+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
История колоколов

История колоколов

 

 

                                        Про любовь что так светла

                                         Говорят колокола!

                                                                                    Эдгар По "Колокола"

 

 

 

                                                                                               История колоколов

 

 

    Колокола известны из глубокой древности. И до сих пор иследователи спорят появились ли они в каком-то одном месте, например в Китае или сразу в нескольких точках земного шара. В разных культурах в разное время появлялись предметы схожие с колоколами, но немного другие по форме, что-то подобное и сейчас используют будисты. 

    Следующая веха использования колоколов связана с появлением христианства. Христианская церковь столкнулась с проблемой созыва верующих на богослужения. Если в иудаизме, в Еврейской вере для этого использовались специальные трубы, то этого христиане этого не применяли, а первые христиане вообще друг друга созывали индивидуально не используя при этом никаких предметов. Но через некоторое время начинается использование колоколов с самых раних веков использования христианства и то нужно отметить что не сразу вошли колокола в употреблении христианства. Для оповещения о службе использовали колокола, но не современные, а совсем другие. Это были деревянные било, или металические клепало доски, которые ударяли молотками.

 

 

 

                            На фотографии дедушка современных колоколов, железное било в Псково-Печерском монастыре

 

        

Сейчас эти удивительные по звучанию плоские колокола как их называют в парке Коломенское. А кто собирается в паломничество в Муром, в Спасо-Преображенском монастыре даже сможет звонить в них. 

    Уже в первые века христиане стали использовать колокола, форма их отличалась от современной. Например колокол святого Патрика выглядит как портфель он был не отлит а свернут из цельного листа метала и заклепок. 

 

 

 

 

                                             Колокол святого Патрика

 

 

    Колокола проходят длительную историю прежде чем получают современную форму. Раньше колокола имеют форму дыни, были вытянутыми. Стоит заметить что на Русь колокола пришли не от греков как в целом православии, а с запада. Первое время Византия не принимала колокольного звона. В XI веке колокола попадают на русь. Их находят при раскопках в древнейших церквях Киева и Новгорода. 

    Уже в XVI столетии Россия уже обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII столетии здесь отливались тысячипудовые колокола-гиганты, звон которых производился особым способом, в языки. Русский колокольный звон стал отличаться мощностью звучания и необыкновенной мелодичностью. Известный историк IXX века Иван Егорович Забелин писал: "Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти ни в одном царстве во всем мире. 

 

 

 

 

 

    При царе Иване Грозном и его сыне Фёдоре колокольное дело в Москве быстро развивалось, было отлито много колоколов не только для Москвы но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол Благовестник весом в тысячу пудов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колокола. При Борисе Годунове колокольное дело продолжает развиваться. Один из путешественников посетивший Москву в это время, описывает поразившее его чудо звона Московских колоколов. Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать. Расцвет литья на Руси именно в XVII веке связан не только с освоением технологий литья, но и с нахождением залежей руды. Цари Михаил и Алексей Романовы обращали особое внимание на отечественное рудокопство. Так, как в то время чувствовался большой недостаток металла. В делах их царствования упоминалось вызванные в 1618 - 1626-ом годах из чужих краев рудознатцы, золотознатцы, лазоходцы и рудокопцы. В 1633 году экспедиция во главе со стольником Василием Ивановичем Стрешневым отыскала на Каме медную руду, в том же году был основан на Урале Пысксорский мёде-плавильный завод. Такое открытие в избытке доставило металла для литья колоколов и пушек. 

 

 

 

                                                             На фотографии плоские колокола

 

 

    С XVII века до начала XX века, до начала уничтожения колоколов существовало очень много заводов где отливали колокола. В Болохне был свой завод если брать Нижегородскую область, очень известный завод братьев Алвенишниковых в Ярославле, в Москве было очень, очень много заводов. 

    С этого времени Русские литейщики начинают активно вытеснять иностранных мастеров с Московского пушечного двора. Русские умельцы опираясь на достижения западноевропейских литейщиков разработали свой профиль и методику построения колокола что позволило им превзойти все ранние известные способы литья. Был сформирован своеобразный Русский стиль в литье отличавшийся высокой степенью и сложностью отливки и художественности оформления колокола. В начале XX века была попытка сохранить колокольный звон, было связано с деятельностью Константина Сараджева который имел абсолютный музыкальный слух и который желал собрать в Москве колокольный музей. Для того чтобы как-то сохранить колокольный звон для последующих поколений. 

    В первые годы царствования Петра I колокольное дело притихло поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по указу царя из церквей изымались колокола для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Из этих колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось и Русские мастера стали делать колокола больших размеров. 

 

 

 

      

    Особое место среди всех колоколов в мире занимает Царь-колокол. Высота его с ушками составляет более шести метров. Диаметр шесть с половиной метров. Масса около двухсот тонн. Этот колокол переливался несколько раз, над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но когда все было готово к отливке в Москве случился пожар который охватил и кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал одинадцать трещин и от него откололся кусок весом одиннадцать с половиной тонн. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал уже никому не нужен. Почти сто лет колокол находился в земле и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней. 

 

 

 

                         Нижегородская ярмарка, 1902 год. Колокольный ряд
Фото из архива Библиотеки Конгресса США.

 

 

 

    В XIX веке в России довольно часто проводились всероссийские ярмарки. Основным местом их проведения до 1816 года был Нижний Новгород, а в 1882 году такая ярмарка состоялась и в Москве. Нижегородские всероссийские ярмарки традиционно занимали огромную площадь. И всегда большое внимание к себе привлекали России довольно часто проводились всероссийские ярмарки. Основным местом их проведения до 1816 года был Нижний Новгород, а в 1882 году такая ярмарка состоялась и в Москве. Нижегородские всероссийские ярмарки традиционно занимали огромную площадь. И всегда большое внимание к себе привлекали ряды где продавали колокола. Эти ряды традиционно располагались возле городского собора Александра Невского. Огромное количество колоколов разного веса и производств, которое обычно было представлено в колокольных рядах Нижегородской ярмарки хорошо видно на фотографиях Дмитриева.

Император Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый Благовестник. На этом колоколе было запечатлено целаон висторическое событие, Крымская война. В прозе и картинах. Монастырь в 1854 году подвергся сильному обстрелу английского флота. Но монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе, в нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого Монастыря, посрамлённых английский флот, картины боя. Венчали колокол изображение Богородицы и соловецких чудотворцев.

Для храма Христа Спасителя в Москве было отлито четырнадцатьколоколов. Самый большой из них Торжественный, весом 1654 пудов (26464 кг.) и Праздничный колокол весом 974 пуда 15584 кг.) с изображением святителей московских.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольней меди, но были и колокола из других металлов. Чугунные колокола были в Досифейско пустыни на берегу Шестны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Бобровский монастыре было восемь колоколов из листового железа. А колокол из стекла был в Тотьма. В Харькове в Успенском Кафедральном соборе был колокол весом семнадцать пудов из чистого серебра. Шесть золочённых колоколов было в сибири в городе Таре при Казанской церуви, все они небольшие от одного до сорока пяти пудов. Колокола весом от тысячи пудов находились во многих храмах и монастырях и были делом обычным.

 

 

 

    

                     Знаменитая звонница Псково-Печерского Свято-Успенского Монастыря с древними колоколами, подаренные обители русскими государями.

,

 

,

 России довольно часто проводились всероссийские ярмарки. Основным местом их проведения до 1816 года был Нижний Новгород, а в 1882 году такая ярмарка состоялась и в Москве. Нижегородские всероссийские ярмарки традиционно занимали огромную площадь. И всегда большое внимание к себе привлекали ряды где продавали колокола. Эти ряды традиционно располагались возле городского собора Александра Невского. Огромное количество колоколов разного веса и производств, которое обычно было представлено в колокольных рядах Нижегородской ярмарки хорошо видно на фотографиях Дмитриева.

Император Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый Благовестник. На этом колоколе было запечатлено целаон висторическое событие, Крымская война. В прозе и картинах. Монастырь в 1854 году подвергся сильному обстрелу английского флота. Но монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе, в нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого Монастыря, посрамлённых английский флот, картины боя. Венчали колокол изображение Богородицы и соловецких чудотворцев.

Для храма Христа Спасителя в Москве было отлито четырнадцатьколоколов. Самый большой из них Торжественный, весом 1654 пудов (26464 кг.) и Праздничный колокол весом 974 пуда 15584 кг.) с изображением святителей московских.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольней меди, но были и колокола из других металлов. Чугунные колокола были в Досифейско пустыни на берегу Шестны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Бобровский монастыре было восемь колоколов из листового железа. А колокол из стекла был в Тотьма. В Харькове в Успенском Кафедральном соборе был колокол весом семнадцать пудов из чистого серебра. Шесть золочённых колоколов было в сибири в городе Таре при Казанской церуви, все они небольшие от одного до сорока пяти пудов. Колокола весом от тысячи пудов находились во многих храмах и монастырях и были делом обычным. К 1917 году в России было 20 колокольных завода, которыми за год отливалось 100 120000 пудов церковных колоколов. Колокола проделав большой исторический путь стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа, без них был немыслим не один православный храм. Все события в жизни государства и церкви освящались звоном колоколов. После прихода к власти большевиков в 1917 году церковные колокола постигла печальная участь. Колокольный звон считали вредным наследием царского режима и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. Все церковные здания и колокола перешли в распоряжение местных советов. Секретными инструкциями разрешалось уничтожать часть культового имущества. Церковное имущество превращалась в существенную статью дохода, 40% вырученного дохода шло в местный бюджет. Что поощряло в своё время усиление атеистической политики закрытия и снос церквей. Большинство церковных колоколов было уничтожено небольшая часть колоколов представлявших художественную ценность сохранилась и дожила до наших дней. Наиболее ценные колокола решено было продать за границу. Так в США в Гарвардском университете оказались уникальные колокола Данилового Монастыря. Уникальные колокола Сретенского Монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекци, другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд. Россия катастрофически быстро теряло своё колокольное богатство. Особенно ощутимо было изъятие колоколов из древнейших монастырей и городов. 

 

 

 

 

 

 

    В 1929 году сняли тысячу двухсот пудовый колокол с Костромского Успенского Кафедрального собора. В 1931 году были отправлены на переплавку многие колокола Спасо-Евфимия, Ризоположенского и Покровскогомонастырей Суздаля. Еще трагичней была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры. Было уничтожено девятнадцать колоколов общим весом восемь тысяч сто шестьдесят пять пудов. В Москве из ста церковных колоколов отлили бронзовые барельефы для нового здания библиотеки имени Ленина. В 1933 году на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течении нескольких лет было уничтожено почти все что православнся Русь бережно собирала на протяжении нескольких столетий. 

    Сейчас искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению святейшего патриарха Московского и всея русси Алексия II был учережден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного звона колокольного искусства. В мастерских отливаются колокола от пяти килограммов до пяти тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве. Появились и школы по подготовке звонарей. Есть такая и в Нижнем Новгороде. Искусство колокольного звона постепенно возрождается. 

    

 

 

,