

    11 декабря 1738 года Тимофей (под фамилией Савельев) начал своё учение. 

    Несмотря на то, что по бедности немало времени приходилось тратить ему не только на уроки, но и на приобретение средств к существованию, мальчик не затерялся среди тысячи учеников школы, но, напротив - скоро был отмечаем в числе лучших. А поэтому, когда в 1740 году составляли списки наиболее способных для продолжения образования в новооснованной Новгородской духовной семинарии, Тимофей Савельев был включён в их число. И, как особо одаренного, приняли его на казенное содержание. С усердием продолжал учение Тимофей и далее, хотя порой (по личным воспоминаниям Святителя), чтобы приобрести необходимые книжки, приходилось продавать часть получаемого от казны хлеба.

    Проявленное прилежание не пропало втуне. С 1750 года Тимофей является не только учеником богословского класса, но и преподователем греческого языка. 

    В это время меняется фамилия будущего Святителя. Как уже говорилось выше, при записи в обучение фамилия дана была ему согласно старинной, но уже отжившей традиции, по отчеству Савельев. Но позднее Тимофею, как, возможно, и прочим ученикам из простых семей, присвоена была полноценная фамилия, отличная от отчества. В документах школы разных лет он именуется Соколовский или, реже - Соколов. Отсюда и разнобой в указании мирской фамилии св. Тихона как в различных изданиях его житий до революции, так и в современных работах на эту тему.

    Современный исследователь жизни святого схиархимандрит Иоанн (Маслов) считает наиболее верным вариант "Соколовский". Видимо, польско-южнорусский акцент в фамилии появился из-за того, что преподователи семинарии были из Киевского ученого монашества, и именно они определяли, какую фамилию носить учащемуся. 

     В 1754 году Тимофей заканчивает "школу богословия" и остается преподавать риторику. А 10 апреля 1758 года он вступает на стезю монашества, приняв Великим Постом постриг под именем Тихона, в честь св. Тихона, епископа Амафунтского. Чуть позже, на Фоминой неделе, Тихон был рукоположен в сан иеродиакона. А летом того же года состоялось рукоположение Тихона в иеромонахи. 

    Считается, что к решению о принятии монашества Тимофея Соколовского подвигли два случая, наглядно показавших: один - тщету и краткость земного бытия, а второй - неизреченный свет вечного жития небесного. Вот как рассказывал об этом В. И. Чеботареву сам святитель: " По приезду на каникулы в Александровский монастырь, я один пошёл на колокольню осмотреть положение места вокруг монастыря, подлинно прекрасное, и, не попробовав перил, оперся на них, а они вдруг и упали на землю, а меня будто кто назад толкнул, я к колоколам на пол затылком и упал полумёртвый, едва опомниться мог"... Спустившись с колокольни и глядя на обломки, лежащие у подножья, Тимофей четко осознал, что за мгновение перед этим могла оборваться его земная жизнь и все планы, которые несомненно строил разум юного учителя-богослова с отличной для бывшего Дьякова сына перспективой, могли вот так, в одночасье, рухнуть и превратиться вместе с телом его в жалкие обломки. 

    - На сем месте и мне бы быть так разбиту, - сказал чуть позже Тимофей своим товарищам, подводя их к месту, где лишь чудом спасён он был от неминуемой смерти. 

    Этот случай, когда, с одной стороны, зримо представлена была Тимофею тщета земных упований, а с другой - явлена милость Божия, не давшая случиться, казалось бы, неминуемой беде, углубил и без того душеспасительные настроениямолодого преподавателя семинарии. А несколько позже явлено ему было иное, благодатное видение: "Я учителем был, и тогда любил ночное время без сна провожать, а занимался либо чтением душеполезных книг, либо душеспасительными размышлениями. Я вышел из кельи на крыльцо и стоячи размышлял о вечном блаженстве. Вдруг небеса разверзлись и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно; но только сие было кратко. И я от этого чудного явления более горячее желание возымел к уединенной жизни"... Впрочем, обстоятельства складывались так, что о жизни уединенной, в молитвах и богомыслии, несмотря на пострижении, приходилось лишь мечтать. 

    Более чем успешно продолжалось преподавательская карьера будущего Святителя. С 27 августа 1758 года иеромонах Тихон назначен был преподоватнелем философии, а 3 февраля 1759 года занял пост инспектора Новгородскойдуховной семинарии. К тому времени талантливый и начитанный иеромонах с весьма солидным, несмотря на молодость, опытом преподавания в сфере духовного образованияснискал своими трудами известность далеко за пределами Новгорода. Так что когда возникла вакансия в Тверской епархии, туда пригласили именно иеромонаха Тихона. В конце 1759 года он получил сан архимандрита и должность настоятеля Желтикова монастыря, а потом - Назначение ректором Тверской семинарии и преподователем богословия, совмещая эти обязанности с настоятельством в Отрочем монастыре. Стал архимандрит Тихон и членом Тверской Духовной консистории (епархиального совета, по-современному).

     Служение св. Тихона Господу в Тверских пределах продолжалось до 13 мая 1761 года. В этот день под сводами Петропавловского собора Санкт-Петербурга состоялась хиротония ректора Тверской семинарии архимандрита Тихона во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. В управление ему дан был Новгородский Хутынский монастырь. И вновь теперь уже владыка Тихон великолепно зарекомендовал себя в новой должности. Причём до такой степени, что в июне 1762 года епископу Тихону доверили пост председателя Синодальной конторы, учреждённой для временного заведования делами Святейшего Синода в Санкт-Петербурге, пока этот высший орган церковного управления в полном составе принимал участие в Московских торжествах по случаю коронации Екатерины II.