+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
ДзюдоЕсли недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
В великой славе

В великой славе

 

 

 

 

    В "Повести о Борисо-Глебском монастыре от коликых лет и какой бысть ему начало" сказано, что он был основан "во дни благочестивого Великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси в четвертое лето государства его", то есть в 1363 году. Когда же преподобные Феодор и Павел, первостроители обители, с благословения преподобного Сергия Радонежского начали возводить первый деревянный храм, "труды к трудам прикладывая, а слезы к слезам", "стала приходить к ним мирская чадь, древодели в помощь делу". Эти "древодели" рубили себе избы неподалеку от строящейся обители, так что в год основания монастыря, так что в год основания монастыря здесь возникло и небольшое ремесленное поселение, которое позднее выросло в село Богородские слободы.

 

 

    

 

 

 

    Борисоглебская земля (большая ее часть) долгое время входила в состав обширного Ростовского уезда. В 1929 году из окрестных сел и деревень был создан Борисоглебский район с центром в Борисоглебский слободах. В 1931 году району придумали название в духе времени - Краснополье, по названию совхоза в селе Красноволосая. Но просуществовал Краснопольский район всего несколько месяцев, после чего вернулись к прежнему названию. В 1962 году район присоединили к Ростовскому, а село получило новый статус поселок городского типа Борисоглебский. Население поселка к тому времени составляло 3870 человек. Через три года районы были восстановлены в старых границах. Ныне поселок Борисоглебский, где расположен монастырь, - районный центр Ярославской области. Местное население, впрочем, истари и до сего времени называет свой поселок Борисоглебский. Этим "просторечным" названием мы также будем иногда пользоваться.

 

 

                                    * * *

 

 

    Борисоглебский слободы в старину были бойким торговым местом. Стояли слободы на древнем тракте из Ростова в Углич. Дорога шла  через центр села вдоль восточной стены по улице Гостиной. Местоположением села определялся и характер занятий жителей: торговля преобладала над хлебопашеством. Множество деревянных и каменных лавок, принадлежавшим богатым борисоглебским крестьянам и ростовским купцам, выстроилось на базарной площади у северных монастырских ворот. Немало хлопот доставляла дорога здешним крестьянам, в обязанности которых входило её обслуживание в пределах слобод, а также поддержание в исправности трёх мостов через реку Устье. Впрочем и прибыль они имели немалую. В 1792 году Ярославский генерал-губернатор представил на рассмотрение Сената проект новой дороги на Углич минуя Борисоглебские слободы. Однако императрица Екатерина II отклонила проект, поскольку посчитала старую дорогу удобнее и оставила её "в собственное облегчение борисоглебских обывателей".

    В начале XX века неоднократно поднимался вопрос о строительстве железной дороги из Ростова в Санкт-Петербург. Она должна была пролегать через Углич, также через села Борисоглебским, Вощажниково и Давыдово. Борисоглебские крестьянское общество выразило заинтересованность в этом проекте. На сельском сходе постановили: "Для нас желательно и полезно проведение железной дороги мимо слободы Подборной и устройство поблизости слобод полустанка". Из-за тогдашней нестабильной обстановки в стране проект реализовать не удалось. Технический прогресс обошел борисоглебских крестьян стороной, но они смогли неплохо прожить и так. Благодаря своему природному уму, предприимчивости и трудолюбии многие из них стали видными представителями русского купечества. Борисоглебские и сегодня гордятся своими земляками - петербургскими и московскими купцами В. Серебренниковых, К. Аладьиным, А. Улыбиным, Ф. Поварухиным, братьями Набилковыми, братьями Елисеевыми. Правда особой зажиточность нынешние жители поселка не отличаются, но они богаты весёлым нравом, любовью и преданностью родному Борисоглебские и его святыне - Борисо-Глебскому монастырю что на Устье-реке.

 

 

 

 

    Города "Золотого кольца России" заслоняют своим обликом маленький Борисоглеб. И путешествующие из Ростова в Углич, не подозревая, что на этом отрезке пути есть что-то достойное внимания, бывают приятно удивлены, увидев здесь, в Ярославской глубинке, такое диво. Монастырь раскинулся на возвышенности, к югу от него простирается сосновый бор, с западной и восточной стороны жмутся к древним стенам маленькие деревянные домики, извилистой причудливой лентой пробегают мимо река Устье. Обитель красива летом и зимой, днём и ночью; она обладает необыкновенной притягательностью и производит на всякого огромное впечатление своей подлинностью и мощью. Нет здесь фальши и лоска, а есть покой и величие, гармония и умиротворённость.

 

 

    

 

 

 

    По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был "черный" то есть лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор из Великого Новгорода. Прожил Феодор в одиночестве несколько лет. Неподалеку от его келии пролегала дорога к царствующему граду Москве и к Ростову. На дерево около этой оживленной дороги Феодор повесил кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришел инок Павел. "Феодор же ему очень обрадовался, аки некое сокровище обретения".

 

 

  •     

 

 

    Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить Ростовского князя Константина и епископа Ипатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного - указать для обители место.

    "Сергий же, много походив по пустыни сей, выбирает место зело красно" - невысокий холм на берегу реки Устье - и благословляет Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Феодору и Павлу деревянный крест берегли в монастыре как великую реликвию.