+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Россия начинается здесь! Псковская земля.

Россия начинается здесь! Псковская земля.

30 марта пятница на два дня и три ночи в древний Псков, Никандрову пустынь, остров Залита, Рождества Богородицы Снетогорском монастыре, Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь и Спасо-Преображенском женском монастыре.
Россия начинается здесь! Псковская земля.

 

 

     Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведёт начало от самых первых христиан. Ещё в дни Её земной жизни Иисус Христос указал   нам на Неё, как на Покровительницу и Заступницу всего рода христианского. 

 

    

 

 

   Нет и не было на земле ни одного человека, который не испытал бы скорбей и несчастий. От них на свободны ни богатые, ни знатные. Куда ни посмотрите, везде встремите заботы, труды, лишения, болезни, горе. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Как не возможно человеку не испытать смети, так и прожить без скорбей".

    Кто утешит и избавит нас от всех скорбей? Пресвятая Богородица - Матерь всех христиан. К Ней, Всеблагой, какое бы несчастье или скорбь не постигали, все мы должны обращаться за помощью и утешением. Ибо от каких скорбей Она не утолила? Кто, с верою обратившийся у Ней, не был услышан? Всем и каждому спешит Она на помощь и утешение. 

    Ясным и неопровержимым свидетельством, что Царица Небесная не оставляет нас Своим заступничеством, служат Её иконы, а течение веков источающие многочисленные чудеса. 

    С принятием Крещения, Русь украсилась множеством чудотворных икон Божией Матери. Они привозились византийскими царевнами, выходившими замуж за русских князей, дарились восточными патриархами, чудесным образом обретались в том или ином месте. 

 

 

В одной из поездок на святую Дивеевскую землю, мне несказанно повезло, - я, познакомился с отцом Иринархом. Схимонах, приехавший в Россию из-за событий на Украине. Он остановился в Дивеево. К нему даже схиигуменьи обращаются со словами, - Святый Отче. Так получается, что в этих моих поездках по святым местам, я волей или неволей становлюсь слушателем из-за чего тот или иной человек, пускается в такой далёкий путь. Кто-то, вымолить ребёнка, кто-то в поисках работы, а есть и такие, что готовы отдать последнее лишь бы прожить еще немного. И вот, таким пассажирам я устраиваю встречи с этим живым, святым человеком.

Вы знаете, после общения с ним, двое из тех, которых я привёз в Дивеево, получили от него совет: "Игорь, у вас хороший езжяйте с ним в Псков. Он повезёт вас в Никандрову пустынь и там, получите то что вам нужно. Там радоновый источник в честь Александра Свирского, и ещё 4 святых источника. А какое благодатное, намоленное место, - почуствуете сразу, как из-за поворота покажется остров посреди лесного болота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

   В Богородичном приделе пребывает чудотворная икона Божией Матери "Благодатное Небо", имеющая второе название "Смоленская". Праздник в честь этой святыни острова совершается в день Смоленской иконы Божией Матери 10 августа. Именно через этот образ в 1842 году Матерь Божия явила жителям острова Свою милость. Много лет перед ним с особым благоговением молился старец Николай Гурьянов, воспевая  Божией Матери: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Подаждь и нам, недостойным, росу Благодати Твоея и яви милосердие Твоё".

    В тяжёлые, смутные времена с этой святой иконы похитили серебряную ризу, и отец Николай сразу, как приехал на остров, постарался одеть Матерь Божию в подобающую Ей Царскую Порфиру. В этом помогли духовные чада батюшки, которых у него всегда было много. Игуменья Тавифа из Свято-Духовского женского монастыря Вильнюса  взяла благословение и начала шить ризу Богоматери на голубом бархате.

 

 

 

 

 

    Сколько слез радости и боли сопровождали эту работу матушки-игуменьи, знает, наверное, только Хозяйка ризы. В 1960 году после двухлетнего труда риза, накнец, была одета на святую икону Заступницы нашей Усердной, Пресвятой Богородицы. Через несколько лет блаженная игуменья Тавифа почила во Господе от тяжёлого недуга, а сестры её обители вскоре в видении узрели свою игуменью и услышали, что матушку Тавифу на пути прохождения мытарств сопровождала Матерь Божия. И поныне этот святой образ Пресвятой Богородицы  радует всех и подаёт духовное утешение тем, кто с верою к нему притекает. 

 

    Благословением и молитвами старца Николая храм и сейчас продолжает преображаться. В начале 2000-х годов стены храма были расписаны. На них появились Евангельские сюжеты, образы Небесных Сил бесплотных, святых апостолов, святителей, мучеников и преподобных, среди которых святые, в земле Псковской просиявшие. Отреставрировали иконостас и древние иконы Святой Троицы и Архистратига Божьего Михаила. Обветшалый деревянный пол храма полностью заменили на новый. 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Детство на Черехе

Из всех порховских святых (а их известно около десятка), главным смыслом своей жизни сделавших служение Богу, наи­более почитаем у нас препо­добный Никандр. Слава о нем живет на Северо-Западе уже почти пять веков, имя святого даже в местную топонимику вошло прочно и навсегда. Мно­гое о Никандре нам известно, отдельные же факты его подвижнической жизни, а также легенды, сложенные о лесном отшельнике, могут, надеюсь, вызвать интерес у читателей.

Главный источник сведений о святом Никандре - это, конеч­но, его жития, т.е. биографии, написанные после его канони­зации. Их известно несколько, но они отличаются одно от дру­гого лишь в деталях. Наиболее полное из них написано, по-ви­димому, в 17 веке.

Святой Никандр родился и всю свою богоугодную жизнь провел на Псковской земле, давшей России так много святых имен. Родина его - деревня Виделебье на реке Черехе, на полпути между Подсевами и Карамышевом. Вот в этой живо­писной деревеньке, известной с незапамятных времен, и по­явился на свет 499 лет назад, в 1507 году, мальчик, нареченный Никоном. Родителями его были простые крестьяне - Филипп и Анастасия. Никон стал вторым ребенком в семье. У него был еще старший брат - Арсений, постригшийся в монахи и ушед­ший из семьи.

Житие Никандра отмечает очень важный факт, который предопределил всю жизнь будущего святого. Когда ребенка крестили в церкви, в купель со­шла благодать Святого Духа, сделавшая мальчика с ранних лет отличным от сверстников. Никон чурался шумных игр с деревенскими ребятишками, любил уединение и с большой охотой посещал церковь, благо находилась она в самой дерев­не. Мальчику хотелось познать Священное Писание, открыть для себя все тайны жизни во Христе и не уподобиться тем людям, которые живут бездум­но, в ежедневных грехах, не за­ботясь о том, что ждет их в буду­щем. Молитвы помогали юному Никону избегнуть многих со­блазнов суетной жизни, быть свободным от людских пороков и сохранить чистую душу, напол­ненную светом любви к Богу. Никон радовался, что его брат стал иноком, и такой же видел свою судьбу.

 

 

 

                                                                                                                 Уход из дома

Когда Никон был еще юношей, умер его отец. Он остался вдво­ем с матерью. Не желая и даль­ше жить в мире непостоянства, злоключений и бед, Никон уго­варивает мать оставить бедное крестьянское хозяйство, отдать имущество церкви и нищим и уйти в монастырь, чтобы обрес­ти сокровище духовное, вечное вместо утраченного земного - краткого и тленного. Анастасия, послушавшись сына и уйдя в женскую обитель, прожила сре­ди сестер во Христе несколько лет и тихо оставила земную жизнь, простившись в молитвах с Арсением и Никоном.

 

 

 

       А Никон, лишившийся отца и имущества, расставшись с матерью, ушедшей в монастырь, не имел теперь никаких уз, свя­зывавших его с родным домом. К этому времени ему исполни­лось 1? лет. У Никона началась самостоятельная жизнь. И пер­выми его шагами в этой жизни стало паломничество в святые места Пскова. Никон знал, что в этом славном городе и его ок­рестностях много монашеских обителей. Особенно его инте­ресовали два монастыря: Елизаровский, основанный в 15-м веке его односельчанином Ели­заром (в монашестве Ефросином), и Крыпецкий, который, в свою очередь, основал духов­ный ученик Ефросина Савва на рубеже 15-16 веков.

 

 

 

 

Посетив святые обители, помо­лившись у мощей чудотворцев и поимев беседы с иноками, Никон принимает твердое решение последовать их примеру. Но было одно обстоятельство, кото­рое омрачало его и мешало сде­лать последний шаг на пути к монашеству: он был неграмотен и потому недостаточно хорошо знал Священное Писание. Ему нужен был хороший учитель. Та­кого можно было найти только в Пскове. Никон возвращается в Псков, находит временное при­станище у некоего Филиппа, у ко­торого за постель и обед выпол­няет все домашние работы, про­являет себя с самой лучшей сто­роны и добивается расположе­ния хозяина. Исполняя заветное желание трудолюбивого и скромного юноши, Филипп находит ему опытного учителя, который ока­зался не только образованным, но и добрым человеком. Под его руководством прилежный и спо­собный ученик очень скоро и глу­боко усвоил Христово Евангелие Чтение священной книги христи­ан еще более укрепило дух Нико­на. Он принимает бесповорот­ное решение поселиться в глухом лесу и там, в уединении, денно и нощно молиться Богу - не толь­ко за себя, но и за других.

 

 

                                                                                                          В поисках уединения

    Теперь нужно было найти та­кое место, чтобы там обосновать­ся. Случайно Никону удалось ус­лышать разговор незнакомых людей о диком лесе, находив­шемся где-то между Псковом и Порховом. Говорили, что там много мхов и болот, речек и озер, а селения удалены одно от дру­гого на много верст. Этот нечаян­но подслушанный разговор очень взволновал Никона. Вот бы най­ти такого человека, который мог указать ему это чудное место! И такой человек сыскался. Звали его Федор Ситник. Он хорошо знал этот лес и охотно согласился стать проводником. Добрав­шись до самой середины огром­ного таинственного леса, Федор и Никон нашли небольшую поля­ну и построили на ней хижину, которая и стала Никону жилищем на долгие годы.

 

 

 

 

    Пожив некоторое время с Никоном и дав ему возможность привыкнуть к новому месту, Фе­дор возвращается домой. А вско­ре после него уходит отсюда и Ни­кон. Он снова спешит в Псков, по­сещает церковь Богоявления Господня и жарко молится там, прося у Бога сил, чтобы выдер­жать трудности отшельнической жизни. И тут случилось чудо. Во время молитвы Никон услышал глас, исходивший из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, ко­торую я указал тебе через раба моего Федора, для спасения тво­его, и там обретешь ты покой себе. После же тебя пустыня та процветет, как цвет, и через тебя спасутся все живущие там...»

 

 

 

 

Радостный Никон устремился, как птица, в обратный путь, но при выходе из церкви встретил псков­ского юродивого Николу. Никола предупредил юношу, что его ждут тяжелые испытания и беды, ко­торые будут исходить не только от людей, но и от дьявола. Доб­равшись до своей хижины, Никон начал тяжелую жизнь христиан­ского отшельника, изнуряя себя многочасовыми молитвами, по­стоянным постом, воздержани­ем и терпением.

 

 

 

называет его монашеским именем) задержал­ся у своих знакомых в деревне Ло­коть и решил остаться там на ночлег. На лугу у реки Черехи паслись лошади. И вот утром многие крестьяне не досчита­лись своих лошадей. Мужики бро­сились на поиски, но они ни к чему не привели. Подозрение пало на чужого парня, ночевав­шего в деревне. Может, и не он угнал, решили мужики, да уж навел воров, вестимо, он. Скорей всего, был в сговоре с цыгана­ми, несколько таборов которых кочевало в округе. Мужики уст­роили сельский сход, привели на него Никандра и устроили над ним самосуд. Сначала они пытались добиться от него признания миром, но, не услышав того, чего ждали, стали его избивать. Никандр закрыл лицо руками и, содрогаясь, плакал: «Не крал я лошадей!..»

 

 

    Ничего не добившись, избив его, мужики отпустили Никандра. Горькая обида, несправедливое обвинение и незаслуженное наказание заставили Никандра покинуть родные места. Он ушел в чем был. По узкой болотистой тропке, сквозь дебри, окружавшим деревню Локоть, он добрался до Черной речки и увидел в кустах огромный камень. Никандр так устал, что решил забраться на него и отдохнуть. Камень показался ему очень странным. На одной стороне валуна был выступ, похожий на ступеньку величиной со скамейку, а поверхность камня-великана была ровной и гладкой. Никандр забрался на самый верх камня, опустил уставшие ноги на теплую от дневного солнца «скамейку» и предался грустным мыслям. Долго он так сидел. А когда слез с камня - на нем остались следы-вмятины от его босых ног, бедер и локтя, которыми он опирался о камень. Тут же образовалось и небольшое, величиной с блюдце, углубление от слез, падавших из глаз несправедливо обиженного юноши... На протяжении многих лет в этом каменном блюдце хранилась вода, не испарявшаяся даже в самые жаркие дни. Ведь это были Никандровы слезы...

 

 

С тех пор Никандр и стал лесным жителем, отрекшись от всего мирского, где так много зла и несправедливости. А камень до сих пор стоит у Черной речки. Но найти его может только тот, у кого чистые устремления и добрая душа... *Житие Никандра иначе объясняет становление деревенского юноши лесным отшельником. Однажды в Пскове Никон молился в церкви Богоявления Господня. Во время молитвы Никон услышал голос, исходивший из алтаря: «Никон, раб мой, иди в пустыню, которую я указал тебе через раба моего Федора, для спасения твоего, и там обретешь ты покой себе. После же тебя пустыня та процветет, как цвет, и через тебя спасутся все живущие там...». Радостный Никон устремился в путь, при выходе из церкви встретил блаженного Николая Псковского, который предупредил юношу, что его ждут тяжелые испытания, трудности и беды. Добравшись до своей хижины, Никон начал тяжелую жизнь христианского отшельника, в многочасовых молитвах, постоянных постах, воздержании и терпении. Так рассказывает житие Никандра о юности святого и мотивах, приведших его в дикий лес.

 

 

 

Прожил Никон в лесу 15 лет, но когда о нём узнали люди, ушёл. Никон искал уединения и, казалось, нашел его, но вскоре молва о странном человеке, обрекшем себя на одиночество в глухом лесу, где жили лишь дикие звери, распространилась среди жителей окрестных деревень. Люди удивлялись его терпению и стойкости переносить все лишения, неизбежные в жизни отшельника, и решили, что обыкновенный человек жить так не может, что этот странный незнакомец - безусловно, Святой человек. И началось прославление Никона, дошедшее и до его ушей. Но вот славы-то Никон и боялся больше всего. Он знал, что человеческая похвала способна поселить в сердце человека пагубную гордость, низвергая его в бездну зла и пороков. Он не мог оставаться там, где народная молва делала из него полубога, ведь он себя таким не считал. Никон печально удаляется из лесной пустыни и снова идет в далекий Псков. Здесь он встречается с Филиппом, у которого жил и работал. Филипп поразился внешнему виду Никона: пред ним стоял худой и бледный человек в ветхой одежде, с отросшей бородой и длинными спутанными волосами. Тронутый незавидным положением молодого человека, Филипп привел Никона в свой дом, накормил его и дал ему необходимую одежду.

 

 

 

 

Никон сказал, что твердо решил постричься в монахи, и просил отвезти его в Крыпецкий монастырь. Филипп выполнил его просьбу, представил Никона игумену и передал ему просьбу Никона. Игумен этого монастыря, увидев изможденного человека, не соглашался его брать в обитель, ведь иночество требует величайшего терпения и тяжких трудов; а Никон, был очень слаб и изнурен телом. Никон же утверждал что он может перенести любые трудности и лишения, и припав к раке Саввы Крыпецкого и умолял игумена постричь его в монахи. Игумен, убедившись в твёрдости желания Никона, уже вкусившего подвижнической жизни, согласился совершить над ним обряд пострижения в монашество. Никон получил новое имя: Никандр. Во время пострига человек принимает подвиг монашества и отказывается от прежней жизни, умирает для мирской жизни и оживает для жизни в Иисусе Христе, поэтому постригаемым дается новое имя. При постриге умирает человек - рождается монах. Псковский купец Филипп и Фёдор Ситник тоже поступили в в Крыпецкий монастырь, и скончались в нем иноками. Никандр строго соблюдал монашеские обеты, неутомимо молился, был трудолюбив. На это обратила внимание монашествующая братия, они почувствовали превосходство Никандра над ними и относились к нему с большим почтением. Никандра стали называть «Святом человеком». И вновь слава и тоска по Богом указанной пустыни заставили его уйти из обители, и возвратиться в свою прежнюю лесную пустынь, о которой Никандр часто вспоминал и скучал.

 

 

 

Вскоре вернулся в свою пустынь. Жил там несколько лет, питаясь питаясь скудными дарами северной природы, всем, что дает лес, ягодами, травой и водой, в непрестанных молитвах к Богу. 

 

Однажды Никандр подвергся нападению разбойников. Они не посчитались ни со славой отшельника, ни с его бедностью, ни с телесной слабостью. Четверо сильных мужчин ворвались в хижину Никандра забрали у него иконы и книги, да еще избили Никандра. А когда Никандр пытался воззвать к их совести, один из разбойников острым предметом ударил его. Увидев кровь, разбойники покинули хижину, оставив Никандра в беспамятном состоянии.

 

На обратном пути разбойники заблудились, попали в топкое место, окружавшее небольшое озеро, сквозь которое протекала речка. Три дня, голодные, совсем не спавшие, измученные, блуждали они вокруг озера, а затем вдоль русла речки вышли к деревянному мосту через речку. Решили по нему перейти на другой берег. Два разбойника ступили на мост, вдруг один из них, споткнувшись о сучок, ухватился за товарища, и оба, потеряв равновесие, упали в воду, а плавать разбойники не умели, барахтаясь в воде они оба утонули. А оставшиеся двое с ужасом наблюдали эту картину, но ничем не смогли им помочь, в страхе они перебрались на другой берег реки и по лесу вышли опять к хижине Никандра. Разбойники упали перед отшельником, к этому времени оправившимся от раны, на коленях и в слезах умоляли они его простить их за содеянное и указать им дорогу из этого страшного леса. Вернув награбленное и получив прощение Никандра, разбойники по указанной им дороге вышли из леса. Вскоре молва о приключении четырех любителей легкой наживы разнеслась по всем окрестным селениям, еще более укрепив славу Никандра как истинного христианина и праведника.

 

 

После нападения разбойников к Никандру снова потянулись люди из окрестных сел и деревень. Пользуясь безграничной добротой Никандра, люди обращались к нему за советами, с просьбами об исцелении. Люди поверили в безграничные возможности пустынника, называли его святым и поклонялись ему. Но Слава не давала Никандру душевного равновесия и умиротворенности. Его тяготили посещения людей, и он вернулся в Крыпецкий монастырь. Был там пономарем, просфорником, и наконец, келарем, ответственным за хранение и выдачу монастырских припасов. Послушание связанное с властью тяготило его. Эта должность была весьма важной и ответственной, Никандр, боясь кого-нибудь обидеть, вскоре от нее отказался. Он попросил у игумена разрешения поселиться недалеко от обители, на острове, окруженном болотами, построил там хижину и прожил там в постах, трудах, непрестанных молитвах 3,5 года. Но вскоре уединение пустынника было нарушено. Жители Пскова и его окрестностей, прослышав, что недалеко от Крыпецкого монастыря поселился Никандр, имя которого им было уже хорошо известно, потянулись к нему за благословением, утешением в печали и скорби, за наставлениями и советами, но это не понравилось игумену и братии Крыпецкого монастыря. Народная любовь к праведнику вызвала зависть у игумена и монахов, ведь монастырь может лишиться пожертвований богомольцев и монахи потребовали, чтобы он удалился с этого места. Со смирением Никандр выполнил требование и покинул остров, уходя и от славы, и от суеты мирской, которые преследовали его. Он вернулся в свою первую пустынь на реку Демянку, место указанное ему Богом, в далекий бескрайний лес, где он нашел родное пристанище, где под умиротворяющий шум вековых деревьев ему хотелось возносить молитвы Господу.Псковские гостиницы и монастыри. Никандрова пустынь.

 

                                                                                  Пустынные подвиги и искушения

 

    На пути преподобный Никандр прибыл в одно село, называемое Локоты. Незадолго перед тем здесь сгорел дом одного крестьянина от поджога грабителей. В этом селе остановился преподобный Никандр для ночлега, и притом у соседа того крестьянина, у которого был пожар. Сосед этого сначала принял его радушно и усердно угощал, посколько в доме шло застолье; но это было в сырный понедельник, а во все понедельники святой соблюдал пост, почему и отказался от скромной пищи. Это не понравилось крестьянину, он стал с недоверием смотреть на своего гостя. Безмолвие преподобного, его сосредоточенный вид ещё более усилили подозрения домохозяина. В голове его возникла безумная мысль, что это один из поджигателей. Немедленно он сообщил своё подозрение односельчанам. Крестьяне поверили этим безрассудным словам, напали на святого и стали немилосердно бить его палками по всему телу и голове.

    Но Господь не допустил святому святому погибнуть от навета бесовского. Стоны преподобного Никандра и крики бивших его были услышаны благочестивыми людьми, и они стали уговаривать безумных: "Этот человек не причинил вам никакого зла. За что же хотите предать смерти неповинного?" 

 

 

    Простив от всего сердца поселян, причинивших ему, по навету вражию, побои, отправился в дорогу. Утомившись в пути, святой, прилег и стал забываться в дремоте. Вдруг - словно кот промелькнул перед его взором и, проснувшись, он увидел двух огромных волков, стоящих у изголовья и готовых его растерзать. Святой, встав, осенил себя крестным знамением и, ударив своим посохом по земле, сказал: "Удалитесь от меня все, делающие беззаконие (Пс 6, 9). Звери тотчас же исчезли. 

    Прибыв в свою пустынь, святой снова предался подвигаем и прожил там отшельником до самой блаженной кончины. (Разные источники дают разные цифры пребывания преподобного в пустыни, и определить достоверность хронологии жизни его не представляется возможным. Можно лишь с достаточной степенью уверенности сказать, что из 75 лет своей жизни святой пробыл в пустыни в общей сложности около 40 лет; остальные годы распределяются приблизительно так: 17 лет  - в отеческом доме в Виделебье; около 18 лет приходятся на время жительства святого во Пскове у Филиппа и на двукратное пребывание в Крыпецком монастыре).

    Пятнадцать лет из них он провёл, не видя лица человеческого, так что люди не знали о месте его подвигов. Чудесным образом Господь открыл миру своего угодника. 

    Некто Петр, по прозванию Есюков, живший в двенадцати верстах от хижины святого в селе Лодыгино, сильно скорбел, что нет у него детей. Однажды подбежал лось к самому двору Петра. Не случайно произошло это, но Божиим изволением: как в древности через оленя Господь привёл ко крещению святого Евстафия Плакиду, так и преподобного Никандра Господь указал Петру через лося. 

    Сев на коня, Пётр вместе со своими людьми погнался за зверем.

 

 

 

 

 

 

                                            ДРЕВНИЙ ПСКОВ. ПСКОВ ПРАВОСЛАВНЫЙ . ХРАМЫ И КРЕМЛЬ

 

    Псков, один из древнейших русских городов. Момент возникновения Пскова спорный вопрос. Археологические раскопки на территории Псковского Кремля и Кром, показали что мыс у слияния двух рек Великой и Псковы был заселён уже впервые века нашей эры, задолго до упоминания Пскова в летописях. Сейчас трудно сказать как выглядело первоначальное поселение но однозначно установлено, что древнейший посад развивался вдоль рек Псковы и Великой. Первое датированное упоминание о Пскове под 862 и 903-м годами содержится в древнейшем из сохранившихся летописном своде "Повести временных лет". Он повествует о приведение киевскому князю Игорю, жену из Пскова (Плескова).

 

 

 

 

    Именем Ольга. Ставшая впоследствии великой княгиней Киевской, мудрой правительницей и первой из русичей принявшей православную веру. Родом она из погоста Выбуты, что в двенадцати километрах от Пскова, верх по течению реки Великой. Неподалеку была и деревенька Будник, где по одной из легенд родился великий её внук князь Владимир - будущий креститель Руси.

 

 

    Псковская земля стоит у истоков христианства. В 2003-ем году древнему городу исполнилось 1100 лет с момента первого упоминания в летописи. Путешествия по древнему Пскову всегда начинают с Крома. Положившего начало городу. 

    Северная часть Кремля, наиболеё древняя, она расположена на высоком холме при слиянии рек Великой и Псковы. Древнейшее поселение находилось на берегу Великой, расширяясь к Пскове и занимая территорию будущего Крома и Довмонтова города. Это был Детинец древнего Пскова, укреплённый земляным валом и деревянной стеной. Здесь жили князь, дружинники, бояре. Располагался деревянный Троицкий собор. Возможно в X веке была сооружена древнейшая каменная стена. В XIV-XV веках в северной части Детинца стройными рядами располагались двухэтажные кромские клети крытые дерном. В них хранились запасы оружий продовольствия, городская казна и архив, склады боярских смесей исущество рядовых граждан. 

 

 

 

 

    В центре Псковского Детинца возвышается главная святыня Псковской земли Троицкий собор. С юга, к нему примыкает Вечевая площадь. А еще южнее приступная стена "Перси" "Перши". Летопись впервые упоминает о ней в 1337 году. Перед Перси сейчас сухой неглубокий ров.

 

 

 

 

    В Кремль ведут Великие ворота, известны с XII века. Защищавшие их Захаб реконструирован в XII веке на основе археологических и архитектурных иследований. 

    Второй пояс каменных укреплений примыкающих к южной стене Кремля, Персям и носит название Довмонтов город. Ансамбль Довмонтов города создавался на протяжении XII-XVII веков. Во время своего княжения Псковский князь Довмонт-Тимофей, княжил с 1266 по 1299 год возводит второе кольцо крепостных стен, получивших название Дамантова стена и застраивает небольшой участок земли к югу несколькими храмами. 

    Псковская земля, была издревле передовым заслоном оборонявшим северо-западную русь. В конце XV-XVI веков эти её функции преобразовались в общерусские. Посчитано что в XII - XVII веках, Псковская земля имела 123 войны с немцами, литовцами, шведами и  поляками. Богатая событиями жизнь древнего Пскова протекала в борьбе за независимость не только от иноземных захватчиков, но и против посягательств соседей. Эпохи расцвета сменялись периодами упадка и разрушения. 

    Псков первым среди русских городов начал создавать систему каменных стен. До этого момента были лишь земляные укрепления, да ограды из чистокола с не очень высокими стенами. 

    Усиление крепости шло постепенно, крутизна берегов, вместе с глубиной рек помогало этому. По обширности и мощи своих укреплений Псков в XVI веке в масштабе всей страны выдвинулся на первейшее место. Почти до конца XVI века по протяженности охватывающе всю территорию каменных стен, почти шесть километров. Город на Великой, среди московских крепостей, не знал себе равных. 

    Близость города к Ливонскому рубежу и частые рати и осады, наложили особый отпечаток на особый уклад его жизни. Даже внешний облик. Псков наряду со Смоленском, Казаню и Астраханью, вхожил в число четырёх пограничных городов, которые были замечательны своими укреплениями и могли выдержать всякую осаду. Так что их почитают даже неприступными. Сердце Псковской земли Троицкий собор и святыни Довмонтов города, кроме стойкости духа псковитян были ограждены  от враждебного католического мира ещё и мощными крепостными стенами Детинца и Довмонтовой стеной. Одна из древнейших башен Крома - Кутний Костер, 1400 год. Костер, одно из названий башен в Пскове, дошедший до времени когда крепости были деревянными и башни рубили из брёвен. А слово Кут означает угол Крома. Благодаря тайному лазу, который был в этой башне защитники крепости могли совершать вылазки в стан врага. Восточнее Кутнего Костра, крепость плавно следовала высоким берегом над рекой Псковой к пороховым складам и зелейным погребам. В 1400 году возведена башня на Ратчине всходе, на месте которой в XVIII веке возведена колокольня Троицкого собора, существующая поныне. В 1419 году построена Средняя башня. А к 1433 году Смердье или башня князя Довмонта, рядом с ней первоначально находились ворота, которые вели на Вечевую площадь. 

 

 

 

 

 

 

 

    Ворота были защищены Захабом.

    Одновременно с башнями возводились стены Кремля. В 1500 году от угла Крома Кутнего Костра крепостная стена ступенчано спускалась по холму к Плоской башне к середине Псковы. Напротив Плоской башни на противоположном берегу Псковы расположена высокая Воскресенская башня, стены Окольнего города. Между ними была построена стена с водобежными воротами. Так называемые нижние решётки. Они преграждали доступ в город через устье реки Псковы. Вначале построены деревянными, а в 1631 году Нижние решётки стали каменными. Было сооружено несколько арок со сводами, которые заграждались высокими подъёмными решетками. По сторонам из башен вёлся обстрел врага который бы попытался проникнуть в город по реке. Выше по течению Гремячей башни находились Верхние решетки закрывающие вход в город по реке с другой стороны. 

    Стены крепости гибко следовали очертанию места. Оборонительные сооружения кремля положили начало кольцевой системе укреплений Пскова XV - XVI веков. Каждая новая стена строится южнее предыдущей от берега Псковы до берега Великой. Затем соединяется со старыми частями стен идущими вдоль берегов рек. Значительная часть города оказалось защищена крепостью. Материалом для строительства служил местный камень, известняк имеющий пористую структуру. Сооружения из него обязательно покрывались обмазкой для защиты от непогобы, что придавало Псковским постройкам характерный внешний вид. 

    Уже к 70 - ым годам XVI века, весь Псков был окружен поясом каменных стен с высокими башнями с захабами и подземными галереями слухами. В это время каменные укрепления в Пскове уже были покрыты обмазкой и побелкой. В ту пору никакой бы другой город не сравнился бы с Псковской крепостью по мощи и красоте. Город на реке Великой был зачастую первым большим русским городом который видели иностранцы приезжавшие в Россию. Он оставлял глубокое сильное впечатление. Однако сами псковичи с осторожностью относились к приезжим. Подозрения вызывали непомерное любопытство иностранцев, 

 

 

 

                                                               "Приезд иностранцев XVII столетия" Иванов С. В. 1901 год. 

 

 

    Желание проникнуть в церкви, осмотреть стены, заглянуть в Кремль с его житницами и арсеналом оружия. Опасения нередко подтверждались. Гости выведывали городские секреты, собирали тайные сведения, доносили свои о боевых действиях в гарнизоне, военных приготовлениях. 

    Однако ещё в начале XVI века в городе существовали правила ограничащие передвижения иностранцев. Побывавший в 1413 году в Пскове путешественник Жильбер де Ленуа отметил внушительные укрепления города, записал что в Кремль насос замком ни один иноверец не допускался под страхом смертной казни. Десятилетиями продолжались споры о том, можно ли впускать приезжих внутрь города, и где там ставить им свои торговые ряды. Об этом писали в Москву правители ряда стран, отстаивали свои требования иностранные послы, но вопрос снова и снова возвращался к исходной точке и так и не был решен до конца XVII столетия. К началу XVIII столетия эта проблема решилась сама собой. В начале XVIII пограничная псковская земля вновь стала центром военных событий. Во время северной аойны, после поражения под Нарвой, опасность нависла над Псковом. Петр первый срочно обустраивает обветшавший и не способный противостоять артилерии XVIII века древние оборонительные сооружения. Перестройка укреплений велась при личном участии Петра I. Царь не мене пяти раз приезжал в Псков. 

 

 

 

                                                   Николай Зауервейд. Петр I усмиряет ожесточенных солдат при взятии Нарвы.

 

 

    Часть крепостных стен и башен были засыпаны землёй и превращены в бастионы. Такой же участи подвергались и некоторые храмы на територии Довмонтова города. Однако благодаря этому до нас дошли 150

 

 

 

                                            Древний Псков. Остатки храмов Рождественской батареи Довмонтова города. 

 

 

 

    В центре Кремля, высится Кафедральный Троицкий Собор. Поставленный древними псковичами во имя Святыя Живоначальной Троицы, он то и послужил краеугольным камнем для основания сего города. Древняя легенда сообщает, что церковь во имя Святой Троицы, появилась в Пскове, по желанию и на средства, великой Киевской княгини Ольги, где-то около 965-го года. Родом псковитянка, Ольга, одной из первых на руси приняла крещение. Тогда при виде блаженная Ольга близ реки глаголившая Псковаиз стана устней той реки, и внезапно, преславное видение виде, светлыми лучами осеваемы место оное, пророчество глаголившее, - На месте сем, будет храм, Пресвятая Троицы и град велик зело, и славен будет.

    Посвящение храма высшему христианскому Божеству задолго до общего крещения Руси в 988-м году было естественным, поскольку на тысячи вёрст вокруг простиралась тогда ещё языческая пустынь. Но и потом, много столетий спустя, главный храм Пскова, был единственным Троицким городским Собором в православной Руси, так как, соборы других крупных русских городов получили при крещении населения иные посвящения, Святой Софии, Спасу, Богородице. Было затем логичным, что Дом Святой Троицы, расширилось также до всего города крепости, как огороженного храмового двора.

 

    

 

 

 

 

     Храм перестраивался четыре раза. Второй раз, он был возведён в камне уже в XII веке при первом князе Псковском, Всеволоде-Гаврииле. Облик этого храма приблизительно можно представить по иконе с образом князя у алтаря в Троицком Соборе. Всеволод-Гавриил писан в рост, держащим на ладони модель храма, который он подарил Богу и псковичам. Реконструкция Собора говорит о двадцатипяти его престолов с храмами Довмонтова города. Одноглавье мощного храма в тридцатьдва ската его перекрытия. Псковичи воспринимали свой город, земным подобием, Града Небесного. Яко же Горний Иерусалим, величали его, Домом Святой Троицы. 

    На рубеже XIV- XV веков, Дом Святой Троицы Пскова, был превращён в необычайно своеобразный комплекс двадцатипяти каменных храмов. При чем, семь из них оказались затем, соборными. Стояли они тесно, один возле другого. Многие были храмами придельными, имея и крыльца, притворы и звонницы. Строились они непрерывно более пятидесяти лет. С 1365-го по 1420-е годы. Конечно же по решению Веча, высшего тогда органа власти Псковской Боярской республики. И с благословения Священного Собора псковского духовенства. Возводили его церковные мастера-зодчие, сначала Кирилл, потом его ученики последователи, Еремей и Фьодор. Мастер Кирилл воплотил в Псковском градостроении идею церкви соборной. Как образа и подобие Вышняго Иерусалима, небесного Дома Святой Троицы. 

    Третий Троицкий Собор, 1367-го года, был самым замечательным и сыграл важнейшую роль в расцвете местной архитектурной традиции. 19-27

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: