+7 (965)404-81-47
Ежедневно с 9:00 до 20:00
Если недоступен по телефону напишите на почту poezdki1@mail.ru
Собор во имя Святого Равноапостольногоо Князя Владимира ("Успения на Мокрушах")

Собор во имя Святого Равноапостольногоо Князя Владимира ("Успения на Мокрушах")

 

    У собора во имя Святого Равноапостольного Князя Владимира удивительная история и судьба.

    Храм трижды менял свое название. При Петре I в 1708 году он был освящен в честь святого Николая и назывался в народе на "Мокруше", поскольку находился в одном из самых низменных и затопляемых мест города. Пять лет спустя вместо деревянной была заложена небольшая мазанковая церковь Успения Пресвятой Богородицы.  Ее боковые приделы во имя святого Иоанна Предтечи и святителя Николая  ыли освящены в 1717 году, а главный, Успенский, придел - 12 апреля 1719 года митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским), чье подворье находилось рёнеподалеку. Петербургская сторона считалась тогда центром города и была густо населена, поэтому церковь получила ранг соборной. К 1732 года здание изрядно обветшало и пришлось снести колокольню при нем. В 1740 году по повелению Анны Иоанновны рядом с мазанковой начали строить каменную церковь по проекту архитектора М. Г. Земцова. Императрица хотела посвятить этот храм святому Иоанну Предтече, имя которого носили ее отец, царь Иоанн Алексеевич, и, внук, будущий император Иоанн Антонович (в младенчестве свергнутый с престола Елизаветой). Через два года после начала строительства отделкой и достройкой храма стал руководить архитектор П. А. Трезини.

 

 

 

    Став императрицей в результате переворота 25 ноября 1741 года, Елизавета повелела изменить проект и название храма. Она распорядилось вместо одноглавого строить храм "о пяти главах по древнему российскому обычаю", по образцу Успенского собора в Московском Кремле с добавлением колокольни и назвать его собором Успения Пресвятой Богородицы. Трезини в связи с этим составил новый проект. Он, однако, не понравился, отчего собор не был достроен и при императрице Елизавете Петровне.

 

 

 

Этот храм "о пяти главах" был великим "долгостроем": заложенный еще при императрице Анне Иоанновне в 1740 году, он был освящен 1 октября 1789 года в память святого равноапостольного князя Владимира,  крестившего Русь. Левый - Успенский - придел собора освятили гораздо раньше - 8 сентября 1773 года, а правый - Никольский - в 1794 году.

    Архитектура собора напоминает Троицкий собор Александро-Невской Лавры - и тот и другой достраивались архитектором И. Старовым. Возле главного входа в собор возвышается трехьярусная колокольня высотой более 57 м. На колокольне 7 колоколов, из которых самый большой, отлитый в 1779 году, весит 5 т. Собор вмещает до трех тысяч человек. Ни на стенах, ни на своде, ни в куполе росписей нет. Изображения четырех Евангелистов в парусах главного купола выполнены знаменитым русским живописцем Карлом Брюловым.

    Образа в иконостасах размещены в два яруса. Между ярусами в медальонах расположены иконы: Господь Саваоф, над ним - распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; в боковых приделах - Тайная Вечеря.

    В алтаре главного придела собора на стене апсиды размещены копии росписей В. Васнецова "Святое Причастие" в Киевском Владимирском соборе и изготовленный в 1910 году витраж с поясным изображением Спасителя. 

    На западной стене храма висят копии картин евангельских сюжетов известных европейских художников. В алтаре Успенского придела над входом в притвор и над дверью из притвора в храм можно увидеть три образа святого князя Владимира. У левого клироса находятся иконы Божией Матери "Скоропослушница" и Сергия Радонежского. В главном приделе размещены Иверская и Тихвинская иконы Божией Матери, "Знамение", "Всех скорбящих Радость", святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

    В сентябре 1940 года в собор Святого Равноапостольного Князя Владимира из закрвающейся церкви Смоленского кладбища была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Через семь лет Митрополит Гор Ливанских Илия Салиб возложил на икону золотой венец, украшенный драгоценными камнями. Чудотворная икона помещена в малахитовом киоте возле правого клироса.

    Казанская икона Божией Матери - самая распространенная в России из всех икон Богородицы. В 1579 году девятилетней дочери казанского стрельца Даниила Онучина Матрене в сновидении явилась Богородица и велела отыскать на пепелище сгоревшего дома Ее образ. Под печью указанного дома Матрена со своей матерью нашли завернутую в сукно икону. Весть о чудесной находке тотчас разнеслась по городу. Прибывшие на место обретения иконы иерархи местной церкви во главе с архиепископом Иеремией перенесли ее крестным ходом в первый православный храм Казани  - построенный Иоанном Грозным Благовещенский собор. Во время движения процессии прозрели двое слепых по имени Никита и Иосиф.

    В том же году с Казанской иконы сделали список (копию) и отправили его в Москву покорителю Казани царю Иоанну Грозному. Петр Великий перевез икону в Петербург в 1710 году, а двумя годами позже поместил в специально построенную для ее сохранения церковь Рождества Богородицы на Петербургской стороне на Посадской улице. В сентябре 1811 года чудотворная икона Казанской Божией Матери была торжественно перенесена в новый собор во имя Казанской иконы Божией Матери ( Казанский собор). Она размещалась в главном иконостасе собора. Риза из чистого золота была украшениа 1432 алмазами, 1665 брилиантами, 638 рубинами, 155 изумрудами, 7 сапфирами, более 1400 жемчужинами, коралловым крестом с бриллиантами  жемчугой и бирюзой.

    Весной 1918 года из Казанского собора пропало большое количество икон и церковной утвари. Такие пропажи повторялись неоднократно. В мае 1922 года из собора были изьяты почти все оставшиеся изделия из драгоценных металлов и камней, а через десять лет решением ВЦИКСССР Казанский собор был закрыт.