+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Никитский монастырь Переславль - Залеский

Никитский монастырь Переславль - Залеский

 

 

    Переславский Никитский мужской монастырь дважды в своей судьбе оказывался в центре событий русской истории. Ныне обитель, пережившая страшные богоборческие времена и на рубеже тысячелетий чудесным образом обретшая мощи прославившего ее святого, быстро возрождается.

 

                          Колокольня с церковью Архангела Гавриила

 

    История возникновения Переславского Никитского монастыря скрыта от нас плотной завесой времени. Есть сведения что Юрий Долгорукий, приехав в 1152 году на Клещино озеро (так в древности называлось Плещеево озеро)выбирать место для будущего города Переяславля, значительно позже, в XV веке, ролучившего имя Переславль-Залесский, уже обнаружил на его берегу монастырь. Определившись с местом для крепости, князь в кратчайшие сроки возвел валы и заложил Спасо-Преображенский собор, после чего отправился в Киев,  куда его звали дела. Все же заботы по дальнейшему устроению нового города он перепоручил своему сыну, князю Андрею Боголюбскому. Древнейший храм Переславля строился долго - сбором податей на его строительство как раз и был занят, в числе прочих, мытарь Никита, впоследствии прославившийся как преподобный Никита Столпник. Подвиг его связан именно с Никитской обителью, совершенно точно указывает житие и год смерти святого - 1186-й. Это же житие называет монастырь лаврой и подчеркивает, что он имел ограду с вьездными воротами и управлялся игуменом. То есть это был вполне "состоявшийся" монастырь. Но ничего конкретного о его тогдашнем "возрасте" житие не сообщает.

    Тем не менее, существует точка зрения , относящая рождение монастыря к самому началу XI века, а если говорить совсем точно - к 1010 году.

Согласно этой версии, основателем Никитской обители является святой благоверный князь Борис, сын Владимира Красно Солнышко, в конце X века крестившего Русь. В 1010 году князь Владимир отправил своих сыновей Бориса и Глеба на север, назначив в удел первому Ростов, а второму - Муром. Вокруг Клещина озера тогда обитали язычники одного из финно-угорских племен: "На Ростовском озере меря и на Клещине меря же", - замечает живший во второй половине XI века знаменитый Нестор Летописец. Князь Борис, принявшийся истово проповедовать христианство в этих диких местах, будто бы и устроил здесь Никитский монастырь, посвятив его одному из самых почитаемых в тогдашней Руси святых - великомученику Никите. Косвенно в пользу этой версии говорит тот факт, что князь Борис был большим почитателем этого святого. "Вспомнил он о мучении и страданиях святого мученика Никиты..." - описывает последние часы земной жизни благоверного князя "Сказание о Борисе и Глебе", в своем окончательном виде сложившееся в начале XII века.

    Как бы то не было, известен стал Никитский монастырь после подвига, совершенного преподобным Никитой Столпником в конце XII века. Впрочем, о судьбе обители до XV века мы практически ничего не знаем. Известны факты лишь самые общие. Монастырь делил судьбу города, рядом с которым он находился. И все беды и радости, доставшиеся на долю Переяславля, не обходили стороной и обитель. В годы татаро-монгольского ига Никитский монастырь, по некоторым сведениям, шесть раз подвергался разграблению, но всякий раз восстанавливался. Чудеса, происходившие при гробе преподобного Никиты Столпника, привлекали в стены обители все больше людей, хотя на внешнем виде монастыря такая популярность не слишком отражалась - до XVI века в нем не было каменных зданий.

    Житие преподобного Никиты Столпника рассказывает об одном удивительном событии, связанном с попыткой открытия мощей святого. Относится оно к 1420-м годам, когда в Никитской обители некоторое время пребывал святитель Фотий, митрополит Московский. Наслышанный о святой жизни преподобного и исцелениях, совершавшихся у его гроба, святитель Фотий решил открыть мощи подвижника. Поначалу все шло хорошо, могилу раскопали при большом стечении народа, присутствующие выражали радость и запасались частицами бересты, в которое было обвито нетленное тело преподобного, но вдруг разразилась буря. Порывом ветра всех, кто копал могилу, выбросило из нее наружу, а вырытая земля вновь ее засыпала. С тех пор и до совсем недавнего времени мощи святого оставались в земле.

    Официальное прославление преподобного Никиты Столпника состоялось в XVI веке. Этот век стал веком расцвета монастыря. В 1520-х годах Никитский монастырь привлек к себе внимание великого князя Васиоия III, который повелел возвести в обители новую каменную церковь во имя великомученика Никиты. Это было только начало. Сын Василия III, царь Иван Грозный, пошел ещё дальше. В 1561 году он приехал в Переславль, чтобы возблагодарить незадолго до этого канонизированного преподобного Никиту Столпника пред его гробом за исцеление своего сына, малолетнего царевича Ивана. Два дня провел царь в Переславле, дважды побывал в Никитском монастыре, где горячо молился, побывал у колодцев, ископанных преподобным, одарил обитель богатыми дарами, а перед отьездом призвал к себе игумена монастыря и, предложив(а царское предложение всегда равнялось приказу) вести в обители общежительный устав, приказал разобрать устроенную своим отцом каменную церковь, а на ее месте построить новый соборный храм, во имя великомученика Никиты,  с двумя приделами.

 

    В 1564 году собор освятили - в присутствии царя Ивана Грозного, митрополита Московского Афанасия и многих архиереев. Государь прислал для иконостаса нового храма несколько богато украшенных икон; отделку собора выполнили московские мастера, также подобранные Иваном Грозным. В эти же годы стараниями царя в Никитском монастыре появились еще один храм (Благовещенский), шатровая колокольня, крепкие стены с шестью мощными башнями и надвратная церковь. Высказывается мнение, что, приступив к столь масштабной и "срочной" реконструкции Никитской обители, Иван Грозный,  уже обдумывавший введение опричины, готовил себе "запасную площадку" - на случай утери предпологаемой опричиной "столицы", Александровской слободы. Любопытно, что из Переславля Иван Грозный в 1564 году отбыл со старшим сыном именно в Александровскую слободу. Не забудем и то, что в тогдашние реформаторские планы царя входило перенесение русской столицы из Москвы в Вологду, дорога на которую шла как раз через Переславль-Залесский. Учитывая все это нельзя не признать, что Иван Грозный, приступивший к переустройству Руси, отводил в своих планах Никитской обители какую-то очень важную роль.

    Сейчас можно спорить о том, что конкретно замыслил царь, но одно несомненно - укрепление монастыря оказалось очень своевременным. В эпоху русской Смуты мощные монастырские стены хоть и не спасли обитель от разорения, но позволили около полумесяца сдерживать натиск литовских отрядов. Случилось это в 1611 году. Сопротивление защитников тогда все же было сломлено: ворвавшись в монастырь, литовцы перебили почти всех монахов, разорили обитель, после чего игумен Мисаил "скитался меж двор". Как бы "на память" о своей воинской доблести литовцы оставили в монастыре несколько пушек.

    Последствия разорения были быстро преодолены - главным героем этого восстановления вновь стал русский царь, на этот раз новоизбранный Михаил Романов, приходивший в 1617 году молиться к преподобному Никите Столпнику и делавший богатые вклады в монастырь. Царь Алексей Михайлович в этом смысле шел по стопам своего отца, не оставали от царей и патриархи, архиереи и бояре.

    Еще один "царский сюжет" относится к концу XVII века. В 1688 году юный Петр I, прибывший в Переславль строить свою "потешную" флотилию на Плещеевом озере, жил некоторое время в Никитском монастыре. Так обитель оказалась причастна к зарождению имперского величия России, начинавшегося с московских "потешных" полков Петра и его переславского флота. Благоволивший к Никитскому монастырю император позже в 1716 году, подписал указ, гласивший: "Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем будущим архимандритом вечно".

    Но благоденствию обители подходил конец. Об умалении его значения свидетельствует 

 

 

 

 

 

     Часовня на месте молитвенного подвига Никиты Столпника

 

 

 

 

 

                  Житие преподобного Никиты Столпника

 

     Расходы по устройству нового города и по сооружению в нем дорогого белокаменного Преображенского храма не могли не лечь и на жителей города. На покрытие этих расходов требовались от жителей тяжелые и обременительные налоги. Система сбора налогов в то время осуществлялась особыми сборщиками и немало способствовало к появлению между ними разных хищников, которые, наживаясь за счет бедного люда, вызывали в его среде недовольство и раздражение. А при слабости и продажности правосудия трудно было бедным жителям искать правды и защиты от этих жадных притеснителей. Одним из таких немилосердных сборщиков податей, не смущавшихся ни горем, ни слезами и мольбами бедняков, был Никита, уроженец города Переславля. Составитель жития преподобного Никиты не сообщает о том, кто были его родители, какое воспитание он получил в родной семье и какие условия главным образом послужили  к образованию в нем жестокого характера и твердой до непреклонности воли, способной заглушать кипевшие страсти. Но есть основание утверждать, что Никита не лишен был "книжного научения". Это можно предположить, во-первых, потому, что в его время в городе Переславле - Залесском существовало уже училище, где обучались по книгам Священного Писания, преимущественно по Псалтири. Во-вторых, Никита, как увидим далее, в разговорной речи нередко употреблял слова и обороты, прямо заимствованные из Слова Божия, знаком был с псалмами пророка Давида, знал некоторые из них на память.

    На поприще общественной деятельности в городе Переславле мы видим Никиту уже в зрелом возрасте, видим его женатым на женщине доброй, но слабой характером, не имевшей доброго влияния на своего мужа. Как человек корыстолюбивый, Никита устроился на должность сборщика податей, дававшей широкий доступ к легкой наживе. Посредством всевозможных вымогательств и притеснений по должности сборщика податей Никита нажил немалое состояние. По своей ловкости и умению ладить с властителями города, он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей, и подносимые им ценные подарки делали его неуязвимым, давали полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие проливали горькие слезы от его корыстолюбия.

    Но Господь не хочет смерти грешника. Он долготерпит ему, теми или другими способами призывает его к покаянию и разными путями ведет ко спасению (см.; Иез. 33, 11; Мф.9, 13). Не оставил Господь Своею милостию и корыстолюбивого Никиту, не допустив его погибнуть в пучине нечестия. Однажды Никита вошел в новоустроенный храм Преображения Господня.

    Неизвестно, по принятому ли обычаю только или по внутренней потребности он вошел туда на этот раз, но несомненно одно: что в это время милость Господа уже готова была грешнику, чтобы мощно коснуться его черствого сердца. Живший доселе угождением одной плоти, Никита вдруг вспомнил о Боге и Его святом законе. Отрешившись незаметно для себя от всякой земной суеты, он сосредоточил все свое внимание на том, что происходило в храме, и почуствовал глубокое умиление. Никита видел перед собою только изображения святых и жадно ловил слова чтецов и певцов. В это время вдруг дошли до слуха его слова пророка Исаии: "Измыйтеся, и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших" (Ис. 1, 16). Эти слова, по воле Господней, проникли в глубину сердца грешника и потрясли его. В этих словах послышался Никите голос Божий, обращенный прямо к нему, и мгновенно предстали пред ним все его неправды и беззакония. Он с ужасом видел теперь пред собою не иконы святых, а скорбные лица обиженных им, слышал уже не чтение и пение, но вопли и стоны тех, кому он причинял страдания. С сердечным трепетом Никита вышел из храма и, глубоко озабоченный, возвратился домой. Всю следующую ночь проводя без сна, он только и делал, что твердил слышанные в церкви слова: "Измыйтеся, и чисти будите". К утру сон смежил его очи и, к удивлению, другой день дал иное направление его мыслям. Пробудившись от сна, Никита почуствовал, что мрачные его настроения поулеглись и что они уже не так беспокоят его, как беспокоили вчера; поэтому Никита решил принять "меры", чтобы окончательно освободиться от них. Для этой цели Никита дал приказание жене приготовить хороший обед, предупредив, что к ним будут приглашены начальники города и друзья. За вкусным обедом, с дорогими напитками, в обществе веселой компании Никита думал окончательно слышанные в церкви слова пророка, столь сильно взволновавшие его душу, и совсем заглушить мрачные мысли.

    Но долготерпивый и многомилостивый Господь еще раз восхотел вразумить заблудшего грешника и привести его к сознанию своей греховности. Жена Никиты, всегда послушная воле своего мужа, не могла не исполнить данного ей приказания относительно обеда. Закупив все нужное, она хлопотно принялась за изготовление вкусных и любимых мужем и его друзьями кушаний. Вдруг, к удивлению своему, она заметила в соусе с мясом, поставленном ею на огонь, множество крови. Но затем удивление ее перешло в ужас, когда она увидела в нем выплывающие на поверхность части человеческого тела: то голову, то руки, то ноги. В страхе и трепете от такого необычайного явления она пригласила посмотреть на сосуд варившимся мясом самого Никиту. Увидел то же самое и Никита. Он пришел в ужас от страшного явления.

    В этот момент благодать Божия снова мощно коснулась сердца Никиты, и он, осознав всю гнусость прежней своей жизни, с глубоким раскаянием воскликнул: "Горе мне, непотребному! Господи Иисусе Христе, Боже наш, научи меня творить волю Твою!" Не сказав потом ни слова своей жене, Никита быстро вышел из дома; слезы ручьем катились из его глаз. Рыдая он шел по улицам города, непрестанно повторяя: "Призри на мя, Господи, и помилуй мя, стопы моя направи по словеси Твоему!"... Тяжел для него был теперь городской шум: улицы, дома, попадающиеся навстречу люди невыразимо терзали его ожившую в покаянии душу. Он искал теперь для себя место уединения и безмолвия. Поэтому, пройдя городские улицы и поднявшись на гору, Никита быстро пошел по направлению к обители святого мученика Никиты, одиноко стоявшей вдали от городской суеты.

    Обитель эта, управлявшаяся тогда игуменом, славилась строгостью образа жизни иноков. Безусловное подчинение игумену, полная нестяжательность, пламенная ревность к вере и благочестию, строгий пост, вседневные продолжительные молитвословия - некоторые из тех прекрасных добродетелей, коими отличались иноки этой святой обители. Сюда-то, под влиянием душевной тревоги и мучений пробудившейся совести, пришел Никита и пал пред игуменом, обливаясь слезами.

    -Что за скорбь у тебя, сын мой? - спросил его игумен.

    -Спаси душу погибающую, - едва мог ответить ему лежавший на полу Никита.

    Затем, несколько ободрившись преисполненными любви словами игумена, Никита рассказал ему о своей многогрешной жизни, чистосердечно раскаялся в грехах и стал умолять принять его в обитель.

    -Я пришел, честный отче, к твоей святыне с тем, чтобы ты сподобил меня ангельского чина и чтобы молитвами твоими причтен был я, недостойный, к братии твоей, - закончил свою речь Никита.