+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите в Ватсцапп и укажите пожалуйста когда можно перезвонить.
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

 

 


       

 

 

    Не каждый ли монастырь или отдельный храм есть врата небесные по своей сути, это так. Но суть должна быть явленной, и выражаться как подчеркивал отец Павел Флорентский через имя. Псково-Печерский Успенский монастырь не официально называют домом Пресвятой Богородицы, далеко не случайно это имя вышло из глубин народного сознания и закрепилась за Печерской обителью.

 

 

 

 

Расположенный в 340 километрах на юго-запад от Петербурга и в 50-ти на запад от Пскова, Успенский Псково-Печерский монастырь ведёт свою историю уже более пятисот лет. Здесь на северо-западных рубежах России, на древней псковской земле были взращены семена православной веры посеянные на руси ещё в X-ом веке святой равноапостольной княгиней Ольгой. Она по преданию родилась в Весе Выбутской недалёко от Пскова.

 

 

 

 

     Само пустынножительство на руси начало развиваться в конце XII начало XIII столетий, то есть, уже после основания Киево-Печерской Лавры которая являлась высочайшим образом иноческого Жития. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришёл в дремучий лес на берегу Днепра и поселился в дикой пещере. Он вернулся с горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера. Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных - это Киево-Печерская Лавра. Подобно Киево-Печерскому стали преобразовываться и Псковские монастыри Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров а также Псково-Печерский. 

 

 

 

 

Место где находятся псковские пещеры издавна было окружено таинственным ореолом. В древности речка Каменец была глубока, в ней водились бобры, а кругом стоял дремучий лес. В Печерских лесах охотились звероловы изборяне по прозванию Селиши. Они часто слышали церковное пение исходящее из горы, но никого не видели. Не зная истинной причины этого явления, звероловы приписывали созвучное пение ангелам и считали что это место пронизано Божьей благодатью. Возможно поэтому изборяне и приобрели эту землю у псковитян. Один из земельных участков достался крестьянину Ивану Дементьеву. Он поселился у речки и поставил сруб, который явился первым строением деревни Пачковки, названой по имени реки в которой впадал поток Каменец. Как-то раз Дементьев рубил лес на горе стоявшая на крутом обрыве дерево повалилось вниз и увлекло ещё несколько деревьев вместе с корнями. Земля в этом месте обсыпалось и глазам крестьянина открылась огромная нора с надписью Богом зданная печера. 

 

 

 

 

    Как оказалось в ней жили молитвенники, чьё пение и доносилось из под горы. Это открытие пещер произошло в 1392 году, когда почил светильник земли русской преподобный Сергий Радонежский. Иноки видят в этом промысел Божий считая что северо-западный светоч православия зажегся не только от Киево-Печерской, но и незримыми путями от Троице-Сергиевой Лавры. Сколько времени подвизались в пещере отшельники неизвестно также как и их имена. Только одно имя сохранило предание, имя преподобного Марка. Первые псковские монастыри подвергались страшным разорениям со стороны ливанских рыцарей, иноков убивали и забирали в плен. Не исключена версия что преподобный Марк в лесах и пещерах долины реки Каменец спасался именно от них. Из местного предания также известно, что жили в этом месте выходцы из Киевр-Печерской обители, которые бежали в псковские земли из-за многочисленных набегов крымских татар. 

    Иногда паломники спрашивают: "А правда ли что у Вас есть подземный ход который соединяет печры с Киевом и монахи пришли по подземному ходу." В ответ им говорят, что никакого подземного хода нету соединяющего с Киевом. Единственная связь с Киевом историческая. Как-бы там не было имено Марк положил начало святой обители печорской, явился ее предтечей. Предание о преподобном Марке повествует о том, как местные охотники видели на склоне холма молющегося старца. Он стоял обычно над местом будущего Успенского храма у трех камней под сенью огромных дубов. Один камень и поныне лежит в верхнем монастырском саду. А другие как предрологают ушли в землю. Также сохранился один из дубов, который был свидетелем тех древний событий. 

    Из соловецкой летописи явствует что этот отшельник является четвертым великим пустынножителем с подобным именем. Первым же был сам евангелист Марк . Проводя жизнь в отшельничестве и созерцании святой Марк Псково-Печерский побеждает плоть умерщвляет её во имя Богообщения. 

     Преподобный выдолбил дубовую колоду в виде лотки, которая служила ему постелью при жизни земной, а по окончании её стало гробом в котором был помещён в пещере. Святые пещеры пользуются сегодня особым почитанием. Вход в них находится рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись "БОГОМ ЗДАННЫЕ ПЕЩЕРЫ". Слева в помещение подобной часовне гробница преподобного Марка. Вторая гробница преподобного Ионы, которого считают уже непосредственным основателем Монастыря. 

    Вот его краткая история. Через  75 лет после открытия пещер священник Иоанн Шестник был послан как миссионер из Москвы в город Герт (ныне Тарту в Эстонии). Он приехал туда с женой и двумя сыновьями в 1467 году. Основанный Ярославом Мудрым город Юрьев постепенно пополнялся воинствующими католиками и утратил своё первоначальное название став Герт. Иоанн вместе с пресвитером Исидором сразу же столкнулся с ненавистью и гонениями на православных перенося множество оскорблений. 

    Когда начались притеснения со стороны ливонских рыцарей, они были вынуждены оттуда уйти чтоб сохранить жизнь детей. Узнав о Богом Зданных Пещерах, устроили храм, услышали и о кончине священномученика Исидора, который был в праздник Крещения ливонским рыцарем брошен под лёд и после того как скрылась река по весне, их тела вместе с прихожанами (более семидесяти) были найдены вверх по течению на берегу реки. И в покаянии они устроили Успенский собор. 

    Но как они устраивают собор? Отец Иоанн с матушкой Марией начинают искапывать нишу под храм в самой горе, чуть правее от входа в Богом зданные пещеры. Это и определило уникальность Успенского храма на все последующие века. 

 

 

 

 

 

Мощи преподобного Ионы почивают в пещерах рядом с мощами преподобного старца Марка и преподобной Вассы. Однажды при нападении на монастырь ливонский рыцарь, насмехаясь над, святыми мощами, хотел мечом открыть крышку гроба преподобной Вассы, но его опалило пламя истёкшее из гроба святой подвижницы пламя. Подобный  же случай имел место в 1918 году, в гражданскую войну. Разбойники пыталисьштыками открыть гроб преподобной, но и их опалило пламя... Во время хрущевских гонений приезжала специальная комиссия Министерства здравоохранения, которая подтвердила, что пламя, действительно, изошло из гроба, но это "якобы воспламенился фосфор". Таким образом, они невольно подтвердили чудо...

 

 

 

 

 

    Над входом в Никольскую башню находится икона Божией Матери "Одигитрия". Когда однажды в XVII веке, ночью, в монастырь ворвался шведский отряд, игумен с братией, готовые к смерти, вынесли навстречу неприятелю чудотворную икону Божией Матери "Одигитрия". На врагов напал страх, и они обратились в бегство. 

    Пресвятая Богородица является Небесной Защитницей Псково-Печерского монастыря. Поэтому наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) написал со своими помощниками ряд святых икон Божией Матери и установил их здесь - на месте древних Святых врат обители. 

 

 

 

 

 

    Она по преданию родилась в Весе Выбутской недалёко от Пскова.

 

 

 

 

 Псково-Печерская обитель - оплот Православия в северо-западных землях России. На псковской земле родилась святая равноапостольная княгиня Ольга, и здесь же она посеяла первые семена православной веры. Истоки монашеского подвига в этих местах прослеживаются в летописном сказании "Повесть о Псково-Печерском монастыре". На рубеже XIV - XV веков на северо-западе псковской земли, на границе с Ливонией, в глубоком овраге возле ручейка Каменец поселился первый инок по имени Марк. Возле трех валунов, два из которых можно видеть до сих пор в монастырском саду, молился Марк, пришедший сюда, вероятно, из Киево-Печерского монастыря, ища спасения от монголо-татар. Возможно, именно он принес сюда киевский обычай "пещерного жития", первым ископав в горе себе келью. Скорее всего, он прибыв на Псковщину не один, как свидетельствовали местные жители, слышавшие доносящиеся из пещер голоса несколько молящихся. В 1480 году преподобный Марк умер, а его нетленные мощи обретены в 1600 году и ныне покоятся в пещерах Псково-Печерского монастыря. 

    Там же находятся мощи преподобного Ионы, первого строителя обители, и его жены, - в иночестве Вассы, также причисленных к лику русских святых. Основатель монастыря Иоанн, по прозвищу Шестник (пришелец), был родом из Москвы,  служил в Юрьево-Ливонском Георгиевском храме (ныне г. Тарту)и был оттуда изгнан немецкими феодалами. Перебравшись с женой и детьми в Псков, он прослышал об открытии пещер и решил там поселиться, уйдя из мира. Неподалеку от пещеры Марка Иоанн стал копать в горе церковь. Во время строительства его жена тяжело заболела. Предвидя близкую кончину, она приняла иноческий постриг с именем Вассы. Таким образом она стала первой постриженицей будущей обители. Гроб ее был поставлен у входа в "Богом зданную пещеру", ибо попытки закопать гроб в землю каждый раз заканчивались тем, что наутро он оказывался на поверхности земли.

 

    Иоанн по смерти супруги также постригся, приняв имя Ионы, и продолжил сооружение пещерной церкви. 15 августа 1473 года по благословению архиепископа Феофила пещерный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен.  Этот день считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

 

    В 1521 году Псковской обители была подарена икона Успения Божией Матери. Эта икона прославилась многими чудотворениями. Существует целый список исцелений, совершившийся от этого образа по молитвам страждущих и болящих. Но от иконы Успения Божией Матери происходили и более впечатляющие чудеса. В 1581 году польский король Стефан Баторий осадил Псков. 8 сентября его войскам удалось сделать пролом в крепостной стене, захватить две башни и водрузить на них королевские знамена. Тогда ".... была принесена к проломному месту из соборной церкви Живоначальной Троицы святая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы Печерского монастыря

вместе с другими чудотворными иконами и мощами благоверного князя князя Гавриила-Всеволода и другими святынями. И в тот же час невидимо пришло спасение граду Пскову на проломе". Врага выбили из пролома и погнали за город, "и побежала литва от города в свои станы".

    Чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в настоящее время можно увидеть в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря. На ней изображена Богоматерь, лежащая на смертном одре. Внизу, перед одром, стоит Евангелие. У середины одра, с левой стороны, изображен Иисус, держащий на руках душу Богоматери.  По сторонам Его главы - ангелы с убрусами (полотенцами) в руках. Возле одра усопшей Богоматери стоят апостолы, причем Петр держит в руках кадило.

    Икона Успения Божией Матери не только охранительница, но и целительница, о чем вскользь уже упоминалось. Чаще всего просхоят исцеления от недугов зрения, особенно - в праздник Успения Богородицы 15 (28) августа. 

    Вернемся, однако,  к истории Псково - Печерского монастыря,  ибо богат он святынями, и еще не о всех сказано здесь. Истиный расцвет эта обитель пережила при десятом игумене - преподобномученике Корнилии. Он родился в Пскове 1501 году. Отроком учился в Мирожском монастыре - грамоте, иконописанию, различным ремеслам. Корнилий принял постриг в Псково - Печерскогм монастыре и уже через девять лет стал его игуменом. При нем число братии возросло с двенадцати до ста человек. Он расширил обитель - были прокопаны пещеры далее в глубь горы. В 1541 году был воздвигнут трапезный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.  Усилиями Корнилия вокруг монастыря были построены крепостные стены с мощными бащнями и крепкими воротами. В результате обитель стала почти неприступной для врагов.

    Корнилий жил в жестокое время Иоанна Грозного. Никто, даже обладавшим самым высоким авторитетом в стране, как, например, преподобный Корнилий, не мог чувствовать себя в безопасности. "Корнилий - игумен Печерского монастыря,  начальник,  муж святой и во преподобии мног и славен, ибо от мудрости своей во мнишеских трудах провозсиял", - так отзывался о Корнилии Печерском князь Андрей Курбский, сподвижник Иоанна Грозного,  один из образованнейших людей того времени. Он мог авторитетно о том свидетельствовать, ибо не раз бывал в монастыре и переписывалсч с игуменом. Именно это обстоятельство и сыграло трагическую роль в жизни игумена. Не согласный с иоанновской опричинной и опасаясь за собственную жизнь, Курбский в 1564 году бежал в Литву. В том же году участвовал в походе на Русь польского короля.

    О наездах Курбского в Печерскую обитель и его переписке с игуменом Корнилием доложили царю. После потопления в крови Новгорода Иоанн в середине февраля 1570 года явился в Псков. Люди в ужасе ждали такой же участи, какая постигла новгородцев. Вступив в город, Иоанн с удивлением увидел на всех улицах столы с явствами перед домами, а горожан - стоящих на коленях. Тут же к нему подьехал верхом на палочке, как ребенок, псковский юродивый Никола и сказал: "Иванушко! Иванушко! Покушай хлеба-соли, а не христианской крови!" Царь велел его схватить, но юродивый, как свидетельствует предание, стал невидим. Пораженный этим, Иоанн Грозный тотчас остыл от гнева. Затем он посетил Троицкую соборную церковь, где поклонился мощам псковского благоверного князя и чудотворца Всволода-Гавриила, внука Владимира Мономаха. После этого царь, зашел в келью юродивого Николы, который ждал там государя. Блаженный предложил высокому гостю сьесть кусок сырогоа мяса, на что Иоанн отвествовал: "Я христианин и не ем мяса в Великий пост". Тогда Никола сказал: "Ты делаешь хуже: питаешься плотию и кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога!" и стал грозить царю предсказывая ему несчастья. Тот так испугался, что тотчас покинул Псков, который остался невредим. Правда летопись свидетельствует, что перед тем Иоанн все же повелел снять колокол в Троицком соборе, после чего пал его лучший конь.

    Юродивый Никола Псковский впоследствии был канонизирован. Мощи его покоятся в гробнице Троицкого собора, на которой написано: "Преставился святый праведный Николай, Псковский чудотворец в лето 7084 (1576) февраля 28 числа". В этом же соборе почивают также мощи святых Всеволода-Гавриила и благоверного князя Псковского Довмонта, храброго защитника земли псковской от Литвы и Ливонских рыцарей.

 

 

 

 

    Михайловский собор построен в благодарность Божией Матери за спасение Пскова и Псково-Печерской обители от нашествия войск Наполеона. 

    Архитектором собора является Алоизий Иванович Руска, строители - настоятель архимандрит Венедикт и генерал-фельдмаршал Петр Христианович Виттенштейн. 

    В Михайловском соборе находятся древние чудотворные иконы Божией Матери: "Умиление" и "Одигитрия", знамя Псковского ополчения и мемориальные доски с именами погибших в 1812 году воинов.

    В память 200-летия победы над французскими завоевателями для Михайловском собора написаны новые иконы: на Святой Горе Афон - святого великомученика Георгия Победоносца, а в монастыре монахом Андреем (Кожевниковым) - Собор Псковских Святых. 

    Хоть Псков и был спасен, Грозный тем не менее подыскал себе жертву. В тот же день он отправился в Псково - Печерский монастырь. Корнилий с иконами встретил царя за монастырскими стенами. Подойдя к игумену, Иоанн собственной рукой отсек мечом ему голову. Затем опомнившийся царь на руках отнес истекающее кровью тело в помещение, за что путь, пройденный Иоанном, прозвали Кровавым. Согласно версии Андрея Курбского,  игумен Корнилий и его ближайший сподвижник старец Васиан скончались от пыток в Пскове.

    Как бы там ни было, тело Корнилия сначала было положено в стене "Богом зданной пещеры" , а в 1690 году его нетленные мощи "аки сокровище драгоценное" были перенесены в Успенскую церковь, где пребывают и поныне.

    С именем Корнилия Псково - Печерского связана еще одна монастырская святыня -кладезь. Хоть он и назван именем преподобномученика, но известен был еще до егог появления в монастыре. Им пользовались первые отшельники, жившие в пещерах. Однако считается, что свою целебнцную силу он получил благодаря молитвам сятого Корнилия. Кладезь расположен слева от входа в Успенский собор, под деревянным навесом.

    В Псково-Печерском монастыре можно увидеть еще несколько святынь: чудотворную икону Божией Матери "Умиление", принесшую в 18122 году спасение монастырю от наполеоновских войск

 

      Чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Богородицы "Умиление"

 

    Чудотворную икону Божией Матери "Одигитрия", отведшую от монастыря литовско-немецкую напасть в 1611 году; а также почитаемые Казанскую икону Божией Матери (XVII в.) и резной образ святителя Николая ("Никола Можайский", XVI в.)

 

 

 

 

    Монастырская жизнь проходит по Уставу и гармонично сочетает в себе церковное Богослужение и труды послушаний...

    Начало Богослужений совершается в определённое Уставом время суток, которое обозночается ударом часового колокола...

    Первые башенные часы рядом со звонницей были установлены ещё в XVI веке. В настоящее время работает часовой механизм производства XVII века. В прошлом веке они дважды ремонтировались реставратором Ю. Завариным. После второй реставрации был восстановлен секундный круг со стрелкой, имеющий 80 делений, что свойственно некоторым часам XVII века. 

    Старцы очень бережно и благоговейно относились ко времени и монастырским часам. Схиархимандрит Александр (Васильев) был благочинным монастыря более двадцати лет. Он говорил отвественнму за часы монаху Варлааму (Смирнову): 

    - Заводи часы ежедневно, следи за точностью хода, потому что вся жизнь монастыря распределена по часам. 

    Старец Симеон (Желнин), ныне преподобный Псково-Печерский, незадолго перед своей кончиной обратился к келейным часам: 

    - Благодарю вас, часики, за то, что я никогда не опаздывал к церковному Богослужению...

    Жизнь в распорядке дня по монастырскому Уставу - самое плодотворное использование времени для насельников обители...

    Башенные часы напоминают всем слова апостола, что нужно жить"...дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф. 5:16).

 

 

 

 

    Адрес

Россия 181500, Псковская область, город Печеры Псковские, ул. Международная 5