+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
ДзюдоЕсли недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный

                   

 

 

 

 

 

                    

                 Господь Вседержитель и апостолы.Роспись в куполе церкви Собора двенадцати апостолов в Капернауме. Израиль. Рубеж XX-XXI вы.

 

 

     Спас Нерукотворный - так называют в иконописи тип изображения Господа, к которому принадлежит Ростовская икона Спасителя из села Новое, датируемая первой половиной XIII века. Если быть точнее, эта икона относится к тому варианту иконографии Христа Спасителя, который называется "Спас на убрусе". Убрусом по- церковнославянском называли плат, полотнище, нарядное полотенце с узором. На иконах убрус изображают в виде полотенца, верхние концы которого завязаны узлами, а по нижнему краю пущена кайма. На Ростовской иконе многочисленные складки охряного платка активно подчеркнуты алой краской - киноварью, кайма вниз чёрная, а два верхних узла напоминают лепестки, за которые убрус будто повешен на стену. Золотистое, с яркой подрумянкой лицо Спасителя вписано в круглый нимб (символ святости на иконах), и это изображение помещено на убрус. Откуда возникла традиция писать писать только Лик Иисуса Христа и почему образ зовут нерукотворным, будто напоминая, что он был создан нечеловеческим трудом?

    "Образ этот - прежде всего сам Христос, воплощенное Слово, явленное "в храме тела Его" (Ин., 2,21)... Здесь не образ Бога, сделаный по домыслу человеческому, а подлинный лик ставшего Человеком Сына Божия", - писал о Нерукотворном образе иконописец и богослов Л. А. Успенский (1902-1987). Дело в том, что до пришествия в мир Иисуса Христа никто никогда не видел Бога. Библия повествует, что Господь являлся древним израильтянам в виде огненного столба и в виде облака, но не в своем истинном обличии. Поэтому в Ветхом Завете, существовал запрет на Его изображение. Но когда, по словам Евангелия, на Деву Марию в Назарете сошел Святой Дух, очистив её утробу и сделав её вечнодевственной, Мария зачала сына и дала плоть Господу Иисусу Христу, Сыну Божьему. Тем самым невидимый Господь, родившись в холодной Вифлеемской пещере, показал Себя людям в человеческом облике. Он явился на землю не как видимость, а собственно как человек. Иисус Христос - совершенный Бог и одновременно совершенный Человек - Сын Бога живого. При этом "Я в Отце и Отец во Мне", - говорил Христос (Ин. 14,11). Таким образом, по выражению богословов, Христос стал живой "иконой" Бога. И это, в свою очередь, дало возможность изображать Всевышнего в образе Иисуса Христа. А в подтверждение того, что Боговоплощение было не призрачным, Господь чудесным способом оставил людям начертание Своего образа. Произошло это так.

    По рассказам церковных историков, при жизни Христа в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь, его тело было поражено проказой. Узнав об исцелениях, совершаемых Иисусом Христом, он отправил в Иерусалим своего архивариуса по имени Анания с письмом, в котором обращался ко Христу как к Богу и просил посетить его. На случай если Христос не сможет прийти в Эдессу, Агварь поручил Анании, имеющему способность к живописи, нарисовать портрет Христа. Анания обнаружил Спасителя окруженным густой толпой и попытался издали написать портрет, но дело не ладилось. Увидев это, Господь попросил принести воды и чистое полотенце, умылся, вытер полотенцем Свое лицо, и на материи отпечатался Его Лик. Христос просил передать убрус Авгарю, поскольку идти в Эдессу не мог. Когда Анания вернулся и передал своему господину полотенце, Авгапрь при виде Лика Иисуса Христа исцелился, только лицо осталось повреждено болезнью. Позднее, по обещанию Спасителя в Элессу  прибыл апостол Фадей, он крестил Авгаря, и тот окончательно избавился от проказы. С тех пор жители Эдессы особо почитали Нерукотворный образ на убрусе - по сути первую икону Господа. Авгарь прибил полотенце к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда идола. 

    Эдесский Нерукотворный Спас не только стал наглядным свидетельством Боговоплощения, он открыл возможность создания других икон и повлиял на иконописный канон изображения Господа. Первые христиане прибегали в искусстве к символам (агнец, рыба, якорь, виноградная лоза и другие). И даже когда к концу I века Иисус Христос стал центральной фигурой в монументальной живописи, христианские художники предпочитали изображать Господа символично, под видом юноши, поскольку мнения о внешности Спасителя  разделились: одни считали, что Он имел внешность невзрачную, другие наделяли Его красотой античных богов. За следующие столетия разных изображений Спасителя было создано, видимо, много, поскольку в начале IV века, по свидетельствам историков, сестра византийского императора Константина Великого Констанцияразыскивала среди изображений Христа подлинное. Она обратилась с этим вопросом к епископу Кесарийскому Евсевию (ок.263-340), который призвал царевну не искать точных портретов, потому что образ Христа не по силам человеческой живописи. И тогда внимание к Нерукотворному образу Спасителя - достоверному оригиналу - стало расти, именно с IV века эта реликвия получила известность на христианском Востоке. А типологические черты Нерукотворного образа , где Спаситель - человек средних лет, с тонкими чертами лица, с длинными вьющимися на концах волосами и пробором посередине, с раздвоенной бородой, постепенно вытеснили образ Христа-юноши и стали основой для иконописных изображений Господа. Интерес к Нерукотворному образу, находившемуся в Эдессе, в последующие века усилился в связи с новыми историческими свидетельствами.