Православная русская обитель номер один - Свято-Троицкая Сергиева Лавра Основана величайшим русским святым, "игуменом земли русской" преподобным Сергием Радонежским.
Замечательный философ и богослов Павел Флоренский писал: "...Лавра есть художественный портрет России в ее целом... Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должны внимательны взором всмотреться в основателя ее, прзанного святым при жизни, "чудного старца, святого Сергия".
Основной источник сведений о преподобном Сергии - "Жизнь и житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия", произведение, написанное монахом Троице-Сергиевой Лавры, учеником отца Сергия Епифанием. Оно было создано примерно через 25-30 лет после кончины святого Сергия и затем обработано сербом Пахомием.
Настоящим украшением Соборной площади и венцом всего архитектурного ансамбля Лавры является стройная и изысканная пятияруссная колокольня. Она была построена в 1740-1770 гг. по проекту архитектора Шумахера и Ухтомского и является одной из самых высоких в России. Высота колокольни - 88,04 метра. Из уцелевших колоколов сохранился самый древний колокол, отлитый при преподобном Никоне. Здесь же находятся и некоторые колокола из взорванного храма Христа Спасителя. В 2004 г. над Лаврой зазвучал голос нового 72-тонного "Царь-колокола", самого большого из отлитых в современной России, а также самого крупного колокола в мире, который может звонить.
Относительно даты рождения Сергия Радонежского существует несколько мнений. Церковь считает таковой 3 мая 1314 года. Родителями будущего святогобыли благочестивые ростовские бояре Кирилл и Мария. В крещении они дали сыну имя Варфоломей. Удивительные знамения сопровождали Варфоломея еще во чреве матери: когда его мать стояла в церкви на литургии, он трижды громко прокричал из утробы. Будучи младенцем, Варфоломей по средам и пятницам отказывался брать материнскую грудь.
Самым величественным сооружением монастыря является собор Успения Божией Матери. Он был заложен 19 мая 1559 г. по велению царя Ивана Грозного и освящен 15 августа 1585 г. в царствование его сына Фёдора. Пять куполов собора (центральный из которых позолочен, а четыре боковых - с золочёными звездами на ярко-синем фоне) давно стали своеобразным символом Свято-Троицкой Лавры. Образцом для Успенского храма служил одноимённый собор Московского Кремля. Расписан лаврский собор был в 1684 г., почти через сто лет после его возведения. Пятиярусный иконостас состоит из 76 икон XVI - XVII вв. Изображения евангелистов на Царских вратах созданы лучшим придворным иконописцем того времени Симоном Ушаковым. Святыня храма - первая рака преподобного Сергия. В соборе покоятся мощи святителя Инокентия (Вениаминова), митрополита Московского, а также мощи преподобного Максима Грека. У западной стены находится гробница митрополита Макария (Булгакова).
С детства Варфоломей стремился к уединению и молитве. Когда его родители приняли в Хотьковом монастыре, Варфоломей ушел искать пустынного жития вместе со своим братом Стефаном. В 12 км от городка Радонеж, где был дом их семьи, на горке Маковица они поставили деревянный сруб-келийку и "церквицу". Маковица окружена лесом, вековыми елями и соснами - место поразило братьев своей красотой. Митрополит Феогност благословил братьев и послал священников со всем потребным для освящения церкви. В 1340 году церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы.
Вскоре Стефан, не выдержав трудностей пустынножительства, ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве и продолжил свой подвиг. Было его "житие скорбно, житие жестко, отовсюду теснота, отовсюду недостатки...Что помяни - того нет". Однажды Варфоломей пригласил игумена близлежащего монастыря - старца Митрофана. 7 октября 1342 года Митрофан постриг Варфоломея в иноческий сан с именем Сергий, - в тот день празднуется память святых Сергия и Вакха. После недели литургий и безвыходных молений в "церковице" Сергий попросил у уходящего Митрофана благословения на отшельничество.
Этот подвиг невероятно труден, особенно первые месяцы. Отец Сергий подвергался страшным и мучительным видениям. Перед ним возникали образы зверей и разных гадов, которые бросались на него. Однажды ночью, когда преподобный "пел утреню", через стену в церквицу вошел сатана с целым "полчком бесовским". Они гнали Сергия и грозили ему, а он молился: "Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его", - и бесы исчезали.
Братья Сергий и Стефан строят церковь на Маковце.
Так "пребывшу ему в пустыни единому и единстовавшу или две лете, или боле или меньше, Бог весть". Поползли окрест слухи об отшельнике. К Сергию приходили люди, испрашивая позволения жить подле него. Сначала Сергий, памятуя об участи своего брата, отговаривал людей. Но потом уступил и взял нескольких. Вскоре собралось к Сергию 12 человек братии. Они построили 12 келий, обнесли тыном для защиты от зверей. Жили тихо и сурово, стараясь во всем полагаться на свои силы. Сергий во всем подавал пример: рубил дрова, таскал бревна, молол ручными жерновами, пек хлеб, варил еду, кроил и шил одежду...Круглый год преподобный ходил в одной и той же одежде. Был силен - "имел силу противу двух человек".
В полночь начинались службы (полуношница), затем шла утреня, часы. Вечером - вечерня. Между главными богослужениями - "молебные пения", молитвы в кельях, работа в огородах, шитье одежды, переписывание книг и иконописание. Из соседнего села приглашали священника - служить литургию. Сергий священства еще не имел и игуменом не был. На просьбы братии стать их наставником отвечал: "Желание игуменства - есть желание и корень властолюбия". Однако решил оставить вопрос этот на усмотрение церковной власти. В 1354 году Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился в Переславль-Залесский к заместителю митрополита Алексия епископу Волынскому Афанасию, который поручил Сергию управление монастырем и рукоположил его в иеромонахи.
Долгое время обитель Сергия Радонежского была чрезвычайно бедной. В ней действовал "особожитный" устав: каждый инок рассчитывал на свои силы - не было ни общей трапезы, ни амбаров, ни кладовых. Правда, некоторая собственность все же была у иноков: у Симона, а также легендарного впоследствии Пересвета и у кое-кого еще. До времени Сергий не запрещал это. Но в 1372 году он получил в благословение от Константинопольского Патриарха Филофея крест, параман и схиму. В своем письме Патриарх советовал игумену Сергию ввести в обители "общее житие". С того момента жизнь монастыря начала перестраиваться. Все имущество стало общим; были построены амбары, кладовые, хлебопекарни. Для братии был назначен общий духовник. Одним из первых духовников был преподобный Савва - основатель Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде.
Однако далеко не всем монахам нравились новые порядки. Увидя, что недовольные не могут смириться, отец Сергий молча покинул обитель и на пустынном месте у реки Киржач основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако через четыре года по горячей просьбе братии Троицкого монастыря и совету самого митрополита Алексия преподобный Сергий вернулся в свою первую обитель, оставив настоятелем нового монастыря преподобного Романа Киржачского.
Скорее всего, соблюдение устава в Троицком монастыре держалось не на страхе наказания, а на высочайшем авторитете игумена Сергия, его могучей духовной силе. Он стремился убедить своих учеников - как словом, так и, прежде всего, собственным примером.
Серебряная рака со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского
Величайшим сокровищем собора, духовным центром всего монастыря является гробница у южной стены близ иконостаса, где почивают нетленные мощи преподобного Сергия. Серебряная чеканная рака с золочением выполнена мастерами Московского Кремля в конце XVI в., а в 1737 году над ракой по заказу императрицы Анны Иоанновны сооружена сень на четырёх столбах, изготовленная из 400 кг серебра.
В результате возникла "школа" преподобного Сергия, которую составили его лучшие ученики, ставшие сами основателями или во главе ряда новых монастырей. Так, в 1374 году отец Сергий основал в Серпухове Высоцкий монастырь в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Настоятелем этой обители был назначен любимый ученик Сергия - преподобный Афанасий Высоцкий. Первым из монастырей, онованных учениками преподобного Сергия, стал Спасо-Андронников монастырь в Москве, его игуменом - инок Троицкой обители, впоследствии канонизированный, преподобный Андронник. Постриженник Сергия Радонежского Авраамий Галицкий основал в пустынных лесах Зволжья несколько небольших монастырей, посвятив их различным богородичным праздникам. Примеры можно продолжить.
Другая важнейшая сторона деятельности святого Сергия - усилия по преодолению розни между удельными князьями и единению Руси вокруг Москвы. Видимо, в силу обстоятельств и повинуясь велению Божиему, принял преподобный участие в важных политических и военных событиях - духовное, конечно. Давно стала хрестоматийной история о благословении Сергием великого князя Дмитрия, ехавшего на сечу с монголо-татарами. Приехавшего на Маковец князя игумен пригласил к монастырской трапезе, после чего благословил крестом и окропил святой водою. Затем по просьбе князя отец Сергий отпустил на битву двух своих монахов - Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), известных в прежней мирской жизни воинов. Вместо железных шлемов возложил он на их головы святую схиму с нашитыми на ней крестами и "заповедовал им крепко побороть по Христе на врагов его". Потом преподобный Сергий еще раз благословил крестом и окропил святой водою великого князя и всех князей и бояр, сказав при этом: "Господь Бог будет тебе помощником и заступником. Он победит супостатов твоих и прославит тебя".
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (XVIII в.)
Северо-западный угол Соборной площади замыкает церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1730 году монастырский псаломщик, страдавший усыханием рук, усердно молился перед Смоленской иконой Божией Матери, которая помещалась на месте монастырской поварни, и исцелился от болезни. На этом месте по указу императрицы Елизаветы Петровны была построена Смоленская церковь.
Вырезанная из камня чудотворная Смоленская икона Божией Матери была помещена в деревянный резной позолоченный иконостас. Храм был расписан в XIX в.
Нельзя не вспомнить и смирение дивного старца, ибо только смирение возносит подвижника до вершин чудотворений. Как-то раз один простой поселянин пришел в пустынь, желая видеть преподобного. Иноки сказали ему, что преподобный трудится в огороде. Поселянин взглянул через забор и увидел там смиренного старца в разодранной, ушитой заплатами одежде. Простец подумал, что над ним насмехаются, переспросил и получил тот же ответ.
Пока поселянин недоумевал, Сергий закончил работу и вышел за ограду. Не дождавшись поклона от поселянина , он первым поклонился ему до земли. Затем преподобный взял гостя за руку и подвел его к трапезе. Он усадил паломника рядом с собою за стол. Поселянин, увидев радушие старца, пожаловался, что братия не дает ему увидеть отца Сергия. Игумен стал утешать его, и тут в обитель прибыл князь.
Князь еще издали смиренно поклонился до земли угоднику Божию, который поцеловал его и благословил. Затем преподобный с князем сели, а бояре оттеснили простеца от них. Крестьянин высматривая сквозь толпу отца Сергия спрашивал у окружающих: "Что это за монах рядом с князем?" Ему с укоризной заметили, что это и есть преподобный Сергий. Тогда только понял поселянин свое невежество.
Когда князь вышел из обители, незадачливый паломник бросился к ногам игумена, прося простить ему его неверие. Сергий со смирением ответил: "Не скорби, чадо, один ты справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются", - и отпустил его с миром.
Поделиться с друзьями: