+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Поездка к Евфросинии Полоцкой и Жировичской иконе Божией Матери

Поездка к Евфросинии Полоцкой и Жировичской иконе Божией Матери

Поездка к Евфросинии Полоцкой и Жировичской иконе Божией Матери

     В этой поездке по белорусской земле мы должны будем посетить с Божией помощью следующие святые места:

 

     1) Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь

 

 

 

 2) в городе Минске. Свято-Елизаветинский женский монастырь

 

 

 

    3) Удивительную церковь в честь Святого Архангела Михаила в деревни Сынковичи, - которую еще называют храм - крепость. 

 

 

     Настоящее чудо привлекает многих тысяч паломников в этот храм церковь.

 

 

 

 

    4) Жировицкая икона Божией Матери - явившаяся в Жировичах (Слонимский р-н, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Беларусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси.

 

       

     А ниже чуть поподробнее о кажлом из четырех святых мест.

 

            Преподобная Евфросиния Полоцкая

 

 

        

 

    Без имени Евфросинии Полоцкой невозможно представить себе духовную жизнь и культуру, Беларуси, Православную Церковь Княжна, игуменья, выдающаяся просветительница, про которую "Житие Евфросинии Полоцкой" говорит, что она небопарный орел, попривши от Запада и до Востока, яко луна солнечная, просветивши всю землю Полоцкую ". Евфросиния оставила о себе глубокую память в душе народа. 

    Славной подвижнице, одной из образованнейших людей того времени, довелось жить в величайшую эпоху домонгольской Руси XII века. Это был период, когда население древнерусского государства приняло православие и утверждало его не только в себе, но и в памятниках архитектуры, литературы, искусства. В основных центрах Древней Руси - Киеве, Новгороде, Полоцке - поднимались величественные храмы Святой Софии, уже своим названием и размерами указывающие на горделивое состязание не только друг с другом, но и со знаменитой Софией Константинопольской. Стены храмов расписывались библейскими сюжетами. В монастырях создавались скиптории, где переводились с греческого языка и переписывались книги. В Киеве и других городах возникают ювелирные мастерские, в них отливались и выковывались из золота, серебра и бронзы замечательные изделия, изготавливались украшения с точайшими эмалями, жемчугами и драгоценными камнями.

 

 

 Спасо-Преображенский храм Полоцкого Спасо - Евфросиниевского монастыря

 

 

    Спасо - Преображенская церковь, возведенная в XII веке, - единственный в полном обьеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X - первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии,  на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: "О Иоанн, встань и иди на  дело Вседержителя Спаса". Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от неё благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок - всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: "поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли".

 

 

    Полоцк того времени с его храмами и монастырями, с епископской кафедрой, был крупным центром образования и книжного дела. Никоновская летопись сообщает, что полоцкий князь Изяслав (умер 1001 году) "прилежа почитанию книг". В Полоцке велось летописание, где современники описывали события, свидетелями которых они были.

 

       Крестовоздвиженский храм

 

 

    В 1897 году при игумении Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенный по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в неовизантийском стиле.

 

 

 

    Именно здесь около 1001 г родилась Предслава, Она была дочерью полоцкого князя Георгия Всеславича, внучкой Владимира Мономаха. С детства Предслава приобрела любовь к книге. Грамоте ее обучали монахи. "Житие" сообщает о ее больших способностях и стремлению к знаниям. К тому же, в княжеском доме была большая библиотека, где преобладали книги религиозного характера, но была и светская литература. В двенадцать лет решили выдать ее замуж. Но Предслава выбрала себе другой путь. Узнав о намерении отца, она сказала себе "Если выйду замуж, то от печали этого мира нельзя будет избавиться".

 

              Интерьер Спасо-Преображенского храма. Фото 1910 года

 

    Ее кумиром была Евфросиния Александрийская, жившая в V веке. "Тот кто не сжигает себя, не будет озарен богом". Эти слова святой запали в душу юной полочанки. "Что содеяли роды бывшие раньше нас? - спрашивала она себя - женились и выходили замуж, но не вечно жили. Жизнь их прошла и погибла слава, словно прах, хуже паутинки. Но древние жены, взяв мужскую крепость, пошли следом за Христом и предали тела свои ранам, мечам - головы свои, а иные, хотя и не склонили шеи свои под железом, но духовным мечом отсекли от себя плотские сласти, отдали тела свои посту и бдению и коленному поклонению и возлежанию на земле - и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они вместе с ангелами Бога славят. Так повествует "Житие Евфросинии Полоцкой".

 

 

               Келья преподобной Евфросинии на хорах Спасского храма

 

 

    Тайно от отца и матери Предслава приходит в монастырь и принимает постриг. Каким именем наречь Предславу при постриге, сомнений не было. Только Евфросинией, что означает "радость", в честь Евфросинии Александрийской.  Князь Георгий делал не одну попытку вернуть дочь к мирской жизни, плакал по ней как по умирающей, но слезы родного батюшки не поколебали ее. Как повествует "Житие", она оставалась в монастыре в послушании к игуменьи и сестрам, превосходя их всех в посте и молитве, и бдениях ночных, собирая мысли благие свои в сердце своем, как пчела мед".

    В монастыре Евфросиния полностью отдает себя образованию. В книгохранилищах отцов церкви находила она произведения римских и византийских богословов, славянских просветителей, летописи.

    Прожив несколько лет в монастыре, Евфросиния поселилась в Софийском соборе, где, как пишется в "Житии", "начала книги писать своими руками". Она писала собственные поучения, молитвы, переводила с греческого языка. Евфросиния учила людей любить друг друга, иметь доброе сердце, не допускать зависть, раздоры, ненависть и злые страсти. Ее письму свойствена образность , литературный талант. До наших дней дошла проповедь, обращенная к монахиням: "от собрала я вас, как наседка цыплят под крылья свои и с веселым сердцем забочусь о вашем спасении, и поучаю вас, надеясь увидеть духовный плод нашего труда. Уже столько слов науки Божьей сеяла я на ниве ваших сердец, но нивы эти на месте не стоят, не цветут добродетелями и совершенством. Молю вас, сестры мои, станьте чимтою пшеницей Христовой и смелитесь на жерновах молитвы, смирения и чистой любви, чтобы быть душистым табаком на празднике Христа".

     

              Лестничный ход на хорах Спасского храма

 

 

    Большой размах распространению письменности она придала, основав в Полоцке женский, а затем и мужской монастыри, где существовали скриптории. Со скриптории книги распространялись по всей Полоцкой земле. Школы существовали здесь и до Евфросинии,  но основание ею новых монастырей, ее просветительская деятельность дали новое развитие образованию. Благодаря Евфросинии, постигать грамоту могли многие полочане, причем, не только из богатых сословий, но и из простого народа. Программа обучения была широкой. Освоив азбуку, ученики начинали освоить церковную, а затем и светскую литературу. Дети изучали не только церковнославянский, но и греческие языки. Школьны и дисциплинами были и риторика, медицина, история. Ученики и обитатели монастырей получали от игуменьи Евфросинии прекрасные уроки красноречия, с наиболее способными проводились занятия по поэтике. По содержанию и формам обучения школа Евфросинии Полоцкой была одной из передовых для своего времени.

 

                 Сохранившиеся закомары Спасского храма

 

 

    Почитатель всего прекрасного, Евфросиния стала первой в Полоцком княжестве меценаткой. По ее заказу местный зодчий Иоанн в 50-е годы XII столетия в совершенно новых архитектурных формахпостроил храм Спаса. Впрочем, она была не просто заказчицей, но и советчицей, помощницей, вдохновителем талантливого мастера. Церковь Спаса, или Спасо-Преображенская церковь (часто ее называют еще Спасо-Евфросиниевской церковью) стала шедевром полоцкой архитектурной школы. Этот великолепный памятник древности до сих пор удивляет своим изьяществом и прочностью конструкций. Сколько веков прошло, сколько войн прошумело, а Евфросиния чудным образом бережет и сохраняет его. И даже сегодня он многое может расказать о взглядах Преподобной, ибо во фресках храма мы видим духовно близкие ей облики.    Подержанное Евфросинией новаторство в архитектуре мастера Иоанна начало вскоре широко распространяться не только в Полоцкой земле, но и в соседних княжествах.

 

              Сохранившиеся закомары Спасского храма

 

 

 

 

 

    С именем Евфросинии Полоцкой связано и появление на Руси привезенного по ее просьбе из Византии образа Богородицы Эфесской. По мнению специалистов, этот образ является самым ранним произведением иконографического типа Одигитрии на восточнославянских землях. Это была копия одной из трех икон, по преданию написанная евангелистом Лукой (копии чудотворных икон всегда почитались не меньше оригинала).

 

    

                      Крест преподобной Евфросинии

    В 1161 году, по благословению святой игумении Евфросинии, мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил для Спасской церкви Полоцкого монастыря напрестольный Крест. Этот Крест представлял собой ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, и великомученника и целителя Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского.

    Крест был шестиконечный, высота его составляла около 52 сантиметров. Он имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками.

 

 

    На лицевой стороне Креста были помещены эмалевые изображения Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святого Пророка Иоанна Предтечи, святых Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, а также изображения небесных покровителей преподобной Евфросинии и ее родителей: преподобной Евфросинии Александрийской, великомученика Георгия Победоносца и мученицы Софии. На оборотной стороне Креста находились эмалевые иконки святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова

 

 

 

    Уже в наши дни во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Петровичу Кузьмичу. 24 августа 1997 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Зкзархом всея Беларуси Филаретом была освящена копия Креста Евфросинии Полоцкой,

 

 

 

 

 

 

 

 

             Красностокская икона Божией Матери

    Супруга Тышко (Тышкевича) Евфросиния помещает ее в божницу своей спальни. По уходе мужа на войну против шведов  благочестивая жена украшает свой родовой, чтимый образ восемью венками, теплит пред ним лампаду и в минуты грусти и скорби горячо молится за своего супруга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Надвратная колокольня

 

 

 

                      Минск. Свято - Елизаветинский женский монастырь

 

 

    Свято-Елизаветинский монастырь (Минск) основан на окраине города, в районе Новинки. На сегодняшний день он является единственным действующим монастырем в белорусской столице. Основан был в том месте, где раньше не было церквей в самом конце прошлого века. Одноимённое Сестричество, на основе которого, собственно, и вырос монастырь, до сих пор продолжает оказывать благотворительность в Республиканской психиатрической больнице и других учреждениях здравоохранения, а также в интернатах для взрослых и детей с особенным психофизическим развитием.

 

 

            Елизавета Фёдоровна

    Свято - Елизаветинский монастырь ( Минск ) назван в честь Эллы (в будущем Елизаветы Фёдоровны), дочери Гессен-Дармштадтского герцога и английской принцессы. Родители привили своим детям любовь и сострадание к близким, чувство прекрасного.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

                         Строения монастыря

    На сегодняшний день Свято-Елизаветинский монастырь (г. Минск) имеет территорию, на которой возведено восемь храмов, расписанная трапезная для паломников, ограда с башнями небольшого размера, несколько корпусов с кельями, колокольня, дублируемая с другой стороны башней в аналогичных формах. При монастыре имеется издательство, несколько лавок. 

 

 

 

                        Монастырские храмы

    Нижний монастырский храм, освященный в честь Николая Чудотворца.  Это первый храм, возведенный на территории монастыря, который был освящен в последнем месяце прошлого века. Частицы мощей Святого, в честь которого основана церковь, были торжественно привезены  в Свято - Елизаветинский женский монастырь (Минск ) в начале нашего века. А спустя несколько месяцев данная святыня была вставлена в храмовую икону лично Митрополитом Филаретом для всеобщего поклонения. Также в этом храме , находятся иконы со вставленными частицами мощей Евфросинии Полоцкой, Серафима Саровского, Симеона Вертуховского, Гавриила Белостокского.

 

 

 

 

 

 

Во время поездки по белорусской земле мы должны посетить и удивительную церковь в честь Святого Архангела Михаила в деревни Сынковичи. 

    Поразительное место! Совсем небольшая церковь на краю небольшой белорусской деревни производит неизгладимое впечатление благодаря атмосфере, царящей в ней.

 

 

 

    По архивным источникам она была построена приблизительно в XV веке. Хотя в рамках проводимых реставрационных работ, под слоем штукатурки нашли графити, датированное 1312 годом.

 

 

 

    В Зельвенском районе, Гродненской области, в 15-ти километрах от Слонима по трассе Зельва-Слоним, расположена деревня Сынковичи. Известна она благодаря тому, что здесь находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа - церковь святого Михаила Архангела. В народе ее называют Михайловская церковь.

    По углам церкви расположены 4 боевые башни с винтовыми лестницами внутри. Высокие стены имеют толщину 1, 5 метра.

    Бойницы вдоль стен напоминают о неспокойных временах, в которые возводилась церковь.

 

     Настоящее чудо привлекает многих тысяч паломников в этот храм-крепость старинной белорусской деревни Сынковичи. Более чем до половины увешанная золотыми украшениями - икона Божией Матери "Всецарица", точнее список написанный специально для Михайловской церкви на Святой горе Афон.

    

 

    Это исцеляющая чудотворная икона творит настоящие чудеса, о которых можно прочесть в "Книге свидетельств чудес исцелений".

    Первое чудо чудо произошло с минчанкой, точнее с ее мамой. Женщина, направляясь в Польшу к умирающей матери, случайно увидела храм в деревне Сынковичи и заехала туда. Перед иконой Божией Матери "Всецарица" она произнесла молитву -покаяние в том, что очень редко навещала свою маму и попросила дать ей возможность застать свою маму живой. Пожилая женщина к тому времени уже долгое время ббыла прикована к постели и не приходила в себя. Врачи не давали ей шансов. Сутки спустя она встала с постели в ясном уме добром здравии. Ну не чудо ли?

 

 

    Подобных историй в книге можно прочесть множество. Икона помогает исцелиться от онкологических заболеваний, пьянства и наркомании, от многих неизлечимых недугов. В семьях, потерявших надежду иметь ребенка из-за страшного диагноза "бесплодие", рождаются прекрасные здоровые малыши.

    Благодарные люди оставляют у иконы свои золотые украшения, которыми сейчас она буквально увешана. Фотографировать внутри храма запрещено, поэтому автор фотографий показывает только общий вид. Та самая чудотворная икона "Всецарица " видна слева.

 

 

 

              История иконы

    Согласно легенде, икона явилась в 1470 году близ деревни Жировичи (Слонимский район, Гродненская область). В лесу, который тогда принадлежал православному литовскому вельможе Александру Солтону, 

 

 

 

дети-пастухи увидали необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшегонад ручьем под горой. Ребята подошли поближе и увидали на дереве небольшую икону Божией Матери в лучезарном сиянии.

 

 

         Панорамный вид Жировичской обители

 

 

    Пастушки с благоговением взяли икону и отнесли к своему хозяину - Александру Солтону. Тот запер ее в ларец. На следующее утро к Солтону пришли гости, и хозяин захотел показать им эту чудную находку, но, к своему удивлению, он не обнаружил иконы в ларце. Через некоторое время пастушки вновь обнаружили икону на том же месте, где и в первый раз, и опять отнесли ее Солтону. Солтон дал обет соорудить на месте явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

 

        Свято-Успенский собор Жировичской обители

 

 

    Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей.

           

                         Свято - Успенский собор Жировичской обители

 

 

    Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле заженной свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня.

 

                        Успенский и Крестовоздвиженский храмы

 

  

    На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии в начале XVI века, при это, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешел к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года. 

                         Иконостас Свято-Николаевского храма

 

 

 

    С середины XVI века Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.

                 

                        Лестница в центральной части Крестовоздвиженского храма

 

 

    Когда в июне 1660 года войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.

 

                        Панорамный вид Жировичской обители

 

 

    В XVIII веке слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 году в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 году фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена ее живописная копия, и послана в Жировичах ( исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 года состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери - придел во имя мучеников Сергия и Вакха.

 

 

                         Жировичский чудотворный образ в иконостасе Свято-Успенского собора

 

 

 

                        Святой источник

 

 

 

 

    Согласн преданию, чудотворный источник в Жировичах был впервые обретен благодаря чудотворной нерукотворной иконе Богородицы, слава о чудотворениях которой со временем стала очень велика. Источник же брал свое начало под грушей, на которой и была обретена икона. Позже на месте, где когда-то росло дерево, строились храмы; сначала деревянный, а позже каменный, в котором под алтарем и был оборудован колодец. Здесь и находился чудотворный источник. 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Крест-мощевик. Хранится в Свято-Успенском соборе

 

 

               Явленская церковь

 

 

               Учебный корпус Минских духовных академии и семинарии

 

 

               Жировичская обитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: