+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Поездка на малую родину Матроны Московской в село Себино и к другим святыням земли Тульской

Поездка на малую родину Матроны Московской в село Себино и к другим святыням земли Тульской

Поездка на малую родину Матроны Московской в село Себино и к другим святыням земли Тульской

 

"Есть люди на земле, но люди не земные..."

Наша "белая птица" - так называют жители села Себино великую Матронушку Московскую.

 

 

Когда хотела избавиться от нежеланного дитяти Наталья Никонова, приснилась ей дивная белая птица, которая села ей на плечо. Наталья взглянула на белую птицу и в ужасе проснулась - птица была слепа. И когда родилась слепая девочка, она оставила ее в семье.

 

 

Крестили младенца в местной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Когда священник окунал младенца в купель, все увидели выходящий из нее легкий благоухающий туман. Так Господь показал свою избранницу.

 

 

Внешне слепая, Матрона поражала людей своим видением не только материального, но и духовного мира. Обладая даром пророчества, она предчувствовала пожары и другие бедствия, умела читать тайны человеческой души. Уже с семилетнего возраста и до конца дней Матронушка принимала людей, тянувшихся к ней со всей Руси за молитвенной помощью, за исцелением от телесных недугов.

 

 

К истокам великого чуда мы приглашаем вас в село Себино Тульской области на родину святой Матроны Московской.

 

 

В Себино мы посетим любимый храм Матроны – церковь Успенья Пресвятой Богородицы. До сих пор там хранится купель, где крестили Матронушку. На крышке купели вы всегда найдете освященные лепестки роз. Если желаете, можете привести с собой цветы к Матроне. В этой деревенской церкви, в тишине хранимой почитаемыми и чудотворными ликами святых, будто до сих пор витает дух великой святой.

 

 

Музей, посвященный жизни и памяти Матроны Московской, приглашает и ждет вас, чтобы поведать об удивительной и одновременно простой жизни Матроны Никоновой. Благодаря памяти о Матронушке к ее родному селу проведены хорошие дороги, поставлены памятники великой русской святой. В августе 2016 года недалеко от села Себино была открыта купель, освещенная в честь святой Матроны Московской. Купель находится подле реки с загадочным названием Мокрая Табола. У купели два отделения: мужское и женское, с великолепным входом в воду и удобной большой раздевалкой. Мы обязательно омоемся в целительных водах источника. За святой водой мы отправимся на Прощеный источник. Святой воды можно также набрать в родном храме Матронушки.

 

 

 

 

является архитектурной и духовной доминантой села. Он был построен в период с 1890 по 1892 гг. Храм был освящен в 1892 году и переосвящен 22 ноября 2003 г. Закрывался с 1937 по 1947 год.

Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена около 1694 года одним из представителей старинного рода Муромцевых, из которых был первым тульским губернатором генерал-поручик Матвей Васильевич Муромцев.

В храме есть следующие святыни: икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, подаренная святейшим патриархом Алексием II, ковчег с мощами святых сорока Севастийских мучеников, святителя Григория Богослова, святаго преподобного Иллариона Великого, св. преподобного Герасима Болдинского, святой преподобной Александры Дивеевской, киновиарха Иерусалимского Феодосия Великого, святой праведной Христины Греческой, Христа ради юродивого Иоанна Тульского чудотворца и частица гроба святой блаженной Матроны Московской.Чудотворная икона "Взыскание погибших" временно находится на сохранении в г. Новомосковске в Свято-Успенском мужском монастыре.

 

           

    Множество монастырей стоят по течению великой русской реке Дон, а наша первая остановка после малой родины святой Матроны в самом первом монастыре, так как расположен он у самого истока Дона батюшки в г. Новомосковске.

 

 

      Но прежде чем поведать об одном из уделов Царицы Небесной на земле, стоит обратить наше внимание на то, что же все-таки такое монашество и для чего нужны монастыри.

Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Его целью есть приобретение нравственной духовной силы, для спасения души. Монашество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, то есть совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

 

 

Главная неоценимая заслуга монахов для общества состоит в непрестанной, творимой ими, молитве о Церкви, отечестве, живых и умерших.
Родиною монашества почитается Египет, оттуда иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.

У нас на Руси монашеский подвиг берет начало почти одновременно с принятием христианства. Основателями монашества на Руси были преп. Антоний и преп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.

 

 

В отличии от приходских храмов, в монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения.
Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

 

 

Но в истории нашего монастыря начало положено иное.
В то время, когда по всей стране закрывали храмы и заново переписывали историю России, в 60 километрах от Тулы, по приказу партии возникла комсомольская стройка, результатом которой стал огромный химический комбинат и зародился Сталиногорск позднее ставший Новомосковском.
Но жизнь все расставляет на свои места, и в городе, где еще недавно не было ни одного православного храма, появился мужской монастырь, которому в этом году исполняется 15 лет.

Вопрос об открытии в городе православного прихода жителей Новомосковска волновал давно, потому что верующие из этого города вынуждены были ездить в храмы, находящиеся в других городах и населенных пунктах. Многие из прихожан Свято-Успенского монастыря помнят, как еще недавно на церковные праздники им приходилось ездить в Венёв, Оболенку или Епифань.

 

В 90-е перестройка и перемены коснулись и Новомосковска. Здесь была зарегистрирована первая православная община. Арендуемое помещение бывшего кафе на окраине городского парка стало первым православным храмом в городе, который был посвящен празднику Рождества Пресвятой Богородицыe, а его настоятелем был назначен священник Евгений Масягин. 19 декабря 1992 года в храме Новомосковска была отслужена первая Божественная Литургия.
Вскоре настоятелем храма был назначен иеромонах Лавр (Тимохин). Администрация города предоставила возможность выкупить помещение бывшего кафе, а 1994 году администрация города передала верующим здание бывшего кинотеатра «Встречный».
Так в городе появился еще один православный храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Его настоятелем и первым устроителем стал также отец Лавр.

16 июля 1995 года в Москве состоялся Священный Синод Русской Православной Церкви, который постановил открыть в Новомосковске Свято-Успенский мужской монастырь.
Священноархимандритом обители стал Управляющий епархией ныне покойный митрополит Тульский и Белевский Серапион, а его наместником определено быть архимандриту Лавру, который и в настоящее время несет свое ответственное послушание, собирая и духовно окормляя братию молодого монастыря.
Именно на него легли основные труды по созиданию новой обители. Особая забота отца Лавра направлена на укрепление духовной жизни иноков и монахов.

Помимо Богослужений, занимают и хозяйственные вопросы, связанные со строительством и ремонтом храмов, зданий и коммуникаций монастыря. За довольно короткое время появился храм Покрова Божией Матери с приделом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

 

Был заново выстроен Успенский собор, здание Воскресной школы, архиерейский и братские корпуса.
В настоящее время все это представляет собой стройный архитектурный ансамбль, который в лучшую сторону преображает пейзаж самого города.

Братия монастыря насчитывает около двадцати человек. В нелегкое постсоветское время первыми из них стали иеромонахи Елисей (Орехов), Киприан (Орлов), Варсонофий (Хорошко).
Помимо богослужений на территории монастыря силами братии обители совершаются богослужения в старинных храмах, таких как: храм св. мч. Александра Римского в селе Ченцово Заокского района, Свято-Казанский храм в селе Осаново, Богородицерождественский храм в селе Монастырщина и другие.

Не малое внимание в монастыре уделяется просветительской деятельности. При монастыре действует Воскресная школа, где взрослым и детям предлагается освоение основ православного мировоззрения. При Воскресной школе действует Православная школа искусств, где взрослым и детям предлагают познакомиться с теоретическими и практическими основами церковного творчества.

Исторически сложилось так, что помогая духовным нуждам ближних, монахи не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников.


Вот и сейчас исполняя концепцию по социальному служению в Русской Православной Церкви и следуя указаниям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, монастырь ставший крупным окружным центром Новомосковского благочиния несет заботу о духовном окормлении воспитанников городского дома-интерната №2 и проявляет попечение обо всех, кто ждет Слова Божия.

Силами братии обители регулярно совершаются богослужения в больничном храме в честь иконы Божией Матери Феодоровской, что при детской городской больнице №1. Храм был создан по инициативе коллектива больницы в лице главного врача А. И. Раевой при поддержке Архимандрита Лавра и был освящен по благословению Высокопреосвященного Митрополита Тульского и Белевского Алексия в 2006 году. Открыты часовни Святых Новомучеников и Исповедников Российских в здании автовокзала, Преподобного. Сергия Радонежского в коррекционной школе – интернат №2 и в Новомосковской городской клинической больнице, при которой несут свое служение сестры милосердия, присоединиться к числу которых можно и сейчас.

Стараниями Главы города Новомосковска Е.А. Козиной, которая является главным врачом Новомосковского родильного дома отремонтировано и готовится к открытию часовня в честь Иконы Божией Матери «Помощница в родах», перед образом которой смогут попросить помощи и помолиться будущие мамы.

 

Главной святыней Свято-Успенского монастыря является чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино, уроженкой которого она являлась. До 1993 года икона находилась в вышеуказанном храме, откуда по благословению Владыки Серапиона была перенесена в тогда еще приходской храм Рождества Богородицы. Сегодня эта святыня привлекает верующих со всей России.

В 1999 году, в год празднования 200-летия Тульской епархии, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в дар обители был торжественно передан ковчежец с частицей мощей новопрославленной Матроны Московской.

Ковчежец с частицей мощей Матронушки прибывал для поклонения в Тверской, Владимирской областях, городах Саратов и Томск, верующие республики Казахстан от Байконура до Алма-Аты имели возвожность поклониться мощам блаженной, во время поклонения происходили чудесные исцеления верующих.

 

Помимо вышеуказанных святынь в обители имеются многочисленные частицы мощей святых угодников Божиих, в том числе святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, мучениц Татианы и Марины, благоверного князя Александра Невского,св. Петра и Февронии Муромских, преподобных отцов Киево-печерских, святых Владимирской земли.

«Созижду Церковь Мою, — говорит Господь, — и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16,18). Эти слова говорят нам и о том, почему христианство, переживая порой страшные богоборческие периоды, способно возрождаться. И почему в городе химиков, энергетиков и шахтеров, как называют Новомосковск, вопреки изначальному замыслу сегодня слышен колокольный звон, блестят кресты и купола православных храмов. Они являются не просто эстетическим дополнением к общему пейзажу города, они построены по велению сердец тех, кто живет на этой земле.

 

 

 

является чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная по благословению блаженной старицы Матроны Московской для Свято-Успенского храма села Себино, уроженкой которого она являлась. До 1993 года икона находилась в вышеуказанном храме, откуда по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона была перенесена в приходской храм Рождества Богородицы г.Новомосковска (ныне Свято-Успенский мужской монастырь).Сегодня эта святыня привлекает верующих не только со всех концов Тульской земли, но и всей России.

В 1999 году, в год празднования 200-летия Тульской епархии, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в дар обители был торжественно передан ковчежец с частицей мощей новопрославленной Матроны Московской.
Помимо вышеуказанных святынь в обители имеются многочисленные частицы мощей святых угодников Божиих, в том числе святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, мучениц Татианы и Марины, благоверного князя Александра Невского, преподобных отцов Киево-печерских, святых Владимирской 

 

 

                                                   Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь города Тулы

 

 

 

В этой башне расположилась домовая церковь. В ее основание были заложены четыре кирпича, привезенные иеромонахом Никандром из Киево-Печерской Лавры и там же освященные. Из Лавры Никандр доставил также икону Успения Божией Матери - копию чудотворного Киевского образа. 9 июня 1863 года был освящен первый храм будущего монастыря — домовая церковь во имя Успения Божией Матери.

Святые врата, устроенные под аркой нижнего яруса колокольни, представляли собой Железную кованую двустворчатую решетку, украшенную бронзовыми медальонами с рельефными изображениями на них. Над вратами с западной стороны в особой раме, в виде выступа на стене, помещалась Иверская икона Божией Матери.

Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь – это единственный монастырь в России, освященный в честь иконы «Млекопитательница».

В начале 19 в. в Щегловской засеке, на восточной окраине Тулы был построен архиерейский дом. А в 1859 г. вокруг него начали строиться здания будущего монастыря (на средства купца Василия Иановича Макарухина из Москвы). Строителем храма назначили иеромонаха Никандра. Проектировал здания монастыря Александр Гавриилович Бочарников, дипломированный архитектор Императорской Академии Художеств, а руководил строительными работами Гавриил Васильевич Бочарников, его отец. Первый камень в основание соборного храма был заложен 20 мая 1860 г. Уже в 1864 г. соборный храм в честь иконы «Млекопитательница» был освящен. Храм был холодным, двухэтажным, имел на каждом этаже по три престола.

 

 

 

 

 

                                  ВОССОЗДАН МНОГОЯРУСНЫЙ ИКОНОСТАС ГЛАВНОГО ПРИДЕЛА МОНАСТЫРСКОГО СОБОРА

 

 


Когда созрело в Василии Макарухине решение направить на строительство мужской обители средства, накопленные благочестивым трудом, - и собственным, и трудом отца, дедов, прадедов, словом, всех предков, - он пришел к своему духовнику о. Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что имеет большое состояние, желал бы употребить его на одно большое богоугодное дело.

Василий Иванович в этом истинно добром деле не хотел проявлять своей воли, а только подчиниться воле Божией и Божиему Промыслу. Старец сердечно отнесся к заявлению боголюбивого простеца и повел беседу об основании святой обители там, где она была утрачена, а именно в Туле. Отец Никандр был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о строительстве здесь мужского монастыря — святой обители, места обитания Святого Духа.

 

 

 

 

 


Принятие Василием Макарухиным монашеского пострига

Весной 1890 г. Василий Иванович решается принять ангельский образ — постригается в монахи. 22 апреля 1890 г. резко ухудшилось состояние здоровья В.И. Макарухина. На следующий день он приобщился Святых Христовых Тайн и над ним было совершено таинство елеосвящения.

А через два часа он воспринимает схиму. Схимонаху дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого. Теперь схимонах Варсонофий всецело отдавался молитве.

Ежедневно после ранней литургии схимонах Варсонофий приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой.

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви (во имя св. Пантелеимона) двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — под алтарем северного придела, посвященного св. Василию Блаженному.

 

 

 

                                                                             Духовное завещание св. преп. Варсонофия

Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия — в 1990 году, а это значит, по его молитвам и заступничеству перед Господом. 2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. 18 июля 1991 года состоялось торжественное открытие монастыря. Сохранились и восстановлены храмы Щегловской обители, сохранены святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям. Святой Дух и в наши дни живет в святой обители.

Молятся верующие святому преподобному Варсонофию. Надгробие над его могилой воссоздано в настоящее время в виде резной раки с большой ростовой иконой св. Варсонофия. В год Тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий прославлен по решению Священного Синода в Соборе Тульских святых.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2007 года совершена первая (после разрухи) Божественная литургия в соборе Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. Наместник монастыря архимандрит Клавдиан сказал в проповеди, что в этот самый знаменательный день жизни все должны понять, что находятся под омофором Божией Матери: «Мы под сводами восстановленного храма, значит, Царица Небесная сама ввела нас под Свой Омофор, не напрасны труды по восстановлению храма и всей обители, эти труды полезны для спасения наших душ».

28 января 2008 года в соборе состоялось первое архиерейское богослужение — Божественную литургию в ознаменование престольного праздника иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

 

 

 

 


                                                           Святыни Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

 

Владыка Алексий много способствовал и способствует тому, чтобы обрела Богородичная обитель редкие, дорогие сердцу всякого русского человека святыни.

В Богородичном Щегловском мужском монастыре в настоящее время доступна для поклонения та старинная икона Божией Матери «Млекопитательница», которая была написана для храма в честь преп. Никандра Псковского в конце XIX века еще при жизни схимонаха Варсонофия.

А в центральном храме Щегловского монастыря сейчас хранится икона «Млекопитательница» — список со старинной иконы афонской работы конца XIX в., который хранится в Елоховском соборе. При поклонении чудотворному образу иконы Божией Матери «Млекопитательница», который хранится в Щегловской обители, были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока. Матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты о богоданных женихах. И молитвы эти бывают услышаны.

Вечером по пятницам два раза в месяц в Богородичном Щегловском монастыре совершаются водосвятные молебны с чтением акафиста Божией Матери «Млекопитательница».

В 2007 году был вставлен в чудотворную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона ковчежец с частью его святых мощей. А в великие праздники из алтаря выносится большой красивый ковчег с частицей мощей св. вмч и целителя Пантелеимона.

Несколько лет тому назад появилась в храме в честь св. Никандра Псковского чтимая всеми святыня — икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских, с частицей мощей. Массовым было паломничество в монастырь в этот день. Только молись, проси святого заступничества, и все полезное для души будет явлено по воле Божией. А сейчас есть в обители и ковчег с частицей св. можей свт. Николая Чудотворца, которые обязательно выносят из алтаря в дни его памяти

Есть в храмах обители иконы с частицами мощей свт. Спиридона Тримифунтского, современника свт. Николая Угодника, святых преподобных старцев Оптинских, св. блаж. Матроны Московской и Себинской, св. преп. Николая Алма-Атинского и Казахстанского, свв. преп. Серафима и Феогноста Казахстанских - бывших иноков Глинской пустыни.

 

 

 

 После указа Екатерины II о запрете захоронений на кладбищах в пределах города тульские власти выделили землю под новое кладбище на юге Тулы. Кладбищенская церковь на посаде вначале была деревянной. Сразу же по её построении, в марте 1773 года по прошению жителей Тулы дана была благословенная грамота на возведение каменной церкви во имя Второго Пришествия Христова с приделами во имя Воскрешения Лазаря и во имя Всех Святых. Строителем храма стал купец Герасим Стефанович Сушкин, но в 1774 году он умер, и позже был погребён в алтарной части храма. Строительство продолжил его зять, купец I гильдии Иван Афанасьевич Герасимов.

В 1776 году одноэтажная церковь была построена и освящена. Иконы местного ряда для неё написаны иконописцем, тульским оружейником Григорием Ивановичем Белоусовым. В церковной описи, приложенной к делу об освящении храма, говорится: «Свежесть красок, тщательность, даже некоторая художественность отделки фигур, в особенности лиц, и другие достоинства иконописного искусства ставят Белоусова выше обыкновенных иконописцев».

В 1788 году душеприказчики тульского купца Никифора Трофимовича Девяткина просили дозволения построить на посадском кладбище «верхнюю церковь» во имя Преображения Господня на завещанные им для этого деньги. Второй этаж отстроили за два года, но произошло несчастье, угрожавшее опасностью всему зданию: 8 августа 1790 года после завершения литургии, которую служили в нижней церкви, обрушился один из пяти куполов, увенчивающих церковь, проломил своды и верхнего, и нижнего храма. При этом погибли три человека. Губернский архитектор Никифор Сокольников запретил проводить службы в нижней церкви, и возобновили их только через пять лет.

Строительство верхнего храма завершили в 1797 году, а освятили его в 1825 году. В краеведческой литературе встречается предположение, что проект нового, облегченного и недоразвитого, пятиглавия Всехсвятской церкви разработал тульский архитектор Козьма Сокольников. На это указывает характерная постановка цельного купола храма почти непосредственно, без барабана, на основной объём здания — приём, встречающийся в Туле только здесь и в церкви Рождества Богородицы в Гончарах, спроектированной Козьмой Сокольниковым. Сходны и формы куполов этих двух храмов, и полукруглые люкарны — окна в куполе, освещающие внутреннее пространство здания.

В 1863 году в правой стороне верхней церкви был освящен престол во имя Воскресения Христова.

На протяжении сорока лет в ведении причта Всехсвятской церкви находилась часовня на Хлебной площади. Стояла она примерно в нынешней северной части Центрального рынка недалеко от входа с улицы Пирогова. Часовня была каменной, крыта железом, окрашенным медянкой, имела пять глав. Среднюю, большую венчал позолоченный крест, четыре малые — покрашенные железные кресты.


Вид на Всехсвятский собор с ул. Пирогова (начало XX века)
Всесвятской называлась одна из тульских улиц — часть современной улицы Л. Толстого от кладбищенской стены до улицы Новомосковской.

В период подъема обновленчества центром их служения в Туле стала Всехсвятская церковь, которую после закрытия Успенского кафедрального собора в кремле они провозгласили своим кафедральным собором. Обновленцы проводили свои служения в храме с 1923 по 1944 год, после чего он был вновь возвращён Тульской епархии. Последний обновленческий архиепископ Тульский Пётр Турбин 17 января 1944 года принёс покаяние и был утверждён настоятелем Всехсвятского собора Тулы в сане протоиерея. Вскоре Всехсвятская церковь стала кафедральным собором Тульской и Белевской епархии: 13 июля 1944 года архиепископом Тульским был назначен воссоединённый из обновленчества епископ Виталий (Введенский). Ранее, в 1922—1930 годах, он занимал Тульскую обновленческую кафедру.

Стены нижнего и верхнего храмов Всехсвятского кафедрального собора были расписаны в 1955—1960 годы московскими художниками Павлом Александровичем Гладковым и Виктором Михайловичем Голубевым. В 1960 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, Всехсвятский собор и колокольня были поставлены на государственную охрану как памятники истории и культуры. По благословению митрополита Тульского и Белевского Ювеналия осуществлена реконструкция колокольни Всехсвятского собора; работы начались в феврале 1978 года.

К декабрю 1978 года были закончены внешние работы, выполнены перекрытия девяти этажей железобетонными плитами, устроено отопление. В 1979 году установлен и пущен в эксплуатацию лифт. 17 июня 1979 года колокольня была освящена. К декабрю завершились штукатурные и отделочные работы внутри всей колокольни. Представительский зал на втором этаже колокольни расписал московский художник Борис Иванович Мухин. Организацией всех работ по реконструкции колокольни занимался ключарь Всехсвятского собора протоиерей Лев Махно.

В 1988 году Всехсвятский кафедральный собор был центром праздничных мероприятий посвящённых 1000-летию крещения Руси.

2 декабря 2003 года в ночное время была впервые включена подсветка колокольни Всехсвятского собора.

 

 

                                                                             ТУЛЬСКИЙ УСПЕНСКИЙ ЧЕРНЫЙ СОБОР

 

 

 

Благочинный церквей города Тулы протоиерей Сергий Резухин

Главный престол храма, другие приделы

Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно

Главные события года

Престольные праздники
Архиерейские богослужения

АРХИТЕКТУРА ХРАМА

Успенская церковь была возведена в русском стиле. Интересно, что сохранился ее первоначальный, неосуществленный проект. Он близок к построенному храму, но предусматривает несколько иные декоративные и пластические элементы.

Так, при утверждении проекта и в процессе строительства отказались от готических элементов декора - например, стрельчатых обрамлений окон на барабанах. Не стали делать и горизонтальное трехчастное деление фасадов окнами - в случае такого деления здание казалось бы трехэтажным.

Стены верхней церкви расписывались в 1909 году. На стене верхнего храма сохранилась надпись: «В 1909 году тщанием настоятельницы игуменьи Магдалины, с помощью благотворителей, соборный храм сей украшен стенным писанием и орнаментом». Эта живопись, по утверждению P.P. Лозинского, - копии с фресок Владимирского собора в Киеве, расписанного в 1885-1890 гг. Виктором Васнецовым.

«По своей архитектуре не представляет художественного интереса...» - именно так оценивалась Успенская церковь, например, в путеводителе по Туле, изданном в 1973 году. В той книге ей уделено всего три строчки. Откуда взялась такая оценка, и какова же на самом деле архитектурная и художественная ценность храма?

С середины XIX столетия российские архитекторы всё чаще обращались к культурному наследию Византии и Древней Руси. Это объяснялось поисками национального стиля в архитектуре. Идеологическим обоснованием таких поисков была знаменитая триада графа Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

В советское время государственная идеология эпохи Николая I в целом и уваровская триада в частности считались однозначно «реакционными». Большинство советских искусствоведов по чисто идеологическим соображениям отказывались признавать памятниками архитектуры храмы, возведенные в русском и византийском стилях.

Говоря об этих стилях, советское искусствоведение прибавляло к словам «русский» и «византийский» уничижительные приставки «псевдо-» и «ложно-». Такая «научная» оценка была очень удобна для многих. Не памятник - значит, не надо охранять и можно сносить. Успенский храм избежал сей участи только потому, что стал хранилищем архивных документов.

Обратимся к оценкам, которые давались Успенской церкви тульскими архитекторами.

В книге В. Уклеина «Тула - каменная летопись» (1984 г.) читаем: «От ее архитектуры веет официозным холодом, окостеневшей догмой, схоластической застылостью и академической скукой. Каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в декоре церковных фасадов. Здесь и колонки с «перехватами» и «кубастыми» капителями, и гирьки-«висяги» над главным западным порталом, целые ряды ширинок, арка с килевидным завершением.

Говоря словами известного художественного критика В. В. Стасова, здесь «целый пуд русского» и, скажем мы, ни золотника теплоты, непосредственности, чарующей композиционной свободы, живописности и ненавязчивой красоты, свойственных подлинно древнерусскому искусству.

Но церковь бывшего девичьего монастыря таит в себе и нечто чрезвычайно ценное, в особенности для местных строителей. Ни одно тульское здание не может даже отдаленно сравняться с Успенской церковью по прекрасному качеству кирпича и по виртуозности кирпичной кладки».

Заслуженный архитектор России В. В. Куликов в 1987 г. в газете «Коммунар» отмечает насыщенность фасадов храма элементами из белого камня и профилированного кирпича, высокий уровень строительных работ, «весьма удачное акустическое решение и освещение интерьера за счет окон и потока света, проникающего через центральный барабан, что создает впечатление зрительного увеличения пространства». Он тоже относит храм к псевдорусской архитектуре.

На взгляд современных специалистов в области искусствоведения и архитектуры, храмы, возводившиеся в русском и византийском стиле во второй половине XIX - начале XX века - удачная попытка возродить национальную архитектуру в новых исторических условиях, с учетом требований времени. Да и можно ли было в конце XIX века применять пространственно-композиционные решения зданий трехсот-пятисотлетней давности? (А разве здания в стиле русского классицизма - точная копия древнегреческого Акрополя?) Вот и брали от древнерусской архитектуры в основном декоративные элементы.

Храмы в византийском и русском стиле - гораздо более русские, чем шедевры барокко и классицизма, строившиеся в нашей стране в XVIII - начале XIX столетия.

 

 

воплощения

Храмы бывшего Успенского женского монастыря, расположенные рядом с Тульским кремлем, визуально знает каждый туляк. Первый - белый, с колоннами, в классическом стиле. Второй - из красного кирпича, в русском стиле. Две церкви и небольшой кирпичный дом вблизи них - всё, что осталось от тульского Успенского женского монастыря.

Идея основания в Туле женского монастыря принадлежала царю Федору Иоанновичу, сыну Иоанна Грозного. В писцовой книге по городу Туле за 1587-1589 годы говорится, что «по Государеву Цареву и великаго Князя Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище, что усть рчк (т. е. против устья речки) Тулицы, отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей (в переводе на метрическую систему -150 на 64 м). Старое городище - это место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод.

Однако строительство в ближайшее время так и не начали. А в 1598 году скончался царь Федор. Потом было не до возведения монастырей: Смутное время, междуцарствие. Обитель возникла значительно позже - при царе Алексее Михайловиче.

В писцовой книге князя Вадбольского (1685 г.) при описании «деревянного города» в Туле (территория между кремлем и современной улицей Советской) упомянут «монастырь девичий Успения Пречистой Богородицы, строенье Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и Белыя России Самодержца».

Точного указания, когда именно был построен Успенский монастырь, не обнаружено. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, об этой обители несколько раз упоминается под 1649 годом.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. Если в 1649-м монастырь уже существовал, значит, основан он был между этими двумя датами.

 

Главный монастырский храм

Время строительства первого, главного храма монастыря точно не установлено. Из документов XVIII века ясно, что это было каменное двухэтажное здание. В верхнем этаже был престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и придел во имя преподобного Александра Свирского, в нижнем - престол в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и придел Николая Чудотворца.

Со временем здание обветшало, начало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. Церковь разобрали и в 1791-1792 гг. построили новую, каменную, одноэтажную - на деньги, выделенные из казны Екатериной II, попечением тульского гражданского губернатора Андрея Ивановича Лопухина.

Главный престол освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, южный придел был посвящен иконе «Неопалимая Купина», северный - Александру Свирскому.

В 1857 году храм, пришедший уже в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: обветшание ускорилось.

В 1899 году приступили к разборке этой церкви; к 1902 году на ее месте воздвигли новое двухэтажное здание, которое и дошло до наших дней.

 

Собор, дошедший до наших дней

Нижний теплый храм с одним престолом во имя равноапостольной Марии Магдалины и великомученика и целителя Пантелеймона освятили 24 октября 1902 года; верхний, с главным престолом Успения, был освящен 28 июня 1904 года, а приделы верхнего храма - во имя иконы «Неопалимая Купина» и во имя святого Александра Свирского – соответственно, 11 июля 1910 года и 3 июля 1911 года.

В Государственном архиве Тульской области хранится «Дело о построении каменного храма при Тульском Успенском женском монастыре», начатое 26 января 1899 г., оконченное 3 октября 1907 г. «Дело...» содержит рапорты и прошения настоятельницы монастыря игуменьи Магдалины, адресованные архиепископу Тульскому и Белевскому Питириму и в духовную консисторию, а также соответствующие резолюции. Как и при любом строительстве, возникали проблемы финансовые, снабженческие, а также вопросы этического порядка.

Из рапорта игуменьи Магдалины от 23 февраля 1899 года (это было время подготовки к возведению нового храма): «В указе Святейшего Синода от 17-го июля 1866 года изображено, что с разрешения <...> архиерея для сбора добровольных пожертвований в церквах, а равно в часовнях на столбах могут быть устраиваемы кружки.

Принимая во внимание, что предпринимаемая мною постройка в монастыре нового храма требует очень значительных средств, каковых в наличии имеется недостаточное количество, и надеясь привлечь к участию в пожертвовании на построение храма и таких любителей благолепия дома Божия, которые стесняются открыто подавать свои незначительные пожертвования, покорнейше прошу Ваше Преосвященство разрешить мне устроить на монастырской ограде близ Святых врат кружку для сбора добровольных пожертвований на построение храма <...>.

Наблюдение над целостию и неприкосновенностию кружки и собираемых в нее приношений принимаю на свою ответственность, для чего обязуюсь каждый вечер, перед наступлением ночного времени, кружку сию снимать, а по окончании каждого месяца высыпать содержащиеся в ней пожертвования и своевременно вносить их в приходно-расходные книги». Как видно из дальнейших документов, кружечный сбор оказался довольно значительным.

В рапорте игуменьи Магдалины от апреля 1899 года говорится, что ров для фундамента нового храма пройдет через старые могилы, «числом пять». А далее - об отношении к «отеческим гробам», имевшем место в XIX веке и, к сожалению, утраченном в веке XX.

Настоятельница пишет архиепископу Питириму: «Хотя могилы эти содержат останки давно умерших покойников, тем не менее, может случиться, что при разрытии их могут оказаться не совершенно еще истлевшими кости и части гробов; почему принимаю на себя смелость смиреннейшим образом просить Ваше Преосвященство:

а) разрешить мне произвести раскопку находящихся на месте фундамента будущей церкви могил;

б) собранные в них смертные останки сложить в общий гроб и, по совершении над ними панихиды, закопать на середине будущей церкви;

в) имеющиеся на некоторых могилах памятники заложить в стену нижнего этажа нового храма так, чтобы надпись о звании похороненных была видна изнутри храма».

А вот краткий «финансовый отчет» - выдержки из рапорта игуменьи Магдалины от 6 сентября 1907 года: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных на этот предмет, 57 тысяч, пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ваныкина 25 тысяч, во время построения поступило от разных благотворителей 32 тысячи, собрано по подписным листам, сборным кружкам, за надгробное чтение псалтири и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тысяч».

Немало сделали для нового храма тульские благотворители. Так, его мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и священные сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Любовь Ивановна Трухина (урожденная Ломова) пожертвовала паникадило, повешенное в центре храма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Введите код с картинки
      Необходимо согласие на обработку персональных данных