+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь

Махра. Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь

 

 

                                                                                                      Стефан Махрищский

    О детстве и юности будущего подвижника известно очень немного. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан. Преподобный Стефан был хорошо образован и начитан. Подвизаясь в монастыре под руководством опытных старцев, он приучился к духовному житию, воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни всей братии. Современниками преподобного Стефана были многие, прославленные в лике святых, преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них - препОдобряй Силуанов Схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф. Ипатий целебную, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонах Леонтий... Возможно, из-за притеснений униатов, начавшихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, а может быть, по причине общего неустройства южнорусской церкви, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и уйти в Московскую землю. Произошло это, вероятно, ещё при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства.

 

    Несмотря на уговоры великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359 гг.) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте. Подвижник отправился на северо-восток и, после долгих поисков, избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке, именуемой Махрище. Здесь около 1353 года он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю, а вскоре стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшихся в духовном совете и благословении. Внов неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорбипучстынного жития . Около 1338 года святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицыи учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана поставил игуменОм собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамотную пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря. Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена земли Русской, преподобного Сергия . Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришёл в Махрищскую пустынь, где провёл несколько дней. В ожидании его мМахрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему на встречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, по великому смирению не желая принять на себя первенства. Едва был умолён преподобный Сергий, как гость, благословить Стефана и братию, после чего  преподобные вошли в церковь и, и по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крытом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трёх лет.

 

 

    Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово грубо восстали против преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещаниям преподобного, они грозили убить его, если он не уйдёт из Махрищской пустыни. "Бог вас простит, Чада, - смиренно ответил святой, - не вы это злобствуете, но лукавый диавол!" С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды , в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, в 1370 году основал Троицкую Авнежскую пустынь. Первые насельники Авнежского монастыря - Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в Северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упразднённого монастыря. Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, повелевшегопреподобному Стефану явиться в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера.

 

      Будучи в столице, преподобный Стефан по просьбе родственника великокняжеского окольничЛего Тимофея Васильевича Вельяминова - Косьмы - тайно постриг его в рясофор с именем Кирилл, провидя в нем будущего Белоозерского подвижника. По ходатайству при. Стефана инока Кирилла приняли в Симонов монастырь, игуменом коего был архимандрит Феодор - племяник преподобного Сергия. В этой обители Кирилла вскоре постригли в монашестве. Приняв благословение святителя Алексия никогда более не оставлять своей обители, преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца своей жизни. Жил же он, по свидетельству древнего жития, "подвизаясь о церковном устроении и еже в монастыре совокуплении братии, и о их спасении, яко отец чадолюбивый печалься; не токмо словом учаще их, но и делом наказуе и нравом, сам собою во всем образ дая им; кротов же бе от юности, и тих и молчалив, и божественным писанием не токмо послушатель и хранитель, но и творец. Многим же видящим его смирение и кротость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Церковь Стефана Махрищского. год постройки между 1996 и 1997.

 

 

                                                                                                Церковь Петра и Павла