+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
ДзюдоЕсли недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Александров

Александров

Александров

 

 

    Великие народы, подобно великим мужам

    Имеют своё младенчество и не должно его стыдится 

    Отечество наше слабое разделённое на малые области 

    До 862 года по летоисчислению Нестора 

    Обязана величием своим счастливому ведению монархической власти.

                                                                       Николай Михайлович Карамзин

     Шёл 862 год. Северные славяне, жители Новгорода и прилежащих к нему земель долгое время находились в противоборстве с воинствующими варяжскими племенами, среди которых Нестор летописец выделял: шведов, норманов, голландцев. А также тех варягов которые назывались руси. Есть основания полагать что варяги подчинив себе некоторые славянские народы, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Бояре славянские недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили может быть сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружив против норманов и выгнали их. Однако, очень скоро между освобождивсимся племенами начались усобица. Не в силах справиться со своими внутренними проблемами славяне прислушались к совету новгородского старейшину Гостомысла и потребовали от своих вчерашних врагов себе правителей. Нестор далее пишет, - славяне новгородские, кривичи, весь и чуть отправили посольство к варягам, Руси сказать им земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. Так по мнению историка Карамзина в 862 году, началась история российской монархии. 

 

 

   

 

    На славянские земли пришли трое братьев из варяжских князей руси, со своими скандинавскими дружинами. Старший из братьев Рюрик прибыл в Новгород, Синиус на Белоозеро в область финского народа веси, а Трувор в Изборск. Земли эти были названы тогда Русью, по имени князей варягов русских. Два года спустя в 864 году по кончине Синиуса и Трувора, старший брат их Рюрик присоединив области братьев к своему княжеству, основал монархию Российскую. Кроме этого он приобщил к своим землям окрестности Чудского и Ладожских озер, некоторые финские племена и народы весь, мери Мурома наконец обратились в славян. Приняв их обычаи и веру. К этому времени летописец относит ещё одно не менее важное событие. Двое из единоземцев Рюриковых именем Аскольд и Дир, может быть будучи недовольными сим князем отправились с сотоварищами из Новгорода в Константинополь искать счастье. Увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили - чей он? Им ответствовали что строители его, три брата давно скончались. Миролюбивые жители платят дань казарам, сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели городом и присоединили к своим владениям близлежащие земли. Таким образом к концу девятого века варяги основали на Киево-славянских землях две самодеравные области. Рюрик на севере в Новгороде, Аскольд и Дир в Киеве. Изначальной же целью Аскольда и Дира - Константинополь, - была служба Византийскому императору. Теперь, ободрённый своим успехом они дерзко объявили себя врагами Греции. Опытные в морском деле, они собрали войско, вооружили двести кораблей и двинулись по Днепру в Чёрное море. 

    Балтийское море на Руси издревле называлась варяжским, на нем господствовали жители трёх королевств: Дании, Норвегии и Швеции. Именем норманов, северных людей или викингов совершали они морские походы наведя страх на всю Европу. В Германии их назвали аскенами, в Англии - датчанами, в Византии - варангелы, а в России же из звали варягами. Родиной варягов было Скандинавский полуостров. 

    

 

                 Князь Андрей Боголюбский и праздник Покрова

 

    Князь Андрей Боголюбский является одной из ключевых фигур Русской истории. Мы увидим ещё какие дела и подвиги совершил этот человек, а сначала напомним что имя Андрей означает в переводе с греческого мужественный. Что от дела своего Владимира Мономаха он унаследовал совершенно византийское понимание державных задач России и совершенно византийское стремление к пониманию религиозного смысла совершающихся событий. От деда Мономаха и любовь к книжности и книжному писательству. От отца Юрия Долгорукого политическую энергию, готовность к некоторым нестандартным и едва ли не авантюристическим решениям. От матери половчанки роскосые глаза, темперамент, имя непонятное в Русской традиции, имя Титай, так его звали дома в детстве и наконец любовь к простору и нелюбовь ни к чему замкнутому, сковывающее его, останавливающее его. Практически человек не знающий запретов, вот что такое Андрей Боголюбский. 

 

 

                 

 

 

 

    Князь Андрей, пока жив был его отец Юрий Долгорукий, был ему верным помощником во всех его делах. Юрий Долгорукий как мы уже говорили большую часть времени проводил в походах, сражениях и дипломатических баталиях, за возвращение на юг, за получение наконец Киевского отчего стола. И все это время практически его наместником как-бы на северо-востоке в Руси залесской был его сын Андрей. В 1155 году отец, ставшим наконец великим Киевским князем вызвал его к себе в Киев и поставил князем, вернее как тогда говорили посадил, посадил князем на стол в Вышгороде, недалёко от Киева. И вот там в Вышгороде случилась таинственная встреча, Андрея Боголюбского с чудотворной иконой Божией Матери, той самой, которой мы теперь называем Владимирской. Она была привезена на Русь в 1132 году и её поместили эту чудотворную икону привезённую из Византии, поместили в Вышгородском храме и однажды Андрею сказали, что икона двигнулось чудотворным образом, икона в Вышгородском храме. И тогда Андрей, пошёл в храм взял в руки эту икону и сам двинулся из Вышгорода прощаясь с Киевской землёй и с Киевским престолом навсегда, с идеей когда либо занять Киевский престол и не послшавшись отца, и не спросив его благословения, но внимая лишь воле Божией, Андрей Боголюбский с чудотворной Владимирской иконой в руках отправляется к себе на север. Он вёз икону в Ростов и как раскадано в повести о чудесах Владимирской иконы, недалёко от Владимира, в десяти километрах от Владимира, там где ныне находится Боголюбово и там где чудный храм Покрова на Нерли, один из первых Покровских храмов на Руси, именно там в Боголюбове в будущем останавливабосая кони и не хотят везти икону дальше. И как их не понукали и как их не перепряГали нельзя было сдвинуться с места. И Андрей понял, что Божия Матерь не хочет идти в Ростов, она хочет чтобы её оставили во Владимире. В эту ночь, на месте будущего Боголюбово, Андрей видит во сне видение Божией Матери. И он понимает, что икона Владимирской Божией Матери должна остаться во Владимире. И он для неё построит Успенский собор. Одно из немногих в истории событий когда специально для чудотворной иконы строится собор.

 

 

    

 

 

    И Владимир будет потом называться домом Пресвятой Богородицы. 

    Два года спустя в 1157 году когда умер в Киеве князь Юрий Долгорукий, Андрей не пошёл в Киев. Он остался во Владимире. Обратим внимание на то, что этот выбор определяет всю последующую историю, весь ход истории. Что такое Киев? Киёв действительно уже терял по существу своё и политическое и религиозно-мистическое значение. Киёв переходил из рук в руки. За Киев боролись коалиции князей: мономашечих против ольговичей, мстиславичи против юрьевичей и так далее. То есть, вот эти коалиции и даже они привлекали с собой представителей духовенства. Впервые на Руси появились митрополиты и антимитрополиты. Русь оказалась без благомловения церковного. 

     Вот чтобы не допустить такого явления когда чахорда князей начинала уже сопровождаться чахоржой митрополитов и антимитрополитов, Андрей Боголюбский говорит нет. Я больше не хочу в этом учавствовать. Мы уходим на северо-восток, мы уходим в Русь залесскую. Мы там будем строить новый центр Русской государственности и Русской нации. И благословением Андрею Боголюбскому, стала Владимирская икона Божией Матери. И Андрею захотелось прославить Божию Матерь, его покровительницу, но особым праздником. Он был человеком начитанныФ, он берет священные книги и начинает читать. Впоследствии он расскажет об этих своих религиозных исканиях в проложном сказании об учреждении праздника Покрова. 

    В Прологе есть под статьёй 1 октября где хранился живой рассказ князя Андрея Боголюбского, это редкость, чтобы живая речь князя XII века сохранилась в церковной книге и регулярно читалась в церкви. И Андрей говорит, - Се убох егда слышах (а услышал он о чудотворном явлении Божией Матери в Царьграде Андрею уродивому и его ученику Епифанию). - Но уже достаточно понятно, что уже совпадение имён его привлекло, Андрей юродивый, который к тому же по преданию был славянином. А в некоторых поздних источниках говорят, что он даже был из нашего Новгорода. И вот этот Андрей юродивый в Царьграде, однажды во Влахернском храме присутствуя на Литургии вдруг, увидел, как Божия Матерь от алтаря шла и встала над амвоном и простерла над верующими свой омофор, свой плат. Это символизировала что Она взяла их под своё покровительство. 

 

 

    

 

    

 

    Обратите внимание, русское слово покровитель твоё, оно, как раз происходит от слова покров, Божия Матерь простерла над нами покров и взяла нас под свое покровительство. И Андрей Боголюбский прочитав об этом чуде, вдруг удивлённо записывает, - все убох егда слышах (он услышал об этом), помышлях как страшное и милосердное видение и бысть без праздника (то есть и не установленно праздника), то есть такое дивное и милосердное и страшное явление Божией Матери, а праздника этому не положено. И он говорит, - восхотех да не без праздника станется святый покров Твой Всеблагая, но яко же ты хочешь украсить сей честный праздник Твоего Покрова Всемилостивая, украси! То есть, он Самой Божией Матери предоставляет украсить как Она хочет праздник Её Покрова. Но образ найден, найдена и идея, новая идея. Теперь Матерь Божия и Её Покров осмысляется как патриотический праздник, Покров Божией Матери над Владимирской землёй, а в принципе Покров Божией Матери над всей православной Русью, как когда-то в Царьграде, Андрею юродивому было явление что Матерь Божия брала под покровительство Царьград и Византию. Так теперь на русской земле Андрею Боголюбскому было явлено что Матерь Божия под Покров Свой берет русскую землю и этот покров будет неодолим. 

 

 

 

    И Андрей Боголюбский будучи богословом и будучи церковным писателем, он при этом оставался политиком, при чем политиком своего времени, сложным человеком и сложным политиком. Он боролся, он боролся за укрепление своего влияния на Руси, то что он отказался от Киевского княжения не означало что он отказался от своего доминирования в Русской земле. И он требовал подчинения, он посылал князей в другие области, он сажал князей теперь как самовластец, его называли Владимирский самовластец. По существу самодержец, один из первых самодержцев на Руси. И соотвественно когда нужно было что-то изменить в политике когда нужно было подчинить кого-то своему решению он не останавливался перед самым крутыми мерами. Приведу два примера. 1169 год, Андрей Боголюбский пытался накануне отделить Владимирскую митрополию в церковном смысле, в каноническом смысле от Киева. Как известно Киевская митрополия была одной из митрополий  в это время Константинопольского Патриархата. Русская церковь ещё была полностью подчинена Константинопольскому патриархату и вот Андрей Боголюбский выбранного им в будущие митрополиты Фёдора, епископа Федора, посылает чтобы его поставили в Царьграде, в митрополиты. А патриарх Лука Хризоверг не хочет этого отказывает ему. В общем-то он прав был, Андрей был не прав. Нельзя было отделить Русь ещё и церковно. Мало того что феодальная раздробленность разрывала её политически но еще и церковно её разрывать было нельзя. А Андрей требовал, потому что он был самовластец и ему нужен был свой митрополит и соотвественно он попытался организовать отдельную митрополию. А патриарх за неповиновение приказал ему восстановить во Владимире того епископа который был раньше, а Фёдора несчастного отправить на суд Киевского митрополита. Киевский митрополит, грек вполне по византийским нормам обрушил на Фёдора, на епископа Фёдора страшные казни. Ему урезали язык, ему отрубили правую руку, его ослепили, а затем утопили в проруби. Все это конечно мало имеет отношение к церковному пониманию и греха и покаяния и наказания, но тем не менее это требование времени. Это требование тех византийских норм которые тогда были. 

    И что делает Андрей Боголюбский? Андрей Боголюбский поступает также в духе своего жестокого времени. Он направляет на Киев своего сына Мстислава, во главе коалиции одиннадцати русских князей, они окружают Киев, они берут его штурмом, они грабят и сжигают его. В походе участвовали как обычно и половцы, которые в это время использовались как дополнительная военая сила. И вот половцы как бы по благословению Андрея Боголюбского грабят Печерский монастырь. Русские князья по повелению Андрея Боголюбского берут штурмом, впервые в истории, берут штурмом Киев, грабят и разоряют его. И это тоже Андрей Боголюбский. 

    А в 1170 году, непокорный Новгород, должен будет испытать меру гнева Андрея Боголюбского. Андрей посылает свои войска против Новгорода, новгородцы заперлись в своем Детинце и по благословению архиепископа Иоанна, того самого Иоанна который однажды ночью на бесе совершил путешествие в Иерусалим, поклонился святым местам, приложился к Голгофе и к месту Воскресения Христово и вернулся к себе в Новгород. Так вот этот самый архиепископ Иоанн, он в это время возглавлял оборону Новгорода, он благословил вынести на стену чудотворную икону Знамение Божией Матери и одна из стрел суздальских попала в икону, была поранена щека Божией Матери, это можно видеть и сейчас, эта чудотворная икона Божией Матери и сейчас находится в Софийском соборе в городе Новгороде. 

 

 

                        

 

 

    И Божия Матерь заплакала и в наказание суздальцы были тут же отброшены от Новгорода. Из затеи Андрея Боголюбского ничего не вышло, он должен был отвезти свои войска, он правда не сдался. Он прибегнул к экономической блокаде, сейчас бы сказали экономические санкции, он перекрыл хлебную торговлю. Через Торжок велась хлебная торговля и вот всегда когда мы читаем летопись XII века, мы постоянно читаем, - новгородцы пришли и сожгли Торжок. Владимирский князь пришел и сжёг Торжок. То есть все сжигали Торжок. Почему такой многострадальный город Торжок? Торжок, от слова торг, там где было основной хлебный торг. И поэтому как только нужно было оказать экономическое воздействие либо на Новгород, либо на какой нибудь другой город, так немедленно сжигали Торжок, то есть перекрывали хлебную торговлю. Точно так же сделал и Андрей Боголюбский и новгородцы признали присланного им князя, его подручного князя. И Андрею Боголюбскому удалось к этому времени к осени 1170 года установить свой контроль над всей Русью. И разоренный Киев ему подчинился и перекрытый, задушенный так сказать хлебной блокадой Новгород - ему подчинился. Казалось он достиг всего, но для того чтобы укрепить вот это единовластие, самовластие над русью, Андрею Боголюбскому конечно приходилось как теперь политики говорят прибегать к непопулярным мерам. 

 

 

    

 

 

    Александровский Кремль - древнерусская крепость, фактическая столица опричнины русского царства в 1564-1581 годах. Располагалось на территории нынешнего города Александрова Владимирской области. Александровская слобода известна с середины XIV века. К 11 декабря 1513 года, здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III. Он приезжал сюда с семьёй и двором. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского Кремля. 

  В 1513 году в слободе был освящён Покровский собор, позднее первосвященника как Троицкий. В наше время он выглядит немножко по другому нежели в XVI веке. Некоторые архитектурные изменения, например формы окон, принадлежат более позднему времени. Но в целом он выглядит почти так, как был при возведении. 

 

 

    

 

 

     В начале 1565 года, в Александровской крепости оказался Иван Грозный. Слобода превратилась в фактическую столицу государства. Здесь была учереждена опричнина, здесь функционировали опричнинныне приказы, опричнинная боярская дума и ряд других учреждений. Отсюда был совершён поход на вольный Великий Новгород. Английский путешественник Флетч описал, что Александровская слобода при Иване Грозном  по доходам стояла на первом месте среди других городов Руси. Александровский Кремль стал едва ли не главным местом в международных переговоров и подписания соглашений. Сюда прибывали послы и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского, Дании, папского престола и иных государств. С 1568 года в слободе распологалась царская книгописная палата и печатный двор. 

    В 1581 году царь Иван Грозный покинул крепость в Александровской слободе после убийства своего сына Ивана и больше никогда больше сюда не возвращался. 

    Во второй половине XVII века на территории бывшей царской крепости был устроен Успенский женский монастырь. Восстанавливается Успенская церковь, возводится стена ограды и угловые башни. Строится келейный корпус. В советское время на территории бывшей крепости и упразднённого монастыря функционировал музей. Ныне территория Александровского Кремля делят музей-заповедник Александровская Слобода и возрождённый Свято-Успенский монастырь. 

    В музее собрана огромная коллекция посвящённая всем царствующим особам побывавшим здесь в разные эпохи. Иоанн Васильевич естественно главный герой. В Александрове ни разу не забывали о том, что благодаря великому грозному царю город почти на двадцать лет заменил столицу. Грозного предпочитают трактовать не как тирана, а как реформатора и собирателя русских земель и оправдывать не спешат. 

    В ноябре 1581 года Иван Грозный неспешно покинул Александровскую слободу и больше сюда не возвращался. Столицей Александровская слобода стала стихийно также стихийно и потеряла этот статус.

    Дальнейшая судьба слободы была уже не такой блестящей, хотя цари о ней и не забывали. Хотя в смутное время крепость была захвачена поляками и сожжена и разграблена. При Михаиле Фьодоровиче Романове построили путевой Царский дворец не сохранившийся до наших дней. При тищайшем царе Алексее Михайловиче основали Успенский женский монастырь.

 

 

            

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

    

    

 

    Впервые Суздаль упоминается в 1024 году в Лаврентьевской летописи. Тогда из-за засухи наступил голод и волхвы подняли людей на бунт. Усмирять народное волнение прибыл сам великий князь Ярослав Мудрый. В волжской Булгарии он закупил хлеб и накормил людей. 

    Кремль первоначальная территория Суздаля. В XI веке участок с трёх сторон защищённый водами Каменки был окружён земляным валом длиной 1400 метров, на валу выстроили бревенчатые стены с башнями. Спокойное течение реки, ровные берега, окрестности открытые взору и тут же эпическое величие монастырского ансамбля на высокой земляной насыпи, таков Кремль сегодня. Жемчужиной Кремля да и всего Суздаля - собор Рождества Богородицы. Просторный, высокий с тремя притворами с нишами для гробниц в стенах, собор был задуман как главный Суздальский храм и одновременно как княжеская усыпальница. Шесть внутренних столбов не только поддерживают своды и главы храма, но словно возносят купола к небу. Здесь все продумано чтобы славить величие Божие, ближе к алтарю светятся окна малых куполов, которые при возгласе Слава Тебе показавшему нам свет, пронзает первый утренний луч. 

    Фрески XIII века сохранились только в алтаре и в одной из ниш. Но на стенах и на столбах иные не менее прекрасные росписи XVII, а кое где и XV века. Большие Иконы на столбах, замечательный иконостас с иконами XVII века. От XIII века частично сохранились резные порталы, рельефы львов и женские маски. Невольно хочется мысленно продлить резное плетение на верхний ярус, но увы. Верх обрушился в 1445 году и был надстроен в 1530 но, не из белого камня а из кирпича. Три главы венчавшие храм в XIII веке уступили место традиционным пяти главам. В XVIII веке шлемовидные покрытия главк сменились луковичными с золочёнными библейскими звёздами по синему фону. 

    В Рождественнском храме много редкостей. Но главной драгоценностью собора стали знаменитые на весь мир золотые ворота. Выполненные в сложнейшей технике золотой наводки по черному фону, они украшали южные и западные входы собора. Большинство сюжетов посвящённо жизнеописанию Христа, Богородице - покровительнице Владимиро-Суздальской земли и архангелу Михаилу считавшегося покровителем русских князей. Церковный интерьер удалось сохранить вероятно потому что в 1931 году храм превратили в музей. Сохранилось и многосвечное паникадило, дар князя Ивана Шуйского. С широкой душой князь и паникадило заказал мастерам, огромное. В изображенной на нем фигурке легко угадывается сам даритель. 

    Поражает размерами и величественный выносной фонарь конца XVII века. Он сделан в форме храма. Мерцание восковых свечей в его следяных окошках восхищался последний русский император Николай II. А первому космонавту Юрию Гагарину удалось увидеть в них уже свечи электрические. 

    Ансамбль архиерейского двора складывался в течении нескольких столетий. Первые кирпичные палаты для Суздальского духовенства появились в XV веке вблизи Рождественского собора. В 1635 году напротив южного фасада собора была построена огромная шатровая колокольня на нижнем ярусе которой была устроена церковь. В конце XVII столетия на колокольне установили городские часы, которые били не только каждый час, но и каждую минуту маленьким серебряным колокольчиком. Однако самые большие перестройки изменившие облик архиерейского двора были совершены при митрополите Иларионе. Владыко Иларион получил свой титул ради древнего Суздальского княжения и благочестивой жизни. 

    Крестовая палата архиерейских палат под стать значимости митрополичьего служения. Её отличают огромные размеры и 9-и метровая высота безстолпного свода, о котором современник с восхищением писал - един без столпов содержится непоколебим. Некогда здесь зачитывались царские указы, совершалось рукоположение в священный сан, рассматривались челобитные, принимались люди пришедшие за благословением. В праздничные дни в больничной палате накрывали столы для почетных гостей, подавали мёдя, церковное и раинское вино. Сегодня это торжественный зал и весь ансамбль архиерейского двора относится к Владимиро-Суздальскому музею заповеднику. 

    В Благовещенской трапезной церкви XVI века пока размещается экспозиция древней русской живописи. Иконы здесь, ровесницы самого храма. Невольный душевный трепет вызывает икона Богоматери Умиление, работы того времени, которое называют золотым веком средневековой Русской культуры. Чтобы понять сущность суздальской иконописи необходимо вглядеться в потемневшие от времени Иконы. 

    Здесь же на территории Кремля стоит Никольская церковь, срубленная без идинного гвоздя в XVIII веке, это тоже музейный экспонат но уже музея деревянного зодчества. Церковь привезли в Суздаль из села Глотово. Храм как и полагается деревенской церкви небольшой по размеру и напоминает обычную избу и имеет основание прямоугольного сруба. 

    Бесконечные галереи, арки, шатры, главки, изразцы и крылечки Кремля переносят нас в далекое прошлое. Это богатство Русской архитектуры по своему оценил известный финансист Ротшильд посетивший в 1965 году Суздаль. Миллионер на торжественном приеме обронил, - я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет я бы удвоил своё состояние. К его словам прислушались и через полгода Совет Министров СССР принял постановление - О создание туристического центра в Суздале, - благодаря которому и сохранились доныне древние церкви и строения Кремля и всего города. А вот духовная жизнь в этом святом месте может возродиться только в том случае если из разряда экспонатов музея Суздальский Кремль перейдёт в разряд храмов Русской православной церкви и поплывут над городом колокольный звон вознося хвалу Господу. 

    История не есть лишь хронология отсчитывающая чередование событий а есть жизненный опыт добра и зла составляющие условие духовного роста.

     Сергей Николаевич Булгаков. 

    Наше время, время Иванов родства не помнящих. Поэтому так ценны места что говорят о славе России. Одно из таких мест старинное село Кидекша, расположенная в пяти километрах от Суздаля. Откуда-то из памяти всплывает, - нелепо ли ми бяшеть братия начате старими словесе. И фраза эта звучит очень уместно, словно вернулся XII век и вновь четвёртый сын Владимира Мономаха едет из Киева в Ростово-Суздальское княжество. Что думал о своём наследстве будущий основатель Москвы юный князь Юрий Долгорукий. Спустя пятнадцать лет он совершит успешный поход в волжскую булгарию. Это станет первым шагом на пути превращения заштатного княжества, в одной из самых сильных на Руси. В 1125 году князь Юрий из-за междоусобных конфликтов на южных рубежах княжества, перенёс столицу из Ростова в Суздаль. Собственную резиденцию он устроил в селе Кидекша. С древнего мерянского языка слово Кидекша, переводится как Каменка. Меря, исчезнувшая финно-угорское племя, жившая по всему среднему Поволжью от Волги до верховьев рек Москвы и Клязьмы. 

 

 

 

     

 

    Село Кидекша - земля которая издавна считалась вотчиной святых князей Бориса и Глеба. Предание об этом сохраняет святая церковь до сего времени, они были сыновьями равноапостольного князя Владимира и имели смежные владения. Князь Борис владел ростовским уделом, который находится к северу от этого места, а князь Глеб, Муромским уделом. Который находится южнее. Они здесь встречались как говорит предание здесь был у них терем, замки не строили у нас на Руси, а терем деревянный и они съезжались сюда чтобы здесь помолиться совместно и отправиться к отцу в Киев. 

 

 

    Князь Юрий считал, что он, сын Мономаха имеет полное право на княжение в Киеве и половину жизни стремился завладеть Киевским престолом, дотянуться до него. За это летописцы и прозвали его, Юрием Долгоруким. Кидекшу Юрий Долгорукий выбрал из за своего удачного расположения. Село стоит в месте слияния рек Нерль и Каменка. С Нерли для Суздальцев начинался водный путь в Волжскую Булгарию, там в неурожайные годы закупали хлеб. Резиденция в Кидекше обеспечивало княжеский контроль над торговлей с булгарами. Естественные водные преграды делали село неприступным для врагов. Не лишняя предосторожность в тот век междоусобиц. Поэтому Юрий Долгорукий выбрал своими небесными покровителями первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба, жертв княжеских распрей. Они смиренно приняли кончину от руки старшего брата, считавшего их претендентами на Киевский престол. Среди русских святых, они символы долга и любви. 

    В 1152 году на высоком берегу Нерли, Юрий Долгорукий возводит церковь во имя Бориса и Глеба. Первую каменную церковь в Суздале. Своим суровым обликом белый храм напоминает средневековую крепость и возвращает нас во времена княжеских усобиц. Глухие стены с узкими окнами похожими на бойницы, алтарные апсиды напоминают крепостные башни. Просто оформлены порталы. Единственная декоративная деталь храма, скромный поясок перебрика. Первые 30-40 лет после постройки, церковь оставалось нерасписанной, украшали её только иконы. Затем храм был расписан по распоряжению князя Всеволода Большое Гнездо, желавшего почтить память своего отца строителя храма.

 

 

             

        Князь Всеволод Большое Гнездо

 

 

    Прозвище своё Всеволод получил за свою многочисленную семью. Десять сыновей и четыре дочери. Но не только чадолюбием был славен князь Всеволод. Он продолжил дело отца и стал самым могущественным правителем руси. Именно про него в Слове о полку Игореве, сказано что его дружина, может расплескать вёслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. Храм Бориса и Глеба был разрушен во время нашествия Батыя. Полчища хана разорили и сожгли села на своём пути, в том числе и Кидекшу. Восточная сторона храма обрушилась после пожара. Лишь в XVI-XVII веках его восстановили. Последующие века скрыли росписи под слоями штукатурки и краски. Только в середине XX века реставраторам удалось открыть фрагменты древних фресок. 

    Несколько лет назад были сделаны раскопки очень тщательные внутри храма. И обнаружилось что он построен точно так же как храм Покрова на Нерли, с глубоким фундаментом. На 7,5 на 8 метров входит белокаменная кладка вниз в землю, а место это все как выяснилось является насыпным, а естественный склон берега был пологим. За оградой на пологом склоне было раскопано городище VII века до новой эры, то есть, это место как поселение очень древнее. 

    Внутри храм Бориса и Глеба лаконичен и спокоен. Из фресок XII века сохранилось изображение двух всадников, так как храм посвящён благоверным князьям Борису и Глебу, то предположительно именно эти русские святые изображены на древнем рисунке. Одновременно с постройкой храма, под хорами были сделаны аркосоли ниши в стенах для могил. Здесь покоятся останки сына Юрия Долгорукого, Бориса, его жены Марии и его дочери Евфросинии. 

    А оградой огороженная территория это после того, как Юрий Долгорукий уехал отсюда, место это стало монастырём. И было оно монастырём как предполагают до самого строительства этого приходского храма, до конца XVIII столетия.    

    В конце XVII века рядом с церковью Бориса и Глеба были построены святые ворота, колокольня и храм в честь великомученика Стефана, дьякона Иерусалимского. 

    Настоятель Стефаньевской церкви протоиерей Андрей Осетров приехал в Кидекшу из Москвы 10 лет назад. - А колокольня как Византская башня имеет наклон на северную сторону это связано с тем что это место насыпное к XVIII столетию видать все уже забыли про это и мы не знали до этих раскопок, что место это насыпное и строили храм зимний и колокольню строили тоже так как обычно, фундамент за счёт больших размеров стен на валуны огромные камни дикари кладка кирпичная опиралась и они везде стоят благополучно, но потом поскольку место это насыпное оно видимо весной дала осадку и вот храм тоже имеет наклон небольшой в северную сторону и колокольня, если обратите внимание то увидите что четверик, низ колокольни имеет сильный наклон, восьмерик чуть меньше, а шатёр уже и главка выложены вертикально. Это говорит о том что во время стройки выправляли кладку строители.

    Несет свои воды тихая речка Нерль не в Клязьму и Волгу, а из прошлого в будущее. И из прошлого в будущее устремлена древняя церковь Бориса и Глеба, ныне принадлежащая Владимиро-Суздальскому музею.  

 

                  Суздальский Покровский монастырь

 

 

    

 

    В 1364 году, незадолго до своей кончины благоверный князь Андрей Константинович из славного рода Рюриковичей, основал в Суздале обитель в честь Покрова Божией Матери. Вот как об этом записано в житии преподобного Евфимия. Однажды пришёл к святителю Иоанну благоверный князь Андрей Константинович и сказал, - Святый Владыко! Случилось мне однажды попасть в бурю, так что ладьи наши, готовы были сокрушиться от множество злейших волн. И стал я просить всесильного Бога, чтобы избавил Он нас от опасности и дал обет построить церковь во имя Пресвятя Богородицы честнаго и славного Ея Покрова. И основать монастырь для жития и упокоения инокинь и с того часа волнение реки стихло и сделалось она совершенно покойной. Ныне хотелось бы мне исполнить свой обет. 

    - Его же требуеши и я не возбраняю, - отвердил святый владыко.

    Место для обители выбрал настоятель Спасо-Ефимиева монастыря преподобный Ефимий Суздальский. Покровский монастырь возвели на окраине Суздаля недалеко от обители преподобного Ефимия. Место было уединенным и пустынным, крутые берега реки Каменки огибали его  и совершенно закрывали от города. Почти сорок лет обитель пребывала под постоянным попечением и духовным руководством преподобного Ефимия. Имея такого наставника монастырь стал скоро возрос духовно и стал известным своим Блаттер и строгой жизнью монахов. Около 1509 года монастырь посетил великий князь Василий III, он щедро одарил обитель и повелел начать каменное строительство. 

 

 

 

 

 

    К 1515 году в монастыре возвели надвратную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и монастырскую колокольню. Строительство каменного Покровского собора было закончено в 1518 году. К северу от Покровского собора находится Зачатьевская церковь построенная в 1551 году на месте деревянного храма. Церковь освящена во имя Зачатия Святой Анны в память об умершей дочери Ивана Грозного Ани. В XVI веке к церкви была пристроена так называемая часозвонье, звонница колокола которой били каждый час. 

    Славной страницей в истории Покровской обители является пребывание в её стенах преподобной инокини Софии, в миру великой княгини Соломонии Сабуровой первой жены Василия III. Судьба преподобной Софии сложилась так, что в определенный момент ей пришлось резко изменить свой образ жизни. Великая княгиня, Владычица вскоре стала скромной инокиней. Великими духовными подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. С XVI века Покровский монастырь становится местом где принимали монашеский постриг, подвизались и были погребены многие именитые особы. Среди его монахинь и стариц дочь и племянница Ивана III, обе носили в иночестве имя Александра. Жена князя Владимира Старицкого - Евпраксия, жена царевича Иоанна - Евдокия, одна из жён Иоанна Грозного Анна Васильчикова. Девятнадцать лет провела в монастыре и первая жена Петра I - Евдокия Лопухина. 

    В 1597 году в Покровском монастыре по царскому повелению была сделана опись всего имущества. Из этого документа видно что в Покровском монастыре было четыре каменных храма, в сорока деревянных кельях размещались 153 насельницы. Нелегкие времена переживали насельницы Покровского монастыря в XVII и XVIII веках. Во время Северной войны царь Пётр повелел принимать в обителях раненых и больных солдат. По указу 1723 года все монастыри должны были давать приют старым и заслуженным воинам. Игумения монастыря Ероида писала по этому поводу в Синод, - По его же Императорского величества указам из монастырского приказа в даче бывает присланным из Москвы отставным: сержанту, каптенармусу, капралу, писарю, солдатам десяти человек, всего четырнадцати человекам - денег 75 рублей и хлеба 75 четвертей отчего монахини в пищи и одежде имеют великое оскудение и тают гладом и никакой мере общества содержать им невозможно. 

    В XIX веке монастырская жизнь во многом наладилось. Как и в давние времена когда обитель строилась и украшалась царскими дарами княжескими и боярскими так и теперь в лице православного купечества она находила своего благодетелей. 

    В начале XX столетия произошло величайшее событие в истории Покровской обители и града Суздаля в связи с трехсотлетием дома Романовых, Император Николай II с великими княжнами посетили городской Кремль и древние Суздальские монастыри. 16 мая 1913 года в Святых вратах Покровского монастыря высочайших особ встречали настоятельница игумения Мария с насельницами. После краткого молебна в храме, государь и великие княжны спускаются в усыпальницу поклониться святой Софии Суздальской и осмотрели другие захоронения. 

    Трагичным оказался для монастыря как и для русской православной церкви XX век. Игуменские покои, деревянная трапезная и гостиница были разобраны, кельи продавались на вынос или вообще рубились на дрова. 

    В 1934 году для восстановления упавшей южной части монастырской стены в её фундамент употребили плиты из усыпальницы, причём для облегчения работ их разбивали. К началу сороковых годов состояние монастырских строений представляло собой печальное зрелище. Разорённые храмы стояли без кровли, без окон, в полном запустении. 

    Возрождение Покровского монастыря началось в 1992 году, когда церковь отмечала 450-летие со дня преставления преподобной Софии Суздальской. В тот год монастырь был передан Русской православной церкви и сегодня около сорока сестёр которые собрались здесь под Покров Царицы Небесной неустанными трудами восстанавливают древнюю обитель. По давней традиции день в Покровском монастыре начинается и заканчивается общим молитвенным правилом. Молитва сопровождает и все монастырские послушания, которых в монастыре немало. Упование на Бога и Суздальских покровителей защищает и спасает сестёр от различных напастей. Весной 1994 года после многоснежной зимы река Каменка на берегу которой стоит монастырь вышла из берегов и возникла опасность затопления некоторых помещений монастыря. В эти тревожные дни сестры читали акафист преподобной Софии Суздальской, в самую опасную ночь все собрались в храм на службу которую возглавил архиепископ Евлогий и чудесным образом опасность миновала. Воды Каменки обошли стороной Покровскую обитель, хотя в других местах разлив реки принёс много бед жителям города. 

    Памятным событием для монастыря стало посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Московским и всея руси Алексий II в сентябре 1995 года. - Монашеская жизнь только начинается, - сказал Святейший Патриарх. - И не легко её возрождать, нет преемства. Но в таком положении находятся сегодня большинство монастырей России. К 1000-летию крещения Руси насчитывалось 19 монастырей, сейчас их 333. В них возрождается монашеская жизнь, начинается гармоничное сочетание молитвы и труда. Милость из милостей, царя царей, - говорил святитель Игнатий Брянчанинов, - когд Он призовёт человека к монашеской жизни. Из руин восстанавливают иноки и инокини древние храмы и монастырские стены. Однако труднее всего возродить духовный храм внутри человека приходящего в эти святые пристани. И в этом трудном деле не на свои силы надеются монастырей они уповают на помощь свыше ибо только божественная благодать может просветить и исправить человека. 

 

 

    

 

 

    В 1227 году потомок варяжских князей Мина живший в Суздале, должен был венчаться с Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского. Пока невеста добиралась до Суздаля, жених внезапно заболел и умер. Невеста искавшая монашеской чистоты не возвратилась к родителям, но постриглась в основанном в 1203 году Ризоположенском монастыре с именем Евфросинии. Бышая княжна вскоре превзошла опытных инокинь в воздержании. Её пример привлёк в обитель многих девиц и вдов. 

 

 

    

    

    В 1238 году Суздаль как и всю русскую землю постигла величайшеё бедствие, хан Батый со своими полчищами разорил город и все его укрепления. Монастырь же Ризоположенский несмотря на то, что стоял вне укреплений и ничем не был защищён остался цел и невредим. В житии преподобной Евфросинии так описано это чудесное спасение, - ополчишися убо погании много множества при граде Суждале блаженная же Евфросиния с великою и черноризицами не оступившая от монастыря с великим воплем молящися ко Господу руце воздающе на высоту ущедрет Господь град Суждаль снизи мрак во облаце и пришедшие невернии поискавшие место того и не обретошее.

    Память преподобной Евфросинии как святой подвижнице благоговейно хранилась в обители, но вскоре слава её была затенена новыми женскими монастырями выстоенными в то время в Суздале, Покровским женским монастырём и Александровским. В честь святого Александра Перского ангела святого благоверного князя Александра Невского. Обитель пользовалась особенным покровительством суздальских князей и была украшена ими так, что получила название Великая Лавра. 

    В 1695 году на средства Натальи Кириловны Нарышкиной матери Петра I, возводится церковь Вознесение. Храм был украшен перспективным порталом, наличниками окон и поясом кокошников по крыльцу. В 1764 году монастырь был закрыт, храм приобрёл статус приходской церкви. Сегодня спустя годы богоборчества монастырские стены ждут своих насельников. Обретение жития Евфросинии во второй половине XVI века и последующая канонизация послужили новому прославлению Ризоположенского монастыря. Увеличилось число сестёр, монастырь заново отстраивался в камне. Только за первые пятнадцать дней при прославления преподобной Евфросинии произршло 56 исцелений. Наибольшего процветания и благоустройства монастырь достиг во время управления игумении Серафимы. Каждый год в монастыре что-то строилось. Сретенская церковь была очень тёплой, но такой тесной что у игумениипоявилось мысль построить новый величественный храм. Средства были собраны быстро и в течение трёх лет поднялся обширный благолепный храм. О нем говорили что храм зело удобен для молитвы. Изыскала игумения Серафима средства и для трапезной для сестер. Она нашла благотворителей которые пожертвовали необходимые деньги для постройки благоустроенного здания для трапезы выстроенного в 80 годах XIX века, а также дали средства для пропитания всех сестёр.

 

 

           

 

 

 

 

                                                                             Испанская икона Божией Матери 

 

      

 

 

    Испанская икона Божией Матери из Покровского собора Суздальского Покровского, 1686 год. Крестовая палата Суздальского архиерейского дома.

     Испанская (Гишпанская, Гиспальская) икона Божей Матери.

     На иконе Богоматерь изображена восседающей на престоле. Своими руками Она поддерживает Богомладенца, сидящего на Её коленях.

    На известной Испанской иконе из иконостаса Покровского собора женского Покровского монастыря в Суздале к основной композиции справа у подножия престола добавлена фигура стоящего на коленях человека в простой тёмной одежде. Он благоговейно принимает одну из туфель, сходящих с ног Богородицы. В противоположном углу помещён картуш с подробной надписью, повествующей об изображенном чуде. Поля и фон украшены серебряным окладом с геометрическим узором, характерным для Суздаля рубежа XVII-XVIII столетий. Серебром обложены также спускающиеся с ног Богоматери туфли. Работа создана в русле традиций Оружейной палаты,, о чем свидетельствует красочная цветовая гамма и "живоподобная" манера исполнения.

    Икона прославилась в 718 году, когда по молитве перед ней была оказана помощь христианскому готскому вождю Пелагию, основателю Астурийского королевства в Испании, в его борьбе с арабами-мусульмани. В то же время в другом конце христианской Ойкумены победу над тем же противником одержал и император Лев Исаврянин. 

    Суздальский образ

     В 1686 году при создании по заказу Суздальского митрополита святителя Илариона нового иконостаса для Покровского собора женского Покровского монастыря в городе Суздале был написан Испанский образ Богородицы (до XVIII века преобладало название иконы "Знаменской") с необычным добавлением - фигурой нищего, который принимает золотой сапожок со стопы Божией Матери. Повествование, размещённое на иконе, описывает это чудо, которое произошло в одном из храмов Испании. Согласно описанию, в то время с почитаемой Иконы в руки молящемуся перед ней нищему спустился золотой сапожок - одно из многих драгоценных украшений образа. Второй сапожок был "повержен" иконой, чтобы спасти от казни нищего, обвинённого в краже церковной утвари. Выбор сюжета, прежде неизвестного в Русской иконописи, вероятно, принадлежит самому Суздальскому святителю Илариону. Знакомство с западноевропейским искусством прослеживается и в произведенияхруководителя мастеров трудившихся над иконостасом-Московского

 изографа, поляка по происхождению, Ивана Петрова Рефусицкого.

    Икона была помещена в местном ряду слева от царских врат и имела богатый драгоценный убор, включавший серебряный убор, включавший серебряный оклад и дробницы с надписями, чеканные венцы Богоматери и младенца Христа, шитые жемчугом ожерелья, поручи и убрус с серебряной звездой и драгоценными камнями, а также "приклад" - так назывались привешенные к иконе украшения (жемчужные рясины с драгоценными камнями и две пары серебряных серёг). Серебряные туфли на иконе были сработаны суздальским мастером в 1736 году. 

    На начало XXI века Испанский образ Божией Матери Суздальского Покровского монастыря находился в постоянной экспозиции музея, в помещении Крестовой палаты Архиерейского дома, построенной по заказу митрополита Илариона. Редкий сюжет, большая историческая значимость, художественные достоинства образа делают его одним из наиболее ценных памятников русского искусства XVII столетия. 

 

 

               Музейный комплекс Спасо-Евфимиев монастырь

 

 

     

 

 

    Те что живут в Суздале, когда сюда возвращаются, они не очень замечают может быть, что это совершенно другое течение времени. Все как-то немножко затягивается, немножко назад. Старина. Цивилизация прошла мимо. Все как-то, как здесь, как купцы хотели. Как бы вот хорошо нам было чтобы железная дорога вот, прошла мимо. И так и не сложилось и слава Богу может быть, что не сложилось. Не пошла здесь железная дорога. Так её не сделали. Дотроги здесь были плохие, разбитые. И вот он открывается из далека этот древний город Суздаль. Там с тридцатью колокольнями, который один раз звонят, и это сливается, этот звон и возникает такой эффект что земля начинает дрожать и ещё полчаса после окончания звона, воздух гудит. Сейчас конечно мы не можем этого представить, но по описаниям это было что-то безподобное.

    Город Суздаль сохранил тридцать три храма, четырнадцать колоколен. Но были времена когда город насчитывал около 80 храмов деревянных и каменных, которые украшали его улицы. Первые монастыри появляются в городе уже в конце XI века, за всю историю существования города Суздаль насчитывается пятнадцать монастырей. Монгольские нашествия, нашествия польско-литовских интервентов, реформы Петра I и Екатерины II привело к тому что большинство монастырей исчезло с его лица и только пять из них сохраняются до сегодняшнего дня. 

    Датой основания Спасо-Евфимиева монастыря считается 1352 год, связано это с именем преподобного Евфимия. Приглашен был в Суздаль князпес Владимиром Константиновичем из Нижнего Новгорода где был монашествующим Печерского монастыря. Вышли они на высокий крутой берег реки Каменки и облюбовали они это место для основания обители. Вот с того времени исуществует монастырь. Но в том, что время то сложное, XIV век, татаро-монголы и нравственное падение общества, есть самое страшное что ждало Русь в то время. 50 лет возглавлял свою обитель преподобный Евфимий, который был примером аскетического и нравственного подвига и люди спешили сюда потому что знали о Евфимии, не только как о настоятеле нашей обители, но как о духовном собеседнике великого Сергия Радонежского. Ведь Троицкая обитель и наша обитель они являются практически ровесницы. Согласно Жития Евфимия, Сергий Радонежский несколько раз приходил сюда для бесед со своим сотаварищем, несколько раз пребывал в Троицкую обитель и сам преподобный Евфимий. Поэтому авторитет преподобного Евфимия был настолько велик в России, так что имя его вплоть до закрытия монастыря в 1923 году, почиталось как одно из величайших имён в Русской Православной Церкви. 

    Монастырь это город в городе, так говорили наши предки. Ведь действительно территория любого монастыря была огорожена плотной стеной. Первоначально все постройки нашей обители были деревянными, но в веке XVII строится огромная каменная стена протяженностью 1200 метров. Повод был. В XVII веке в смутное время, в смутной эпохе и Суздаль и монастырь был разорен поляками. И 80 лет монашествующие решившие обезопасить себя от будущих бед строили огромную кирпичную стену. Но с век XVII-го, враг никогда близко не подходил к этому городу и к святой обители. Так что стены монастырские не прошли проверку боем. 

    Внутри монастырских стен сокрыта огромная территория, практически 10 гектаров. И огромную часть ее занимают монастырские сады и огороды. Сады монастырские, яблоневые приносили огромный доход для обители. В XVII веке монастырь даже сдавал в аренду крестьянам которые жили неподалеку, те платили деньги, как считают до 300 рублей в год, это была огромная сумма на которой братия безбедна проживала целы год. 

    Когда заходишь на территорию Спасо-Евфимиева монастыря - тишина. Суета остаётся за стенами, он как бы получается окружён определённым кольцом каким-то, здесь даже бывает в окрестных сёлах идут ливни, а здесь - нет. То есть как это все вокруг: там ливень, там ливень, а тут ливня нет. 

 

 

    

 

 

    Святые ворота. Еще одна православная традиция построенная над вратами церковь Благовещения. В те времена люди по иному относились, оценивали красоту. Асимметрия так воспринимали красоту люди конца XVI века, даже применили новый материал, камень для постройки своих сооружений. И до этого, зодчество деревянное процветало на Руси. Крыша деревянная покрыта осиновым лемехом, чужеземцы приходившие в наши края всегда говорили - насколько богатые Русские монастыри, умеют крыши свои крыть серебром. 

    Для верующего человека территория монастыря это уголочек рая на земле, это подобие горнего Иерусалима, небесного града. С точки зрения православного человека важнейшее сооружение обители, это собор. Люди православные называли его оком Божиим. Это была самая высокая точка обители и строился он по православной традиции, над могилой святого. Над могилой преподобного Евфимия. 

    Первый храм обители был деревянным, каменным его заменяют только в середине XVI века и освещают в честь Преображения Господня. Расписывался храм только спустя 100 лет после постройки. К сожалению в клейме где должны быть имена мастеров, мы не можем ничего прочитать, время не сохранило. И только благодаря иследования источников, переписки монастырской мы установили что работал здесь, никто иной как мастер Гурия Никитин. К XVII веку уже окончательно сложилась система храмовой росписи. Храм виделся как модель мира, модель космоса, модель нашей вселенной. И здесь объединялись два мира: мир небесный и мир земной. К небесному миру относились купола, все подкупольное пространство, арки и алтарная часть. Мир земной это стены храма, промежуточное место между ними занимали люнеты стен где изображались праздники и в сфере небесной можно видеть новозаветную Троицу, далее изображение архангелов, пророков со свитками предсказаний, на столпах изображены наиболее почитаемых святых, по стенам увидим ковёр росписей где изображено все священное Евангелие, чудеса Христа, притчи, страсти Господни, деяния апостолов, расписаны здесь как настоящие книги, ведь роспись собора это всегда книга. А для людей неграмотных, которые приходя в храм могли познавать священное писание. 

    К сожалению сейчас нет возможности полюбоваться на иконостас в интерьере собора, по скольку он был разобран в тридцатые годы XX века и вывезен в Москву в музей имени Андрея Рублева в Спасо Андрониковом монастыре. 

 

 

    

 

 

    Второе по значимости здание обители это трапезный храм. Подобные храм запрещены были для постройки в веке XVII когда патриарх Никон проводил свои реформы. Крестово-купольный  храм пришедший к нам из Византии вместе с верой христианской был признан единственно правильным, а вот шатровые сооружения этим канонам не соответствовали и наша щатровая Успенская трапезная церковь она редкостный овразчик той самой архитектуры от которой пришлось в своё время отказаться. 

    На территории любой обители наиболее значимым сооружением всегда была колокольня или звонница. По скольку тембр и мелодика колоколов всегда отличительный признак обители. Первоначально колокола имели не такую как сегодня форму и звучание потому что в них использовались так называемые отчапные колокола. Очап это шест, к которому привязывалась верёвка сам же колокол, неподвижно был закреплен к стволу, верёвка сбрасывалась с высоты звонницы  на землю, звонарь находился там, и оттуда он работал на своём инструменте. Колоколов в монастыре было множество, поскольку знатные люди делали огромное количество вкладов, подарков. 

 

 

     

 

 

 

 

 

     

 

 

    Князь Андрей был зверски убит в своём замке. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Н. Н. Воронин высказал предположение, что монастырь на территории замка был устроен при преемниках Андрея, в начале XIII веке, однако ранние сведения об истории обиткоин очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится. 

    По другой версиимонастырь был учреждён самим князем Андреем Боголюбским. Во время своего учреждения, монастырь управлялся игуменами, и первым его игуменом был Сергий, избранный самим великим князем в 1158 году. 

    В 1213 году скончался живший на покое в Боголюбовском монастыре Святой Иоанн I епископ Ростовский и Суздальский, который был погребен у стен Богородице-Рождественского храма Суздаля вместе с прочей братиею.

    23 ноября 1263 года в Городце на обратном пути из Орды скончался великий князь Александр Невский (принял перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещённые о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском мужском монастыре Владимира. 

     В 1360 году Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит Святой Алексий, основавший тогда же в соседнем селе Добром-Константино-Еленинский монастырь. 

 

 

      

    

 

     В ночь на 29 июня 1174 года в своей резиденции был жестоко убит великий князь Андрей Боголюбский. С трагедией, как впрочем, и с именем князя связано огромное количество исторических споров и загадок, которые и по сей день остаются неразрешенными. Убийство князя подробно описано в "Повести об убиении Андрея Боголюбского", которая была написана если не очевидцем событий, то уж точно человеком, который входил в круг приближенных князя - "Повесть" изобилует подробностями. Вероятно, он видел одну часть событий, о другой, возможно, слышал и записывал "со слов". То, что изложено в "Повести" было подтверждено экспертизой останков Боголюбского, проведённой в 1934 году в ленинградом Рентгенологиком институте. Но кто является автором "Повести"? По версии Приселкова, это мог быть игумен Феодул, однако, авторство этого человека считается наименее вероятным. Лихачёв и Рыбаков считали, что это был один из преданных слуг князя Кузмище Киянин. А автор многочисленных монографий, посвящённых Северо-Восточной Руси, Николай Воронин считал, что написать "Повесть" мог Глава каритула владимирского Успенского собора Микула, который, к слову, мог являться автором и хорошо известного "Сказания о чудесах Владимирской Богоматери".

 

           В чем корень зла?

    О причинах убийства князя ведутся, пожалуй, самые ожесточенные споры. По одной версии, бояре Кучковичи давно "точили зуб" на Боголюбского. По легенде его отец, Юрий Долгорукий, убил одного из Кучковичей, забрал его села себе (кстати, на месте одного из сел Долгорукий заложил будущую Москву). Судьбы двух семей тесно переплелись - дочь убитого Кучковича Улита стала первой женой Андрея, а сам Андрей позже казнил одного из братьев за некое злодеяние, за что другой брат - Пётр Кучкович - возненавидел Боголюбского и "сколотил команду" для расправы с давним врагом. Ещё одной возможной причиной гибели Боголюбского считается его политика, проводимая в отношении единоличного правления - желание создать единое государство, во главе которого стоял бы Великий князь, не вызывало восторга у бояр. От "самовластца" Андрея хотели освободиться его братья Михаил и Всеволод, а также племянники Мстислав и Ярополк Ростиславовичи. Именно по их "заказу" и было совершенно убийство "самого сильного из всех русских князей". Среди прочих причин называется 

 

 

    

                                                 За что любили и убили Андрея Боголюбского? 

 

    Родившийся 900 лет назад князь был первым общенациональным лидером Руси, отстроил её новую столицу Владимир, создал свою "вертикаль власти", впервые стал вровень с государями Европы и был признан святым сразу после смерти. 

                                                                       Кто сказал, что князь - ненастоящий? 

    Удивительно, но что делал князь Андрей до своего сорокалетия науке неизвестно - в летописях об этом не сказано ничего. Знаем только, что родила его Юрию Долгорукому в Ростове великом вторая по счёту жена - половецкая княжна. А значит, среди дедов Андрея был не только Владимир Мономах, но и хан Аепа, от которого будущий Русский Святой мог частично унаследовать азиатские черты лица. Выходит, что знаменитая скульптурная реконструкция облика Боголюбского, сделанная 60 лет назад антропологом Михаилом Герасимовым по костям черепа  - недалёка от правды? Впрочем, споры не кончаются: есть мнение авторитетных учёных, в частности, Владимира Звягина, что реконструкция была сделана неправильно. Да и половцы имели вполне европейскую внешность. 

 

 

    

   

 

    Вместе с отцом Андрей храбро сражался против других Рюриковичей за Киев и Чернигов, в битве за Луцк едва не погиб, слишком далеко от своих дружинников врубившись во вражеские ряды. Но преемником Юрию Долгорукому оказался непослушным: летом 1155 года самовольно оставил правление в Вышгороде (сегодня это пригород Киева) и, забрав чудотворную икону Богоматери, отправился княжить во Владимирские земли, которые считались тогда лесным, необжитым краем. 

    Знаменита история о том, как в 10 верстах до Владимира обоз замер словно вкопанный, а явившаяся Богородица приказала князю обосноваться в Боголюбово, реже помнят, что ещё в апреле в родном Андрею Ростове его просила взять власть свои руки большая депутация всех сословий и духовенства. И только потом, икона известная сегодня каждому как Богоматерь Владимирская в вышгородской церкви стала сходить со своего места, а чудный голос велел Андрею: "Возьми образ мой и уезжай в землю Залесскую, там скажу тебе службу твою". Уже внутренне готовый князь выступил в путь в ту же ночь! Андрей всего месяц послужил "матери городов русских", Киеву, чтобы поменять его на "отца Руси" - Владимир. 

                  "Вертикаль власти" по Боголюбовскому

 

    Великий строитель: основал города Переяславль-Залесский и Дмитров, отстроил Юрьев-Польский, укрепил почти никому не известное поселение со смешным названием Москва. Летопись фиксирует: "Изукрасил Андрей землю Залесскую храмами божьими, монастырями спасёнными, городами крепкими, палатами белокаменными". Алтари всех им воздвигнутых храмов украшал якорь - символ крепкой веры и окончательной остановки на принадлежащей только ему земле. Но главным зданием было само государством. 

    Когда Юрий Долгорукий умер, и Киев захлестнула борьба за власть, Андрей не стал в неё ввязываться, а принялся выстраивать "вертикаль власти" на своей Ростово-Владимиро-Суздальской земле. Причём, как бы не "своей сильной рукой", а соборным решением делегатов от всех сословий и духовенство. За неделю споров порешили признать его старшим, а прочих глав "субъектов княжества" обязали ему подчиняться, чего на Руси до тех пор не бывало. 

 

 

 

                                                                             Князь Владимир Креститель Руси

 

    Князь Владимир приняв христианство сделал нашу страну такой какая она есть. Многие вещи столько обрусели что мы уже и не помним от кого они достались нам в наследство. Кресты на маковках церквей, двуглавый орёл на нашем гербе, и даже эти буквы которые вы читаете на этом экране - все это последствие того шага, который тысячу лет назад сделал князь Владимир. Но самое удивительное что мы не знаем об этом человеке почти ничего. 

 

 

                                                                                      Успенский собор города Владимир

 

 

    Известно место где крестился князь, Корсунь. Так называют этот город в русских летописях или Херсонес Таврический Византийский. Сегодня это археологический памятник рядом с Севастополем. Здесь каждый камень имеет свою историю. Это по сути самые древние христианские места в России.

    Но зачем же сюда пришел князь Владимир? Почему именно Корсунь стала местом его крещения? Византию в то время раздирали востания и император Василий II попросил помощи у русского князя. Тот послал с бошвою дружину для подавления мятежа, но поставил условие, - я вам помогу, а вы в знак благодарности отдадите мне в жены принцессу Анну.

    Если говорить об Анне. Её до Владимира трижды не выдали замуж за монархов или их сыновей. Когда она была ещё совсем маленькой, её сватали за сына императора так называемой Римской Империи, по факту германского императора Оттона I. Отказ был очень решительным и грубым. Чуть позже её просватали за болгарского царевича, подсунули какую-то другую девицу и когда обман вскрылся, митрополита Милитена, который её отвозил, болгары сожгли его на костре. В 987 году к власти во Франции пришёл новый король Гуго Капет, основатель королевской династии которая не во Франции а в Испании до сих пор правит. Послал посла чтобы сыну своему Анну в жены сосватать. Ответ был примерно в том духе, - кто, кто? Где, где?

    Франция не котировалась. 

 

 

    

                                                                                    Памятник князю Владимиру в Москве

 

 

    Конечно дело было не в том что Владимир влюбился в прекрасную принцессу, по сути это означало встать в ровненький с Византийским ИмператорОм, породниться и поравняться. 

    Судьба Византийской принцессы была такова либо в монастырь либо за кого-то из византийской знати. В чем скандальность брака с Владимиром? Это было таким не ведомым исключением. Нарушением всех династических правил византийских, более в отношении к государственной доктрины целое. Невесту не брали охотно для своих императора, а вот своих туда, ни в коем случае. 

   Мятежи в Византии были подавлены при участии русского корпуса, но император не торопился выполнять своё обещание данное Владимиру. Тот в качестве принуждения к браку пошёл войной на Корсунь. В то время это главный византийский город на Черном море. По современным меркам областной центр. 

    Владимир выбрал свою цель как очень тонкий стратег и шахматист. Он прекрасно знал что его предшественники, его отец Святослав, его дед Игорь, его опекун Олег ни разу ни взяли Константинополь, они разграбили окрестности но ни разу его ни взяли. Поэтому Владимир с военной точки зрения выбирал себе цель по силам, но как стратег, как политик он выбирал цель, которая окажется для Византии достаточной угрозой, для того чтобы он мог предьявить ультиматум. О том, о чем он хотел предьявить. 

    Владимир осаждал Херсонес почти девять месяцев. Даже этот орешек для него был слишком крепок. На Руси штурмовать каменные крепости еще не умели, а Херсонес уже привык к осадам со стороны самых сильных противников и он ни разу не был сдан. Ни скифам, ни готам, ни хунам, ни хазарам, ни печенегам. Город был уверен в том что он выстоит осаду, город знал как эту осаду выдерживать, был специальный воинский трактат, постановление. Как в наше время в штабе лежит пакет запечатанный, вскрыть при опасности, назывался трактат как выдерживать осаду. Там по пунктам, пошагово расписывалось что необходимо сделать стратегу для подготовки города к обороне, для осуществления самой обороны, для того чтобы пересорить врагов, для того чтобы перетравить врагов, все там было подробно расписано даже сколько стрел и дротиков надо запасти на одного воина в расчете, все подробно. Город знал как готовится к обороне. 

    Для взятия города Владимир пытался насыпать земляной вал к крепостной стене, но херсониситы через подкоп выгребали землю и ровненьким слоем рассыпали ее уже внутри стен, по середине городской площади. Владимир никак не мог понять, почему его вал не растёт. И тут он впал в ярость и сказал так, - буду тоять под стенами этого города хоть три года, но возьму его. - Эти слова донесла до нас летопись. А между тем началась зима. Вернуться по Днепру назад было невозможно, положение русского войска становилось критическим, а Херсонес чувствовал себя вполне вольготно. Потому что из города отселяли перед осадой лишнее население, с остававшихся брали расписку, что у тебя есть дрова на год. Если у тебя дрова закончатся раньше чем через год, то ты, подлежишь казни, потому что ты давал расписку, а греть тебя своими дровами тебя никто не будет. Поэтому все серьёзно. И так, у этих сытно, тепло, светло, вода по водопроводу подземному поступает и ела запасена, а Владимир сидит, впадает, ему холодно, голодно, не знает в принципе что делать и тут ему прилетает стрела с запмской. Послал её местный житель, херсонесит, грек Анастас, который знал те секреты, которые не мог знать варяг. Он знал где под землёй проходит трубоводопровод и даже в наше время водопроводная система является объектом секретности в любом городе. Тогда было то же самое. 

    Штурмовать город не пришлось. Русский князь перекрыл водопровод. Один из кварталов Херсонеса в древности назывался славянским кварталом, потому что в большинстве своём жили наши соплеменники славяне. И одна из версий почему князь Владимир не разрушил Херсонес, почему Херсонес был не разграблен это то что здесь жило достаточно много его единоплеменников, очень много славян. 

    Он захватывает город и отправляет послов в Константинополь со словами, - То же будет и с Царьградом! И вот тогда императоры поняли, что они имеют дело не с мальчиком, а с мужем. Именно в этот момент он поставил себя с византийскими императорами вровень. 

    Византийскому императору пришлось выполнить договор, выдать за князя принцессу Анну но с обьязательным условием: Владимир должен принять христианство, чтобы сестра вышла за единоверца. Князь решает посоветоваться с дружиной.а дружина ему отвечает - да конечно. Если бы христианство было плохой верой, её не приняла бы Ольга, бабка твоя. А Ольга была мудрейшей всех человеков. 

    Что мы помним из учебника истории? Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа, князя Игоря. Умная и властная женщина, гораздо реже мы вспоминаем что Ольга приняла христианскую веру за тридцать лет до князя Владимира. Крестилась же она в Константинополе. 

    В храме Святой Софии приняла крещение княгиня Ольга, бабушка Владимира. Почему это нам так важно? Все очень просто. Воспитанием детей тогда занимались мама и бабушки. Отцы проводили все время в боях и походах, так что влияние Ольги на решение Владимира принять христианство трудно переоценить. Точная дата крещении Ольги неизвестна, но зато можно с точностью до метра можно рассказать где происходило это таинство. Дело в том что обряд крещения в Византии несколько отличался от нашего нынешнего. У нас принято крестить прямо в церкви, а в Византии для этого было отдельное помещение - Бабтистерий, на фотографии ниже можно видеть эту купель. 

 

 

 

 

 

    Приезд Ольги в Царьград подробно описан императором Константином Багрянородным, он записал все до мельчайших подробностей, где она стояла, кому, какие подарки дарила и даже в какую дверь входила. Но ни слова о подробности её крещения. Видимо это было очевидно. 

    Нигде не сказано что она приехала чтобы крестится, в тех протоколах тех событий везде она фигурирует уже под христианским именем Елены. Это значит что крещение было уже к моменту приезда во дворце. Насколько пышным было кпещение княгини Ольги мы не знаем, но вряд ли это было рядовым событием, все церемонии проходили торжественно. 

    Решение Владимира принять христианство вряд ли было сииминутным. В Повести временных лет есть упоминание о том, что Владимир давно уже присматривал новую религию для Руси. Это событие историки называют выбор веры. История очень похоже на сказку только надо уметь читать эту сказку между строк. К Владимиру пришли мудрецы от главных мировых религий, от греческого православия, католичества, иудаизма, и ислама. Эти религии исповедовали соседи Руси. Так что это был не просто выбор религиозного мироощущения, а выбор союзника, политический шаг определявший путь России на века вперёд. Если бы он не принял от Византии христианство, а какую-то другую религию, наверное изменилось очень многое. 

    Дело в том, что в отличие от западной церкви которое имело дело с неграмотным населениям и учила людей христианству визуальными образами, вот смотрите в раю все белые, вот смотрите в аду какие черти черные, а вот смотрите в котлах какие грешники несчастны. Христианство на западе те века учили так, на востоке учили через чтения, знания и комментировании Библии, поэтому изучение восточного христианства было абсолютно неразрывно со школьным образованием, обучением грамотности и т.д. 

    Евреям из Хазарии Владимир ответил, - как же вы иных учите, если вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите? То есть ваше государство разгромлено, в упадеё и вы хотите возродится за наш счет. 

    Ответ мусульманским послам был ещё более неожиданный, - на Руси есть веселье пити не можем без того быть. - Очень часто слова эти трактуются грубо буквально, мол вот они истоки русского пьянства.

     По русскому обычаю князь делил трапезу со своей дружиной. За столом во время обеда, как и частенько бывает и сегодня принимаются важнейшие политические решения, это было элемент управления государством. Отказ великого князя мед и пиво выпить со своими братьями по оружию по сутри означал отказ от власти. Князь зависел от своей дружины не менее чем она от него. 

    Куда сложнее понять туманный ответ князя Владимира миссионерам католикам запада, - Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого. Под отцами Владимир имел в виду очевидно свою бабушку княгиню Ольгу. Католики были агрессивны в своём мисионерстве, часто внедряли свою веру что называется огнём и мечом. Владимир прекрасно понимает христианство с виду одна религия но в реальности совместить латинскую и греческую ориентацию невозможно. Надо выбирать или или. А Константинополь в то время был самым могущественным и важным соседом Руси. Константинополь сегодня это турецкий Стамбул. Мусульманский город со множеством мечетей и призывами молутзинов. Сегодня в городе православных святынь не так много, да и на общем мусульманском фоне они кажутся какими-то сюреалистичными, выпавшими из другого мира и только изредка византия прорывается наружу. А тысячу лет назад это был не просто город, это был сакральный город для всех христиан, сюда перенёс столицу Римской Империи Константин Великий, он сделал христианство господствующей религией самого могучего государства того времени. Решение Константина изменила ход мировой истории. Константинополь стал городом Богопомазанных императоров, обладание городом давало Божественную власть и правление над всем миром. Недаром его называли Царьград. 

    До принятия христианства русы, то есть наши предки часто совершали набеги на Царьград. Помните из учебника литературы как Вещий Олег  собирался отомстить неразумным хазарам. Считается что князь Олег которого прозвали Вещим, то есть мудрым, ходил с дружиной и на Царьград, но город он не взял но византийцы предпочли заплатить откупные и подписать договор о торговле. 

 

 

    

   

 

    Это ворота в Константинополь со стороны суши. Взять город с моря было практически невозможно. Невозможно было высадиться и собрать войска. Все завоеватели приходили сюда. Именно здесь князь Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Что же может значить щит на воротах? Существует две версии: 1) щит означает то же самое что ныне государственный флаг. В 1945 знамя победы, его водрузили на Рейхстагом. То есть по сути, Олег прибил свой щит к воротам побеждённого врага. Но есть и другая версия. Щит означает на вратах -символ заключённого союза, но только через семьдесят с лишним лет когда Владимир обращается в христианство этот союз по настоящему становится прочным. Зачем Византии нужно было обратить в свою веру язычников русских? Первый ответ понятен чтобы избегать набегов, чтоб больше не было щитов на этих стенах. Второй ответ не столь очевиден, получить в свои союзники Русь, Византии было очень выгодно. Киев в те времена по своему богатству и значению был третьим городом Европы, после Константинополя и Кардовы. 

    За свою жизнь Владимир сделал так много важных шагов, что невольно начинаешь представлять себе монументальную фигуру, муж обелённый сединами, но это всего лишь представление. О внешности Владимира можно судить по иконам изображениям на стенах церквей. Но они писались по строгим канонам которые и не предполагали сходство с оригиналом. Так что как на самом деле выглядит Владимир мы наверное никогда не узнаем. Но можно предположить что это был крепкий молодой воин. В тот момент когда он принёс к стенам Херсонеса, князю было около двадцати пяти лет. Это же живой человек, который возможно совершает ошибки, который встаёт, который идет, который двигается который обладает силою сказать иногда иногда да. Владимир был человеком очень харизматичным, экстравертным харизматом он был, сильный, очень сильный лидер за которым идут славяне, варяги, которые ему многое прощают. И те и другие многое ему прощают. До крещения это был темпераментный, энергичный, не знавший поражения язычник, приносивший своим богам человеческие жертвы. И у князя было очень много наложниц, князь любил разгульные пиры и увеселения. 

    Люди жили другими инстинктами, другими критериями, другое понимание, другое мироощущение. Уж точно не добродетельный муж по нынешним меркам. Преподобный Нестор летописец утверждает о том, что этот человек как зверь, это был страстный человек, это человек у которого множество наложниц, для которого жизнь человеческая не ценилась ни чем. 

    При осаде Корсуни произошли два чуда. Одно чудо так сказать телесное. Владимир во время осады очень сильно заболел, он практически ослеп и только после крещения исцелился и зрение полностью восстановилось. Но для нас куда важнее чудо духовное, Владимир прозрел во всех смыслах, приехал сюда язычником, а ушёл христианином. Вот так раз и словно два разных человека, но это же чудо. Духовное перерождение князя отмечаюи даже зарубежные летописцы тех лет, а им то лгать точно не было никакого резона. 

    Владимир с этого момента и до конца жизни строго выполнял все христианские заповеди. Он отказывается от смертной казни, - соблюдает заповедь - Не убий. Он говорит, - Господь праведный судья, а не князь. Не вправе я забирать человеческую жизнь, а на все воля Божия. 

    В его личности произошел такой перелом не с внешним а с внутренним состоянием. А перед смертью оставляет завет, обращение к Богу не забывать про землю русскую. Оно начиналось поэтическими фразами, - Боже сотворивший небо и землю, призри на новых люди своя и даждь им увидеть Тебя, истинного Бога. 

    Повесть временных лет говорит что князь Владимир крестился посреди града где Корсуньцы собираются на торг, по сути посередине базарной площади на виду всего честного народа. От той базарной площади сегодня ничего не осталось, установить место крещения очень легко, это место где стоит собор святого Владимира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Введите код с картинки
      Необходимо согласие на обработку персональных данных