+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Санкт-Петербурге

Кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Санкт-Петербурге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Метеоры - удивительная область на севере Греции. Древние монастыри расположены прямо на скалах. С X века здесь жили монахи отшельники. 

 

 

 

    Именно из этих святых мест около 800 лет назад, была привезена в Россию самая почитаемая икона Богородицы. У нас она известна как икона Казанской Божией Матери. Именно от названия этой иконы получил своё название главный собор Санкт-Петербурга. Но почему, икона и собор носят имя столицы Поволжья и современного Татарстана. Что связывает этих далёких друг от друга города? Эта история началась задолго до строительства Казанского собора, а именно в XVI веке. Россия в тяжёлые времена вела войну с Казанским ханством. Иван Грозный из Новгорода часть населения, переселил в Казань. Таким образом, он создал там православную общину. Православную общину назвал посадом. Но в 1579 году, во время большого пожара, посад полностью сгорел. Вскоре после пожара, девочке десяти лет Матроне Анучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте, на глубине около метра, действительно нашли икону и дали ей имя Казанской Божией Матери. 

 

 

    И вот там уже от этой иконы были чудеса. Когда несли её в храм то один слепец прикоснувшись к ней получил зрение. Потом в храме когда поставили, то один больной, совершенно, он не мог ходить. Его принесли, помолился и он получил исцеление.

    Уже два века, одна из самых ценных копий иконы, хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Который является одним из главных чудес России. Увидеть икону и знаменитую колоннаду собора ежегодно приезжают миллионы туристов и паломников. Построить в Санкт-Петербурге хранилище для главной святыни Росийсского государства распорядился император Павел I.

 

 

 

 

   Его изображают в истории, немного таким недалеким. А он был образованным человеком. Он не только интересовался государственным управлением, он интересовался миром, и у него была идея объединить христианские церкви. И он постарался воплотить в этом соборе, эту идею обьединения разных религий. Но строительство такого собора, стало невероятной по драматизму историей. В 1799 году был объявлен конкурс, на лучший проект собора. И по началу его выиграл шотландский архитектор Чарльз Камерон. Однако председатель Росийсской академии художеств граф Строганов выдвинул идею построить собор силами русских архитекторов и мастеров, и только из русских строительных материалов. 

 

 

 

 

 

    И тогда многие впервые услышали об архитекторе Андрее Никифоровиче Воронихине. Который родился в семье крепостных графа Строганова на Урале. Он в достаточно раннем возрасте проявил способности к изобразительным искусствам, в том числе и как иконописец. Строганов заметил его талант и без сомнений отдал Воронихину столь сложный и значимый проект. Так, сын крепостного крестьянина родившийся в деревне в Пермской губернии Андрей Никифорович Воронихин впервые приехал в Санкт-Петербург. 

 

 

 

 

    Поселился  он в доме на Невском проспекте, и вскоре приступил к строительству храма. Чудо Казанского собора состоит в том, что этот художественный ансамбль создавался в течении десяти лет, как бы единым духом. Эьо был прежде всего дух графа Строганова. Это были десять лет невероятного напряжения. Проект собора требовал ярких и не тривиальных решений. Поскольку строился православный храм, алтарь должен смотреть строго на восток. Центральный вход, должен был быть с запада. Но Невский проспект, в который должен был гармонично вписаться собор, находится на севере от храма. Значит собор, должен был стоять к нему боком.

 

 

 

 

    По задумке Воронихина, знаменитая колоннада, как бы маскирует боковую часть храма, делает её фасадом. По решению самого архитектора, идея была гениальной. Ведь у нас ориентация строго алтарем на восток.

    Архитектору реставратору Марку Ивановичу Калиде уже 77 лет. Больше десяти лет он занимается ресставрацией Казанского собора. За его плечами огромный опыт работы с памятниками архитектуры северной столицы. Но до сих пор он не перестаёт удивляться инженерной мысли самородка Воронихина. Храм не имеет осадости и трещин. Он сел на основании на котором покоится сегодняшнее сооружение, забив где-то 38000 свай разной длины, от четырех до двух с половиной саженей, связал верхушки свай между собой деревянными клетями и создал горизонтальную площадку из слабопроникающей для воды конструкции. В течении десяти лет, карьры на Урале, в Карелии и под Санкт-Петербургом добывали и обработывали камень для строительства Казанского собора. 

    Колоны например сделанв из цельных блоков известняка добытых на знаменитом пудожском карьере под Гатчиной. Каждая пара колон, она покоится на мощных пилонах поверху которых устроены тумбы из кирпича в два ряда квадратные по конфигурации. На эти тумбы положены мощные толщиною в 240 мм. известковая плита, на плиту уложен сверху ковер из рольного свинца. И вот на эту плиту со свинцом идёт плинь базы.

 

 

 

 

    Внутренняя архитектура собора не менее монументальна. Каждая деталь свода, барабана и стен продумана архитектором до мелочей. 

 

 

 

    

 

 

    Настоящей гордостью внутреннего убранства собора, является его алтарь. После революции он был полностью разрушен поскольку был отделан настоящим серебром. Постановление было снять это серебро иконостаса, якобы для голодающих. Но люди собрались, они упросили этих комунистов: "Позвольте, мы соберём серебро столько сколько Вам нужно взамен церковного серебра которого они хотели изъять. Мы Вам соберём. Они собрали около шестнадцати пудов серебра, принесли - забрали это с благодарностью, но и содрали то которое было здесь в храме. Получилось и то забрали у людей и это. До самого развала Советского Союза в соборе работал музей религии и атеизма.  

      Иконостас Казанского собора — особая казачья святыня, дважды создается на деньги донских казаков.

1812 год, отступление армии Наполеона из России. Французы тащат обозы с награбленным в Москве добром и ценностями. Казачьи разъезды регулярно нападают на французов, отбивая награбленное.

   В одном из обозов, казаки находят церковную утварь — 800 килограммов серебра. Решение казаков — отправить серебро в Петербург, в только что построенный собор Казанской Божьей Матери — покровительнице русских воинов, защитнице России.

Из письма Кутузова: «Серебро доставляемое мною, есть дар неустрашимых казаков Вашему храму». Арка главного иконостаса из трофейного серебра и надпись «Усердное приношение Донского войска». От казачьего иконостаса остались только снимки.

 

 

 

 

 

 

    В середине 90-Х собор вернули Русской Православной церкви. Реставрацию начали с алтаря. Александр Семёнович Севастьянов месяцами всматривдался в фотографии уничтоженного произведения искусства пытаясь восстановить его первоначальный уникальный облик и вернуть стране это чудо. Он на протяжении двенадцати лет по крупицам восстанавливает алтарь. В последнее время Севастьянову помогал его сын Василий, который за это время тоже стал реставратором. Они заметили, что чудо Казанского собора в самом Воронихине. От него ведь осталось очень мало. Чертежи эвакуировали в 1812 году на всякий случай и они были утеряны почти полностью. В архиве осталось небольшое количество эскизов чертежей самого Воронихина. Дело все в том что он был мастером интерьера и особенно синтеза архитектуры и декоративного искусства. Он очень хорошо понимал декоративное искусство. То немногое что осталось от чертежей Воронихина в предверии юбилея Казанского собора было выставлено в Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

    Строительство собора закончилась в 1810 году. И в 1811 он был освящён. Но реализовать некоторые свои идеи полностью Воронихину увы не удалось. В 1811 сразу после освящения собора, умер его покровитель граф Строганов. Когда строительство собора уже заканчивалось Андрей Воронихин решил доработать проект. Но без поддержки Строганова, состоятся этому было не суждено. Воронихин решил развить композицию собора дополнив её южной колоннадой полукруглой и прямой колоннадой которая смыкает с западной стороны два полукружья северных и южных колонад. 

    После освящения собора Воронихин прожил всего три года. Он умер от удара в феврале 1814. Слишком много сил было потрачено на воплощение проекта. 

 

 

 

 

    Однако некоторые идеи из нового проекта все-таки удалось воплотить. Это, западная часть собора. Здесь располагается главный вход в храм с Казанской улицы. Этот сквер тоже является территорией собора. Ограды и постаменты успел построить ещё Воронихин. 

 

 

 

 

 

 Сквер единственное место откуда можно увидеть уникальную колокольню собора. 

 

 

                                                                              Фонтан у Казанского собора

Фонтан у Казанского собораСтанция метро: Невский проспект

Фонтан в парке у Казанского собора - один из 3-х фонтанов-поилок, созданных Томом де Томоном. Он был построен на 13-ой версте дороги, идущей из Петербурга в Царское Село. Это небольшое сооружение появилось у Казанского собора в 1899 – 1900 годах и стало одним из тех памятников, которые формируют неповторимый облик города на Неве. Начиная с середины XVIII века, богатые вельможи Петербурга стали украшать свои усадьбы такими неповторимыми творениями, приглашая для этого иностранных скульпторов, в основном из Италии. В сквер перед Казанским собором фонтан был перенесен с Пулковского шоссе в 1935 году, где простоял более ста лет.