+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Петербургская матушка Матренушка-Босоножка

Петербургская матушка Матренушка-Босоножка

 

    Книга посвящена местно почитаемой в Санкт-Петербурге угоднице Божией Матренушке-Босоножке, схимонахине Марии (в миру Матроне Петровне Мыльниковой). Первая часть содержит репринтное воспроизведение биографии старицы, вышедшей через год после её кончины, вторая - сведения о местах, событиях и людях, с которыми была связана её жизнь, многочисленные архивные фотоматериалы, современные свидетельства о молитвенной помощи Божией угодницы. Издание было приурочено к столетию со дня преставления старицы Матренушки-Босоножки.

 

     В настоящий век, век безверия, многие усиленно стараются себя и других, что православие исчезло, что подвижники православия давно отошли в области в область преданий. Такие ложные взгляды, при отсутствии нравственного воспитания, находят теперь для себя благоприятную почву. От потери веры людей века, чуждой религиозной основы, слабых духом, гнетёт какое-то горе, какая-то внутренняя тоска; многие называют себя несчастными, обездоленными, тяготятся жизнью на белом свете и доходят до самоубийств. 

    Наоборот люди, усердно текущие во след за Христом, находят то блаженство, которое было потеряно человеком в раю. Таковыми были: Апостолы, Святители, Мученики, Исповедники, Преподобные, Безсребренники и другие. Таковы же были и, так называемые "блаженные", или "Христа ради юродивые".

    Юродивыми называются люди, добровольно отказавшиеся от всех удобств и земных благ жизни, от всякого родства; эти люди принимают на себя вид как бы безумного человека, не знающего как бы ни стыда, ни приличия, дозволяющего себе иногда даже странные поступки. Они всегда говорят в глаза правду сильным Мира сего, открыто изобличают несправедливых людей, утешают в скорби и печали людей благочестивых; богобоязненных, находясь иногда среди порочных и погибших в глазах общества людей, они возвращают таковых на путь добра и истины.

 

 

 

 

    Юродивые сознательно терпят от людей всевозможные унижения унижения, оскорбления, обиды, отплачивая за все это тёплою молитвою, побеждая таким подвигом мать всех пороков - житейскую гордость и начальника ея - диавола. Такая борьба иногда ведётся целые десятки лет. Отказываясь от всего земного, юродивые, презирают богатство, не берут денег, имущество раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, одеваются во лохмотья, нередко зимой и летом ходят босыми, выглядывая дикими на вид, грубыми, грязными, тогда как в душе их совершается великая тайна: они видят лицо Отца Небесного своими мысленными очами, прозревают отдаленное будущее, сокровенные помыслы людей и продолжают смело, не боясь ни угроз, ни мучений, даже смерти, громить беззакония и неправду всех людей, несмотря на их звание, состояние и положение. 

    "Юродивые Христа ради" на Руси известны ещё под именем "блаженных". Наименование это присваивается им потому, что, проникнутые убежденностью о суетности всего земного, они ищут блаженства лишь в постоянном, духовном общении с Богом и, по смерти, удостаиваются вечного блаженства на небе.

    На Руси, у нас, многие из юродивых были, по преимуществу, мужчины, а именно: св. Андрей юродивый, в Новгороде - Николай Кочанов, Михаил Клопский, в Пскове -Николай Салось, Устюг Прокопий и Иоанн, Вятка - Прокопий, Ростов - Исидор, Москва - Василий Блаженный и Максим, Калуга - Лаврентий, Петрозаводск - Фаддей, Борисоглебском монастыре - Алксей Стефанович, Антоний Алексеевич - юродивый Задонский, Андрей Мещовский и другие. Из женщин нам известны только немногие: Домна Карповна - юродивая Томская, Ксения Григорьевна Петрова (Раба Божия Ксения), Анна Ивановна и Матренушка-Босоножка (Матрёна Петровна Мыльникова в Петербурге, на Стеклянном, около церкви Скорбящей Божией Матери. 

 

 

                                                                                                                  II

     

 

    Матрёна Петровна Мыльникова известна была в Петербурге под именем "Матренушки-босоножки". Родилась она в деревне Ваниной, Оделесской волости, Нерехтскаго уезда, Костромской губернии. Родители Матренушки происходили из местных крестьян-земледельцев. Отец Пётр Евстигнеевич Щербинин и законная жена его Агафья, урожденная Нестерова, из деревни Антоновой той же Одолесской волости. Кроме Матрены, у её родителей были сыновья: Макар, Александр и Иван; все занимались земледелием, были, как и сама Матрёна, неграмотны. Живы ли они ныне, какое имеют потомство - неизвестно. Из родственников Матренушки известны в Петербурге только внучки: Павлом Ивановичем Румянцевым и сестра его Елизавета. 

    Матренушка была замужем за мещанином города Костромы Егора Тихоновича Мыльникова, но брак для неё был тяжелым испытанием. Она в брачной жизни перенесла много огорчений. В Костроме Матрёна Петровна имела свой домик на Сергиевской улице и бакалейную лавочку. 

    Во время турецкой войны 1877-1878 гг. муж её бял призван в действующую армию, где и умер. С ним вместе отправилась на войну и Матренушка сестрой милосердия, по должности которой получала жалованья по 25 рублей в месяц, но жалованье она тут же раздавала больным солдатам. 

    По окончании войны Матренушка остальную жизнь посвятила на служение Богу и ближнему. Продав в Костроме все своё имущество, Матренушка раздала вырученные деньги нищим и бедным, а сама отправилась странствовать, наложив на себя трудный подвиг юродствующей Христа ради, и первый путь её - босиком - был к Соловецким чудотворцам. С этого времени то есть, со времени турецкой компании, покойная, странствуя по святым местам России и Палестины, - причём была четыре раза в Иерусалим, - никакой обуви на ноги уже не одевала, а всегда, зимой и летом, не обращая внимания ни на какую погоду, ни на морозы, ходила босой в течении 33 лет. Тёплой одежды также никогда не имела, а носила все легкую, летнюю и - притом обязательно - белую, как эмблему ангельской чистоты. В Санкт-Петербурге жила около 30 лет, сначала на Петербургской стороне, а затем последние 16 лет - у часовни Скорбящей Божией Матери, что на стеклянном заводе. 

    В этой часовне, церкви и на Шлисельбургском проспекте Матренушку можно было встретить почти всегда - в белом одеянии, с посохом в руках и босой. Редко кто проходил мимо квартиры Матренушки, не зайдя к ней, попросить молитв по случаю разных неудач в жизни, причем многие почитатели и почитательницы жертвовали Матренушке, по возможности, не стесняясь и копейками, но были и крупные пожертвования. Например, господа Л, пожертвовала 500 рублей, купец Р, жертвовал ежемесячно по 25 рублей и много других лиц жертвовали в разное время довольно значительные денежные суммы. Все поступающие пожертвования Матренушка употребляла на дела благотворения; раздавала милостыню обездоленным беднякам, помогала их семьям, посылала пожертвования в монастыри и бедные приходы, а также покупала Св. Евангелия, картины-образа и Св. Иконы, которыми благословляла своих посетителей и почитателей, ежегодно пребывавших у не в числе несколько тысяч человек. Лампадного масла она разсылала по монастырям приходским церквам свыше 50 пудов в год. 

    Многие алкоголики молитвами Матренушки избавились от пагубного порока - пьянства. Особенной популярностью Матренушка пользовалась среди Петербургского бедного люда, среди простонародья, которое обращалось к ней за советами и утешением в горестные минуты своей жизни, но нельзя сказать, что почитателями Матренушки была исключительно беднота, чёрный люд. Нет. Много её почитателей было и из интиллигенции, из среднего и высшего кругов; она пользовалась доступом в дома лиц высокопоставленных, прибегавших к ней за духовной помощью, т.к. обладала даром прозорливости, почему многих предостерегала от надвигавшихся несчастий, многим предсказывала судьбу.

 

 

                                                                                                                 III

 

 

    Вот несколько случаев из замечательной жизни этой старицы, наскоро собранных нами:

    1) Один очень видный представитель столичной в С-Петербурге печати, некто г. К - как человек, заслуживающий безусловнаго доверия, почитатель Матренушки, сообщил устроителям похорон Ея Е. В. Киселевой и А. О. Плотникову, что несколько лет тому назад, к нему на квартиру неожиданно приехала Матренушка, и это было как раз в то время, когда у него вышли большие неприятности по службе, грозившие увольнением с таковой, о чем он и рассказал ей. Матренушка, стараясь утешить его, ответила: "Молчи, сынок, успокойся, ничего не будет; пойдём ко мне, помолимся Богу". Поехали, помолились и на прощании Матренушка сказала: "Ну, поезжай домой, получишь радость". По возвращении в квартиру, г. К. - увидел на письменном столе пакет со вложением 200 рублей, в награду и приглашение явиться к начальству, которое на этот раз оказалось милостиво, внимательно, недоразумения рассеялись и г. К - остался на службе, продолжая с честью таковую и по ныне, занимая довольно видную и отвественную должность, почему сохраняет и чтит по сие время память об этой замечательной старицы.

 

 

 

                                                             У могилы Петербургской старицы Матренушки-Босоножки 

 

 

    2) Проживающая в С-Петербурге, по Рижскому проспекту, в доме N 50, вдова чиновника К. П. Ломоносова сообщила, что она однажды посетила Матренушку вместе со своим мужем. Когда они вошли в квартиру Матренушки, последняя, увидя их, схватила себя за голову обеими руками и закричала: "ой, голова болит, ой, голова, голова!" Ломоносовы, пришедшие к  Матренушке, за советами, не могли добиться от неё, ничего, кроме фразы: "ой, голова болить, ой, голова, голова!" Поэтому, посидев немного, они ушли. На третий же день после этого у г. Ломоносова заболела голова так, что они были вынуждены лечь в больницу, где через восемь месяцев и умер от болезни головы. 

    3) Та же Ломоносова сообщила, что один молодой человек сомневался в прозорливости Матренушки, и захотел проверить, действительно ли она прозорливая. Когда он с этой целью пришёл к Матренушке, она его спросила: "Зачем ты пришёл ко мне? Ведь я не ворожея и не колдунья?" Это поразило молодого человека, - и он покаялся Матренушке в своём неверии. Л - была свидетельницей этого случая.

    Она, же сообщила о нескольких случаях предсказаний Матренушки. 

    4) Один молодой человек не мог долго получить должности, и от этого потшельник в отчаянье. Увидевшись с г-жей Л., он горько жаловался на свою судьбу. Г-жа Л. посоветовала ему обратиться к Матренушке. N. так и сделал . Матренушка посоветовала ему не отчаиватысячи, сказать, что он скоро получит должность, и N. действительно вскоре таковую получил. 

    5) Дама А. Б. была в таком же точно положении, как и указанный выше молодой человек. В горе она обратилась к Матренушке, прося её помолиться об избавлении от тяжкого положения. Матренушка помолилась и сказала г-же Б., что к ней в скором времени придёт одна дальняя родственница и возьмет её на своё попечение до самой смерти. Вскоре предсказание Матренушки исполнилось. 

    6) Г-жа Л. просила Матренушку поехать к одному знакомому ей больному - помолиться о его выздоровлении. Матренушка отказалась, говоря, что уже поехали покупать место на кладбище для погребения этого больного. Действительно болевший через три дня скончался. 

    7) Один почитатель Матренушки, стрелочник Николаевской железной дороги, хотел переменить место (перейти на другую стрелку, где платили дороже 7 рублями в месяц) и по этому поводу три раза советовался с Матренушкой, но она менять места не советовала. Однако, семирублевая прибавка взяла верх над советами Матренушки - и стрелочник перешёл на новое место... И что же? В скором времени он попал под поезд, причём ему отрезало правую руку, повредило лобовую кость и изуродовало лицо. Пролежав на излечение в больнице более восьми месяцев, стрелочник явился к Матренушке и покаялся в том, что не последовал её совету.

 

 

 

 

    8) Однажды Матренушка была у г-жи Л. Тут же были в гостях две дамы. Одна из дам сетовала, что у неё нет образа Св. Николая Чудотворца. Матренушка, всегда имевшая при себе запас картин-образов, подарила сетовавшей даме образ Св. Николая Чудотворца, а другой даме образ Успения Божией Матери. Вторая дама, не выражавшая желания получить от Матренушки Св. образа, удивилась этому, но впоследствии, когда у неё умерла единственная дочь, сочла и ныне считает этот случай предсказанием Матренушки о смерти дочери. 

    9) Е. В. К. Сообщила, что она, 8 июля 1910 года, ехала в Воскресенский женский монастырь, у Московской заставы, к обедне по случаю праздника Казанской Божией Матери, и дорогою заметила, что у купца М. Д. У в доме пустует помещение под торговлю. Возвратясь от обедни, г-жа К. спросила, по телефону, приказчика У. - И. А. почему, в доме его хозяина пустует помещение. На это И. А. ответил, что снять помещение нет желающих. На завтра она, г. К., поехала к Матренушке и, во время разговора с последней просила её помолиться о том, чтобы пустующее помещение у г. У., её почитателя, скорее сняли. Матренушка тут же помолилась, а затем, вручив г-же К. картину-образок преподобной Ксении, велела передать его г. У. и сказала: "Вот ему и сьемщица, не пройдёт и недели, как помещение будет снято под булочную". Увидевшись 15-го того же месяца с У., г-жа К. узнала, что пустовавшее помещение действительно сдано под булочную.

    10) Та же г. К. сообщила, что в мае 1910 года она была в церкви Скорбящей Божией Матери и зашла к Матренушке попросить её помолиться, чтобы сын сдал в комерческом училище выпускные экзамены. Матренушка помолилась и сказала г-же К., что её сын выдержит экзамены одним из первых. Действительно К. выдержал экзамены четвертым по успехам воспитанником из числа 50. 

    11) В начале января 1904 года г. П-в, уездный исправник, отправляясь в Восточную Сибирь, к новому месту службы, был у Матренушки и она его благословила Св. иконою Успения Божией Матери, привезенною ею из Иерусалима, сказав при этом: "Царица Небесная Сама всегда будет твоей Заступницей и Покровительницей. Ты с Ней никогда не расставайс, а куда поедешь, бери с собой и тебя никто не убьётесь и никакая пуля не заденет". Такие слова смутили и несколько удивили П-ва, который отправлялся не на какой либо бой, а просто, как и все ехали на службу, но впоследствии оказалось, что эти напутственные слова Матренушки имели пророческое значение. В 1905 году вспыхнуло революционное движение и П-ву, как преданному долгу и присяге, пришлось вынести на своих плечах борьбу с этим так называемым, "освободительным движением" не только в одном, вверенном его управлению Ачинском уезде, но он был переведён для этой цели в другой, Миусинский, где и сделал, что на него было возложено - изъял из населения вредный существующему правительственному строю революционный элемент, водворил уважение к закону и властям и взыскал неуплаченные за два года казенные подати без всяких репрессивных мер, не смотря на то, что было много покушений на его жизнь и революционеры объявили ему смертный приговор, но Бог его хранил. Таким образом предсказание Матренушки сбылось: "ни одна пуля не задела".

    Означенная Св. Икона Успения Божией Матери в сентябре 1910 года привезена П-вым в Петербург и передана была Матренушке, которая завещала, по смерти своей, доставить эту Св. Икону в Москву, к Её Высочеству, Великой Княгине Елизавете Феодоровне, что и было исполнено в мае 1911 года. 

 

 

 

 

                                                                                            Икона Спас Нерукотворный 

                                                                                               Первая половина XIII века

 

 

     *) Кроме этого образа, по смерти "Матренушки", остались ещё 3 Иконы, постоянно находившихся в её комнатке, из коих одну, старинную, икону Спасителя, покойная старица особенно чтила, называя чудотворной. Иконы эти находятся ныне у устроительницы похорон Е. В. Киселевой, которой почившая завещала передать затем их в часовню или церковь над могилой Матренушки.

 

 

    12) А. О. П-в., с семьёй пришёл к Матренушке в день приезда из Сибири в Петербург - 26 сентября 1910 года. Встретив гостей, Матренушка сказала: "А как вам приехать-то, у меня семь лампадочек погасло". На вопрос к ней о том, что бы это значило, Матренушка, указывая на юг, как бы по направлению к Москве, ответила: "В Россиюшке что-то будет нехорошо, в Россиюшке-то", и как бы предвидя дальнейшие вопросы, добавила: "а Царя-то, Батюшку, Господь спасёт. Вот через год сами увидите". Подтверждение этого пророчества надо видеть в преступлении 1 сентября 1911 года в, городе Киеве, когда, в присутсвии Государя Императора, был убит Председатель Совета Министров П. А. Столыпин. 

 

 

   

 

                                                      Успение Пресвятой Богородицы Феофан Грек. Москва, 1390-е гг. 

 

 

    13) В конце февраля 1911 года, когда в дальневосточных владениях России свирепствовала чума и был назначен туда генерал-губернатором Н. Л. Гондатт, которому было экстренно предложено выехать для борьбы с чумой. А. О. П-в спрашивал Матренушку, не заболеет ли чумой этот уважаемый населением Сибири сановник и удастся ли ему прекратить чуму. На это Матренушка ответила: "Этот большой чиновник шибко хороший человек, в нем Божеской части много, есть искра Божия. Болезнь эта скоро прекратится, он будет здоров, не заразится, все будет для него благополучно и там он не особенно долго проживет, а уедет". Чума была скоро прекращена и г. Гондатти здравствует.

    14) Проживающий в Санкт-Петербурге (Забалканский проспект, д N 112 кв 19), крестьянин Тверской губернии и уезда Городенской волости, деревня Слободы, Прокопий Васильевич Лабутин сообщил, что он в октябре 1910 года находился без должности. Средства к существованию все иссякли, а должности или заработка, несмотря на все старания, найти не мог. Находясь в горе и отчаянии, он, Лабутин, обратился к Матренушке, которой высказал своё горе и скорбь и просил её помолиться. Матренушка тут же помолилась, а затем, благословив Лабутина Святой иконой и окропив Святой водой, сказала: "Ну, не больно-то вдавайся в горе-то! Я ещё за тебя помолюсь и, Бог даст, завтра же получишь место". Лабутин в тот же ден, по приходу от Матренушки, получил от дяди известие, что ему нашлось место, которое он действительно и занял на другой день.

 

 

 

                                    Внешний вид церкви во имя чудотворной иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

 

 

    15) Сделавшись, таким образом, почитателем Матренушки, Лабутин и впоследствии бывал у неё. Так он был у неё в день её ангела 27 Марта 1911 года, за три дня до её кончины, Матренушка была больна и разговаривать не могла, поэтому Лабутин обещал зайти в другой раз, когда она оправится от болезни. На это Матренушка сказала: "Нет, уже ты более не придешь и меня не увидишь". Этими словами она предсказала свою близкую кончину, последовавшую 30 того же марта. 

    16) А. А. П. 28 марта 1911 года подарила Матренушке новый белый платочек, получая который она сказала: "Повяжите меня этим платочком на смерточку-то, на свёрточку". Действительно в этом платочке Матренушка и скончалась через два дня.

 

 

                                                                                                                          IV

 

 

    С начала 1909 года Матренушка начала готовиться к смерти. Каждое воскресенье, вплоть до смерти, в течение двух лет, она приобщалась Св. Тайн и в этот же период времени несколько раз соборовалась, а всего в жизни она соборовалось 13 раз. В марте 1911 года Матренушка стала чувствовать сильное недомогание, слабея и теряя силы с каждым днём. 28 марта с Матренушкой сделалось так худо, что она от слабости упала на пол. 29 марта Матренушка еще сидела в кровати и почитатели, посевщавшие её, не думали, что смерть её очень близка, но прозорливая старица предвидела свою близкую кончину, говоря: "Вместе с водой и льдом уйду от вас" и эти слова стали пророческими.     

    Она скончалась в ледоход. 

    30 марта Матренушке сделалось ещё хуже и она тихо почила в Бозе около 1 часу дня. Весть о её смерти быстро распространилось по С - Петербургу, и вскоре возле домика на Шлисельбургском проспекте, где жила Матренушка, собралось столько народу, что для поддержания порядка в толпе был назначен наряд полиции. В толпе, собравшейся отдать последний долг почившей старицы, сошлись и бедняки, облагодетельствованные Матренушкой, и состоятельные её почитатели, жертвовавшие в распоряжение её деньги на дела благотворения. Публики было столько, что желающих поклониться праху усопшей пускали в квартиру десятками, по очереди. Тело почившей было убрано и помещено на траурный катафалк в любимой келье Матренушки, установленной многочисленными образами

 

 

 

 

 

 

                   VI. НОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПОМОЩИ Матренушки-Босоножки в трудных жизненных обстоятельствах

 

    За последние пятнадцать лет у могилки Матренушки побывали десятки тысяч людей. Многие получали её молитвенную помощь и обращаются к старице постоянно. Есть свидетельства о её помощи - и устные, и письменные. Не все их возможно даже пересказать. Иногда это очень длинные сообщения; прочитав их, понимаешь, что в душе человека живёт радость о случившемся и он просто очередной раз говорит Матренушке спасибо. 

 

    Из благодарственных свидетельств о помощи Матренушки в период с 1997 по 2010 год можно выделить её помощь в исцелении всевозможных болезней, особенно при раковых болезнях и заболеваниях рук и ног. Очень часто молящиеся благодарят её за помощь в устройстве на хорошую работу, о благополучии в семье, в женитьбе или замужестве. Нередко верующие получали помощь в трудных материальных обстоятельствах или в улучшении жилищных условий, о возвращении украденных или потерянных вещей. 

    Немало свидетельств об обретении сил, радости и душевного равновесия, об избавлении заступничеством Матренушки от пристрастия к пьянству, курению и наркотикам. Есть свидетельства о молитвенной помощи Матренушки в чадородии, при поступлении в учебные заведения  и даже помощь в избавлении от чародейства. 

    Ниже мы приводим некоторые из этих свидетельств. 

 

 

                                     Монах, Зелеецкий монастырь

    Ко мне в обитель заехал сводный брат. Он приезжал на обследовании из Сибири в Петербургский медицинский институт. Врачи нашли у него злокачественную опухоль. Что я мог посоветовать своему неверующему брату: "Ты сам понимаешь, - сказал я ему, - обнадеживать тебя не буду, но хотел бы, чтобы ушёл ты из жизни верующим человеком". На следующий день с каким-то поручением из Монастыря мой брат заехал на Санкт-Петербургское Зеленецкое подворье... и крестился. Кому молился этот безнадежно больной человек в тот день, о чем просил Господа - не известно. Наверняка и к кресту блаженной старицы прикладывался... Только вот что интересно: последующие анализы ракового заболевания не подтвердили. 

 

 

 

 

                                                                                                 1997 - 1998

 

    1). Татьяна Г.,

пос. Металлострой

У меня болели и отекали ноги. С Верой молилась Пресвятой Троице и Матренушке-Босоножке, мазала колени освященным на её могилке маслом, и все прошло в течение двух месяцев.

 

 

    2). Вера К.,

Калужская область.

Я привезла лампадное масло с могилки Матренушки-Босоножки, чтобы помазывать больное колено моего отца. Ему было 84 года, и он страдает артритом коленного сустава. Раньше лечение при обострении болезни занимало полтора месяца. А теперь, когда я помазываю колено маслом, облегчение наступает через пять дней. 

 

 

    3). Христина,

Санкт-Петербург

Боли в спине тяготили меня более 15 лет, а 1997 стал годом сплошных мучений. Спина болела так, что я еле сползала с кровати, плохо передвигалась и не могла поднять рук. Так шло время, и однажды мы со старшей дочерью и двумя малышами отправились на подворье Зеленецкого монастыря. Обычно дети спокойно выстаивали службы, но в этот день старший ребёнок норовил убежать из храма на улицу, и приходилось выходить за ним на берег Невы. Подходя к Матрешкиной могилке, я прикладывалась к кресту и просила блаженную старицу исцелить мою спину. После службы я сидела на скамье у могилки. Сын кидал в воду камешки и вдруг крикнул мне: "На, мама, кинь!". Я взяла камешек и почувствовала, что рука поднимается, спина не болит... Теперь я могла поклониться! Могла поднять камень с земли! Я поблагодарила Матренушку за помощь. Когда мы возвращались домой, я держала ребёнка на руках. 

 

 

    4). Елена К. 

Санкт-Петербург

Мой муж стал часто выпивать, и я, устав от такой жизни, хотела разойтись с ним. Как-то раз, возвращаясь с работы, он попал под машину. Всякая злоба и раздражение на мужа прошли. Ему сделали операцию и вставили в кость спицу. Через 4,5 года ему нужно было снова ложиться на операцию для извлечения спицы. Но спица почему-то сломалась прямо в кости. Врачи недоумевали: такого случая в их практике ещё не было. Собрали медицинский консилиум, предстояла долгая трудная операция. Я поехала в часовню "Всех скорбящих Радости" - заказать сорокоуст о здравии мужа. Свечница посоветовала помолиться на могилке блаженной старицы Матренушки-Босоножки. Операция прошла успешно. Врачи радовались и удивлчлись приписывая успех операции везению. Уже через десять дней мужа выписали домой. Рентген показал, что заживление идёт ускоренно: те результаты, которые врачи ожидали увидеть через три месяца, стали наблюдаться через месяц.