+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
ДзюдоЕсли недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Петербургский затворник Матвей

Петербургский затворник Матвей

            

 

    В глубине восточной части Никольского кладбища Александро-Невской Лавры стоит хорошо сохранившаяся часовня-склеп с шатровым куполом. До революции эту часовню знали многие православные люди. Ее легко находили по вызолоченному кресту с сидящей на нем фигурой голубя в натуральную величину. Надгробная доска в часовне сообщала, что здесь покоится тело " ревнителя Святой Троицы, затворника Матвея Климентьев часто Татомира, сына протоиерея, скончавшегося 57 лет назад в 1904 году".

    Прошло сто четырнадцать лет со времени преставления затворника Матвея, и хотя голубь на часовне не сохранился, сама часовня хорошо сохранилась. Периодически чья-то благоговейно рука подкрашивает металлические стены часовни, приносит сюда цветы. А в самой часовне стоят репродукции иконочек, теплятся лампадки и свечи. В записках, которые кладут на надгробье затворника, в надписях на стенах часовенки изложены разнообразные просьбы: о получении места, об удачной сдаче экзаменов и прочие. Значит память о подвижнике жива.

 

 

 

 

    Кто же он, блаженный затворник Матвей?

    Известно, что Матвей Климентьев часто Татомира происходил из Малороссии. Родился он в селе Стрильчинец Каменец-Подольской губернии 16 ноября 1848 года в семье протоиерея отца Климентия. По традиции духовного сословия он последовал по пути своего отца и поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию, где удивлял сокурсников и преподавателей своей искренней религиозностью, глубоким благоговением к предметам веры, особым смирением, незлобивостью и кротостью. В семинарии ходили разговоры, что он непременно станет монахом. Как-то после выпускного экзамена юноша подошёл к Владыке Леонтию (впоследствии митрополит Московский) и стал что-то шептать тому на ухо. О чем он просил - осталось тайной, но по жестам Святителя было видно, что он протестовал. Возможно, именно тогда Владыка, который был против пострижения молодых людей в монахи, отклонил просьбу Матвея о вступлении на иноческую стезю.

    Так Божий Промысел определил Матвею иной путь.

    В 1867 году Матвей окончил курс Духовной семинарии. Время его учёбы выпало на эпоху либеральных реформ, которое посеяло в обществе вольнодумство, позитивистский культ научных знаний, скептическое отношение к истинам веры, хранимых Православной Церковью. Многие выпускники семинарий оставляли духовный путь и поступали на естественные отделения университетов, пополняя число вольнодумцев и социалистов.

    Никогда не оставляя веры в Бога, Матвей Татомира решил посвятить свою жизнь науке, думая, что таким образом он сможет лучше послужить ближнему и Богу, чем в Церкви.

    В 1871 году он приехал в Санк-Петербург и поступил в Петербургский университет на восточный факультет. Учеба давалась бедному студенту с трудом. Он несколько раз переводился с факультета на факультет, чтобы как-то удержаться в университете. Однако, после участия в 1876 году в студенческом митинге, на котором Матвей защищал любимого профессора, он был несправедливо отчислен и выслан из Санкт-Петербурга. Восстановиться в университете ему не удалось и образование своё, таким образом, Матвей не закончил. 

    Эти события, а также несправедливое наказание, заставили Матвея пережить духовный кризис. В поисках утраченного духовного смысла жизни он отправился в паломничество на Святую Землю, чтобы там увидеть все места, связанные с подвигом спасения рода человеческого Господом Иисусом Христом. Это паломничество продолжалось более трёх лет. Большую часть времени Матвей прожил в Иерусалиме. Святая Земля вернула Матвею поколебавшуюся церковную Веру. Он вернулся в Петербург иным человеком, решившим полностью посвятить себя служению Бога. 

    Петербургские друзья Матвея Климентьевича не узнали своего прежнего знакомого. Его новый "странный" образ жизни вызвал недоумения и разного рода кривотолки. 

    Своё небогатое имущество он щедро раздавал нищим в качестве милостыни. У себя на квартире устроил подобие домовой часовни. Каждый день его видели на службах в разных храмах Петербурга. 

    Если к нему обращались с вопросами, он давал неожиданно глубокие ответы на основании учения Святых Отцов  Православной Церкви. Вскоре он стал известен как благодатный наставник и утешитель. Его стали специально разыскивать в храмах Петербурга, чтобы обратиться с вопросом и просьбой молитв. 

    Есть предание о том, что блаженного Матвея в его затворе посетил Государь Император Николай Александрович. В подтверждение этому имеются воспоминания нашего современника, нынешнего настоятеля церкви во имя Пресвятой Троицы (храм "Кулич и Пасха") протоиерея Виктора Голубева: "Моя духовная мать старица Ольга  Васильевна (Богданова-Бари) так мне рассказывала