+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Блаженная старица схимонахиня Мария

Блаженная старица схимонахиня Мария

 

 

 

    Схимонахиня Мария (в миру Мария Павловна Маковкина) родилась в 1884 году в благочестивой семье. С детства стремилась она ко Христу и ещё с отроческих лет хотела принять монашество. Её старшая сестра схимонахиня Марфа (почила о Господе в Петербурге в 1969 году в возрасте 95 лет) около трёх десятилетий подвизалась в Иверском-Выксунском женском монастыре Нижегородской губернии, основанном святым преподобным Варнавой Гефсиманским. С помощью сестры и Мария стала духовной дочерью преподобного Варнавы. С раннего возраста от Бога ей было дано глубокое смирение. Не посмела она сама подойти за благословением на иночество к духоносному старцу, а попросила об этом сестру. В ответ отец Варнава произнёс: "Она девочка интеллигентная и будет жить в городе. Придёт ещё время, когда Мария получит Высочайшее благословение и будет пострижена на 3-й день после дня памяти преподобной Марии Египетской". Так великий прозорливец благословил юную Марию на подвиг в миру и повелел ей ежедневно выполнять монашеское правило и читать акафист Иверской иконе Божией Матери, что неукоснительно соблюдалось ею на протяжении всей жизни. После кончины гефсиманского старца его преданная духовная дочь всегда разговаривала с ним как с живым и просила о заступление и помощи. 

    По благословению старца Варнавы Мария закончила медицинское училище и служила болящим и страждущим. Во время 1-й Мировой войны Мария была фельдшером в Царскосельском Дворцовом лазарете, где имела возможность видеться и общаться с Семьёй Царственных Мучеников. 

    После октябрьского переаорота Мария работала в медицинских учреждениях Петрограда. Всеблагой Промысл Божий приводит Марию в Александро-Невскую Лавру к иеросхимонаху Серафиму (преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 2000 году), которого она когда-то знала как благочестивого мирянина, духовного сына отца Варнавы. У лаврского духовника она обрела молитвенный кров и более 20-ти лет находилась под его окормлением. После отъезда отца Серафима из Лавры, Мария многие годы посещала его в Вырице. 

    В 1939 году Мария вышла на пенсию. Вскоре по благословению Вырицкого старца и митрополита Алексия (Симанского), она оставляет квартиру на Литейном проспекте и переходит на жительство при Николо-Богоявленском кафедральном соборе. Здесь она несёт различные послушания и всецело отдаёт себя молитве. Во время блокады Мария проявила необыкновенную бодрость духа, постоянно утешала и ободряла многих людей. Во время артилерийских обстрелов и воздушных налетовона слёзно молилась великому угоднику Божию Святителю Николаю об избавлении города и России от вражеского нашествия. Несмотря на голодную слабость и воздушные тревоги, постоянно ходила Мария на Смоленское кладбище и приносила горячие свои молитвы блаженной Ксении. 

    Все годы войны Мария провела рядом с владыкой Алексием, который жил в ту грозную пору в Никольском соборе. Будущий Патриарх почитал её высокодуховную жизнь, порою спрашивал её совета. После кончины Патриарха Сергия митрополит Алексий стал Патриаршим Местоблюстителем и переехал в Москву, а Марию благословил остаться в соборе.

    Посвящая дни неустанным трудам во славу Божию, ночи она отдавала молитве. При малейшей возможности приезжала в Вырицу, чтобы из источника благодати почерпнуть новых сил и духовного опыта. Через старца Серафима научилась Мария желать спасения всем людям, а по неустанным трудам своим обрела и благодатный мир. Перед кончиной отец Серафим Вырицкий благословил многих духовных детей обращаться к матушке Марии за советом и молитвенной помощью.

    Постоянно пребывая в покаянии, сокрушении сердца и умной молитве, старица Мария уже не могла скрывать свое духовное состояние от людей. Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы понять - этот человек не от мира сего. Любовь светилась в каждом ее слове и деле. Люди сами тянулись к ней, на любовь отвечая любовью.

    Прихожане приносили ей много подарков, гостинцев, денег, и она тут же раздавала все без остатка самым нуждающимся.

    Люди часто видели, как в зной и лютое ненастье, летом и зимою быстрой походкой шагала она в лёгких тапочках на Смоленку. Блаженная шла к блаженной, чтобы просить за неразумных и заблудших детей. Матушка Мария часто повторяла: "Идите ко Ксении Блаженной только пешком, читая "Отче наш" и "Богородица Дево".

    Многие ощущали на себе силу молитв старицы Марии. Матушка обрела неизменную любовь всех верующих и священства города. Люди приходили к ней, чтобы разрешить самые сложные вопросы в духовной жизни. 17 апреля 1962 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в Псково-Печерском монастыре она приняла великую схиму. Было это ровно на третий день после дня памяти преподобной Марии Египетской, как и предсказал ей преподобный Варнава Гефсиманский. Постригал матушку ныне приснопамятный старец схиигумен Савва (Остапенко).

    Более всего поражал всех светлый лик матушки. Голос у неё был тихий и мягкий. Она всегда улыбалась и была очень немногословно. Промыслом Божиим, старицу Марию знали и почитали многие государственные деятели. Когда в начале 60-х годов на Церковь обрушились хрущевские гонения, был арестован и незаслужено осуждён архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). Матушка очень сокрушалась по этому поводу. Она послала Председателю Верховного Суда А. Ф. Горкину коробку конфет и просила передать со словами: "Бабушка Мария просит освободить архиепископа Черниговского". И что вы думаете? Был назначен пересмотр дела и Владыку Андрея освободили досрочно...

    В то время Матушка Мария усиленно постилась и молилась Пресвятой Богородице и Святителю Николаю о спасении Русской Православной Церкви. Примечательно, что Хрущёв был смещён со всех постов именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы - нашей Небесной Владычицы и Заступницы. Это произошло 1/14 октября 1964 года. А уже в декабре, в результате состоявшегося в Верховном суде совещания под председательством А. Ф. Горкина, были признаны многие факты нарушения законности в отношении Церкви и верующих.

    Дело в том, что после блаженной кончины Патриарха Алексия I в высших эшелонах власти ставился вопрос об упразднении Патриаршества, что было бы равносильно разгрому Церкви. На заседании Совета министров все отмалчивались по этому поводу. Один только А. Н. Косыгин твёрдо сказал: "Если мы такое сделаем, то сгорим..." Эти слова впоследствии упомянул он в разговоре с архиепископом Никоном (Фомичевым). А Святейшему Патриарху Пимену АлексейНиколаевич сказал: "Желаю Вам, Ваше Святейшество, твёрдо держать предание Православнойверы!" Когда вопрос о Патриаршестве решался на государственном уровне, Матушка Мария, вновь взяла на себя особый подвиг юродства и молитвы. В то время она была уж очень слаба и только через благодатную помощь свыше выдержала она это испытание. 

    Когда из Псково-Печерского монастыря изгнали архимандрита Антипу, Матушка Мария добилась у Патриарха его восстановления. Таких примеров можно привести множество - правда Божия была для старицы превыше всего. 

    Тесная духовная связь существовала между матушкой и Святейшим Патриархом Алексием I. Клавдия Георгиевна Петруненкова, воспитанница матушки, вспоминает такой случай: "Однажды она дала мне ьольшое- большое красивое яблоко и велела отвезти его в Москву Святейшему, Первосвятитель Церкви принял этот необычайный дар, поцеловал и положил перед собою. Затем задумчиво посмотрел на яблоко и передал матушке высочайшее благословение. Второй раз таким же образом старица передала Патриарху Богородичную просфору