+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Боровск - Малоярославец - Серпухов

Боровск - Малоярославец - Серпухов

8 мая воскресенье поездка в Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь; Никольском-Черноостровском монастыре города Малоярославца; и по дороге обратно в Москву посещение двух монастырей и одного храма в городе Серпухове.
Боровск - Малоярославец - Серпухов

       Прозорливость преподобного Пафнутия Боровского внушала одним страх, другим - благоговение. Встречи со святым старцем искали многие - он исцелял недужных, наставлял заблудших, помогал покаяться согрешившим.

  Постоянный боритель праздности, подвижник был от чрева матери верным, безупречным другом девства. Во имя целомудрия он не дозволял никому прикасаться к своему телу, а женщин не только не пускал в обитель, но не хотел их видеть и издалека, женщинам и знатным он не разрешал даже приближаться к воротам обители своей, а братии строго запрещал всякие разговоры о них.

 

          Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

 

     Особый интерес к этому уголку подмосковья, под названием Боровск - вызывает существование здесь известной православной обители, памятника истории и культуры - Пафнутьева - Боровского монастыря.

    Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7, 5 м.

 

      Собор Рождества Пресвятой Богородицы

 

    История знаменитого Боровского Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря и судьба его святого основателя преподобного Пафнутия удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли русской. "Дом Рождества Пресвятой Богородицы и великого чудотворца Пафнутия" мы должны почитать как духовную святыню и как памятник нашей державной славы. В нераздельности этих понятий не только особенность пафнутьевой обители, но смысл и сила православного царства, каким было государство Московское.

 

                     Икона преподобного Пафнутия Боровского

 

     Дед преподобного был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв христианскую веру, остался навсегда. В Боровске же сам преподобный Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоком Покровском монастыре под руководством священноинока Никиты, ученика преподобного Сергия Радонежского, проведя там около 30-и лет, из них 13 - игуменом. Впав в тяжелую болезнь, преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 года поселился в лесу между реками Протвою и Игерьмою.

    Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими царями, царицами и царевнами. Не обретя желанного безмолвия по воле Божией 33 года преподобный Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 года, оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием, которого Преподобный исцелил от препятствовавшей заниматься иконописанием болезни, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.

    Нельзя не увидеть доброе семя в том, что преподобный Пафнутий,  по свидетельству современников, во всем избегал неумеренности, говорил, когда требовалось, а в другое время предавался молчанию, мог с пользой и поститься , и насыщаться, и изобиловать и лишаться, хотя всегда стремился избегать праздности и любил нищету и скудость. Из воспитанников Пафнутьевской обители,  которые по примеру своего духовного старца учились во всем держаться золотой середины, достаточно назватт приемника преподобного Пафнутия преподобного Иосифа Волоцкого, свт. Макария, митрополита Московского, преподобного Даниила Переяславского, свт. Васиана, архиепископа Ростовского. Уже в 1531 г. началось местное празднование прп. Пафнутию. Собор 1547 г. постановил его память праздновать общецерковно.

    В 1918 году монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 года, при попытке местных властей изьять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 году Пафнутьев-Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI века иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 году с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 году. Но вплоть до 30-х годов в монастырь к мощам преподобного Пафнутия Боровского продолжали стекаться верующие люди с разных концов России.

    В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона Патриарха Московского, преподобного Симона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского,  преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. 

 

 

        Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь г. Малоярославец

 

     Памятник истории и архитектуры, 19-й век.

    О времени возникновения монастыря нет точных данных. Одни легенды связывают его с именами князей Оболенских, владевших землями по реке Луже в домонгольский период, другие с именем Владимира Андреевича Храброго-Донского и его сына Ярослава, третьи с именем владевшего Ярославцем в конце 15-го века князя верейского и белозерского Михаила Андреевича. Документально подтверждается существование Николаевского монастыря в Ярославце Малом "на Черном острову" в 1682-1683 гг. Относительно названия "Черноостровский" или "Черноострожский" единого мнения также нет. Название "Черноострожский" обьясняют возможным существованием в древности монастыря как крепости "острога".Источники 17-го и 18-го веков обозночают Николаевский монастырь, как стоящий "на Черном острове" в Ярославце Малом. Вероятно, "Черным островом" называли крутой и проросший густым лесом холм на берегу речки Ярославки, на котором он распологался.

 

      На возвышении находится доминанта монастыря - храмовый комплекс : собор Николая Чудотворца ( 1812-1843), церковь иконы Божией Матери Корсунская (1814) и монастырская колокольня.

     Небольшая и небогатая обитель по причине полного оскуднения была упразднена в 1775 году.

 

    Указом Святейшего Синода от декабря 1800 года дозволено было "монастырь сей возобновить, согласно прошению купца Терентия Целибеева... на его собственный кошт." Купец был родом из Малоярославца и в последующие годы немало сил и средств положил на строительство близкой его сердцу обители.

 

         В нише деревянная икона Николая Чудотворца

 

 

     В 1809-1810 годах, когда настоятелем в Малоярославецкий монастырь из Оптиной пустыни был назначен иеромонах Макарий, началолсь подлинное возрождение монастыря. В 1811 году Николаевский монастырь был уже почти полностью отстроен, началась подготовка к строительству нового соборного храма.                                                          Когда осенью 1812 года передовые части французов приблизились к границам Калужской губернии, братия, наскоро отправив ценные вещи в Орел и закопав во дворе остальные, двинулась к Калуге.       .                                                                                                                                                                                                                                                                                На рассвете 12 октября началось сражение, которое осталось в числе самых кровопролитных битв 1812 года. Местом наиболее ожесточенных рукопашных боев стала монастырская площадь. После окончания битвы монастырские рвы были завалены телами убитых и раненых людей и лошадей. Из монастырских построек уцелели только Святые Голубые ворота.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Восстановление разрушенной 

     В

         Водосвятная белокаменная часовня иконы Божией Матери Отрада или Утешение во дворе монастыря. Построена в 2009 году в подарок детскому приюту от семьи Анисимовых.

     В Никольском монастыре имеются следующие святыни: резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня; Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; частица мощей святителя Николая в ковчеге, привезенная в 2001 году в дар из города Бари; стопа преподобного Антония (Путилкова), старца Оптинского; частица мощей преподобномученника Космы Протатского; 2 креста-мощевика. Также имеются иконы с мощами Киево-Печерских святых, преподобных  старцев Оптинских, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елисаветы.

 

         Высоцкий Богородицкий Серпуховский мужской монастырь  

 

     Высоцкий монастырь - один из самых древних на Руси. Время его возникновения относится к 1374 году. В это время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Дмитрия Донского и его сподвижник князь Владимир Андреевич,  прозванный в народе за свою отвагу Храбрым. Владимир Андреевич владел и городком Радонежем, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с Преподобным - был его духовным чадом. Владимир Андреевич, как пишется в летописи, занимался строительством своего стольного града Серпухова. Он пожелал украсить город возграждением монастыря и поехал к преподобному Сергию с просьбой прибыть в Серпухов для совета и благословения на устроение обители. Несмотря на свои преклонные года и на то, что была зима, преподобный Сергий откликнулся на просьбу боголюбивого князя и пешком, в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из Радонежа в Серпухов.

 

    С великой радостью встретил Владимир святых подвижников. После обозрения местности избрали они место для будущей обители на берегу реки Нары, почти на месте впадения ее в Оку, на одном из холмов, который носил название "Высокий". Князь Владимир выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери и честному Ее зачатию праведной Анной, "дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая  в священнодействии".

    Преподобный Сергий одобрил желание князя и когда расчищено было проросшее лесом избранное место для обители, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители, и ныне ежедневно возносимую братией.

    Руководство обители преподобный Сергий поручил ученику своему Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Так в декабре 1374 года по Рождестве Христовом был основан Серпуховской мужской монастырь, который по месту основания " на Высоком" и был назван Высоцкий - под этим названием он известен всем последующим поколениям православных христиан. 

    Под мудрым руководством преподобного Афанасия (Старшего) обитель быстро возрастала. Стремясь к иноческому житию, сюда приходили многие, желающие подвизаться в подвиге поста и молитвы. Князь Владимир Серпуховской, со своей стороны, усердно помогал обители строиться и благоустраиваться. С течением времени он выстроил в любимом им монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезою, что по тому времени было редкостью. В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова.

 

    Серпухов является южной оборонительной границей Московског княжества и потому часто подвергался нападениям татар и других врагов земли Русской. Часто под Серпуховым устраивались сборы войск, на которых всегда присутствовали великие князья, именитые бояре, воеводы, бывало, что и сам Царь. Высоцкая обитель была часто посещаема знатью и самим Царем - для таких посещений были выстроены специальные "царские палаты". Высокопоставленные посетители зачастую делали значительные вклады в обитель, монастырю давались в дар вотчины с пашнями и лесами, льготные грамоты, жертвовались богослужебные книги (в то время - редкость), сосуды,, облачения и прочее.

    Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению русскому царю Иоанну Грозному, который находился в то время с опричнинной в Серпухове,  пришлось спешно бежать, оставляя город на растерзание врагам. Татары прошлись по городу огнем и мечом, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Высоцкий монастырь как и вся округа, был разграблен и сожжен. Судьба настоятеля - архимандрита Агапита - осталась неизвестна. Не успел монастырь оправиться от татарского нашествия, как наступило "смутное время" междуцарствия с царившим по всей стране произволом и безвластием. Как и вся Россия, Высоцкая обитель претерпела все бедствия этого времени. Она находилась без защиты, была постоянна разоряема шайками поляков и разбойников, пользующихся настроениями в царстве для собственной наживы. 

    Но вот, с воцарением Михаила Феодоровича Романова на Русском Престоле для всей страны настало время благоденствия. С наступлением мира в обитель стали поступать вклады от благочествых людей - особенно значительными они были в 20 - 40 годы XVII века. Время правления

 

 

           Кафедральный собор Николы Белого в Серпухове

 

 

     Величественный храм белого цвета, откуда и пошло это народное название Никольского собора. В храме есть довольно редкая икона "Поможение родам" (называют также "Помощница в родах", "В родах Помощница"). Ей молятся не только о благополучном разрешении от бремени, но и в надежде зачать ребенка.

 

             Введенский Владычный монастырь близ города Серпухова

 

 

      Добавить отзыв
           
      Заполните обязательное поле
      Необходимо согласие на обработку персональных данных
      Повторная отправка формы через: