+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Едем в гости к батюшке Серафиму в его дивное Дивеево

Едем в гости к батюшке Серафиму в его дивное Дивеево

8 июня пятница и 20 июня среда в 22.00 на два дня и две ночи едем к батюшке Серафиму в его дивное Дивеево. Посещение пузовских святых дев (и их могилы), источника Спиридона Тримифунтского; 4 монастырей и одного храма в Муроме также посетим дом-музей свя
Едем в гости к батюшке Серафиму в его дивное Дивеево

          Програма поездки:

  Выезд в 22.00 (в пятницу)

    Прибытие в Дивеево в суботу около 7.00  возвращение в Москву в воскресение около 22.00 - 23.00

 

Так как в это время на территории монастыря всё ещё закрыто - у нас будет время прогулятся по его территории как экскурсия и с молитвой пройдём по Канавке Божией Матери (где в это раннее время совсем мало народу).

                         Святая Канавка

    Святая Канавка повторяет путь, которым прошла Царица Небесная, взяв в Свой удел Дивеевскую обитель. Начало Канавки положил сам преподобный Серафим накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство. О значении и благодатной силе Канавки Батюшка говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". Канавка - одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря - ярче всего свидетельствует об избрании этого места Самой Божией Матерью. Канавка - молитвенное, духовное средоточие четвертого удела Пресвятой Богородицы, его сердце.

    В советское время ров был засыпан, вал срезан, строения и кладбище уничтожены, но верующие продолжали молиться на святой тропе, вдоль которой в начале XX века были высажены тополя. С ноября 1991 года ежедневно вечером стали проходить по Канавке сестры возрожденного монастыря во главе с игуменьей.10 августа 1993 года по старинной дивеевской традиции на праздник иконы Божией Матери "Умиление"

состоялся крестный ход по Святой Канавке, и с тех пор большие крестные ходы ежегодно бывают в обители после поздней литургии в праздник памяти преподобного Серафима зимой 2/15 января, в праздник иконы "Умиление" 27 июля/10 августа , всю Светлую седмицу ежедневно, в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря, 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и святителя Василия Великого. 16/29 августа на утрени после Великого славословия совершается Чин погребения Божией Матери, после чего плащаницу проносят по Святой Канавке. К этому событию Канавку, на всем ее протяжении, устилают свежескошенной травой и украшают цветочными узорами.

    Востановление Канавки началось 23 августа 1997 года. Проект реконструкции разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Николаевича Чернышева. Ко дню 100-летия прославления преподобного Серафима, 1 августа 2003 года, в основном Канавка была выкопана; полностью работы завершены в 2004 году. Длина Святой Канавки - 775 метров. По завету преподобного Серафима ее глубина и ширина равняется трем аршинам и вал устроен трехаршинный (2 м 13 см).

    В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные Кресты.

    Площадь киновии - три десятины, около десяти гектар. От старого монастыря сохранилось два здания - житница и механическая водокачка с часовней.

 

 

                                                              Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский 

                                                                                     монастырь

 

      Дивное Дивеево. Четвертый удел Божией Матери на Земле, на который Царица Небесная обещала низвести все благословения Божии и Свои со всех Своих земных уделов - Иверии (Грузии), Афона и Киева. Во второй половине XVIII века Пресвятая Богородица велела Агафье Семеновне Мельгуновой (преподобной Александре) основать на этом месте великую обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете.

    Общинка матушки Александры обосновалась около Казанской церкви, и первоначально была тесно связана с Саровской пустынью. По просьбе Дивеевской первоначальницы духовное и материальное попечение об обители после ее кончины принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим.                                                                                                              

    Впоследствии он говорил, что ни одного в Дивеевской обители по своей воле не положил, а делал только то, на что Царица Небесная наставить его изволила. По указанию Царицы Небесной он основал рядом сКазанской общиной еще одну - девичью, Мельничную. Пресвятая Богородица поименно велела перевести в нее восемь сестер из Казанской общины в знак преемственности с ней. И благословила для новой общины построить две Рождественские церкви, мельницу и окопать ее территорию канавкой.

 

 

     Церковь Рождества Христова на территории Дивеевской обители

    Для девичьей общины Царица Небесная дала новый устав, нигде до того времени ни в какой обители ещё не существовавший. В 1842 году состоялось обьединение общин. 10/23 февраля 1861 года Указом Святейшего Синода Серафимо-Дивеевская община была возведена в степень общежительного монастыря. Первой его игуменией стала монахиня Мария (Ушакова). При ней обитель достигла наибольшего расцвета. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 1600 насельниц. В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня монастырь был закрыт. Монашеская жизнь в Дивееве возобновилась летом 1991 года.

 

     Казанский собор Дивеевского монастыря ночью

 

Казанский собор стоит на том самом месте, где было явление Пресвятой Богородице преподобной Александре. Батюшка Серафим особо подчеркивал святость этой земли, говоря: "Здесь стопочки Царицы Небесной прошли".

 

    Казанский собор заложен в честь иконы Казанской Божьей матери в 1773 году на месте дивеевской деревянной церкви. Строился на личные средства матери Александры (Агафьи Семёновны Мельгуновой). Строительство завершено в 1779 году. Освящён Казанский храм в самом начале 1780 года. 31 июля 2004 года в канун 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола востановленной Казанской церкви.

 

     Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, построен в стиле русского, или провинциального, бароко. Он - трехпрестольный: с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные - для летнего времени, а Стефановский устроен теплый - для зимнего.

    По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. Освящение храма Казанского было совершено его строителем - иеромонахом Пахомием.

В Казанском соборе находятся мощи Дивеевских блаженных - Пелагеи, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны (Власовой).

 

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

     Царица Небесная велела основать в Дивееве на месте Своего явления преподобной Александре два Рождественских храма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы устроена под храмом Рождества Христова в 1830 году. По заповеди преподобного Серафима Саровского в ней горит неугасимая лампада перед храмовой иконой и читается неусыпаемая Псалтирь. Роспись выполнена художниками из творческой мастерской Дмитрия Трофимова "Царьград"

 

 

    Водосвятная часовня устроена в 2012 году на Соборной площади для того, чтобы в теплое время года паломники могли утолить жажду. 21 июля 2012 года состоялось ее освящение в честь преподобного Серафима Саровского. Вода в часовню поступает из скважины, которая устроена на территории киновии, ограниченной Святой Канавкой. Завершение часовни созвучно с архитектурой куполов Казанского собора.

 

     Дивеевская колокольня

    Была заложена по проекту епархиального архитектора Александра Константиновича Никитина в стиле неоклассицизма. Колокольня пятиярусная, ее высота с кровлей и крестом - 78 метров.

 

 

                                                                             Свято-Троицкий собор   

    Троицкий собор - главный храм Серафимо-Дивеевского монастыря - построен на месте, избранном самим Батюшкой Серафимом. Эту землю Батюшка сравнил с гумном Орны Иевусеянина в Иерусалиме, на месте которого был поставлен храм царя Д

 

 

    Троицкий собор ночью

 

                Церковь "Всех скорбящих Радость" в богадельне

    Домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" была устроена в богадельне в 1861 году стараниями старшей сестры этого послушания Варвары Александровны Карамзиной и вдовицы Шишкиной. В богадельне жили престарелые сестры и в их числе некоторые из серафимовых стариц. Освящение храма состоялось 11/24 сентября 1862 года. В 90-х годах XX века рядом построили два больничных здания, которые вместе с богадельней образовали уютный внутренний дворик.

 

 

    В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в Скорбященской церкви состоялась последняя перед разгоном монастыря литургия. В советское время храм разрушили, в кельях устроили квартиры. В 2003 году здание передали монастырю, и сразу же началась его реконструкция по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля. В восстановленной богадельне живут старенькие и тяжело больные сестры. Повторное освящение храма состоялось 6 ноября 2006 года, в день празднования иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В этой церкви происходят монашеские и иноческие постриги, а также отпевание усопших сестер.

 

 

Потом где-то до 12.00 будет личное время присутствовать на богослужения, поклониться святым мощам и иконам, подавать записки и просто наслаждаться этим раем на земле. В 12.00 у нас запланированны водные процедуры в знаменитом источнике батюшки Серафима.

 

                         Источник преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.

 

 

    Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря это не Дивеевский источник, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

    История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос "Дедушка, что ты здесь делаешь? - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

 

 

После чего трогаемся в путь в с. Суворово к святым суворовским мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Которые были казнены утром 18 августа 1919 накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы карательным отрядом красноармейцев.    

 

                         Церковь в честь Успения Божией Матери в селе Суворове 

    Первое упоминание о церкви Успения Божией Матери относится к 1654 году. Эта одна из самых старинных церквей в местной округе 21 сентября 1676 года был дан антиминс к освящению храма.

    В 1744 году здесь строится деревянный храм с приделом Архистратига Михаила. В 1847 году прихожане возвели каменные церковь, колокольню и ограду. Главный престол храма освящается во имя Успения Божией Матери. В 1850 году пристроили левый придел - во имя Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, а в 1888 году - правый - во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. В это время приход церкви состоял из села Пузы и деревни Дурновки. С 1887 года настоятелем храма был протоиерей Радугин Василий Андреевич.

 

 

    21 июня 1940 года Исполком областного совета постановил ликвидировать церковь в селе Пуза. В начале 1990-х годов церковь была возвращена православной общине. Первое богослужение состоялось на праздник Успения Пресвятой Богородицы. 

 

                         Наиболее известными святынями Успенского храма являются святые мощи преподобных Пузовских мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии, расстрелянных безбожниками в августе 1919 года.

 

  

    Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 - 15 августа 2000 года, причислил блаженную Евдокию и её келейниц Дарию, Дарию, Марию к сонму святых новомученников Российских.

 

                         Святой источник во имя святителя Спиридона Тримифунтского у села Суворово (в народе именуется: источник Спиридона Тримифунтского) расположен в полутора километрах от церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворово Дивеевского района Нижегородской области. Ещё Дивеевская блаженная Мария Ивановна (Федина: 1879 - 1931) предрекала: "Будет колодец до скончания века, все источники пересохнут, а этот нет, и все в нём будут пить..." Но только с июня 2009 года началось благоустройство этой православной святыни: прихожане местной церкви возглавляемые ее настоятелем - иереем Александром Наумовым - установили у источника поклонный крест. В августе 2010 года благодетелями и паломниками здесь возведены часовня во имя святителя Спиридона Тримифунтского и купальня, омовение в которой происходит при помощи набранной в колодце воды...

 

 

                          Царский скит и Серафимовы камни

 

 

 

 

 

 

 

  Рядом с поселком Прибрежный в Первомайском районе Нижегородской области (старое название поселка - Лесозавод ). С 1864 по 1914 распологался Царский (Введенский) скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Скит был обнесен каменной стеной, за которой распологались: каменный храм в честь Введения во храм Божией Матери,  колокольня, крестильная и Богородичная сосновая аллея.

    Особую известность Царский скит получил из-за находившихся рядом, в лесной глуши Серафимовых камней. Из которых особо почитается Медведь-камень, именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана, легенда о том, что именно на нем два века назад молился батюшка Серафим. Другая легенда гласит, что после смерти пустынника его любимец-медведь пришел сюда и окаменел от тоски по другу человеку. В добавок, периодически, здесь видят медведицу. В 1953 году при большом стечении народа из леса вышла медведица и пару раз обошла камень, после чего спокойно удалилась обратно в лес. Последний раз ее видели в 2002 году, причем медведица уже была с медвежонком.

 

 

    Монастырь был основан в 1864 году тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря,  и расположился в усадьбе дочери генерал-майора Копьёва - Елизаветы Алексеевны, лично знакомой с Серафимом Саровским, которая позволила образовать у себя женскую общину. Через пять лет община была преобразована в женский монастырь.     

 

    Далее в глубине леса, в пяти километрах от "малых камней" лежит "Большой камень", в высоту он около метра и в длину вытянулся метра на три. С одного ракурсадаже можно увидеть в камне лежащего большого медведя, положившего голову на лапы. Территория около него не столь обустроена, но несколько поклонных крестов около него стоят. Камень хоть и купался в солнечных лучах но так же оставался холодным.

 

 

    Чуть далее по дороге можно увидеть колодец с водой довольно специфического вкуса и запаха - вода имеет повышенное содержание сероводорода. Долго эта вода не хранится, так как быстро становится не пригодной для питья. Но, как говорят, ей очень хорошо делать различные примочки и компресы. Рядом с колодчиком в 2011 году соорудили избушку - купальню, где можно облиться водой из колодца. Колодчик тоже считают освященным батюшкой Серафимом и вода почитается как целебная.

 

 

  

 

 

 

    Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовал монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и другие. Первый, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни преподобного Серафима, был царь Александр I.

 

    Сохранившаяся Богородичная аллея ( аналог святой Канавки Серафимо - Дивеевского монастыря ) уникальная святыня. Появилась она следующим образом : при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови ( фамилии ), то высаживалась ель. 

 

 

 

 

                         Источник "Явленный" в Кременках

 

 

    Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери,  и стали называть источник "Явленным".

 

 

    Называют его ещё и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица,  прежде чем пройти по Канавке,  водой этого источника умывает Свое лицо.

 

    После водных процедур в этом святом источнике, вода которого как-будто проходит через тебя, опять в дорогу в сторону Дивеево.

    Следующая остановка у Казанского источника находящегося на окраине села, за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.

 

 

    Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивеево и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.

    Рядом с Казанским источником расположен источник святого великомученика и целителя Пантелеймона.

 

 

    Святой источник в честь иконы Божией Матери "Умиление"

 

 

    Расположен в несколько десятков метров от источников Казанского и целителя Пантелеймона.

 

 

 

 

    Вторая остановка по дороге в Москву будет в соборе иконы Божией Матери "Знамение" в городе Ардатов.

 

 

    В этом соборе хранится одна из чудотворных икон Божией Матери "Знамение", также несколько очень древних намоленных икон. Ещё не было случая, чтоб кто-то из моих пассажиров не захотел приложиться к этим древним намоленным святыням.

 

                         Воскресенский женский монастырь города Муром

    Первым муромским монастырём по дороге из Дивеево в Москву, который предлагаю посетить расположен в северо-восточной части Мурома. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских.

 

 

                         Муромский Благовещенский монастырь

 

 

                         Свято-Троицкий женский монастырь

 

 

 

 

 

 

                         Родник, святой источник во имя преподобного Илии Муромца

    Самый известный из всех муромских святых источников, конечно же - карачаровский, который, как считается, дал силу Илье Муромцу. Он расположен на южной окраине города Мурома, в бывшем селе Карачарово, на родине былинного богатыря, а ныне это микрорайон Карачарово. Великий русский богатырь был канонизирован Русской Православной Церковью в 1643 году.

 

 

 

 

                        Дом-музей святителя и исповедника Афанасия (Сахарова)

 

 

    Город Петушки известен многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим.

 

 

    Здесь святитель прожил остаток своей жизни после лагерей.

    Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей.

    Тепло и свет души владыки, явственное дыхание благодати ощутили мы все, попав в небольшой домик святителя, где он провел последние годы жизни и блаженно почил. Здесь нас встретили монахини Свято-Казанской обители г. Радужного, подворьем которой является музей, бережно хранящие память о святом владыке. Можно увидеть скромность святого, его чистоту, святость и гостеприимство. Здесь звучат молитвы и акафисты, совершаются чудеса по молитвам к святому мужу.

    На престоле в честь Боголюбской иконы, установленном ещё святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственоручно святителем облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки.

 

 

 

    Здесь как будто бываешь в гостях у святителя Афанасия, чувствуешь его доброту и бесконечную любовь к людям. Монахини - хранительницы музея стараются поддерживать атмосферу гостеприимства и внимания к каждому человеку, царившую здесь при жизни владыки. Нас напоили чаемс вкусными домашними пирожками и даже подарили всем по горсточке конфет, - святитель Афанасий любил угощать своих посетителей.

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

 

    Отзывы
    07.10.2015
    palomnikpoezdki
         
    Отзыв о поездке 26-27 сентября 2015 года по маршруту Дивеево-Муром-Владимир-Петушки
    Паломническая поездка с нашим водителем Игорем стала приятным подарком в праздник Воздвижения Креста Господня. Игорь не только аккуратный водитель он ещё и интересный экскурсовод и его чистая вера помогала нам на протяжении всего маршрута. В первый день мы посетили не только Дивеевский монастырь, но и окунулись во всех источниках, причем не только в тех, которые близко, но и в самых отдаленных. На следующий день мы смогли поклоняться не только мощам Петра и Февронии, но и помолиться во всех монастырях Древнего Мурома: к Илье Муромцу, Скоропослушнице, Иулиании Лазаревской,Варваре и поздно вечером Игорь нас привез в г.Петушки в Домик Владыки Афанасия. Несмотря на поздний час, нас приняли, показали келью, и даже каждому разрешили одеть шапочку и тапочки епископа Афанасия. Мы все получили необыкновенную Благодать и радость.
    На протяжении всей дороги Игорь через микрофон громко, ясно рассказывал о святынях, которые мы будем посещать в совместных поездках.
    Игорь позаботился даже о том, чтобы нас накормили в монастыре, всю дорогу поил нас горячим чаем (на остановках мы кипятили воду на его автомобильной плите). Прекрасная жаркая погода и теплая атмосфера среди паломников (мы даже останавливались дорогой, покупали огромный арбуз и дружно в поле, на столике из машины угощались) - это маленькое чудо и счастье.
    Огромное спасибо!!! Маргарита
    Добавить отзыв
         
    Заполните обязательное поле
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через:

     

        Поездка в Дивеево из Москвы занимает несколько часов но усталость быстро проходит, стоит лишь увидеть купола Дивеевского монастыря.  

     

     

                   Преображенский собор

                         Как был основан Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь?

          Все монастыри на Руси имеют свою очень интересную историю своего основания. Все начинается обычно с какого-то знака, явления, посылаемого Богом определенному человеку, который избирается им для воплощения Божьих замыслов.

        Так и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь начинался сначала небольшого поселения, женской обители, основательницей которой явилась Агафья Семёновна Мельгунова - матушка Александра. После смерти мужа она приняла постриг во Флоровском монастыре Киева. Там же она имела дивное видение Пресвятой Богородицы, повелевшей монахине: "Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную...аеликую обитель Мою..."

        В 1760 году мать Александра отправилась из Мурома в Саровскую обитель, распологавшуюся в глубине лесов. По пути она остановилась на отдых в деревушке Дивеево, возле деревянной церкви святителякоторая сказала: "Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать... Это четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные, и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня ... и Сына Моего Иисуса Христа величающих..." И тогда поселилась инокиня в Дивеево, и построила со временем там каменную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Но лишь за год до своей кончины, 1788 году, ей удалось устроить общину. Скончалась она 13 июня 1789 года и была погребена справа от алтаря построенного ею Казанского храма.

        Незадолго до своего ухода матушка Александра попросила Саровских старцев назначить кого-либо духовным отцом остающихся без духовного попечения сестер ее общины. Старцы избрали иеродиакона Саровского монастыря Серафима, будущего великого чудотворца и святого. Но лишь через тридцать с лишним лет преподобный начал реально управлять делами Дивеевской обители, пройдя до того тяжелейший путь подвижничества.

        Но об этом - чуть ниже, а пока продолжим расказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. После смерти матушки Александры на ее могиле сестры часто видели свет и горящие свечи. Матушка не раз являлась людям, помогала в трудных обстоятельствах, исцеляла от болезней. Чудеса и исцеления происходили и происходят поныне и на источнике матушки Александры, расположенном неподалеку от монастыря.                                                                                    

     В обитель в те годы принимали и девиц, и вдов. Однако очень суровый монастырский устав (скудная пища один раз в сутки, тяжелые крестьянские работы, ежечасные молитвы) могли выдержать далеко не все. Однажды в 1825 году отцу Серафиму явилась Божия Матерь и велела отделить от обители семь девушек ( они были названы по именам) и поселить их на новом месте, на краю села Дивеево, и там создать новую, девичью обитель. Богоматерь назвала Себя Игуменией этой обители, дала им более легкий устав и велела построить для них новый храм. После слов Своих ударила Божия Матерь жезлом о землю, и забил из-под нее источник. Позже его стали называть источником отца Серафима. Случилось это видение 25 ноября.

        А через две недели из - 9 декабря - преподобный Серафим вышел из затвора и сам стал валить деревья в Саровском лесу для постройки ветрянной мельницы будущей девичей общинки. Летом 1827 года мельница замолотила. Сюда были переведены те семь девушек, на которых отцу Серафиму указала Богородица. К моменту его кончины сестер было уже 73. Причем, в отличие от обители матушки Александры, в Мельничную общину не принимали женщин, а только девушек. Храмы для них были сделаны как пристройки к Казанской церкви в 1828-1829 годах.

        Следуя указаниям Божией Матери, батюшка Серафим велел сестрам не строить никаких изгородей вокруг земли где они выращивали овощи, а вырыть по периметру канавку в три аршина шириной и в три аршина глубиной и насыпать в нее землю холмиком в виде изгороди. Работа двигалась, но очень медленно. Как-то ночью в 1829 году, перед днем Святой Троицы явился сюда сам отец Серафим и начал копать. Его увидела дежурная сестра и позвала сестер. Те прибежали и бросились к преподобному за благословением, поклонившись ему до земли. Когда же они поднялись с колен, то обнаружили, что батюшка Серафим исчез, оставив лопату с мотыжкой. Пораженные этим чудом, сестры бросились рыть землю. Тем не менее на Канавку ушло два с половиной года.

    За Преображенским собором находится начало Святой Канавки - особой дивеевской святыни.                                                                                                                                                                         

                      <<Канавка эта - стопочки Божией Матери.Кто Канавку с молитвой пройдет,да полтораста <<Богородиц>> прочтет тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев>>, - говаривал отец Серафим.                                                                                                                                                               

         После смерти преподобног Серафима Саровского Мельничная девичья обитель была ликвидирована - подчинена старой обители, и обьединенная община стала именоваться Серафимо-Дивеевской. До 1861 года, когда община получила статус третьеклассного женского монастыря, она влачила жалкое существование. В следующем году игуменией монастыря стала мать Мария (в миру Елизавета Ушакова), инокиня того же монастыря. При ее игуменстве монастырь буквально расцвел. Число сестер выросло до 1600. Были построены Троицкий собор, каменная колокольня, каменная трапезная и другие помещения. При обители был основан приют для девочек-сирот и школа. Приют содержался на средства императрицы Александры Федоровны.

        Троицкий собор был построен в 1874году, а освящен 28 июля 1879 года, в день празднования иконы Божией Матери "Умиление". Повторное освящение состоялось 28 июля 1991 года. Одна из святынь собора - чудотворный образ Божией Матери "Умиление", перед которым всю жизнь молился и отошел ко Господу святой Серафим Саровский. Последний русский император Николай II пожертвовал на икону золотой оклад с драгоценными камнями.

        После революции монастырь существовал еще десять лет. В 1927 году его закрыли, а сестры поселились в окрестных селах. Восстановление монастырской жизнив Дивеево началось 30 апреля 1989 года, когда митрополит Нижегородский и Арзамаский Николай освятил деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери вблизи Казанского источника. Тогда же владыка подарил на освящение храма икону преподобного Серафима с кусочком мантии святого. Эта святыня долгое время была главной святыней сначала Казанской церкви, а потом Троицкого собора. Официально об открытии Дивеевского монастыря было обьявлено 8/21 июля 1991 года.

        В Серафимо-Дивеевском монастыре немало почитаемых святынь. Справа от алтаря Казанской церкви - место погребения основательницы монастыря матушки Александры. Слева от нее покоится подвижница великого Серафима Саровского схимонахиня Марфа. Справа от могилы матушки Александры покоится Елена Мантурова - сестра благодетеля и жертвователя Дивеевской обители Михаила Мантурова. Эта женщина ушла из жизни в расцвете своих 26 лет по особомупослушанию, возложенному на нее Серафимом Саровским. Ее брат находился при смерти, когда призвал ее к себе преподобный и молвил: "Михаил Васильевич Мантуров, братец твой, болен, и пришло время ему умирать. А он мне еще нужен для обителей нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!" В ответ Елена Васильевна смиренно отвечала: "Благословите, батюшка". Через несколько дней молодая женщина тихо отошла ко Господу. Сам М.В.Мантуров по смерти похоронен в могиле, место которой ему предсказывал сам святой Серафим: "Лечь тебе слева от от алтаря Рожденственского храма, земля там святая, там стопочки Царицы Небесной прошли".

        За алтарем Троицкого собора находятся захоронения первой игумении монастыря - матушки Марии, а также трех блаженных стариц, подвизавшихся в монастыре в подвиге юродства. В центре - блаженной Пелагии, бывшей духовной матерью сестер после кончины преподобного Серафима. Он говорил ей: "...Ты будешь большим светильником всему миру, и с тобою многие спасены будут". Слева - могила блаженной Натальи, справа - блаженной Паши Саровской. Когда в 1903 году в Дивеево прибыл император Николай II на прославление преподобного Серафима Саровского, она предсказала ему рождение наследника и будущие страдания его и всей

               Свято-Троицкий Новодевичий монастырь

     

     

        Троицкий женский монастырь возник так же, как и Благовещенский, на территории "старого вышнего городища", где в 1351 году князь Юрий Ярославич 1345 - 1354 годов), "обнови град свой, отчину свою Муром", поставил двор свой и многие церкви, в том числе деревянный кафедральный собор Бориса и Глеба, на месте которой в дальнейшем была сооружена сначала приходская Троицкая церковь. Вот как об этом упоминается в писцовой книге, составленной Григорием Киреевским по указу царя Михаила Федоровича в 7132 ((1624) году: " Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы деревяна, верх шатровый с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба... и в церках Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана ".

                       Свято-Троицкий собор

     

     

     

         В 1642 - 1643 годах "тщанием и снисканием" Тарасия Борисовича Цветнова ( Богдан Цветной) на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий пятиглавый собор. Богдан Цветной был богатым торговцем, причисленным царем Михаилом Федоровичем к московской сотне. Его двор, как подтверждают многочисленные письменные источники, находился в приходе Троицкой церкви.

        "Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися... Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне присно и во веки веков. Аминь", - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.

     

     

         Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция фасада церкви Троицы в Муроме во многом напоминает церковь Троицы в Никитинках в Москве. В основании обеих церквей - квадраты со стороной 5 сажен. Много общего в композиции фасадов: обе церкви имеют трехчастную разбивку фасадов, чрезвычайно близкие по деталям карнизы, украшенные поливными изразцами, близки по формам закомары-кокошники, детали фонарей и луковичных главк. Оба памятника настолько похожи друг на друга в деталях, что можно предположить, что либо оба здания выстроены одним мастером, либо выстроены по одним чертежам.

     

     

             Храм Святой Троицы в Никитинках

         

         В то же время имеются различия как в деталях, так и в общей композиции обоих зданий. Церковь Троицы в Никитинках расположена на высоком подклете, в плане - квадрат со стороной 5 сажен, к которому со всех сторон примыкают дополнительные части: одноапсидный алтарь, трапезная, приделы паперть, колокольня и другие, в результате чего создана сложная асиметричная композиция. Церковь Троицы в Муроме в плане также квадрат, с юга и запада - паперти, с севера - придел, однако алтарь трехабсидный, подклет отсутствует. Повторяя некоторые детали Троицы в Никитинках, строитель муромского храма как бы наслаждается предоставленной ему возможностью сделать храм более богатым: к арочным полуколонкам, огибающим шелевидное окно, перекрытое аркой, справа и слева добавляются еще висячие полуколонки, соединенные арочками                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Царские врата. В основе - вторая половина XVI в., вторая половина XVII в. Дерево, левкас, темпера, серебро, чеканка, басма, золочение. Происходит из Троицкого монастыря г. Мурома. Реставрированы в 1928 г. Муромском музее.

        Царские врата - обязательная принадлежность православного храма. Они служат главным входом в алтарь и занимают центральное место в алтарной преграде или иконостасе. Название связано с символикой богослужения: во время литургии сквозь врата шествует Царь Славы - Иисус Христос, явленный в выносимых для причащения Святых Дарах. Иногда Царские Врата называют Святыми или "райскими", поскольку алтарь храма в христианской традиции воспринимается как символический образ Рая. Вверху - сцена Благовещения с изображением архангела Гавриила и стоящей Богоматери, которая прижимает к груди правую руку с пурпурной нитью согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Мария была одной из семи чистых дев из рода Давидова, избранных для обновления завесы Иерусалимского храма. Благовещение считается моментом Воплощения Бога Слова от Девы Марии, - "затворенной двери", сквозь которую по пророчеству Иезекииля проходит один Господь (ИезXLIV, 1-3). Праздник Благовещения Православная церковь отмечает 25 марта/7апреля . Тема благой вести о спасении человечества получила развитие в помещавшихся на Царских вратах изображениях четырех евангелистов, пишущих Евангелия. На левой створке - Иоанн Богослов с Прохором и Лука, на правой Матфей и Марк.                                                                                                                                                    

     

             Святитель Николай Чудотворец ( Никола Гостунский), с житием.

        Список иконы Николы Гостунского из Троицкого монастыря восходит к древнему чудотворному образу рубежа XV - XVI вв., явившемуся в селе Гостуни на речке Гостунке (притоке Оки) между городами Белевом и Лихвином Калужской губернии. "Явленный образ стал храмовым в каменной церкви Николы Гостунского в Кремле, которая была заложена в 1506 году по повелению Василия III для чудотворной иконы.

     

         Стены и башни монастыря были построены в 1807 - 1808 годах с учетом предусмотренных генеральным планом новых границ.

     

         Несмотря на то, что стены и башни были воздвигнуты значительно позже монастыря в настоящее время нельзя представить этот ансамбль без сильно выраженной 

     

     

             Надвратная шатровая церковь Казанской иконы Божией Матери

     

         С южной стороны Троицкой церкви в сер. XVII в. распологались бобыльские дворы, которые Богдан Цветной перенес на посад. На освободившемся месте в 1648 году была выстроена каменная Казанская надвратная церковь с ложно шатровым завершением. Казанская надвратная церковь выстроена спустя 5 лет после Троицкой. Это одно 

     

     

            Деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского

        В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющий памятником деревянного зодчества XVIII в.

     

                        Возобновление обители

        Открытие Свято-Троицкого монастыряк

     

     

                      Святыни монастыря

        С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик - одна из первых святынь монастыря. В него помещены часть мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х годах XIV века. История этой святыни весьма интересна. Мощи были перенесены в 1374 году в Константинополь. Там же крест-мощевик был дарован Сергию Радонежскому Патриархом Филофеем. Об этом свидетельствует как житие Преподобного Сергия, так и надпись на кресте, сделанная в XVIII в. Впоследствии мощи мучеников вернулись в Вильнюс.

        Что же касается Виленского креста, который оказался в Муроме, то о его обретении существует повесть. Согласно ей, Богдан Цветной получил его от человека, участвовавшего в походе на Вильнюс, уроженца Арзамаса (так, по крайней мере гласит повесть).

        15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского музея.

        Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рожденственском соборе (разобран в 1939 - 1940 гг.). Мощи после закрытия храма в 1921 году были перевезены в местный музей, откуда были возвращены в Свято-Троицкий Монастырь в 1992 г.

     

     

     

                      Муромский Благовещенский монастырь                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                 

        Возник на месте деревянной церкви Благоовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает св.блгв.князю Константину (Ярославу) Святославичу (+ 1205, согласно прологу; память - 21 мая по Юлианскому календарю) - младшего сына Черниговского князя Святослава Ярославича, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого (по мнению некоторых источников, мог быть внуком Ярослава Святославича, Рязанского (+ 1129)). В храме находилась Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Византии. Известно, что в этом храме молился св.епископ В

        Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить в христианскую веру местных язычников. В этом богоугодном деле князю помогали верные чада - Михаил и Фёдор. Воспротивившись новой религии, муромцы убили младшего сына Михаила. Узнав об этом, Константин вышел к заговорщикам не с мечом в руках,а с иконой. Позднее эта икона получит название Муромской Божией Матери.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        Пораженные чудесным знамением от иконы, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находящееся неподалеку от города.

        Вскоре на "Старом вышнем городище", укрепленным тыном и землянными валами, возвели первый муромский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 году на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Фёдора.

        Монастырь основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившем Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

    С 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

        В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

        Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы.

         В 1812 году в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 года. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

        В 1866 году монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 годах им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

        Монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св.благоверных князей Константина, Михаила и Фёдора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

        Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930- х годов.

        В 1940 году Благовещенский собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм, до 1991 года он оставался единственным действующим храмом в городе.

        В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

     

                        Святыни

        .Рака с мощами св.бл.кн. Константина и чад его Михаила и Фёдора Муромских чудотворцев

        .Икона св.бл.кн. Константина и чад его Михаила и Фёдора

        .Икона св.преп. Ильи Муромца с частицей св. мощей

        .Икона Иверской Божией Матери

        .Икона св.бл.кн. Петра и Февронии

        .Икона Знамения Божией Матери

        .Икона Николая Чудотворца

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Спасо-Преображенский мужской монастырь                                                        

         Спасо-Преображенский мужской монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси (старше его только Киево-Печерская обитель). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус часовни...

        Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необьятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

     

          Древнейшая иноческая обительСвятой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, проросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

        Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в "Повести временных лет" под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095 - 1096 гг. второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

        "В лето 6604...Изяслав же исполчился предъ градом на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и ступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день ... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, и в монастыри святаго Спаса..."

     

             Спасо-Преображенский собор - главный храм обители

     

         Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича - 19 января 1175 г., относится второе упоминание Спасского монастыря, как место погребения князя

     

     

        Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Икона Божией Матери "     Скоропослушница"

       С тех пор как стала главной Святыней  обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной . Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.                                                                                                                                                

             Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская

     

             Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) чудотворицы

        Данный текст - редкий литературный памятник. Житие написано сыном Иулиании сразу после ее кончины.

        История жизни Иулиании Осорьиной, на первый взгляд, проста и неприметна. Праведная Иулиания родилась в Москве, в знатной и благочестивой семье, в 30 - е годы XVI века.

     

     

                Свято-Воскресенский женский монастырь

     

        Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XVIII в. и связывает именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Согласно легенде монастырь возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских, в исторических источниках впервые упомянут в XVI в.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии