+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Александр Свирский

Александр Свирский

 

 

 

                                                                                                            ПРЕДИСЛОВИЕ

    Преподобный Александр Свирский - единственный из новозаветных святых, подобно ветхозаветному Аврааму, был удостоен явления Пресвятой Троицы. Только это явление смогло убедить подвижника, всецело устремлённого к духовной жизни, основать Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель.

    Преподобный Александр родился в крестьянской семье; в крещении он был наречен Амосом, в честь древнего пророка. Сам он с юных лет мечтал о монашестве. Мечты стали целью, когда юноша встретил иноков Валаамского монастыря. Вскоре Амос тайно оставляет родительский дом и уходит на Валаам. Уже по пути в Валаамскую обитель он сподобляется дивного видения, которое указало ему на место будущей Александро-Свирской обители. 

    Поступив в Валаамскую обитель, преподобный претерпел множество искушений - это и противодействие родителей, и слава человеческая, и многое другое. Уже в Валаамской обители преподобный Александр понял, что его призванием является пустынножительство. Получив благословение свыше, он несколько лет подвизался в пещере на одном из островов Валаамского архипелага. 

    По воле Божией преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушел в Свирские леса, где несколько лет подвизался в абсолютном одиночестве, безмолвии и строжайшем подвижничестве. Чудо Божие явило преподобного миру - будучи обнаружен охотником, он невольно стал духовным наставником всех окрестных жителей, а затем и основателем Свято-Троицкой обители. 

    Ещё при жизни преподобный Александр прославился не только как строгий подвижник, но и как чудотворец, пморгавший людям в их житейских нуждах. Но для самого преподобного куда ценнее были другие чудеса - уже упомянутое явление Пресвятой Троицы и явление Божией Матери. 

    Отойдя ко Господу в 1533 году, преподобный Александр не оставил прибегающих к нему. Ещё до первого обретения мощей преподобного в обители было зафиксировано множество чудес по молитвам к преподобному Александру. Когда же более ста лет спустя после преставления преподобного были обретены его мощи, они были обретены полностью нетленными, в каковом состоянии они пребывают и поныне. После обретения мощей преподобного также было зафиксированно множество чудес. 

    Впоследствии, в связи с революцией и компанией по вскрытию мощей, мощи преподобного были изъяты из монастыря и исчезли. Много десятилетий спустя мощи преподобного были обретены вновь. Это событие стало значительной вехой и в возрождении Александро-Свирской обители, и всей Русской Православной Церкви. У вновь обретенных мощей произошло множество чудес и сами они являются свидетельством высочайшей духовной жизни. Множество паломников со всех концов России ежедневно приезжают в Свято-Троицкую Александро-Свирскую обитель, дабы поклониться мощам преподобного Александра и попросить его помощи. 

    Данный сборник адресован всем тем, кто интересуется личностью преподобного Александра. Он включает в себя житие преподобного, историю его почитания и рассказ об иконографии преподобного Александра, историю двух обретений его мощей и свидетельства о чудесах, а также историю Александро-Свирской обители и молитвенный раздел. В качеству приложений в Книгу включены молитвы, составленные преподобным Александром, и рассказ о его учениках. 

                                                                                                                                                                                                                             Анна Маркова

 

 

                                                                                                   ЖИТИЕ

 

                                                                                                   Детство

 

    Преподобный Александр Свирский - родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной - супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: все это время они молились о ребёнке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребёнка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына. 

    В любом случае будущий преподобный был "вымоленным" ребёнком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждёт ребёнка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом. 

    Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана - он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников. 

    Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершенолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители - именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога. 

 

 

                                                                              Уход в монастырь

 

    Вскоре Господь исполнил молитву Амоса. Однажды в соседнюю с Мадерой деревню по монастырской надобности пришли несколько валаамских монахов. Там на берегу реки Оять и встретился с ними крестьянский сын Амос. Он, как описывает житие, подошёл к монашеской братии, поклонился и просил благословения. Монахи охотно благословили его и спросили, чего же он хочет от них. В ответ Амос просил их молитв. 

    После этого один из монастырских старцев начал беседовать с юношей. Он охотно ответил на вопросы Амоса о жизни в Валаамской обители. Сам же Амос открыл ему, что мечтает оставить мир и принять постриг в Валаамском монастыре; не скрыл он и своих опасений, что родители всеми силами постараются удержать его в миру и даже способны забрать его из обители, если он туда попадёт. Но, несмотря на это, Амос готов был тотчас оставить все и уйти вместе с монахами. На это старец сказал о запрете игумена уводить в обитель кого-либо без родительского благословения. Также старец посоветовал Амосу вернуться домой, а затем тайно уйти от родителей в Салму, откуда легко добраться до Валаама.

    По приглашению Амоса валаамские иноки посетили дом его родителей и благословили их. На прощание все тот же старец сказал: "Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы". 

    Несколько дней спустя Амос, сославшись на неотложное дело, отпросился у родителей в соседнюю деревню к знакомому и сказал, что может там задержаться. Уходя, он просил родительского благословения. Родители не подозревая, что сын хочет оставить их навсегда, благословили его. Взяв с собой немного хлеба, Амос навсегда покинул родительский дом. 

    Впоследствии, рассказывая о своём уходе в обитель ученикам, преподобный вспоминал, как торопился уйти, как можно дальше от родного дома, опасаясь, что родители догадаются и вернут его обратно. Лишь перебравшись за реку Свирь, он немного успокоился. Оказавшись в пустынной местности, Амос остановился на ночлег на берегу живописного озера. Там он усердно помолился и во время молитвы услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошёл небесный свет. Много лет спустя преподобный Александр основал на этом месте Свирскую обитель во имя Святой Троицы. 

    На следующий день он вновь отправился в путь, моля Бога послать ему спутника, который показал бы ему дорогу в Валаамскую обитель. Как утверждает житие преподобного, он действительно обрёл такого спутника - Господь послал ему Ангела, в виде мужа, совершающего паломничество на Валаам. 

    Они очень быстро добрались до обители. У монастырских врат они остановились помолиться на Преображенскую церковь. После молитвы спутник Амоса стал невидим, и по этому явлению он догадался, что его сопровождал Ангел. 

    Войдя в монастырь, Амос попросил монахов препроводить его к игумену. Они тотчас отвели его к настоятелю. Настоятелем в то время был игумен Иоаким. Придя к нему, Амос стал умолять о. Иоакима постричь его в монахи. Поначалу настоятель указывал на скудность жизни в валаамской обители и выражал сомнения в том, что Амос сможет выдержать строгость монастырской жизни. Однако, Амос неотступно просил настоятеля приобщить его к братии, обещая исполнять монастырский устав и пребывать в послушании. В конце концов, игумен Иоаким склонился на просьбы Амоса и принял его в число братии. 

 

 

                                                                                                    В Валаамской обители

 

 

     

 

    Относительно дальнейшего существуют расхождения. По одной версии, Амос был сразу же пострижен в монахи. Согласно другой - первые годы он жил в обители послушником и лишь семь лет спустя был пострижен в монахи. По ещё одной версии - в послушниках Амос пробыл не семь лет, а всего лишь три года. Какая из этих версий наиболее соответствует истине - неизвестно. Зато известна точная дата пострига преподобного - 26 августа 1474 года - в этот день послушник Амос стал иноком Александром. 

    В любом случае, оказавшись в монастыре, преподобный Александр с самого начала стал ревностно подвизаться, дни проводя в трудах. Согласно житийной литературе, первое послушание преподобного проходило в пекарне. Ночи же преподобный Александр проводил молитвенном подвиге. А иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками. 

    Между тем, родители его искали своего пропавшего сына. Они даже объявили в орестных деревнями сёлах, что тот, кто сообщит им что-либо о их сыне, - получит вознаграждение. И вот три года спустя к родителям преподобного пришли карелы, паломничавшие на Валаам, и рассказали им, что видели их пропавшего сына в Валаамском монастыре. 

    После этого Стефан тут же собрался и отправился на Валаам. Придя в обитель, он сначала расспросил монахов, а затем, убедившись, что его сын действительно здесь, обратился к игумену. Игумен побеседовал со Стефаном и в разговоре сообщил, что его сын принят в число братии, и посоветовал не печалиться о нем. Тогда Стефан стал просить о свидании с сыном, поскольку ради этого предпринял путешествие на Валаам. Игумен посоветовал Стефану задержаться в обители, обещая, что на следующий день он сможет увидеться с сыном. 

    Но когда игумен Иоаким пришел к самому преподобному Александру и сообщил, что отец его желает увидеться с ним, преподобный очень расстроился. Ещё более он - послушный во всем - удивил игумена, наотрез отказавшись встречаться с родителем.

    А на следующий день Стефан, услышав от о. Иоакима, что сын отказывается видеть его, обвинил во всем самого игумена. Стефан думал, что настоятель по жестокосердию нарочно настроил сына против родителей, что он не позволяет преподобному увидеться с отцом. Несправедливые обвинения оскорбили игумена, и он вместе со Стефаном направился к келье преподобного Александра. Подойдя к келье, он потребовал, чтобы преподобный показался отцу, сказав: "Чадо Александре, явился отцу своему, и утеши печаль его, юже на мя; зело бо ми ступает о сём". (Чадо Александр, покажись своему отцу и успокой его гнев на меня, потому что он злобствует и оскорбляет меня из-за этого.) Преподобный, поняв, что его непослушание настоятелю привело к скандалу в обители, вышел из кельи к отцу. Стефан едва узнал сына, осунувшегося и побледневшего за время жизни в обители. Он стал уговаривать преподобного Александра вернуться домой и утешить родителей. А потом, когда они окончат свою жизнь, он сможет опять уйти в монастырь. Но в ответ преподобный стал уговаривать отца отречься от мира и вместе с упругой принять постриг. Но Стефан разгневался на слова сына и в большой досаде ушёл в монастырскую гостиницу. 

    Тогда преподобный Александр, вернувшись в келью, стал мрлиться о том, чтобы Господь вразумил его отца и направил его на путь истинный. Действительно, некоторое время спустя Стефан одумался и, вновь побеседовав с сыном, решил принять постриг. Они оба ещё раз посетили настоятеля Валаамской обители, и у него Стефан получил благословение на постриг. 

    После этого он покинул Валаам и вернулся на Родину. Там Стефан рассказал обо всем своей супруге. Она, потеряв надежду на возвращение сына, так же согласилась принять постриг. Супруги раздали имущество бедным и приняли постриг в Островском Введенском монастыре, где некогда Васса молилась о рождении сына. Стефан был пострижен с именем Сергий, Васса - с именем Варвара. Они недолго жили в обители и вскоре переселились в вечность. 

    Сын же их Александр по-прежнему подвизался в Валаамской обители. За первоначальным послушанием в пекарне последовали другие, более почетные. Постепенно валаамская братия стала говорить о преподобном Александре как о подвижнике и молитвеннике. Его очень смущали такие разговоры, и он обратился к игумену с просьбой благословить его на пустынножительство. Но игумен, считая инока Александра слишком молодым, поначалу отказал ему. Преподобный послушался настоятеля, и его подвижничество в обители продолжилось. 

 

 

                                                                                                           Уход в пустыню

 

 

    

 

 

    Однако впоследствии игумен Иоаким, видя тягу преподобного Александра к пустынножительству, все же позволил ему уединиться на острове, называемом Святой. Это один из островов Валаамского архипелага. Он находится в полутора километрах к северо-востоку от Валаама. На этом суровом скалистом острове преподобный прожил около семи лет. Жил он в пещере, где его и посещала валаамская братия, искренне восхвалявшая подвиги преподобного Александра и приводившая его в смущении. 

 

 

    

 

 

    Как-то раз во время ночного бдения преподобный Александр молился Пресвятой Богородице, обращаясь к Ней с такими словами: "О Преблагословенная Дево, Владычице мира, Мати Христа Бога нашего! Ты веси, яко всю мою надежду по Бозе возложив на Тя: настави мы, в немже возмону спастис, имиже веси судьбами" (О Преблагословенная Дево, Владычица мира, Матерь Христа Бога нашего! Ты знаешь, что в деле моего спасения я надеюсь лишь на Бога и на Тебя, научи меня как мне спасаться).

    Молитва преподобного не осталась без ответа. Он услышал голос, говорящий ему: "Александре, изыде отсюду, и иди на преждепоказанное три место, в немже возможеши спастия".

    После этого в пещере преподобного воссиял свет, и он увидел то место, где некогда заночевал по пути в монастырь. Чудесное явление подтолкнуло преподобного к усилению своего молитвенного подвига. Ему было важно убедиться в истинности бывшего ему явления. 

    Обдумав все, преподобный Александр обратился за советом к игумену. Он подробно рассказал о. Иоакиму о бывшем видении и просил его совета. Игумен Иоаким сразу же уверился в истинности бывшему преподобному видения и увидел во всем том волю Божию. Поэтому он сказал Александру: "Воля Господня да будет, чадо, над тобой". 

    Тогда преподобный Александр испросил его благословения на уход из обители в пустынножительство и просил молитв. Игумен благословил преподобного и обещал молиться о нем. 

    На следующую ночь преподобный Александр оставил Валаамскую обитель и ушёл в Свирские леса. Он вновь нашёл то живописное место, где некогда ночевал по пути на Валаам. Там он и решил остаться до конца дней своих. 

 

 

                               Пустынножительство

 

    Поселившись в пустынном месте, которое представляло из себя красивый бор, изобиловавший лесом и озёрами, преподобный Александр устроил там хижину. Здесь в лесу он уже не получал никакого вспомможения от обительской братии и вынужден был питаться лишь тем, что найдёт в лесу. Так что вся жизнь преподобного была молитва и выживание. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диаволтаких искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды, когда преподобный  был тяжело болен и не мог даже приподнять голову с земли, он лёжа напевал псалмы. Вдруг предстал перед ним "преславный муж", положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В совершенном уединении преподобный Александр провёл около семи лет. 

    По прошествии этого времени преподобному было явление, возвещавшее о том, что вскоре его уединение будет нарушено и Александр не должен противится, поскольку такова воля Божия. Явление произошло следующим образом - преподобный Александр шёл за водой и молился, вдруг услышал голос с неба, говорящий: "Александре! Понежи заповеди Моя от юности сохранил еси, тесный и прискорбный путь протекл еси, сего ради уготовах ти множество людей бесчисленно, якоже прежде рекох ти; ты же убо сих не отрини, но простертыми рукама прими, и наставник буди им ко спасению" (Алксандр! Поскольку ты с молоду сохранил Мои заповеди, пройдя тесный и прискорбный путь, поэтому пошлю тебе бесчисленное множество людей, как и прежде говорил тебе, прими их с расспростертыми объятиями и будь им наставником ко спасению).

 

 

            Заповеданный край

 

 

    

 

    Не мешкая, святой подвижник явился в монастырь к игумену и все рассказал. Жаль было тому отпускать от себя любимое духовное чадо, но против воли Божией он пойти не посмел и благословил Александра на подвиг пустынножительства в месте, указанном ему свыше. Оставив Валаам, поплыл Александр по Ладожскому озеру, к юго-восточному его берегу, в  места глухие необитаемые...

    И вот достигает он указанное место и видит - как здесь приветно! От сосен и елей, нагретых на солнце исходит густой смолянной дух... Под ногами, ступающими по мягким мхам, тут и там попадаются то крепкие боровички и маслята, то сплошь красные брусничники... В радостном самозабвения поют-заливаются пташки Божии... В чистейшей озёрной глади, как в зеркале отражаются плывущие вдаль облака... Очень понравилось ему это место, и он возблагодарили Бога:

    - Благословен Бог отныне и до века, Иже услышал моление мое!

 

 

    

    Первый указатель из Москвы к Александру Свирскому. На 800-м километре дороги, увидя эту стелу на повороте так легко стало, что я на правильном пути.

 

    Здесь он и поселился. Построил себе небольшую избушку-келью и стал жить в ней в полном уединении, подвизаясь в посте и молитве и питаясь лишь плодами леса: травами, грибами, ягодами. Жил как птица: не пахал и не снял и даже огородика себе не заводил - считал для себя это дело ненужным, отвлекающим от главного, единного на потребу.

    За стенами хижины, на много верст кругом, - глухой сосновый бор. Там идёт обычная лесная жизнь: снежная зима сменяется бурливой весной, весна - щедрым грибным и ягодным летом, а после степенной, словно подуставшей от летних забот, осени избушку вновь заметают снега студенной северной зимы. А в маленькой, пропахшей ладаном и сухими травами келье, время будто остановилось, и ее обитатель-затворник словно бы и не замечает ничего вокруг: для него нет ничего слаще, чем молитвенный разговор с Богом.

    Так жил он в этом дремучем лесу в полном безмолвии один среди диких зверей и птиц. Зимой голодные волки совсем близко подходили к его хижине и издавали печальный протяжный вой, обычно так пугающий людей. Но святой Александр привык к своим хищным соседям, он совсем не боялся их, распевал стихи псалма:

    - Господь Просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся?..

    Однажды Александр тяжело заболел, да так, что лежал на полу и не мог подняться. Что ему было делать? Он пел свои любимые псалмы, а когда боли в теле стали нестерпимыми, то возмолился ко Господу, прося избавить его от болезни. Тогда явился ему, как он рассказывал позже своим ученикам, "преславный муж" и спросил:

    - Что с тобой, чем ты страдаешь?

    - Заболел я, добрый господин, - отвечал больной.

    - Покажи в котором месте!

    Александр указал на свое сердце. 

    Незнакомец дотронулся до больного места, осенил отшельника крёстным знамением и произнес: 

 

 

 

 

    

 

 

 

                    19 декабря 1918 года в Петрограде Президиум Исполкома Союза Комун Северной области выносит срочное постановление: "Отправить в Александро-Свирский монастырь комиссию с врачом-химиком для исследования для мощей".

    В этот же день неизвестные люди устраивают погром в Никольской церкви, где тогда находились мощи святого Александра Свирского. 20 декабря отряд Олонецкого ГУП ЧК арестовывают мощи святого издревле считавшегося покровителем царствующего дома и северных русских земель. В этот же день чекисты отправляют запрос в столицу не найдёт ли центр останки преподобного исторической реликвией если же нет, то распорядится поступить с ними по своему усмотрению. 

    На запрос чекистов известный реставратор памятников православной культуры академик Петр Петрович Покрышкин, рискуя жизнью делает бескомпромиссное заключение: "Признавая мощи преподобного Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которых должно быть в храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической  ценности". Арестовав мощи, большевики преследовали две цели: во первых лишить православных христиан объекта паломничества; во вторых найти загадочный состав которым обработано древнее мумие и обьяснить чудо нетления. Мощи святого Александра тайно увозят в Петроград, и пускают слух об их уничтожении. В октябре 19 года Сотрудник Наркомпроса Молос в докладе о поездке в Олонецкую губернию пишет: "Я узнал что 13 марта председатель Олонецкого ГУП ЧК Кантер просил Лодейнопольский Исполком уничтожить, то есть сжечь и зарыть в землю остатки так называемых мощей приписываемых Александру Свирскому. Дабы избежать паломничества темных крестьян, к кучке полуистлевших костей чтобы тот час же было исполнено."

 

 

 

 

                            Забытый праведник

 

   Он был едва ли не самым важным и почитаемым святым родившимся на русской земле. Но о чудотворце знает не так много людей. Почему? Что случилось? Он получил наивысшую награду для человека, став избранником Святой Троицы, а люди спустя несколько веков, обрекли его на забвение и страшные испытания. Почему мощи одного из самых почитаемых святых оказались среди неопознанных экспонатов Военно-Медицинской Академии? Какую тайну хранит Александро-Свирский монастырь?

     На кафедре нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии им Кирова постигают азы медицины будущие военные врачи. В их распоряжении богатейшая колекция экспонатов о которой известно далеко за пределами России. Но о самом унмкальном из них эксперты узнали только в конце прошлого века. В фондах академии на протяжении двухсот лет царит медицинская стерильность и точность. Каждый экспонат имеет свой номер и учетную карту; что, когда и откуда поступило в музей. Поэтому кажется невероятным что именно здесь обнаружился уникальный экспонат нигде не учтённый. 

    В чем была особенность этой мумии? Особенность была связана в том, что обьект был в полностью сохраненной коже. В музее все экспонаты, практически с удаленной кожей и подкожной клетчатки, то есть были подвергнуты препарированию. А вот этот обьект был совершенно не препарированным и прекрасно сохраненный. По словам паталогоанатомов все внутренние органы этого экспоната были нетронутыми. Среди тысяч анатомических препаратов он единственный обладал такой необычной сохранностью. Но было еще одно чудесное отличие.

    Президент медицинского центра имени Пирогова професор Юрий Шевченко сегодня проводик по несколько операций в день не выходя из своего кабинета. А в девяностых годах професор возглавлял Военно-Медицинскую Академию и до сих пор помнит как впервые в подвале кафедры Нормальной Анатомии увидел необычный экспонат, точнее почуствовал его аромат. 

    - Та в полумраке эти трупы, в чанах с формалином плавают и все кто там ходит, ходит с ужасом. Там такой смрад, там без противогаза просто невозможно быть. Но в одном месте вдруг этот запах ужасный сменился на какой-то аромат, непонятный, но приятный. Благоухание шло от одного из тел. Его перенесли из подвала в музей кафедры. Но учёный даже не подозревал, что именно он обнаружил. Через некоторое время пришла група монахов, ко мне на приём. По личным вопросам, и рассказали что они вот ищут мощи какого-то святого Александра Свирского. Да не знал, я не знал кто такой Свирский. Я их слушал, а сам думал, я вспоминал этот аромат, это благовоние. Но это тоже видимо был голос...

    Неэтикетированная мумия, неизвестного мужчины. Под таким именем в музее скрывались нетленные мощи русского святого чудотворца. Восемьдесят лет их считали утраченными, и находились они в одном старинном шкафу. 

    Но в девяностых эта версия казалось просто невероятной. Сотрудники Военно-Медицинской академии решили провести собственное расследование. На одном из Соловеки они положили это мумифицированное, уникальнЫйм экспонат и начали его осматривать. Ну а тело само было очень легкое (было прикрыто простынью), что когда развернули простыню, женщина-сотрудник под лопаточки и под спину подвела руки и она могла держать его как на ладони. Оно было высохшее абсолютно. Потом начались экспертизы. 

    Иследования длились несколько месяцев. И велись сразу по нескольким направлениям. Экспертиза была многоплановой. Прежде всего антропологи пришли к выводу что этот труп относился к этнической группе вепсы.А этот как раз есть одно из подтверждений, что Александр Свирский имел отношение к этой этнической группе. При рентген-диагностики нашли подтверждение, что эти кости принадлежат человеку уже пожилому. В совокупности это полноценное доказательство того что это действительно тело принадлежит святому Александру Свирскому. 

    Монахи обратились с просьбой передать удивительную находку в монастырь Александра Свирского. Официальный документ с печатью Военно-Медицинской Академии фактически подтвердил второе обретение мощей святого. 

    На святом острове сохраняется эта пещера, где по преданию находилась его келий. Это такое крохотное помещение, в которой с трудном можно пройти и где святой Александр прожил шесть лет. Эта пещера открыта всем Ладожским ветрам и про него тогда говорили что у него кожа настолько окрепла, что она не боялась земных ударений. В пещеру на Валаам Александр сбежал из дома когда ему было 19 лет. Тамже он принял монашеский постриг. 

 

 

 

    На месте где сейчас стоит часовня, когда была келия преподобного Александра Свирского. Он был единственным на Руси которому явилась Святая Троица. Впоследствии на месте калии преподобного поставили деревянную часовню. Но с течением времени она обветшало и каждый приезжающий сюда паломник взял за правило увозить с собой частичку деревянной стены. Сейчас здесь красивая, просторная, белокаменная часовня, и вместо камушка или кусочка дерева каждый приезжающий сюда человек может взять с собой освещённый песочек. Как раз с того самого места где и было явление Святой Троицы. 

 

 

    Часовня на месте где когда-то была келий преподобного Александра Свирского, где ему явилась Святая Троица в виде трёх ангелов. 

 

 

 

    Очень трудно представить что человек непросто видел, а общался с Всевышним, разговаривал с Ним как с реальным земным собеседником. В православной истории названо единственным священным местом общения с Ним - Россия. 

    Троица и сам Александр Свирский. Других свидетелей небыло. Каким образом все действительно восприняли как само собой разумеющейся. Другой вопрос видимо была необходимость в таком явлении и проявлении любви Божией по отношении к русскому народу. Поэтому явление тут же врезалось в сердца народа, в душу людей и вообще сознание как некий такой символ знак. 

    

     Оставив Валаам инок Александр возвращается в новгородские приделы. Он строит хижину на берегу лесного озера в шести верстах от реки Свирь и в течении семи лет живёт в полном одиночестве. Питаясь одними травами, терпя зимние морозы, голод и болезни. 

     Однажды во время охоты на хижину Александра набрел новгородский боярин Андрей Завалишин. После беседы со старцем он вернулся в своё имение чтобы рассказать о необычайной встречи. Скоро потянулись к преподобному люди. Начали строить хижины и подражая старцу начали жить в безмолвии. Так образовалась новая православная обитель. 

    Свято-Троицкий Александро Свирского мужской монастырь состоит из двоих частей: Троицкая часть Монастыря основана преподобным Александром Свирским и Преображенская часть Монастыря там где было явление Пресвятой Троицы основателю обители святому преподобному Александру Свирскому. 

    Сорок лет жил преподобный Александр строгой монашеской жизнью. Когда ему исполнилось шестьдесят произошло невиданное событие. Не бойся чистоты ради сердца твоего, говорю тебе построишь церковь и братию соберёшь и обитель устроишь. Через тебя многие души спасутся и в рану истины приведёшь их. Тебе Я оставляю Мой мир. 

    Эта часовня построена на том месте где по преданию сам Господь явился в виде трёх ангелов преподобному Александру. Бог не являлся человеку таким как есть, а лишь таким сколько может вместить видящий. Дважды за всю историю человечества Святую Троицу видели люди. Впервые четыре тысячи лет назад Авраам у мамврийского дуба. Второй раз русский подвижник Александр Свирский. Тайнозрителем, так их называли на Руси, открывались истины не доступны непосредственно человеческому познанию. 

    По велению Святой Троицы преподобный Александр Свирский начинает строительство каменного храма у себя в монастыре и для того чтобы начать это грандиозное мероприятие он обращается в Москву к великому князю Василию III. Василий III присылает ему необходимых мастеров, материалы и средства. Как известно князь Василий III дважды вступал в брак и его второй брак с Еленой Глинской. И он переживал за судьбу своего государства, за судьбу своего  наследника, кто будет править после него Российским государством, и поэтому опросил преподобного Александра Свирского о ниспослании ему наследника. 

    25 августа 1530 года у Василия III наконец родился сын Иван впоследствии прозванный Грозным. Тайнозритель Александр, знал кем станет наследник. Когда он молился, Сама Божья Матерь явилась ему и сказала: "Волюбниче сына и Бога моего не печалься Александр. Неотступно от твоей обители учеников твоих. Кто, хотя бы один кирпич принесёт на сограждение Моей церкви, будет под Моей защитой. Со всех концов страны везли по кирпичику люди чтобы построить храм Покрова Богородицы. 

    Прожив удивительно долго 85 лет, святой старец до самой смерти трудился соблюдая строжайший пост и пребывая в молитвах. С особой не от мира сего любовью и мудростью заботился он о людях. Шли к нему за тысячу вёрст и каждый по вере получали помощь и исцеление. Перед смертью преподобный Александр написал прощальное письмо своему другу Новгородскому архиепископу Макарию с просьбой позаботиться о братьях. 30 августа 1533 года тайнозритель покинул этот мир. Его тело по чину одетое в мантию и в схимупогребли в Отходной пустыни рядом с церковью Преображения Господня. Через три месяца