+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

         

 

                        Обитель преподобного Серафима

 

    Мы в таком множестве собираемся у его мощей - у мощей простого старца, который всю свою жизнь провел в монастыре, в пустынях, который не выходил в свет, который не публиковал статей в газетах, который не вступал ни в какие диалоги и распри с внешним обществом, который никому никогда ничего не доказывал. Но сегодня весь мир около него: и люди глубоко верующие, церковные, и те, кто только приближаются к храму Божиему, только начинают чувствовать в сердце своем веру; и высокопоставленные люди, имеющие власть, деньги и силу, и простые люди, в том числе убогие, нищие и инвалиды; люди образованные и совсем простые. Мы все здесь потому, что чувствуем силу, исходящую от этих дивных нетленных останков святого преподобного Серафима. Нет на них тления как некоего физического образа разложения, распада и небытия, потому что душа преподобного Серафима стяжала себе плоды Духа Святого.

                   

                                                                                                                                                                           Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

 

 

                                                                                                       Начало

 

    Своим Четвертым Уделом на Земле, после Иверии, Афона и Киева, Царица Небесная назвала Дивеево. В середине XVIII века Пресвятая Богородица направила сюда из киевского Флоровского монастыря вдову Агафью Семеновну Мельгунову, в монашестве Александру, обещав основать на этом месте Свою обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда на всем белом свете. Тогда же было сказано, что обещанное исполнится не при жизни матушки Александры, а впоследствии.

    Забыв дворянское происхождение, Дивеевская первоначальница жила очень скромно, почти в нищете. Она отличалась глубоким смирением и служила каждому, чем только могла, тайно благотворила бедным и помогала крестьянам в их трудах. Была она великой молитвенницей, обладала даром духовного разумения и за советом к ней шли люди со всей округи.

 

 

    На месте явления ей Царицы Небесной матушка Александра в 1773 - 1779 годах построила каменную церковь в честь Казанского образа Божией Матери. Посвящение храма Заступнице усердной свидетельствует о том, что Дивеево находится в Земном Жребии Пресвятой Богородицы,  и о тех великих милостях, которые Царица Небесная постоянно являет обители с первых ее дней. Рядом с церковью, на пожертвованной земле, матушка Александра поставила три кельи с надворным строением и оградила пространство деревянной оградой; одну келью заняла сама, другую предоставила для отдыха странникам, идущим через Дивеево в Саров, а третью предназначила для послушниц.

    В то время, когда Дивеевская первоначальница в подвигах и лишениях созидала обетованную ей Царицей Небесной обитель, в киевскую Китаеву пустынь к старцу Досифею за духовным советом пришел из Курска юноша Прохор Мошнин. Он родился в 1754 году, происходил из благочестивого рода храмоздателей, и сам имел желание послужить Господу.

    Жизнь Прохора с юных лет была отмечена чудесными знамениями. Он остался цел и невредим, упав со строящегося храма. В чудесном спасении отрока нельзя было не увидеть особого о нем попечения Божия. Другое событие произошло, когда Прохору было около пятнадцати лет. Ему явилась Пресвятая Богородица, Которая обещала посетить и исцелить его от тяжелой болезни. И это исполнилось в неожиданном явлении Мошниным чудотворного Курско-Коренного образа Знамения Божией Матери. 

    Душа Прохора, пережившая столь знаменательные события, с детства была расположена к благочестию и уединенной жизни. Провидя в нем доброго подвижника Христова, прозорливая старица Досифея указала Прохору на Саровскую обитель со словами: "Место сие тебе будет во спасение, с помощью Господа".

    Саровская пустынь, основанная в 1706 году, была знаменита чудотворной иконой Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник", красотой храмов, истовым богослужением, мудростью и праведностью старцев. "Проживающие в той обители монахи и бельцы, - говорится в старинной рукописи, житие имеют воздержанное и крепкое, пищу и одежду общую и более упражняются в трудах, между ими сам строитель первенство во всяком деле имеет". Правила Саровского общежития были очень строгие, в духе древнехристианских монастырей. Многие российские монастыри брали этот устав за образец, поэтому Саровскую пустынь называли даже "академией монашества".

    Прохор проходил послушание под руководством старцев. В иночестве названный Серафимом, он, действительно, уподобился Ангелам в своем служении Богу. "Бысть сердце мое, - говорил он, - яко воск, таяй от неизреченной радости. И не помнил я ничего от такой радости; помнил только, как входил в святую церковь да выходил из нее". Он видел Ангелов, сослужащих и поющих во время богослужений. Однажды, в Великий Четверток после Малого входа на Божественной литургии, он стал самовидцем Господа, грядущего по воздуху во славе в окружении Небесных Сил и сияющего неизреченным светом.

    В молодые годы преподобному Серафиму довелось участвовать в погребении основательницы Дивеевской общины. Накануне ее блаженной кончины он вместе со старцами Пахомием и Исаией навестил матушку Александру. Предчуствуя свое скорое отшествие от земных дел, она просила старцев не оставлять дивеевских сестер. В то время общинка матери Александры, по определению автора "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", была "как бы плоть от плоти и кость от костей Саровской пустыни". Строго исполняя все трудности Саровского устава, матушка Александра во всем руководилась советами отца игумена Пахомия. Она и сестры шили свитки, вязали чулки  и делали все необходимое из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь, выдавал малой общине все необходимое для земного существования, даже пищу привозили сестрам один раз в сутки с саровской трапезы. 

    На просьбу матушки Александры старец Пахомий обещал позаботиться о ее дивеевских послушницах, но сказал, что сам уже стар и слаб и вряд ли доживет до обетованной Царицей Небесной великой Дивеевской обители. И при этом добавил: "А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело". Матушка Александра просила отца Серафима не оставлять ее послушниц, поступая при этом " как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит".

    После этого были годы великих подвигов преподобного Серафима. Он понес на себе труды пустынножительства, постничества, затворничества, молчальничества, столпничества и затем, по указанию Царицы Небесной,  отворил двери келии, приняв на себя подвиг старчества. Все сокровище полувекового опыта монашеской жизни, всю силу своей молитвы, всю великую свою любовь святой Старец готов был излить на жаждущих духовного утешения людей. Вероятно, ещё за год или два до этого он начал духовно и материально заботиться о Дивеевской общине. К нему за благословением сначала приходили сестры, а потом и сама добродетельная начальница Дивеевской общины Ксения Михайловна Кочеулова. Бывал у него и Дивеевский священник отец Василий, которого батюшка Серафим любил и уважал. На просьбу отца Василия не оставить общину Старец отвечал: Как нам оставить тех, о коих просила меня, убогого Серафима,  матушка Агафия Симеоновна? Ведь она была великая жена, святая; служение ее было неисповедимо, источник слез безпрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная; одежду носила самую простую, и то многошвенную; опоясывалась кушаком с узелком. А как идет, бывало, то госпожи великие ведут ее под руки. Столь за жизнь свою была уважаема! Так как же нам презреть ее прошение? Я ведь теперь один из тех старцев, коих она просила о неоставлении заведенной ею общины. Так-то и я прошу тебя, батюшко: что от тебя зависит - не оставь их".

    25 ноября 1825 года в Саровском лесу Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела создать ту самую, обещанную Ею матушке Александре, великую обитель, взяв в нее из первоначальной общины восемь сестер, которых назвала по имени. И благословила построить для них два Рождественских храма, как сказано было Царицей Небесной,  "в честь Рождества Сына Моего Единородного и в честь Моего Рождества". Для этой обители Пресвятая Богородица Сама дала новый устав, нигде до того не существовавший. За непременное правило установило в нее брать только девиц, на принятие которых Она Сама изьявит Свое благословение. И обещала Сама быть всегдашней Игуменией этой обители, изливая на нее все Свои милости и благодать со всех Своих земных жребиев - Иверии, Афона и Киева. 

    Через несколько дней к Батюшке пришли две Дивеевские сестры - Параскева Степановна и Мария Семеновна. Этих девиц, избранных Самой Царицей Небесной на особое служение Ей и обители, преподобный Серафим поставил со свечами в руках у Распятия. Около часа продолжалась их совместная молитва. После этого Батюшка занялся устройством мельницы-питательницы для Дивеевской общины. 

    За три года то этого преподобный Серафим потребовал к себе Махаила Васильевича Мантурова. Дав колышек, поклонился ему в ноги и поручил отмерить определенное количество шагов на восток от среднего алтарного окна Казанской церкви. Он говорил, что через столько-то шагов будет межа; через столько-то шагов - пахотная земля; через столько-то шагов - луговина, посреди которой и надо вбить колышек. Через год дал ему четыре колышка, перекрестившись поцеловал их и заставил Мантурова сделать то же, поклонился ему в ноги и сказал: "Теперь, батюшка, сходи в Дивеево на то место, где ты в прошлый год вбил колышек, и по четырем углам  большого колышка вбей эти четыре; а чтобы они не затерялись, ты возьми камешков да и положи на них по кучке, чтобы заметно их место было!" В 1826 году на этом самом месте была построена мельница - питательница дивеевских сирот. Позже купил он им житницу, приказав строить кельи, и стал присылать в общину сестер.

    По границе пожертвованной земли Батюшка велел окопать территорию Мельничной общины Канавкой. Преподобному Серафиму было открыто, что по этой границе прошла Сама Царица Небесная.  Землю, по которой Она ступала, святой Старец заповедал выкопать и сложить валом.

    "О Канавке говорил мне Батюшка, - вспоминала сестра Ксения Васильевна,- да и всем говаривал, что потому она так вырыта, что это самая тропа, где прошла Царица Небесная,  взяв в удел Себе обитель. Тут стопочки Царицы Небесной прошли! "Стопочки Царицы Небесной, матушка! Она, Матерь-то Божия, все это место обошла, матушка! Вы и землю-то, когда роете, не кидайте так и никому не давайте, а к себе в обитель, в Канавку-то и складывайте! И скажу тебе, матушка, кто Канавку с молитвой пройдет да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!"

    Батюшка поддерживал сестер своими трудами. Сам рубил саровский лес для мельницы. Сам начал копать святую Канавку. На заре сестры увидели преподобного Серафима, ископавшего первый аршин Канавки. Девушки медлили с ее рытьем, но дивясь такому чуду, они поняли, что сам Батюшка назначил этот день, накануне праздника Святой Троицы, и положил начало Канавке, неведомым образом перенесясь из Саровской пустыни в Дивеево.

    Не по своей человеческой мысли и не по примеру существовавших до этого других обителей, но по личному повелению ему Самой Божией Матери преподобный Серафим основал Мельничную общину. 22 декабря 1826 года, в день, когда празднуется Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, состоялась закладка мельницы. "В Зачатие матери Анны и я хочу зачать обитель!" - торжественно обьявил святой Старец.

 

                         Отец

 

    Под духовным руководством преподобного Серафима находились не только Дивеевские сестры. К нему за советом обращались из Ардатовской Покровской женской общины, из Спасо-Зеленогорского и Кутузовского Богородичного монастырей. Но ни одна обитель не вызывала у Батюшки такого трепетного отношения, как Дивеевская. Все дела в ней делались по его благословению. Он стал настоящим земным ангелом-хранителем своих дивеевских чад. Умиленно и с любовью, жалея их, называл сиротами. Побывал здесь один раз в молодости, а знал о Дивееве все, даже какие камешки где лежат. Елена Ивановна Мотовилова вспоминала, что когда была маленькой, Батюшка дал ей небольшой мешок с орехами и не разрешил грызть зубами, а посоветовал: "Когда придешь в Дивеево, знаешь, у вас есть куча камней, в ней есть выдолбленный камень ямкой, ты найди его; в ямку клади орех, а другим камнем и разобьешь". Придя в Дивеево она действительно нашла такой камень.

    Дивеевская обитель начиналась в бедности, но было свидетельство преподобного Серафима о ней как о великой лавре. Он даже нарисовал план будущей Дивеевской лавры, и этот план хранится в монастыре среди вещей Батюшки, свидетельствуя о прозорливости саровского Старца.

    Преподобный Серафим настаивал, чтобы церковь во имя Рождества Христова обязательно освятили в праздник Преображения Господня. Тем самым, возможно, он желал испросить для зарождающейся общины преображающую силу Божию и благодать. Через год в 1830 году, в честь Рождества Богородицы освятили нижнюю церковь. И для ее освящения Батюшка выбрал определённый срок - праздник Рождества Пресвятой Богородицы,  торопил ехать к Владыке за разрешением, несмотря на то, что Нижний Новгород был на карантине из-за свирепствовавшей в то время холеры.

    Рождественские храмы, по указанию преподобного Серафима, были построены на средства продавшего свое имение и обнищавшего Христа ради Михаила Васильевича Мантурова. За колоколами для этих церквей Батюшка посылал на Нижегородскую ярмарку, за священными сосудами - в Москву, на их приобретение дал свои деньги. Он пожертвовал для общинной церквинеобходимое из священнического облачения и подарил небольшой Казанский образ Божией Матери, образы преподобного Сергия Радонежского и его родителей - Кирила и Марии, образующие деисусный чин иконы Спасителя, Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. Так как сестры общины были девицами, посвятившими себя на служение Богу, и правило держали монастырское, то по монастырскому уставу клиросную службу, как наставлял их преподобный Серафим, они совершали сами. Сами и читали в храме, и пономарили.

    

    

 

 

         Монастырь основан в 1788 году как женская община в селе. Дивеево Нижегородской области Строительницей обители была монахиня Александра,в миру Агафия Семеновна Мельгунова.После смерти мужа она приняла постриг во Флоровском монастыре Киева.

 Через

 Там она имела дивное видение Пресвятой Богородицы, повелевшей монахине: "Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную... великую обитель Мою..." 

     В 1760 году мать Александра отправилась из Мурома в Саровскую обитель, распологавшуюся в глубине лесов. По пути она остановилась на отдых в деревушке Дивеево, возле деревянной церкви святителя Николая Чудотворца. Там в тонком сне матери Александре вновь был явлен лик Богоматери, которая сказала: "Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать...Это четвертый жребий Мой во вселенной...