Програма поездки:
Выезд в 22.00 (в пятницу)
Прибытие в Дивеево в суботу около 7.00 возвращение в Москву в воскресение около 22.00 - 23.00
Так как в это время на территории монастыря всё ещё закрыто - у нас будет время прогулятся по его территории как экскурсия и с молитвой пройдём по Канавке Божией Матери (где в это раннее время совсем мало народу).
Святая Канавка
Святая Канавка повторяет путь, которым прошла Царица Небесная, взяв в Свой удел Дивеевскую обитель. Начало Канавки положил сам преподобный Серафим накануне праздника Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство. О значении и благодатной силе Канавки Батюшка говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев". Канавка - одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря - ярче всего свидетельствует об избрании этого места Самой Божией Матерью. Канавка - молитвенное, духовное средоточие четвертого удела Пресвятой Богородицы, его сердце.
В советское время ров был засыпан, вал срезан, строения и кладбище уничтожены, но верующие продолжали молиться на святой тропе, вдоль которой в начале XX века были высажены тополя. С ноября 1991 года ежедневно вечером стали проходить по Канавке сестры возрожденного монастыря во главе с игуменьей.10 августа 1993 года по старинной дивеевской традиции на праздник иконы Божией Матери "Умиление"
состоялся крестный ход по Святой Канавке, и с тех пор большие крестные ходы ежегодно бывают в обители после поздней литургии в праздник памяти преподобного Серафима зимой 2/15 января, в праздник иконы "Умиление" 27 июля/10 августа , всю Светлую седмицу ежедневно, в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря, 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и святителя Василия Великого. 16/29 августа на утрени после Великого славословия совершается Чин погребения Божией Матери, после чего плащаницу проносят по Святой Канавке. К этому событию Канавку, на всем ее протяжении, устилают свежескошенной травой и украшают цветочными узорами.
Востановление Канавки началось 23 августа 1997 года. Проект реконструкции разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Николаевича Чернышева. Ко дню 100-летия прославления преподобного Серафима, 1 августа 2003 года, в основном Канавка была выкопана; полностью работы завершены в 2004 году. Длина Святой Канавки - 775 метров. По завету преподобного Серафима ее глубина и ширина равняется трем аршинам и вал устроен трехаршинный (2 м 13 см).
В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные Кресты.
Площадь киновии - три десятины, около десяти гектар. От старого монастыря сохранилось два здания - житница и механическая водокачка с часовней.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский
монастырь
Дивное Дивеево. Четвертый удел Божией Матери на Земле, на который Царица Небесная обещала низвести все благословения Божии и Свои со всех Своих земных уделов - Иверии (Грузии), Афона и Киева. Во второй половине XVIII века Пресвятая Богородица велела Агафье Семеновне Мельгуновой (преподобной Александре) основать на этом месте великую обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете.
Общинка матушки Александры обосновалась около Казанской церкви, и первоначально была тесно связана с Саровской пустынью. По просьбе Дивеевской первоначальницы духовное и материальное попечение об обители после ее кончины принял на себя насельник Саровской пустыни преподобный Серафим.
Впоследствии он говорил, что ни одного в Дивеевской обители по своей воле не положил, а делал только то, на что Царица Небесная наставить его изволила. По указанию Царицы Небесной он основал рядом сКазанской общиной еще одну - девичью, Мельничную. Пресвятая Богородица поименно велела перевести в нее восемь сестер из Казанской общины в знак преемственности с ней. И благословила для новой общины построить две Рождественские церкви, мельницу и окопать ее территорию канавкой.
Церковь Рождества Христова на территории Дивеевской обители
Для девичьей общины Царица Небесная дала новый устав, нигде до того времени ни в какой обители ещё не существовавший. В 1842 году состоялось обьединение общин. 10/23 февраля 1861 года Указом Святейшего Синода Серафимо-Дивеевская община была возведена в степень общежительного монастыря. Первой его игуменией стала монахиня Мария (Ушакова). При ней обитель достигла наибольшего расцвета. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 1600 насельниц. В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня монастырь был закрыт. Монашеская жизнь в Дивееве возобновилась летом 1991 года.
Казанский собор Дивеевского монастыря ночью
Казанский собор стоит на том самом месте, где было явление Пресвятой Богородице преподобной Александре. Батюшка Серафим особо подчеркивал святость этой земли, говоря: "Здесь стопочки Царицы Небесной прошли".
Казанский собор заложен в честь иконы Казанской Божьей матери в 1773 году на месте дивеевской деревянной церкви. Строился на личные средства матери Александры (Агафьи Семёновны Мельгуновой). Строительство завершено в 1779 году. Освящён Казанский храм в самом начале 1780 года. 31 июля 2004 года в канун 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола востановленной Казанской церкви.
Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, построен в стиле русского, или провинциального, бароко. Он - трехпрестольный: с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные - для летнего времени, а Стефановский устроен теплый - для зимнего.
По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. Освящение храма Казанского было совершено его строителем - иеромонахом Пахомием.
В Казанском соборе находятся мощи Дивеевских блаженных - Пелагеи, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны (Власовой).
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Царица Небесная велела основать в Дивееве на месте Своего явления преподобной Александре два Рождественских храма. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы устроена под храмом Рождества Христова в 1830 году. По заповеди преподобного Серафима Саровского в ней горит неугасимая лампада перед храмовой иконой и читается неусыпаемая Псалтирь. Роспись выполнена художниками из творческой мастерской Дмитрия Трофимова "Царьград"
Водосвятная часовня устроена в 2012 году на Соборной площади для того, чтобы в теплое время года паломники могли утолить жажду. 21 июля 2012 года состоялось ее освящение в честь преподобного Серафима Саровского. Вода в часовню поступает из скважины, которая устроена на территории киновии, ограниченной Святой Канавкой. Завершение часовни созвучно с архитектурой куполов Казанского собора.
Дивеевская колокольня
Была заложена по проекту епархиального архитектора Александра Константиновича Никитина в стиле неоклассицизма. Колокольня пятиярусная, ее высота с кровлей и крестом - 78 метров.
Свято-Троицкий собор
Троицкий собор - главный храм Серафимо-Дивеевского монастыря - построен на месте, избранном самим Батюшкой Серафимом. Эту землю Батюшка сравнил с гумном Орны Иевусеянина в Иерусалиме, на месте которого был поставлен храм царя Д
Троицкий собор ночью
Церковь "Всех скорбящих Радость" в богадельне
Домовая церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" была устроена в богадельне в 1861 году стараниями старшей сестры этого послушания Варвары Александровны Карамзиной и вдовицы Шишкиной. В богадельне жили престарелые сестры и в их числе некоторые из серафимовых стариц. Освящение храма состоялось 11/24 сентября 1862 года. В 90-х годах XX века рядом построили два больничных здания, которые вместе с богадельней образовали уютный внутренний дворик.
В 1927 году на праздник Воздвижения Креста Господня в Скорбященской церкви состоялась последняя перед разгоном монастыря литургия. В советское время храм разрушили, в кельях устроили квартиры. В 2003 году здание передали монастырю, и сразу же началась его реконструкция по проекту нижегородского архитектора Виктора Викторовича Коваля. В восстановленной богадельне живут старенькие и тяжело больные сестры. Повторное освящение храма состоялось 6 ноября 2006 года, в день празднования иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В этой церкви происходят монашеские и иноческие постриги, а также отпевание усопших сестер.
Потом где-то до 12.00 будет личное время присутствовать на богослужения, поклониться святым мощам и иконам, подавать записки и просто наслаждаться этим раем на земле. В 12.00 у нас запланированны водные процедуры в знаменитом источнике батюшки Серафима.
Источник преподобного Серафима Саровского близ деревни Цыгановка.
Наибольшей известностью среди Дивеевских источников в наше время пользуется источник на берегу реки Сатис около деревни Цыгановка, у хутора Хитрый. Но строго говоря это не Дивеевский источник, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.
История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдатам, несшим службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос "Дедушка, что ты здесь делаешь? - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.
После чего трогаемся в путь в с. Суворово к святым суворовским мученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Которые были казнены утром 18 августа 1919 накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы карательным отрядом красноармейцев.
Церковь в честь Успения Божией Матери в селе Суворове
Первое упоминание о церкви Успения Божией Матери относится к 1654 году. Эта одна из самых старинных церквей в местной округе 21 сентября 1676 года был дан антиминс к освящению храма.
В 1744 году здесь строится деревянный храм с приделом Архистратига Михаила. В 1847 году прихожане возвели каменные церковь, колокольню и ограду. Главный престол храма освящается во имя Успения Божией Матери. В 1850 году пристроили левый придел - во имя Архангела Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, а в 1888 году - правый - во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. В это время приход церкви состоял из села Пузы и деревни Дурновки. С 1887 года настоятелем храма был протоиерей Радугин Василий Андреевич.
21 июня 1940 года Исполком областного совета постановил ликвидировать церковь в селе Пуза. В начале 1990-х годов церковь была возвращена православной общине. Первое богослужение состоялось на праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Наиболее известными святынями Успенского храма являются святые мощи преподобных Пузовских мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии, расстрелянных безбожниками в августе 1919 года.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 - 15 августа 2000 года, причислил блаженную Евдокию и её келейниц Дарию, Дарию, Марию к сонму святых новомученников Российских.
Святой источник во имя святителя Спиридона Тримифунтского у села Суворово (в народе именуется: источник Спиридона Тримифунтского) расположен в полутора километрах от церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Суворово Дивеевского района Нижегородской области. Ещё Дивеевская блаженная Мария Ивановна (Федина: 1879 - 1931) предрекала: "Будет колодец до скончания века, все источники пересохнут, а этот нет, и все в нём будут пить..." Но только с июня 2009 года началось благоустройство этой православной святыни: прихожане местной церкви возглавляемые ее настоятелем - иереем Александром Наумовым - установили у источника поклонный крест. В августе 2010 года благодетелями и паломниками здесь возведены часовня во имя святителя Спиридона Тримифунтского и купальня, омовение в которой происходит при помощи набранной в колодце воды...
Царский скит и Серафимовы камни
Рядом с поселком Прибрежный в Первомайском районе Нижегородской области (старое название поселка - Лесозавод ). С 1864 по 1914 распологался Царский (Введенский) скит Серафимо-Понетаевского монастыря. Скит был обнесен каменной стеной, за которой распологались: каменный храм в честь Введения во храм Божией Матери, колокольня, крестильная и Богородичная сосновая аллея.
Особую известность Царский скит получил из-за находившихся рядом, в лесной глуши Серафимовых камней. Из которых особо почитается Медведь-камень, именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана, легенда о том, что именно на нем два века назад молился батюшка Серафим. Другая легенда гласит, что после смерти пустынника его любимец-медведь пришел сюда и окаменел от тоски по другу человеку. В добавок, периодически, здесь видят медведицу. В 1953 году при большом стечении народа из леса вышла медведица и пару раз обошла камень, после чего спокойно удалилась обратно в лес. Последний раз ее видели в 2002 году, причем медведица уже была с медвежонком.
Монастырь был основан в 1864 году тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, и расположился в усадьбе дочери генерал-майора Копьёва - Елизаветы Алексеевны, лично знакомой с Серафимом Саровским, которая позволила образовать у себя женскую общину. Через пять лет община была преобразована в женский монастырь.
Далее в глубине леса, в пяти километрах от "малых камней" лежит "Большой камень", в высоту он около метра и в длину вытянулся метра на три. С одного ракурсадаже можно увидеть в камне лежащего большого медведя, положившего голову на лапы. Территория около него не столь обустроена, но несколько поклонных крестов около него стоят. Камень хоть и купался в солнечных лучах но так же оставался холодным.
Чуть далее по дороге можно увидеть колодец с водой довольно специфического вкуса и запаха - вода имеет повышенное содержание сероводорода. Долго эта вода не хранится, так как быстро становится не пригодной для питья. Но, как говорят, ей очень хорошо делать различные примочки и компресы. Рядом с колодчиком в 2011 году соорудили избушку - купальню, где можно облиться водой из колодца. Колодчик тоже считают освященным батюшкой Серафимом и вода почитается как целебная.
Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовал монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и другие. Первый, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни преподобного Серафима, был царь Александр I.
Сохранившаяся Богородичная аллея ( аналог святой Канавки Серафимо - Дивеевского монастыря ) уникальная святыня. Появилась она следующим образом : при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови ( фамилии ), то высаживалась ель.
Источник "Явленный" в Кременках
Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник "Явленным".
Называют его ещё и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.
После водных процедур в этом святом источнике, вода которого как-будто проходит через тебя, опять в дорогу в сторону Дивеево.
Следующая остановка у Казанского источника находящегося на окраине села, за Голубиным оврагом близ поселка Северный, рядом с Казанской деревянной приходской церковью.
Полагают, что это древнейший из почитаемых источников в Дивеево и относится ко временам мурзы Дивея, владевшего здешними местами в 16 столетии.
Рядом с Казанским источником расположен источник святого великомученика и целителя Пантелеймона.
Святой источник в честь иконы Божией Матери "Умиление"
Расположен в несколько десятков метров от источников Казанского и целителя Пантелеймона.
Вторая остановка по дороге в Москву будет в соборе иконы Божией Матери "Знамение" в городе Ардатов.
В этом соборе хранится одна из чудотворных икон Божией Матери "Знамение", также несколько очень древних намоленных икон. Ещё не было случая, чтоб кто-то из моих пассажиров не захотел приложиться к этим древним намоленным святыням.
Воскресенский женский монастырь города Муром
Первым муромским монастырём по дороге из Дивеево в Москву, который предлагаю посетить расположен в северо-восточной части Мурома. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февронии Муромских.
Муромский Благовещенский монастырь
Свято-Троицкий женский монастырь
Родник, святой источник во имя преподобного Илии Муромца
Самый известный из всех муромских святых источников, конечно же - карачаровский, который, как считается, дал силу Илье Муромцу. Он расположен на южной окраине города Мурома, в бывшем селе Карачарово, на родине былинного богатыря, а ныне это микрорайон Карачарово. Великий русский богатырь был канонизирован Русской Православной Церковью в 1643 году.
Дом-музей святителя и исповедника Афанасия (Сахарова)
Город Петушки известен многим по бессмертной книге Венедикта Ерофеева. Для православного паломника этот, похожий более на село, чем на город, населенный пункт связан с именем Ковровского епископа, святителя и исповедника Афанасия (Сахарова), составителя службы всем святым, в земле Российской просиявшим.
Здесь святитель прожил остаток своей жизни после лагерей.
Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей.
Тепло и свет души владыки, явственное дыхание благодати ощутили мы все, попав в небольшой домик святителя, где он провел последние годы жизни и блаженно почил. Здесь нас встретили монахини Свято-Казанской обители г. Радужного, подворьем которой является музей, бережно хранящие память о святом владыке. Можно увидеть скромность святого, его чистоту, святость и гостеприимство. Здесь звучат молитвы и акафисты, совершаются чудеса по молитвам к святому мужу.
На престоле в честь Боголюбской иконы, установленном ещё святителем, иногда служатся литургии. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственоручно святителем облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки.
Здесь как будто бываешь в гостях у святителя Афанасия, чувствуешь его доброту и бесконечную любовь к людям. Монахини - хранительницы музея стараются поддерживать атмосферу гостеприимства и внимания к каждому человеку, царившую здесь при жизни владыки. Нас напоили чаемс вкусными домашними пирожками и даже подарили всем по горсточке конфет, - святитель Афанасий любил угощать своих посетителей.