+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Спас на Чрепии

Спас на Чрепии

     

               Господь Вседержитель и апостолы.

              Роспись в куполе церкви Собора двенадцати апостолов в Капернауме. Израиль. Рубеж XX-XXI вы.

 

 

    Царь Авгарь (полное имя Авгарь V Ухама) не только крестилсия сам, но и пытался распространять христианскую веру среди своего народа. Однако его правнук вернулся к язычеству, и Неиукотворный образ Спасителя оказался в опаности. Тогда епископ Эдесский замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой. Шло время, и место, куда спрятали образ, забылось. В 544 или 545 годах, Эдессу взяли в осаду войска Персидского царя Хозроя I. Епископу Евлавию, правившему в то время, было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав участок стены, он обнаружил, что не только сохранились икона и лампада перед ней, но Лик Спасителя отпечатался на керамиде (глиняной доске), закрывавшей убрус. Так был обретен образ Спасителя на Чрепии. Жители Эдессы отслужили молебен перед этими иконами и пронесли их с крёстным ходом вдоль городских стен. Персидские войска неожиданно сняли осаду и спешно покинули страну. Некоторое время спустя произошло ещё одно чудо: бесноватая дочь царя Хозроя получила исцеление от Нерукотворного образа, причем от копии, написанной с него. Случилось это так. Мучимая припадками дочь Хозроя кричала, что ее спасет образ Христа из Эдессы. Персидский царь умолял эдессян прислать ему в Ктезифонт (в то время столицу Персии) икону, но Нерукотворный образ стал главной святыней города, и жители не хотели отдавать его. Они решились написать копию и отправили ее с послами. Лишь только те перешли границу и вступили в персидские пределы, царевна исцелилась от тяжёлого недуга.

 

 

    

 

        Спас Нерукотворный. Вторая половина XIX века.

 

 

    Нетрудно предположить, что в дальнейшем образ Спаса Нерукотворного не раз служил оригиналом, с которого христианские художники писали иконы. Одну из них заказал в VI веке сирийский знатный аристократ по имени Афанасий, о чем сохранился рассказ в "Хронике" Михаила Сирийского. Начиная с VI века в греческих письменных источниках стали появляться записи, поучения и предания о Спаме Нерукотворного. По некоторым сказаниям, этот образ неоднократно давал с себя отпечатки. Например "Спас на чрепии" из сирийского города Иераполиса. Появление этой иконы связали с той же историей об исцеления царя Авгара. Когда его архивариус Анания нас Нерукотворный образ в Эдессы, он остановился на ночлег близ Иераполиса в доме гончара и решил спрятать убрус с Ликом Христа между кирпичами. Ночью в небе над этим местом вспыхнул огненный столб, и после того как Анания достал убрус, обнаружили, что Лик Спасителя отпечатался на одном из кирпичей. Другой пример - Спас "Святое чрепие" из сирийского города Мемпетце (Мембидж). В 966 году в ходе одной из войн с арабами византийский император Никифор II Фока (912-969) осадил этот город, но штурмовать его не стал, а удовлетворился тем, что жители отдали ему священную черепицу с изображением Христа, и он унес ее в Константинополь.

 

 

                                      

 

          Спас Нерукотворный ("Мокрая брала") Великий Новгород XVI век.

 

 

    Кстати и подлинник Нерукотворного образа в X веке попал в столицу Византии. Этого добились правившие тогда империей Константин Багрянопородный (912-959) и Роман I Лакапин (870-948), предприняв лиц в 944 году военный поход на Эдессу, занятую арабами. Греки выкупили убрус за 12 тысяч серебренников и 200 мусульманских пленников. Священнослужители торжественно несли святыню на руках. В Константинополь она прибыла 15 августа, а на следующий день Нерукотворный образ установили в Фаросской церкви. В память об этом событии Константин Багрянородный написал "Повествование", а Православная церковь установила особый праздник - Перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, который отмечают 16 августа (29-го по новому стилю). На Руси его издавна называли Третьим, или Ореховым, Спасом.

    Иконографический вариант "Спас на чрепии" (или "Чрепие", "Святая Керамиде") близок вариант "Спас на убрусе", - Лик Иисуса Христа в нем пишут также. Разница лишь в том, что на "Святом чрепии" нет изображения убруса, фон ровный, иногда имитирует фактуру черепицы или каменной кладки, соответственно подбирают и колорит-коричневато-кирпичный или цвета охры (краски, сделанной на основе глины). Знаменитый пример иконографии "Спас на чрепии" - икона Спаса Нерукотворного из Нижнего Новгорода, датируемая XII веком.

 

 

    

 

          Спас Нерукотворный. Новгород. XII век.

 

    Строгим и несколько грозным предстает здесь Спаситель с асимметричным изгибом тревожных бровей и выразительными большими глазами, кажущимися ещё крупнее из-за теней под нижними веками. Колорит иконы сдержан и строится на отенках охры от золотисто-желтого до оливково-коричневого. На почти белом перекрестье, вписанной в нимб, если вглядеться, можно различить следы гнезд под самоцветы. В византийских иконах Нерукотворного образа крест, как правило, украшали драгоценными камнями в знак любви и особого почитания святыни. В Византии икону воспринимали не только как духовную, но и как физическую драгоценность. А манера автора новгородского Спаса - мягкий и почти неуловимый переход от света к тени в живописи лица Иисуса - как раз свидетельствует о том, что художник ориентировался на византийские образцы. Так что в древности на новгородской иконе Спаса Нерукотворного были камни - по пяти на каждой перекладине креста: крупный в центре и четыре небольших по углам. Впоследствии русские мастера, следуя греческой традиции, просто рисовали каменья в перекрестье за главой Спасителя. Это видно например, на Ростовской иконе Спаса Нерукотворного первой половины XIV века; голубые перекладины креста украшают красные каменья.

 

 

    

 

          Спас Нерукотворный. Ростов-на-Дону Самара икона. Первая половина XIV века.

 

 

    По краям нимба на иконах Спасителя византийские мастера ставили альфу и омегу - первую и последнюю букву греческого алфавита. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний", - так говорит о Себе Иисус Христос в Откровении, записанном апостолом Иоанном Богословом (Откр., 22, 13), и эти слова, служащие самообозначением Бога, повторяются в Апокалипсисе трижды. Позднее в перекладинах креста Спасителя стали писать греческие буквы OWN, что означает "Я есть Сущий" . Это ещё одно имя Бога. Когда иудеи спросили Иисуса Христа: "Кто же Ты?" Он ответил "От начала Сущий" (Ин., 8, 25), то есть Тот, "Который есть и был и грядет" (Откр., 1, 8).

    Господь был тогда, когда не было ни мира, ни ангелов, ни людей, Он был тогда, когда не существовало и времени, и будет, когда человеческая история завершится, - такова богословская мысль, которая заложена в иконах Спасителя, и прежде всего в образах Нерукотворного Спаса. Знаменитая фраза, открывающая Евангелие от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", где под Словом разумеется Сын Божий, Иисус Христос, выводит человеческое мышление за рамки  понятия времени, потому что из нее не ясно, кто же был раньше - Бог Отец или Бог Сын? Рождаясь из природы Божества, Сын вечно существует в Отце, Он - Сущий, и начало и конец бесследно сливаются в Нем, как в круге, у которого никак не различишь начало и конец. Господь безначален и бесконечен. Недаром на некоторых древних иконах Спаса Нерукотворного Его лик помещен в полный круг.

 

 

    

 

 

 

    Надо сказать что все святые на иконах имеют нимб над головой, но нимб Господа Иисуса Христа отличается - он крестчатый. Тем самым указывается цель Боговоплощение - спасения людей Сыном Божиим через добровольную смерть на Кресте. Богослов В. Н. Лосский (1903-1958) так писал о тайне воплощения и вочеловечения Бога: "Пребывая Богом, Он соглашается стать смертным; ибо единственный способ победить смерть - это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место". Осуществимость искупления человечества Спасителем связано именно с тем, что Божественное непреложность сочетается в Нем с человеческим. И это Божественное свойство - две природы Иисуса Христа - также отражено в иконографии Спаса Нерукотворного: на этих иконах Спасителя чаще всего изображают с бородой, разделенной на две половинки, концы которой слегка загибаются в сторону.

    Кем видели Иисуса Христа Его ученики? Человеком. Но кого они увидели в Нем? Сына Божия, сияние славы Отца Небесного. Вспомним евангельский эпизод (о нем упоминают все четыре евангелиста), когда Христос спросил своих учеников: 

17