+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Тайные символы в иконе "Страшный Суд"

Тайные символы в иконе "Страшный Суд"

 

 

 

    Икона "Страшный Суд" изображает последние дни мира человечества: то время, когда придёт Судия всех Иисус Христос, воссядет на престол и будет судить. Мертвые воскреснут, и каждому воздастся по делам его: праведникам уготованна жизнь вечная в Раю, а грешникам - нескончаемые муки адские. Для каждого будет определено место, и возможности это изменить уже не будет. 

    "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 3: 2), - увещевал Иоанн Предтеча, такова же и задача иконы "Страшный Суд" - привести человека к покаянию, заставить его задуматься о своих поступках. Не устрашить, а вызвать в душе человека осознание, что именно сейчас у него есть возможность добрыми делами в земной жизни достичь Царствия Небесного. 

 

 

 

 

 

 

   Сюжет иконы основан на пророчествах  Откровениях Иоанна Богослова, текстах Евангелия, некоторых святоотеческих творениях: "Слова" Ефрема Сирина, "Слова" Палладия Мниха, "Жития Василия Нового" и др. Первые изображения Страшного Суда относятся к фресковой живописи времён катакомб четвёртого века. Тогда он отражался в изображении притчей о десяти девах и отделении овец от козлищ. Постепенно к образу добавляются детали, и уже к восьмому веку складывается основная иконография. 

    С приходом христианства на Русь изображение Страшного Суда получает дополнительное развитие: появляются сцены мучений, увеличивается количество текстов на полях и др. изображение Страшного Суда использовалось и в храмовой росписи. Оно занимало всю западную стену церкви, а сатана писался в углу, в который не проникал солнечный свет. Икона являлась весьма действенным средством для убеждения русских людей в необходимости покаяния. 

    Рассмотрим иконографию Страшного Суда на примере Сольвычегодской иконы. Композиционно этот образ можно разделить на две части - левую и правую стороны. С правой стороны от Христа (для зрителя это буйдёт левая сторона) изображены Райские обители, с левой - геена огненная. 

    Икона также делится на пять уровней, или иначе регистров. В центре верхнего регистра изображен Бог Саваоф, восседавший на престоле и окружённый небесными ангелами-воинами. Правее повторена композиция сидящего на престоле Господа Саваофа, где Он благословляет Единородного Сына Иисуса Христа отправиться на землю, дабы Тот Своею жертвою спас человеческий род. В других источниках этот фрагмент расшифровывается как момент благословения Христа идти судить людей. С левой стороны верхнего регистра изображён Горний Иерусалим, здесь святые торжествуют унаследованное Царствие Небесное. 

 

 

 

                                                     Разделение на регистры и круговая композиция

 

  

 

 

    В центральном регистре изображён Престол Уготованый, охраняемый ангелами. По правую сторону от него праведники, по левую - грешники, ожидающие решения Судии. Ниже разворачивается сцена борьбы ангелов и демонов за души человеческие. В деснице Божией весы со свитками, и демоны стараются перевесить на свою сторону чашу весов, чтобы завладеть бессмертной душой. 

    Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены такие композиции (справа налево): Богоматерь на престоле с ангелами в Райском саду; видение пророка Даниила (ангел указует пророку Даниилу), сфера с апокалиптическими зверями и отдание землёю своих мертвецов.

    В самом нижнем регистре расположены: справа - изображение Ада и семи клейм со сценами адских мучений, слева - души праведных, идущих к вратам Рая, в лоно Авраамово. 

    Помимо разделения на регистры в данной иконе просматривается круговая композиция. Взгляд смотрящего движется от центра верхней точки, где Господь Саваоф на облацех, и переходит правее, на сцены "Отправление на жертву Спасителя" и "ангелы изгоняют Денницу и последовавших за ним падших ангелов". Затем взгляд движется вниз на сцены ада и мучений; птом левее, где стоит "милостивый блудник", прикованный к столбу, далее фигуры праведников и "лоно Авраамово". И опять взгляд зрителя направляясь вверх, видит крылатые взлетающие души монахов, наконец останавливается на Небесном Иерусалиме. Такое движение по общему контуру иконы можно назвать символической "рамкой". Она канонически отражает события, произошедшие в разные временные периоды - изгнание Денницы и падение демонов, воплощение Христа и восхождение святых в райские обители, - и символизирует отсутствие в Горнем Иерусалиме понятия времени как такового. 

 

                                                                         Расположение фрагментов на иконе 

 

 

 

 

 

    1. Господь Саваоф на престоле

    2. Благословение Иисуса Христа

    3. Горний Иерусалим с торжествующими праведниками

    4. Продолжение предыдущего фрагмента

    5. Изгнание отпавших ангелов в преисподнюю

    6. Христос во славе Своей как Судия мира

    7. Двенадцать апостолов, восседающие на престолах

    8. Продолжение предыдущего фрагмента

    9. Поднимающиеся на крыльях схимники

    10. Ангелы у Престола Уготованного

    11. Пророк Моисей, указующий путь ко Христу

    12. Огненная река, ведущая в ад

    13. Центральная часть иконы

    14. Ангелы, уносящие души праведников в Рай

    15. Демоны, уводящие души грешников на вечные муки

    16. Сцена из видения пророка Даниила

    17. Сфера с изображением воды и земли

    18. Богоматерь с предстоящими Ей ангелами

    19. Пророк Даниил с ангелом, рассказывающем о его вещем сне

    20. Бесы, ведущие в ад грешников разных сословий 

    21. Ад в виде "геены огненной"

    22. Мучения грешников в аду

    23. Сцена "Милостивый блудник"

    24. Процессия праведников во главе с апостолом Петром  

    25. "Лоно Авраамово"

 

 

                                                                                             Описание фрагментов

 

 

 

 

    1. На фрагменте мы видим небесную сферу, в которой изображён Господь Саваоф, восседающий на престоле. На подушке лежит багровая материя - та самая Риза Христа, уже предуготованная Ему. Рядом перебывает Святой Дух в виде белоснежного голубя. У подножия Господа Саваофа огненно-красные Серафимы и фиолетовые кольца - Престолы. В ореоле облаков предстоят Господу ангелы. Вверху помещён Престол уготованный для Христа, где на подушечке лежат книга и багровая Риза.

 

 

 

 

    2. На данном фрагменте изображена сцена благословения Господом Саваофом Своего Единородного Сына Иисуса Христа отправиться на землю. Бог Отец изображён в белых одеждах, расписанных золотыми лучами (ассистом), с восьмиконечным нимбом. Правая рука Его сложена в благословляющий жест. Иисус Христос, изображённый в мандорле (от итальянского "миндалина" - символическое изображение Божественного света в форме овала), сложил руки крестом в знак смирения и принятия воли Отца. И рядом присутствует Святой Дух в виде голубя. Над ними ангелы апокалипсиса сворачивает небо со всеми светилами, словно "свиток книжный" (Откр. 6, 12 - 14) - символ конца света. 

 

 

 

 

 

 

    3 n 4. На данных фрагментах представлен Горний Иерусалим с торжествующими праведниками. Это святые разных чинов, по трое сидящие за овальными или прямоугольными столами, уставленными яствами. Здесь можно наблюдать строгую иерархию, святители сидят со святителями, юродивые с юродивыми, цари с царями и т. д. Арочные проёмы стен охраняют Серафимы. Над Небесным Иерусалимом надпись: "Господь призывает святые Своя в Горний Иерусалим".

 

 

    5. На фрагменте изображена сцена изгнания с Небес отпавших ангелов в преисподнюю. Архангел Михаил в красном хитоне (верхняя одежда) и ангел в монашеской мантии низвергают копьями сатану и демонов. Иконография ангельского чина в схимнической одежде связана с эпизодом из Жития преподобного Пахомия. Ангел в схиме дал святому медную дощечку, на которой были высечены правила монашеской жизни.

 

 

    6. На фрагменте представлен Христос во славе Своей как Судия мира. Он восседает на небесном престоле, в правой руке у Него ветвь мира, обращённая в сторону Рая, в левой - меч судии, опущенный в сторону ада. По обе стороны от Иисуса Христа предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча - главные молитвенники за род человеческий. У ног Христаколенопреклоненные Адам и Ева - прародители греха, которые, покаявшись, получили возможность жить в райских обителях. Из правой ступни Иисуса Христа вытекает Огненная река, уносящая с собой грешников, как символ необратимого потока времени и забвения. У пяты Адама мы видим голову Змея, рождённого в пасти ада и поднимающегося к ногам адамовым. Этот Змей символизирует грех и ветхозаветное проклятие: "... И вражду положу... между семенем твоим и семенем её, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3:15).

 

 

    7 n 8. На фрагментах представлены двенадцать апостолов, восседающие на престолах с открытыми книгами, чтобы судить "двенадцать колен израильских" (Лк, 22:29-30). За престолами престоят чины ангельские, в числе которых архангелы Михаил и Гавриил. Они трубным гласом взывают всех мертвых на суд Страшный.

 

 

    9. На фрагменте мы видим поднимающихся на крыльях вверх схимников, которые олицетворяют лествицу духовного восхождения Иоанна Лествичкина, символом и краеугольным камнем которой является смирение. В верхней части фрагмента ангел указует перстом монахам путь в Горный Иерусалим. Правее изображены два апостола, восседающие на престоле.

 

 


 

 

    10. На фрагменте изображена Этимасия - Уготованный Престол. На нем багровые ризы Христа и Евангелие. Позади Престола голгофский крест, трость и копие - орудия страстей, напоминающие о жертве Спасителя. На подножии изображён сосуд , в который была собрана кровь Христа. Этимасия - это тот самый престол, о котором возвещал псалмопевец Давид: "Ты производил суд и мою тяжбу; Ты воссел на престол, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки" (Пс. 9: 5-7). Ангелы, стоящие у престола Уготованного, встречают идущие на Суд души. В руках они держат свитки. К праведникам свиток обращён вверх, к грешникам - вниз.

 

 


 

    11. На фрагменте мы видим пророка Моисея, указующего на путь ко Христу грешным народам. Среди них: жиды (евреи), немцы (люди, приходившие на Русь "из невести"), русы (славянские племена), эллины (греки), эфиопы. Такое обозначение народов символизирует, что в число грешников попадают не по национальному признаку, а по делам своим.

 

 

 

 

    12. На данном фрагменте представлена часть грешников, следующих за Моисеем. "Немцы" изображены в европейских одеждах средних веков. Также мы видим Огненную реку, которая проходит через все грешные народы и уходит в ад. В эту реку низвергаются падшие ангелы: чем ниже они падают, тем безобразнее становятся. И только крылья напоминают о том, что когда-то они были ангелами. 

 

 

 

 

    13. Здесь изображена центральная часть иконы.

    Вверху большая кисть руки держит запеленованных младенцев - эта иконография называется "праведные души в руце Божией". С безымянного пальца свисают весы - "мера дел человеческих". На чаше весов лежат свитки с добрыми делами и хартии с грехами, совершенными человеком в земной жизни. Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человеческую, символически представленную в виде фигурки обнаженного юноши. Демоны пытаются перевесить чашу весов в свою сторону, ангелы же копьями защищаютбессмертные души. Схватка происходит между кольцами греховного Змея, в каждом из которых изображён тот или иной грех.

 

 

 

 

    14. На данном фрагменте мы видим, как ангелы на руках уносят души праведников в райские обители. Ангел, охраняющий Чашу весов, поражает трезубцем демонов, силящихся перетянуть чашу злых дел. Один из бесов ловит грешную душу за ноги.

 

 

 

 

    15. На фрагменте изображены бесы, которые после Страшного суда уводят по извивающему телу Змея греха закованные души грешников на вечные мучения. Ангел трезубцем низвергает их в Огненное озеро. Тут же происходит драка между бесами; правее один из бесов ловит за руку душу, пытающуюся сбежать. 

 

 

 

 

    16. На фрагменте изображена сцена из видения пророка Даниила. В сфере изображены четыре зверя, символизирующие "погибельные царства". Вверху (слева направо) : Вавилонское - коричневый медведь, Персидское - жёлтый лев, ниже Македонское - красный грифон и рогатый зверь с семью головами - это Римское, или антихристово, царство. 

 

 

 

 

    16. На фрагменте мы видим сферу с изображением воды и земли. В центре восседает женщина с ветвью в левой руке и гробом с младенцами в правой - это символический образ Матери Земли, отдающей все тела в момент воскрешения мертвых на Суд Божий. Её окружают различные звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В море женщина с кораблем на плечах олицетворяет водную стихию, где рыбы также отдают воскресшие тела. Четыре ангела с четырёх сторон света вещают о конце мира, призывая воскресших на Суд.

 

 

    18. На фрагменте изображена первая сфера четвёртого регистра: Богоматерь в райских обителях с предстоящими Ей ангелами. Богородица, окружённая райскими растениями, восседает на престоле с раскрытыми ладонями (жест моления). В верхней части фрагмента мы видим ангелов, которые в руках своих уносят праведные души в Рай после Страшного Суда.

 

 

    19. Здесь в верхней части мы видим фрагмент битвы ангелов и демонов. В центре сферы "видение пророка Даниила" : ангел рассказывает пророку о вещем сне о четырех погибельных царствах, представших в образах зверей.

 

 

 

 

    20. На фрагменте показано, как ужасающие бесы ведут в ад грешников разных сословий, что в ад попадают не только простые люди, но и знать, и духовенство.

 

 

 

 

    21. На этом фрагменте ад изображён в виде "геены огненной" с двухголовым зверем, из одной пасти которого выходит Змей греховный. На этом звере восседает закованный уепями сатана - господин ада. На коленях его сидит душа Иуды красного цвета, которая держит в руке мешочек с тридцатью серебренниками. Огненная река известна из апокрифа "Хождение Богородицы по мукам" : "в реке сей множество мужей и жён; одни погружены до пояса, другие по грудь, и лишь третьи - по шею в зависимости от степени их вины". В Огненной реке также можно увидеть фигуры представителей разных социальных сословий: фараонов, императоров, королей, знати, варваров, монахов и даже архиереев.

 

 

 

 

    22. На фрагменте изображены мучения душ в аду. В первом клейме (слева вверху) мы видим, как души человеческие подвешены над огнём, который мехами раздувает бес. Под ними внизу мука, носящая название "червь неумираемый". Души грешных вечно изьедаемы белыми червями. Справа внизу две души подвешены (одна из них вверх ногами), обе обвиты тонкими змеями. Несмотря на символизм изображения, видно, насколько люди преисполнены страданиями, как им тяжело.

 

 

 

 

 

    23. На данном фрагменте показана сцена "Милостивый блудник". Это человек, навечно привязанный к столбу. По преданию, милости своей ради он был избавлен от вечных адских мук, однако из-за блуда лишён был Царствия Небесного. Справа внизу изображена часть клейма из мучений: адские животные грызут конечности человеческой души. 

 

 

    24. На фрагменте мы видим, как к запертым вратам Рая, которые охраняет огненный херувим (Быт. 3:24), движется процессия праведников во главе с апостолом Петром. Первыми идут апостолы Павел и Иоанн Богослов, а следующие за ними - первосвятители Московские, пророки, мученики и мученицы, преподобные жены. Ангелы сверху несут золотые венцы, уготованные сиим святым.

 

 

    25. На фрагменте изображено "Лоно Авраамово": праотцы Авраам (в центре), Исаак (слева) и Иаков (справа) с душами праведников в руках, сидящие среди райских деревьев. Позади них благоразумный разбойник с традиционным крестом в руках, он первый вошёл в Рай. Иаков распростер руки, принимая к себе душу человеческую, изображенную в виде мальчика в рубашечке. Правее мы видим фрагмент врат Рая, охраняемых огненным серафимом с мечом в руках.